С.СВЕТЛОРЕЧНОЕ ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАЙОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕТЛОРЕЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от 27.08.2020г. № 137
Директор МБОУ Светлоречной СОШ
_________ Е.А.Задорожняя
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Уровень общего обучения (класс) начальное общее образование 1 класс
Количество часов 132 часа
Учитель Коваленко Анна Ильинична
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам с учётом авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»- М: «Просвещение», 2015г
Учебники: «Азбука.» в 2 частях, В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшктн, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, М: «Просвещение», 2015г,
«Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованов, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина,М: «Просвещение», 2015
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета литературное чтение.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
Осозновать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей.
Понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями.
Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности.
Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст.
Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах.
Работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Формирование универсальных учебных действий(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Планируемые результаты начального образования по предмету
Раздел | Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения |
В процессе обучения учащиеся научатся | Примеры учебных ситуаций уч-ся могут самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых |
Система языка. Коммуникация. Познание. Язык. Речь | Уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих, обнаруживать возрастающее понимание ее возможностей; более осознанно и ответственно использовать язык для: # более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений; # социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние; # получения удовольствия от чтения и письма для себя, от общения со сверстниками; # углубления понимания действительности, получения новых знаний; # организации своего процесса учения и рефлексии. | Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и слушание как эффективные стратегии учения. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени читать художественную и нехудожественную литературу, вести дневник впечатлений. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени писать, преследуя различные цели – информативные или творческие, писать для себя и для других. Учащиеся могут участвовать в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения. Они могут использовать письменную речь для фиксации, структурирования и организации мыслей, например, перед выступлением. Учащиеся могут фиксировать, обсуждать и оценивать свое продвижение в обучении |
Система языка. Коммуникация. Познание. Звуки и буквы: графика | Понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл, выделять среди различных способов символьного обозначения буквы, отличать их от звуков. | Учащиеся, изучая в группах, каким образом различные знаки (например, иконки на мониторе компьютера) передают значение, выдвигают гипотезы о том, что делает эти знаки понятными и эффективными. Они могут написать сообщение разными способами (собственными условными значками, буквами, рисунками и т. Д.), оценить на этой основе значение букв. Они могут сравнивать различные используемые способы записи информации (пиктограммы, иероглифы, буквы и т. П.). Учащиеся на основе сопоставления устной и письменной речи сравнивают звуки и буквы, выделяя их сходство и различие. Они могут прокомментировать смысл пословицы «Что написанопером…», выдвинуть гипотезы о назначение букв и требованиях к их написанию |
| Демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений: # узнавать и называть все буквы русского языка; # различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых звуков; # читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение. | Учащиеся, работая в парах или группах, могут вести наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением, в каждом случае объясняя несовпадение. Они участвуют в коллективном составлении списка подобных слов, выписывая их на настенные плакаты. Учащиеся, работая в парах или группах, могут определять соотношение звуков и букв в словах типа мел—мель, яма, ель и т. П. Учащиеся, работая в парах или группах и пользуясь различными словарями, справочниками и т. П., составляют списки слов с разделительными ь и ъ, которые затем объединяют в настенные плакаты, располагая слова тематически и/или по алфавиту |
| Правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита и уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания и поиска слов и названий | Учащиеся могут принять участие в составлении классной алфавитной книги. На основе знакомства с разными вариантами оформления алфавитных книжек они могут предложить свой вариант оформления классной алфавитной книги, подбирать к ней иллюстрации, делать рисунки. Они могут участвовать в составлении тематических списков слов, располагая их по алфавиту внутри каждой группы. |
Система языка. Коммуникация. Познание. Части речи. Классификация. Морфологические признаки | Связывать смыслоразличительную функцию слов с их лексическим значением и грамматическими признаками на основе морфологического анализа и анализа употребления слов в речи: # выявлять самостоятельные (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения) и служебные (предлоги, союзы) части речи; # сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их морфологическим признакам, различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные; # выделять неизменяемые и изменяемые части речи, устанавливать начальные формы существительных, прилагательных, личных местоимений, глаголов и способы их изменения; # определять: — род, число, падеж, склонение имен существительных; — род, число, падеж имен прилагательных; — форму, спряжение и время глаголов, число и лицо глаголов в настоящем и будущем времени, род глаголов в единственном числе прошедшего времени. | Работая в группах со списками существительных, прилагательных и глаголов в начальной форме, учащиеся сравнивают возможности передачи информации с помощью слов только одной части речи, двух и трех частей речи. Они могут установить значение и вопросы, на которые отвечают слова отдельных частей речи, необходимость и способы изменения форм слов для более полной и точной передачи информации. Они могут обсуждать и выдвигать предположения о наиболее эффективных способах организации речи, о необходимости служебных слов. Работая в парах, учащиеся могут выявлять и фиксировать количество существительных, прилагательных, глаголов, личных местоимений, предлогов, союзов в небольших отрывках художественных и учебных текстов, в знакомых текстах одного и того же автора и текстах на одну тему разных авторов, в текстах-описаниях и текстах-рассуждениях, в устной речи мальчиков и девочек (например, привзаимном пересказе соседу одного и того же текста). Работая в группах со специально подобранными предложениями, учащиеся изучают возможные способы изменения существительных, прилагательных, глаголов. Они могут обсуждать и сравнивать грамматические признаки этих частей речи, сравнивать способы их изменения в русском и ином языке (например, родном или изучаемом иностранном), с помощью учителя устанавливать и применять основные грамматические правила. |
Система языка. Коммуникация. Познание. Правописание | Правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать: # характер затруднения: — правописание гласной/согласной или их сочетания; — употребление ь/ъ; — употребление строчной/прописной буквы; — слитное/раздельное написание слова; # лексическое значение слова; # часть речи, которой выражено слово; # морфему (корень, приставка, окончание), в написании которой возникло затруднение; # вид орфограммы и орфографическое правило; # орфографическое правило, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания: — звукослоговой анализ и/или послоговое чтение; — изменение формы слова, подбор однокоренного слова; — постановка вопроса (падежного, к определяемому прилагательному, к глаголу); — сличение с образцом; — обращение к памяткам и/или орфографическому словарю; — перефразирование текста, с использованием синонимов и контекстных замен. Писать (самостоятельно и под диктовку) предложения и небольшие тексты, правильно расставляя в них знаки препинания (в объеме изученных правил); в затруднительных случаях: # устанавливать характер затруднения (знаки конца предложения и/или употребление запятой) и соответствующую пунктограмму; # применять нужное правило, выбирая адекватный способ проверки (интонирование, определение грамматических основ, выявление однородных членов, определение характера связи между простымипредложениями в составе сложного и т. П.) | Учащиеся, работая в группах над предложенными текстами, могут находить и выделять в словах орфограммы, соотносить их с изученными морфемами, объяснять написание слов. Они могут: группировать выделенные слова по видам орфограмм, подбирать слова на данное правило; находить и выделять в предложениях и текстах изученные пунктограммы, пояснять расстановку знаков препинания. Работая в группах, учащиеся с помощью учителя ведут работу по составлению классного справочника по правописанию (орфографии и пунктуации). Они могут предлагать и обсуждать удобный для поиска рубрикатор, пополнять по мере изучения грамматических правил справочник новыми примерами и рубриками; при необходимости пользоваться составленным справочником. Учащиеся могут обсуждать порядок действий при различных затруднениях в написании слов и постановке знаков препинания, составлять с помощью учителя памятки и алгоритмы. Они могут обсудить и выработать с помощью учителя критерии и нормы оценки навыка правописания, использовать их в процедурах само и взаимооценки с тем, чтобы определить свои сильные и слабые стороны, совершенствоваться в правописании. Учащиеся могут аккуратно, без ошибок списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, несложный текст объемом 70—90 слов. Они могут аккуратно, без ошибок списать, расставляя пропущенные знаки препинания, несложный текст объемом 70—90 слов. Они могут самостоятельно составить небольшой текст и/или написать под диктовку слова, предложения и несложный текст объемом 70—90 слов с изученными орфограммами и пунктограммами, перечесть написанное, и аккуратно исправить допущенные неточности и ошибки. |
Общеучебные умения и навыки
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
-Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.
-Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
-К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
-Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
-Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
-Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
-Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по литературному чтению
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
-наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
-автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
-имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
Навык чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Оценка скорости чтения.
Классы | скорость чтения (количество слов в минуту) |
«5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
Полугодия | I II | I II | I II | I II | |
I класс | - 30 | 20 | 15 | менее 15 | __ |
II класс | 40 50 | 30 40 | 20 30 | менее 20 |
III класс | 60 70 | 50 60 | 40 50 | менее 40 |
IV класс | 80 90 | 70 80 | 60 70 | менее 60 |
Проверка техники чтения проводится 1 раз в I первом классе в конце учебного года, а во II – IV классах 2 раза в год в конце каждого полугодия. Проверка осуществляется по тексту, законченному в смысловом отношении. Количество слов в тексте должно быть больше, чем это предусмотрено в скорости чтения. Время учитывается со второго или третьего предложения, когда ученик преодолевает волнение и начинает читать в обычном для него темпе.
Требования к способу чтения
I класс – плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами;
II класс – плавное чтение целыми словами;
III класс – достаточно беглое плавное чтение словами и словосочетаниями;
IV класс – плавное, достаточно беглое чтение словосочетаниями и фразами.
Раздел 2.Содержание учебного предмета литературное чтение.
В программе «Литературное чтение» представлено пять основных содержательных линий.
Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Вторая содержательная линия – Техника чтения– определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
Первоначальное литературное образование – третья содержательнаялиния. Она раскрывает основные литературоведческие термины ипонятия, которые усваивает младший школьник за время обучения вначальной школе.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание,обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая
обеспечивает развитие аудирования,говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения).
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Круг детского чтения
Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два‑три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
Раздел 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)» (93 часа)
№п/п | | Тема урока | Кол-во часов | Дата По плану | Дата фактически |
Добукварный период (16 часов) 1 четверть. |
1 | «Азбука» — первая учебная книга. | 1 | 01.09 | |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 | 02.09 | |
3 | Слово и предложение. | 1 | 04.09 | |
4 | Слог. | 1 | 07.09 | |
5 | Ударение. | 1 | 08.09 | |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | 09.09 | |
7 | Звуки в словах. | 1 | 11.09 | |
8 | Слог-слияние. | 1 | 14.09 | |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | 15.09 | |
10-11 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 2 | 16.09-18.19 | |
12 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 | 21.09 | |
13 | Гласный звук [и], букваи. | 1 | 22.09 | |
14 | Гласный звук [ы], буквы ы. | 1 | 23.09 | |
15 | Гласный звук [у], буква У,у. | 1 | 25.09 | |
16 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | 28.09 | |
Букварный период |
Обучение чтению (59 ч) |
17-18 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 2 | 29.09-30.09 | |
19-20 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 2 | 02.10-05.10 | |
21-22 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 2 | 06.10-07.10 | |
23-24 | Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. | 2 | 09.10-12.10 | |
25-26 | Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л. | 2 | 13.10-14.10 | |
27-28 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 2 | 16.10-19.10 | |
29-30 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | 2 | 20.10-21.10 | |
31-32 | Гласные буквы Е, е. | 2 | 23.10-06.11 | |
33 | Гласные буквы Е, е. | 1 | 09.11 | |
34 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 | 10.11 | |
35 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 | | 11.11 | | | | |
36 | | | | 1 | 13.11 | |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. |
37-38 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 2 | 16.11-17.11 | |
39-40 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 2 | 18.11-20.11 | |
41-42 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 2 | 23.11-24.11 | |
43 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 | 25.11 | |
44-46 | Гласные буквы Я, я. | 3 | 27.11-30.11. 01.12 | |
47-48 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 2 | 02.12-04.12 | |
49-50 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 2 | 07.12-08.12 | |
51-52 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Разделительный ь. | 2 | 09.12-11.12 | |
53-54 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 2 | 14.12-15.12 | |
55-56 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 2 | 16.12-18.12 | |
57-58 | Гласные буквы Ё, ё. | 2 | 21.12-22.12 | |
59-60 | Звук [j’], буквы Й, й. | 2 | 23.12-25.12 | |
64-65 | 3четверть Гласные буквы Ю, ю. | 2 | | 28.12-29.12 | | | | |
66 | Гласные буквы Ю, ю. | | 1 | 11.01 | |
67-68 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 2 | 12.01-13.01 | |
69-70 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 2 | 15.01-18.01 | |
71-72 | Мягкий глухой согласный звук [щ’].Буквы Щ, щ. | 2 | 19.01-20.01 | |
73-74 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 2 | 22.01-25.01 | |
75 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | 26.01 | |
Послебукварный период (16 ч) | | |
76-77 | Как хорошо уметь читать | 2 | 27.01-29.01 | |
78 | Одна у человека мать; одна и родина | 1 | 01.02 | |
79 | История славянской азбуки. | 1 | 02.02 | |
80 | В. Крупин. Первый букварь. | 1 | 03.02 | |
81 | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг. | 1 | 05.02 | |
82 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | 08.02 | |
83 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. | 1 | 09.02 | |
84 | К.И. Чуковский. Телефон. | 1 | 10.02 | |
85 | К.И. Чуковский. Путаница. | 1 | 12.02 | |
86 | В.В. Бианки. Первая охота. | 1 | 16.02 | |
87 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. | 1 | 24.02 | |
88 | М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | 1 | 26.02 | |
89-90 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 2 | 01.03-02.03 | |
91 | Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова. Песенка — азбука. | 1 | 03.03 | |
92 | Проект: «Живая Азбука». | 1 | 05.03 | |
93 | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. | 1 | 09.03 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (39 ЧАСОВ)
№ п/п | | Тема урока | | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| |
| Жили-были буквы (6 ч.) |
1 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | 10.03 | |
2 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | 1 | 12.03 | |
3 | С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». | 1 | 15.03 | |
4 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Ктокак кричит?». | 1 | 16.03 | |
5 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | 17.03 | |
6 | Повторение и обобщение по разделу «Жили-были буквы». | 1 | 19.03 | |
Сказки, загадки, небылицы(7ч) |
7 | Е. Чарушин «Теремок». | 1 | 29.03 | |
8 9 | 4 четверть Русская народная сказка «Рукавичка». Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 1 | 30.03 31.03 | |
10 | Загадки, песенки. | 1 | 02.04 | |
11-12 | Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | 2 | 05.04-06.04 | |
13 | | | А. Пушкин Стихи и сказки | 1 | 07.04 | |
14 | Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | 09.04 | |
15 | Из старинных книгОбобщение по разделу «Узнайсказку». | 1 | 12.04 | |
Апрель,апрель! Звенит капель (5ч.) |
16 | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась…» | 1 | 13.04 | |
17 | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». | 1 | 14.04 | |
18 | Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхниной, Е.Трутневой. | 1 | 16.04 | |
19 | Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. | 1 | 19.04 | |
20 | Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». | 1 | 20.04 | |
И в шутку и всерьез (7ч.) |
21 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | 1 | 21.04 | |
22 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | 23.04 | |
23 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».О. Григорьев «Стук» | 1 | 26.04 | |
24 | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»К. Чуковский «Телефон» | 1 | 27.04 | |
25 | М. Пляцковский «Помощник». | 1 | 28.04 | |
26 | Из старинных книг. | 1 | 30.04 | |
27 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». | 1 | 04.05 | |
Я и мои друзья - 7ч. |
28 | Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». | 1 | 05.05 | |
29 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». | 1 | 07.05 | |
30 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Аким «Моя родня». | 1 | 11.05 | |
31 | С. Маршак «Хороший день». | 1 | 12.05 | |
32 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу» | 1 | 14.05 | |
33 | Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». | 1 | 17.05 | |
34 | Обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 | 18.05 | |
О братьях наших меньших - 6ч |
35 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». | 1 | 19.05 | |
36 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». | 1 | 21.05 | |
37 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». | 1 | 24.05 | |
38 | В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». | 1 | | |
3940 | Д. Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и Ёж». Из старинных книг Обобщающий урок «О братьях наших меньших». | 2 | | |
40 | Итоговый урок. | 1 | | |
СОГЛАСОВАНА методическим советом МБОУ Светлоречной СОШ протокол 27.08. 2020 года № 1 Руководитель МС________/ Г.В.Рябова./ Подпись Ф.И.О Лист корректировки рабочей программы Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | 1 | Согласно рабочей программе | 02.11.2020 | Приказ МБОУ Светлоречной СОШ от 30.10.2020 №237 «О внесении изменений в календарный график на 2020-2021 уч.год» | Перенос занятий: 02.11.2020 и 03.11.2020 на 28.12.2020 и 29.11.2020 | Согласно рабочей программе | 1 | Согласно рабочей программе | 03.11.2020 | Приказ МБОУ Светлоречной СОШ от 30.10.2020 №237 «О внесении изменений в календарный график на 2020-2021 уч.год» | Перенос занятий: 02.11.2020 и 03.11.2020 на 28.12.2020 и 29.11.2020 | Согласно рабочей программе | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | СОГЛАСОВАНА Заместителем директора по УВР ______________ Г.В.Рябова 27.08. 2020 года |
6