СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературнму чтению

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Студенокская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области




«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол № ______

от________________

«Принято»

на заседании

педагогического совета

Протокол № ______

от_________________

«Утверждено»

Приказ № ____ от ________

Директор МБОУ

«Студенокская средняя

общеобразовательная школа»

__________/ Е.Н. Кобзарева/









Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

2 класс

(2021-2022 учебный год)









Программу составила:

учитель начальных классов

Фалеева Марина Викторовна,

первая квалификационная

категория


с. Студенок, 2021 год

Содержание


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ……………4

2. Содержание учебного предмета, курса ………………………………….......5

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы …………………………………………………………..9

Приложение ……………………………………………………………………..11











































Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.

Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

  Цели обучения

         Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения  

          направлено на достижение следующих целей :

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать   и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского   кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта    младших школьников, формирование представлений о добре и   зле, справедливости и честности,   развитие   нравственных    чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

 Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

 Актуализация обучения младших школьников:

Углублять читательский опыт детей.

Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

 1. Планируемые результаты учебного предмета, курса

Предметные результаты:

• осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

• применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

• составлять план к прочитанному (краткий, картинный);

• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

• уметь слушать, осознанно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

• осуществлять поиск необходимой информации в художественных, научно-познавательных и учебных произведениях, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

• давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

• формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, «читательскую самостоятельность».

Метапредметные результаты:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

• использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях;

• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связейя. построения рассуждений;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Личностные результаты:

• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

• овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов;

• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

• развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


2. Содержание учебного предмета, курса.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений), осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная.

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического каталога, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).

Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.

Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, по-зволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по вос-произведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Говорение (умение говорить) (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопроса собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Работа со словом: умение распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме отета на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от-дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



Тема (раздел программы)

Количество часов В том числе контрольных работ

1

Введение. Знакомство с учебником.


2

Самое великое чудо на свете

4


2

Устное народное творчество

15


3

Люблю природу русскую. Осень

8


4

Русские писатели

14


5

О братьях наших меньших

12


6

Из детских журналов

9


7

Люблю природу русскую. Зима

9


8

Писатели – детям

17


9

Я и мои друзья

10


10

Люблю природу русскую. Весна

10


11

И в шутку и всерьез

14


12

Литература зарубежных стран

12


13

Резервные уроки

2


 

Итого:

136






Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

36 часов

Тест – 1; п. р. – 1; к. р. – 1;

проверка техники чтения - 2

2 четверть

28 часов

Тест -1; к. р. - 2;

проверка техники чтения

3 четверть

40 часов

П. р. – 1; к. р. – 1;

проверка техники чтения

4 четверть

32 часа

П. р. – 2; к. р. – 1;

проверка техники чтения

Итого:

136 часов (4 часа в неделю)

Из них 2 часа – резервные.

Тестов – 2; п. р. - 4; к. р. – 5;

 проверка техники чтения - 5































Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Знакомство с учебником (1 ч)




Самое великое чудо на свете (4 ч)



2

Игра «Крестики-нолики»



3

Самое великое чудо на свете



4

Библиотеки



5

Книги




Устное народное творчество (15 ч.)



6

Устное народное творчество



7

Русские народные песни



8

Русские народные потешки и прибаутки



9

Скороговорки, считалки, небылицы



10

Загадки, пословицы, поговорки



11

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»



12

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»



13

Сказка «У страха глаза велики»



14

Сказка «Лиса и тетерев»



15

Сказка «Лиса и журавль»



16

Сказка «Каша из топора»



17

Сказка «Гуси-лебеди»



18

Сказка «Гуси-лебеди»



19

Викторина по сказкам



20

КВН «Обожаемые сказки»




Люблю природу русскую. Осень. (8 ч.)



21

Люблю природу русскую. Осень.



22

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»



23

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»



24

А.Фет «Ласточки пропали…»



25

«Осенние листья» – тема для поэтов



26

В.Берестов «Хитрые грибы»



27

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»



28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»




Русские писатели (14 ч.)



29

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»



30

Стихи А Пушкина




31

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки



32

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»



33

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»



34

Обобщение по теме «Сказки Пушкина»



35

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»



36

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»



37

Л. Толстой «Старый дед и внучек»



38

Л. Толстой «Филипок»



39

Л. Толстой «Филиппок»



40

Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»



41

Весёлые стихи



42

Обобщение по разделу «Русские писатели»




О братьях наших меньших (12 ч)



43

О братьях наших меньших



44

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»



45

В.Берестов «Кошкин щенок»



46

Домашние животные



47

М.Пришвин «Ребята и утята»



48

М.Пришвин «Ребята и утята»



49

Е Чарушин «Страшный рассказ»



50

Е Чарушин «Страшный рассказ»



51

Б.Житков «Храбрый утёнок»



52

В.Бианки «Музыкант»



53

В.Бианки «Сова»



54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»




Из детских журналов (9 ч.)



55

Из детских журналов



56

Д.Хармс «Игра»



57

Д.Хармс «Вы знаете?..»



58

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»



59

Д.Хармс «Что это было?»



60

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»



61

Ю.Владимиров «Чудаки»



62

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»



63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»




Люблю природу русскую. Зима (9 ч.)



64

Люблю природу русскую. Зима



65

Стихи о первом снеге



66

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»



67

С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»



68

Сказка «Два Мороза»



69

С.Михалков «Новогодняя быль»



70

А.Барто «Дело было в январе»



71

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»



72

Игра «Поле чудес»




Писатели – детям (17 ч.)



73

Писатели – детям



74

К.Чуковский «Путаница»



75

К.Чуковский «Радость»



76

К.Чуковский «Федорино горе»



77

К. Чуковский «Федорино горе»



78

С.Маршак «Кот и лодыри»



79

С.Маошак «Мой секрет», «Сила воли»



80

С.Михалков «Мой щенок»



81

А.Барто «Верёвочка»



82

А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу»



83

А.Барто «Вовка добрая душа»



84

Н.Носов «Затейники»



85

Н.Носов «Живая шляпа»



86

Н.Носов «Живая шляпа»



87

Н.Носов «На горке»



88

Н.Носов «На горке»



89

Обобщение по разделу «Писатели- детям»




Я и мои друзья (10 ч.)



90

Я и мои друзья



91

Стихи о дружбе и обидах



92

Н.Булгаков «Анна, не грусти»



93

Ю.Ермолаев «Два пирожных»



94

В.Осеева «Волшебное слово»



95

В.Осеева «Волшебное слово»



96

В.Осеева «Хорошее»



97

В.Осеева «Почему?»



98

В.Осеева «Почему?»



99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»




Люблю природу русскую. Весна (10 ч.)



100

Люблю природу русскую. Весна



101

Стихи Ф.Тютчева о весне



102

Стихи А.Плещеева о весне



103

А.Блок «На лугу»



104

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…»



105

И.Бунин «Матери»



106

А.Плещеев «В бурю»



107

Е. Благинина «Посидим в тишине»



108

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»



109

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»




И в шутку и всерьёз (14 ч.)



110

И в шутку и всерьёз



111

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»



112

Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха



113

Б.Заходер Песенка Винни-Пуха



114

Э.Успенский «Чебурашка»



115

Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…»



116

Стихи Э.Успенского



117

Стихи В.Берестова



118

Стихи И.Токмаковой



119

Г.Остер «Будем знакомы»



120

Г.Остер «Будем знакомы»



121

В.Драгунский «Тайное становится явным»



122

В.Драгунский «Тайное становится явным»



123

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»




Литература зарубежных стран (17 ч.)



124

Литература зарубежных стран



125

Американская и английские народные песенки



126

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»



127

Ш.Перро «Кот в сапогах»



128

Ш.Перро «Кот в сапогах»



129

Ш.Перро «Красная Шапочка»



130

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»



131

Э.Хогарт «Мафин и паук»



132

Э.Хогарт «Мафин и паук»



133

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»



134

КВН «Цветик-семицветик»



135

Повторение пройденного



136

Повторение пройденного






21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!