СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению.»



Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

● осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

● формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

● знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

● восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

● полноценное восприятие художественной литературы;

● эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.


Метапредметные результаты:

● освоение приёмов поиска нужной информации;

● овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.);

● умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

● формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

● овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.



Предметные результаты:

● формирование необходимого уровня читательской компетентности;

● овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

● элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

● умение пользоваться словарями и справочниками;

● осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

● умение составлять несложные монологические высказывания о произведении ( героях.событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать ( читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.


















Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно - познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей. Дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.



Библиографическая культура.

Книга, как особый вид искусства. Книга, как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.



Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).



Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам и небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей; определение главной мысли текста; деление текста на части; определение микротем; ключевые или опорные слова; построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение ( культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту: выслушивать, не перебивая собеседника, и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни.художественного произведения), в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётоммногонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.



Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор , гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения, его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика (композиция), литературная (авторская) сказка.





















































Содержание учебного предмета

Подготовительный период – 16 ч.

Букварный период – 64 ч.

Послебукварный период – 12 ч.









































Содержание учебного предмета

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

Жили-были буквы (7 ч)

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность « Создаём город букв», « Буквы – герои сказок».

Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.





Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Сказки авторские и народные « Курочка-ряба», « Теремок», « Руковичка», « Петух и собака». Сказки А.С.Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

Апрель, апрель! Звенит капель(6 ч)

Лирические стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмако­вой, Т. Белозерова, Е. Трутневой.Проект: « Составляем сборник загадок»

И в шутку, и всерьез(7 ч)

Весёлые стихи для детей О.Григорьева, И. Токмаковой, К. Чуковского, О. Дриза, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я.Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

Я и мои друзья(7 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благини­ной, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Бе­рестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаи­моотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших(5 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рас­сказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляц­ковского, Г. Сапгира, В. Берестова, К. Сладкова, Д. Хармса, К- Ушинского.

Тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)


№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

по пла

ну

фактически







Подготовительный период – 16 ч.



1



Азбука - первая учебная книга. Речь устная и письменная.

1

2



Речь устная и письменная. Предложение.

1

3



Предложение. Слово.

1

4



Предложение. Слово. Слог.

1

5



Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.

1

6



Звуки в окружающем мире. Звуки речи.

1

7



Гласные и согласные звуки.

1

8



Образование слога. Закрепление знаний о звуках русского языка.

1


9




Гласный звук [а], буквы А, а.

1

10



Гласный звук а], буквы А, а. Закрепление.

1

11



Гласный звук [о], буквы О, о.

1

12



Гласный звук [о], буквы О, о.Закрепление.

1

13



Гласный звук [и], буквы И, и.

1

14



Гласный звук [и], буквы И, и. Закрепление.

1

15



Гласный звук [ы], буква ы.

1

16



Гласный звук [у], буквы У, у.

1






Букварный период – 64 ч.



17



Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н],[н̕ ]

1

18



Буквы Н, н обозначающие согласные звук [н],[н̕ ]

1

19



Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с],[с̕ ].

1

20



Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с],[с̕ ]

1

21



Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к̕ ]

1

22



Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к̕ ]

1

23



Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т],[т̕ ]

1

24



Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т],[т̕ ]

1

25



Чтение слов, предложений с буквами Т, т.

1

26



Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки [л], [л̕ ]

1

27



Чтение слов, предложений с буквами Л, л

1

28



Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р],[р̕]

1

29



Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р],[р̕ ]

1

30



Буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в̕ ]

1

31



Буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в̕ ]

1

32



Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й'э].

1

33



Буква Е – показатель мягкости согласного звука.

1

34



Повторение и закрепление пройденного материала

1

35



Буквы П, п, обозначающие согласные звуки[п],[п̕ ].

1

36



Буквы П, п, обозначающие согласные звук [п],[п̕ ] .

1

37



Буквы М.м, обозначающие согласные звуки[м],[м̕ ]

1

38



Буквы М, м, обозначающие согласные звуки[м],[м̕ ]

1

39



Чтение текстов и слов с буквами М, м.

1

40



БуквыЗ, з, обозначающие согласные звуки [з], [з̕ ]

1

41



Чтение слов, текстов с буквами З, з.

1

42



Буквы Б ,б , обозначающие согласные звуки [б], [б̕'].

1

43



Буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б̕]

1

44



Чтение слов, текстов с буквами Б, б. Звуки

[б], [б̕'] - [п], [п'].

1

45



Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д̕]

1

46



Чтение слов и текстов с буквамиД, д. Парные согласные звуки [д], [д'] - [т], [т'].

1

47



Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки

[й̕ а]

1

48



Буква Я – показатель мягкости согласных звуков.

1

49



Чтение текстов. Повторе-ниепройденного о буквах я, е.

1

50



Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г̕].

1

51



Чтение предложений и текстов с буквами Г, г. Парные согласные звуки [г], [г'] - [к], [к'].

1

52



Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч̕ ].

1

53



Звук [ч̕]. Чтение слов, предложений с буквой ч, буквосочетания ча, чу.

1

54



Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков.

1

55



Разделительный Ь.

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

1

56



Звук [ш], буквы Ш , ш.


1

57



Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш.

1

58



Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж].

1

59



Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж.

1

60



Буквы Ё, ё, обозначаю-щие два звука [й' о].

1

61



Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков.

1

62



Звук [й], буква й.


1

63



Звук [й], буква й.

Закрепление.

1

64



Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х],[х̕ ]

1

65



Чтение слов, предложений, текстов с буквами Х, х.

1

66



Буквы Ю, ю, обозначаю-щие два звука [й' у].

1

67



Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков.

1

68



Буквы Ц, ц, обозначаю-щие согласный твёрдый звук [ц].

1

69



Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ц, ц.

1

70



Звук [э], буквы Э, э.

1

71



Чтение слов, предложе-ний, текстов с буквами Э, э

1

72



Буквы Щ, щ, обозначаю-щие согласный звук [щ].

1

73



Чтение слов, предложений, текстов с буквами Щ, щ.

1

74



Буквы Ф, ф, обозна-чающие согласный звук [ф],[ф̕ ].

1

75



Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ф.

1

76



Знакомство с буквой Ъ.


1

77



Буквы Ъ и Ь знаки.


1

78



Алфавит.


1

79



Алфавит. Звуки и буквы.

1

80



Как хорошо уметь читать!





Послебукварный период – 12 ч.




81



К. Ушинский « Наше Отечество».

1

82



В. Крупин «Первоучи-телиславянские», «Первый букварь»

1

83



А.С.Пушкин « Только месяц показался».

1

84



Л.Н. Толстой,

К.Ушинский о детях.

1

85



К.Чуковский

«Телефон», «Путаница»

1

86



В.Бианки «Первая охота», С.Маршак « Угомон», «Дважды два».

1

87



М. Пришвин

«Предмайское утро», «Глоток молока».

1

88



А.Барто «Помощница»,

« Зайка», « Игра в слова».

1

89



С. Михалков « Котята»


1

90



Б.Заходер « Два и три», «Песенка – азбука».


91



В.Берестов «Песья песня», «Прощание с другом».

1

92



Творческий проект «Живая азбука».

1




Итого

92



































Тематическое планирование по литературному чтению

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

по плану

фактически




Вводный урок (1ч.)


1



Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

1




Жили – были буквы (6ч.)


2



В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

3



С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет».

1

4



Г. Сапгир «Про медведя».

М. Бородицкая«Разговор с пчелой».

И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

5



И. Гамазкова,

Е. Григорьева «Живая азбука».

1


6



С. Маршак «Автобус №26».

Из старинных книг. Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»

1

7



Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

1




Загадки, сказки, небылицы (7 ч.)


8



Е.Чарушин Сказка «Теремок»

1

9



Русская народная сказка «Рукавичка»

1

10



Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

1

11



Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек.

1

12



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака»

1

13



Из старинных книг.

К. Ушинский «Гусь и Журавль», «Жалобы зайки».

1

14



Разноцветные страницы. Викторина по сказкам.

1




Апрель, апрель! Звенит капель…(5 ч.)


15



Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»,

А. Плещеев «Сельская песенка»

1

16



Т. Белозёров «Подснежники»,

С. Маршак «Апрель»

1

17



И. Токмакова, Л.Ульяницкая, Л. Яхнин, Е. Трутнева. Стихи-загадки

1

18



В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо» Произведения из старинных книг. Разноцветные страницы.

1

19



Проект « Составляем сборник загадок

1






И в шутку и всерьёз (6 ч.)


20



И. Токмакова «Мы играли вхохотушки»,

Я. Тайц «Волк»,

Г. Кружков «Ррры».

1

21



Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

22



К. Чуковский «Федотка»,

О. Дриз «Привет»,

О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

1

23



И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон».

1

24



М. Пляцковский «Помощник».

1

25



Из старинных книг.

К. Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому».

1




Я и мои друзья (7 ч.)


26



Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?»


1

27



Итоговая комплексная работа

1

28



С. Михалков «Бараны»,

Р. Сеф «Совет».В. Берестов «В магазине игрушек», В Орлов «Если дружбой…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня».

1

29



С. Маршак «Хороший день»

1

30



По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

1

31



Из старинных книг.

Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка».

Разноцветные страницы.

1

32



Проект «Наш класс - дружная семья».

1




О братьях наших меньших (8 ч.)


33



С. Михалков «Трезор»,

Р. Сеф «Кто любит собак…»

1

34



В. Осеева «Плохо»,

И. Токмакова «Купите собаку».

1

35



М. Пляцковский«Цап Царыпыч», Г. Сапгир «Кошка», В. Берестов «Лягушата».

1

36



В. Лунин «Никого не обижай»,

1

37



С. Михалков «Важный совет»,


38



Д. Хармс «Храбрый ёж».


39



Н. Сладков «Лисица и ёж»

1

40



Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо».

Разноцветные страницы.

1




Итого

40








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!