СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ТНР»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области

«Шолоховская школа-интернат»

(ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»)














АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению


для 3 «Б» класса





Рабочую программу составила

учитель начальных классов

Неграмотнова Ю.Ю.

(высшая квалификационная категория)


р.п. Шолоховский

2021



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2 АООП НОО обучающихся с ОВЗ); с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант 5.2 предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. Учащиеся с ТНР характеризуются «отсутствием общеупотребительной речи», имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, препятствующими установлению речевого взаимодействия с окружающими.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям образованию сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями. Срок реализации АООП НОО ОВЗ ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» для обучающихся с ТНР в I отделении (1 дополнительный - 4 классы) составляет 5 лет. При освоении программы варианта 5.2 дети обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы.


Разработку адаптированной рабочей программы регламентируют следующие нормативные документы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  2. Примерная программа начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений;

  3. Авторская программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, (Москва, «Просвещение»);

  4. АООП НОО ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»;

  5. Календарный учебный график и Учебный план ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на 2021– 2022 учебный год;

  6. Программа воспитания на 2021-2026 г. ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».


Учебным планом ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на этапе начального общего образования, на изучение предмета выделяется 672 учебных часа: в 1 дополнительном классе на обучение грамоте приходится 132 часа (33 учебные недели), в 1 классе — 132 часа: из них на обучение грамоте – 92 часа, на литературное чтение – 40 часов (33 учебные недели), во 2–4 классах — по 136 часов (34 учебные недели в каждом классе).

В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год (35 недель) на изучение предмета выделяется 140 учебных часов.

Учебным планом ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» предусматривается изучение литературного чтения в 3 классе в объеме 140 часов (4 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий на 2021-2022 учебный год, Постановлением правительства РФ «О переносе выходных и праздничных дней (с субботы 1 января на вторник 3 мая; с воскресенья 2 января на вторник 10 мая, с субботы 5 мая на понедельник 7 марта) рабочая программа в 3 классе составлена на 137 часов (при необходимых 140 часах) за счёт уплотнения материала по теме «Литература зарубежных стран».

Количество часов, отводимое на изучение предмета «Литературное чтение», позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.

Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.

«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

  • развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей АООП НОО ОВЗ ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» соответствуют ФГОС НОО.

Вместе с тем выделяются дополнительные задачи реализации содержания:

  • овладение грамотой;

  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению;

  • развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;

  • развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося;

  • обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуаций;

  • расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении;

  • развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся;

  • формирование "чувства" языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных;

  • формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Исходя из выше сказанного детям с ТНР характерно: снижение активного и пассивного словаря, нарушение звукопроизношения, искажение слоговой структуры слова, недоразвитие лексико- грамматического строя речи, несформированность фонематических процессов, недоразвитие связанной речи. Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они, в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность ребенка.

Коррекционные задачи программы:

Создание условий, способствующих освоению детьми с ТНР АООП НОО.

Оказание коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения. Осуществление педагогической помощи детям с ТНР с целью коррекции нарушений устной речи; коррекции и профилактики нарушений чтения и письма. Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с ТНР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Для реализации Программы воспитания ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» использует следующие формы работы:

  • уроки-экскурсии;

  • занимательные уроки и пятиминутки;

  • уроки-путешествия;

  • викторины;

  • мультимедийные презентации;

  • тесты в электронных приложениях;

  • групповая работа и работа в парах.























II. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные результаты освоения программы:

    • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

    • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения программы:

  • осознанное чтение про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания) и с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть) в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения;

  • умение различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора разных жанров;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;

  • умение определять главную мысль, тему произведения; устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; выявлять связь событий, эпизодов текста;

  • отличать автора произведения от героя и рассказчика;

  • характеризовать героев, определять авторское отношение к героям, поступкам, описанной картине; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;

  • находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера; составлять портретные характеристики персонажей;

  • сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

  • осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения;

  • умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам;

  • умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста;

  • подробно, выборочно, сжато пересказывать содержание произведения; составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей;

  • рассказывать о прочитанных произведениях; читать по ролям, инсценировать;

  • придумывать продолжение прочитанного произведения; сочинять произведения по аналогии с прочитанным;

  • составлять рассказ по иллюстрациям, по началу;

  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений), корректировать собственный письменный текст;

  • умение приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

  • объяснение значения незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.













III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Учащиеся научатся:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.


Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • готовность принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.


Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся;

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • слушать собеседника и вести диалог (на доступном уровне), проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям, использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы (на доступном уровне) по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками (под руководством взрослого) задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию (на доступном уровне) с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.


Предметные результаты освоения программы

  1. Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • готовность рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • готовность задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.


  1. Творческая деятельность

Учащиеся научатся;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.


  1. Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

  • находить в произведении средства художественной выразительности;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.





















IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Вводный урок по курсу литературного чтения. Вступительная статья.

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Лирические народные песни.. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

Великие русские писатели

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

Литературные сказки

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Были-небылицы

М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон»

Поэтическая тетрадь 1

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».

Люби живое

М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если…». Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов

Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

Зарубежная литература Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.














V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Всего часов

Планируемые результаты


1.


Вводный урок


1 ч.


1 ч.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных): умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


2.


Самое великое чудо на свете


4 ч.


4 ч.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Обобщение полученной информации по истории создания книги. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


3.


Устное народное творчество


14 ч.


14 ч.

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.


4.


Поэтическая

тетрадь 1


11ч.


11ч.

Определение различных средств выразительности. Наблюдение за жизнью слова. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Определение эмоционального характера текста.


5.


Великие русские писатели


24 ч.


24 ч.

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному. Овладение приемами выразительного чтения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Формирование умения формулировать свои эмоционально оценочные суждения. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

6.


Поэтическая

тетрадь 2


6 ч.


6 ч.

Определение различных средств выразительности: наблюдение за жизнью слова. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Определение эмоционального характера текста.


7.


Литературные сказки


8 ч.


8 ч.

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных): формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения. Умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.


8.


Были-небылицы


10 ч.


10 ч.

Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения: умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.


9.


Поэтическая

тетрадь 1


6 ч.


6 ч.

Определение различных средств выразительности. наблюдение за жизнью слова. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Определение эмоционального характера текста.


10.


Люби живое


16 ч.


16 ч.

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Формирование умения формулировать свои эмоционально оценочные суждения. Умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.


11.


Поэтическая

тетрадь 2


8 ч.


8 ч.

Определение различных средств выразительности. Наблюдение за жизнью слова. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Определение эмоционального характера текста


12.


Собирай по ягодке - наберёшь кузовок


12 ч


12 ч

Определение эмоционального характера текста. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения. Осмысление содержания прочитанного текста.


13


По страницам детских журналов


8 ч.


8 ч.

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.


14.


Литература зарубежных стран


9 ч.


9 ч.

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.


Итого


137 ч.


137 ч.
































VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы.

Учебники / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.

1. Литературное чтение. Учебник.3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2. Литературное чтение. Учебник.3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Методические пособия

Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации.3 класс.

Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков.3 класс.


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Таблица «О тебе, моя Родина»

Таблица «Фольклор народов России»

Таблица «Малые жанры фольклора»

Таблица «Фольклор народов мира»

Таблица «Народные сказки»

Таблица «Русские народные волшебные сказки»

Таблица «Сказки народов России»

Таблица «Литературные сказки»

Таблица «Сказки писателей России»

Таблица «Сказки Зарубежных писателей»

Таблица «Стихи о родной природе»

Таблица «О детях и для детей»

Таблица «О наших друзьях животных»

Таблица «О Родине и родной природе»

Таблица «Волшебный мир сказок»




ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Интерактивная доска (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).


ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. Составители: Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина.

2 класс.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Учи. ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа

https://uchi.ru/

РЭШ — интерактивная образовательная онлайн-платформа

https://resh.edu.ru/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

http://www.megabook.ru/

Почитай-ка

http://cofe.ru/read-ka/

Лукошко сказок

http://lukoshko.net/r.ru

Сказка

http://www.skazka.com.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы

http://www.bibliotekar.ru/


ИГРЫ И ИГРУШКИ

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Плакатница для хранения схем и таблиц и т. п.



































VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Кол-во

часов

Тема

Дата

План

Факт

1

1

Вводный урок по курсу «Литературное чтение». Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

01.09


Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

1

Рукописные книги Древней Руси.

02.09


3

2

Первопечатник Иван Федоров.

06.09


4

3

О первопечатнике Иване Фёдорове.

07.09


5

4

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».


08.09


Устное народное творчество (14 ч)

6

1

Русские народные песни.

09.09


7

2

Шуточные народные песни.

13.09


8

3

Докучные сказки.

14.09


9

4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

15.09


10

5

Произведения прикладного искусства; дымковская и богородская игрушка.

16.09


11

6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

20.09


12

7

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

21.09


13

8

Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк».

22.09


14

9

Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк».

23.09


15

10

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

27.09


16

11

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

28.09


17

12

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

29.09


18

13

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

30.09


19

14

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа №1.

04.10


Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

20

1

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

05.10


21

2

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

06.10


22

3

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение - миниатюра «0 чём расскажут осенние листья».

07.10


23

4

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...».

11.10


24

5

А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

12.10


25

6

И.С. Никитин «Полно, степь моя...».

13.10


26

7

И. С..Никитин «Встреча зимы».

14.10


27

8

И.З. Суриков «Детство».

18.10


28

9

И.З.Суриков «Зима».

19.10


29

10

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь

20.10


30

11

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь Контрольная работа №1

21.10


Великие русские писатели (24 часа)

31

1

А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.Пушкина» А.С. Пушкин «За весной, красой природы...».

25.10


32

2

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

26.10


33

3

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета».

27.10


34

4

А. Пушкин «Зимнее утро».

28.10


35

5

А.Пушкин «Зимний вечер».

08.11


36

6

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

09.11


37

7

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Герои литературной сказки.

10.11


38

8

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане.

11.11


39

9

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане.

15.11


40

10

И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове.

16.11


41

11

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

17.11


42

12

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

18.11


43

13

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица».

22.11


44

14

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

23.11


45

15

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...».

24.11


46

16

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

25.11


47

17

М.Ю. Лермонтов «Осень».

29.11


48

18

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

30.11


49

19

Л.Н.Толстой «Акула».

01.12


50

20

Л.Н.Толстой «Прыжок» Л.Н.Толстой «Акула».

02.12


51

21

Л.Н.Толстой «Прыжок».

06.12


52

22

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

07.12


53

23

Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?».

08.12


54

24

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

Контрольная работа №2

09.12


Поэтическая тетрадь 2 (6ч)

55

1

Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?»

13.12


56

2

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака».

14.12


57

3

В. Берестов «Кошкин щенок».

15.12


58

4

М. Пришвин «Ребята и утята».

16.12


59

5

М. Пришвин «Ребята и утята».

20.12


60

6

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

21.12


Литературные сказки (8 ч)

61

1

Д. Хармс «Игра».

22.12


62

2

Д. Хармс «Вы знаете?...».

23.12


63

3

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи».

27.12


64

4

Д. Хармс  «Что это было?» Н. Гернет, Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог».

28.12


65

5

Ю. Владимиров «Чудаки».

29.12


66

6

А. Введенский «Учёный Петя».

30.12


67

7

А. Введенский «Лошадка».

10.01


68

8

Обобщение по разделу «Из детских журналов».

11.01


Были-небылицы (10 ч)

69

1

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

12.01


70

2

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

13.01


71

3

К.Паустовский. «Растрепанный воробей».

17.01


72

4

К.Паустовский. «Растрепанный воробей». Герои произведения.

18.01


73

5

К.Паустовский. «Растрепанный воробей». Характеристика героев.

19.01


74

6

А. Куприн «Слон».

20.01


75

7

А. Куприн «Слон».

24.01


76

8

А. Куприн «Слон».

25.01


77

9

А. Куприн «Слон».

26.01


78

10

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

Проверочная работа №2.

27.01


Поэтическая тетрадь № 1 (6ч)

79

1

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»

31.01


80

2

С. Черный. «Воробей», «Слон».

01.02


81

3

А. Блок. «Ветхая избушка».

02.02


82

4

А. Блок. «Сны», «Ворона».

03.02


83

5

С. Есенин. «Черемуха».

07.02


84

6

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Тест № 2

08.02


Люби живое (16 ч)



85

1

Знакомство с названием раздела «Люби живое». М. Пришвин. «Моя Родина».

09.02


86

2

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

10.02


87

3

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

14.02


88

4

В.И. Белов «Малька провинилась».

15.02


89

5

В.И. Белов «Еще про Мальку».

16.02


90

6

В. Бианки. «Мышонок Пик».

17.02


91

7

В. Бианки. «Мышонок Пик».

21.02


92

8

В. Бианки. «Мышонок Пик».

22.02


93

9

Б. Житков. «Про обезьянку».

24.02


94

10

Б. Житков. «Про обезьянку».

28.02


95

11

Б. Житков. «Про обезьянку».

01.03


96

12

Б. Житков. «Про обезьянку».

01.03


97

13

В. Дуров «Наша Жучка».

02.03


98

14

В. Астафьев. «Капалуха».

03.03


99

15

В. Драгунский. «Он живой и светится».

05.03


100

16

Обобщающий урок по разделу: «Люби живое».

Контрольная работа №4

09.03


Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

1

С.Я.Маршак. «Гроза днем».

10.03


102

2

С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной».

14.03


103

3

А. Барто «Разлука», «В театре».

15.03


104

4

А. Барто «В театре».

16.03


105

5

С. Михалков. «Если», "Рисунок».

17.03


106

6

Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

21.03


107

7

Проект «Праздник поэзии» .

22.03


108

8

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Тест №3

23.03


«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (12ч)

109

1

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

24.03


110

2

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

04.04


111

3

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

05.04


112

4

Э. Успенский «Чебурашка».

06.04


113

5

Э. Успенский «Чебурашка».

07.04


114

6

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

11.04


115

7

Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память».

12.04


116

8

В. Берестов «Знакомый», « Путешественники», «Кисточка».

13.04


117

9

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

14.04


118

10

Г. Остер «Будем знакомы».

18.04


119

11

В. Драгунский «Тайное становится явным».

19.04


120

12

В. Драгунский «Тайное становится явным».

20.04


По страницам детских журналов (8 ч)

121

1

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы.

21.04


122

2

Ю. Ермолаев «Проговорился».

25.04


123

3

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

26.04


124

4

Г. Остер. «Вредные советы».

27.04


125

5

Г. Остер «Как получаются легенды».

28.04


126

6

Р. Сеф. «Веселые стихи».

04.05


127

7

Создание сборника добрых советов.

05.05


128

8

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».

Проверочная работа №4.

11.05


Зарубежная литература (9 ч)

129

1

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей».

12.05


130

2

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей».

16.05


131

3

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

17.05


132

4

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

18.05


133

5

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

19.05


134

6

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

Контрольная работа № 5.

23.05


135

7

Итоговая комплексная работа.

24.05


136

8

Итоговая комплексная работа.

25.05


137

9

Обобщающий урок за курс 3 класса.

26.05



























































33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!