СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.).


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. + CD

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Москва «Просвещение» 2012 год


Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение»

Предмет литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


Место предмета в учебном плане

В 4 классе на предмет «Литературное чтение» отведено 102 часа (3 часа в неделю).






































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.


Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).



Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


   Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.  


Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению.


Былины. Летописи. Жития (8 ч)

Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой па вратах Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Три поездки Ильи Муромца», «Житие Сергия Радонежского», Наши проекты «Календарь исторических событий», Проверка техники чтения, Проверим себя и оценим свои достижения.


Чудесный мир классики (16 ч)

П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство» (в сокращении), «Как мужик камень убрал»; А. П. Чехов. «Мальчики», Проверим себя и оценим свои достижения по разделу«Чудесный мир классики».


Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)

Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;  А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н.А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А. Бунин. «Листопад»,Вн. чт. Устный журнал «Обыкновенная биография в необыкновенное время» (Книги А.П. Гайдара и о Гайдаре), Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».


Литературные сказки (12 ч)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; Вн. чт. Сказки любимых писателей;

Проверка техники чтения; Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».


Делу время — потехе час (6 ч)

 Е.Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время – потехе час».


Страна детства (7 ч)

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко. «Елка», Вн. чт. Книги о сверстниках, о школе, Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства».


Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)

 В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;  С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»;  М. Н. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства», Вн. чт. Устный журнал «Поэтическая тетрадь 2», Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (10 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; Е.И. Чарушин. «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; Вн. чт. Знакомство с произведением А. Волкова «Волшебник изумрудного города»; Проверочная работа по разделу «Природа и мы».


Поэтическая тетрадь 3 (5 ч)

 Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н.М. Рубцов. «Сентябрь»; С.А. Есенин. «Лебедушка»; Вн. чт. Викторина по произведению А. Милн «Вини – пух и все-все-все…»; Проверка техники чтения; Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».


Родина (4 ч)

 И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин. «Родине»; А.В. Жигулин. «О, Родина!    В    неярком    блеске...»; Наши проекты «Они защищали Родину», Вн. чт. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проверим себя и оценим свои достиженияпо разделу «Родина».


Страна «Фантазия» (4 ч)

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы», Вн. чт. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных), Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия».


Зарубежная литература (16 ч)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г.X. Андерсен «Русалочка»; М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»; Проверка техники чтения; Вн. чт. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг, Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».





























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Раздел

Кол-во часов

Из них


Проверочная работа

Проверка техники чтения

Проект

1.

Вводный урок.


1




2.

Летописи, былины, жития

8

1

1

1

3.

Чудесный мир классики

16

1



4.

Поэтическая тетрадь 1

9

1



5.

Литературные сказки


12

1

1


6.

Делу время – потехе час

6

1



7.

Страна детства

7

1



8.

Поэтическая тетрадь 2

4

1



9.

Природа и мы

10

1




10.

Поэтическая тетрадь 3

5


1

1


11.


Родина

4

1


1

12.

Страна Фантазия.

4

1




13.

Зарубежная литература

16

1

1



ИТОГО:

102

12

4

2





























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


план

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника, словарь

1



Летописи, былины, жития (8 ч)

2

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

1



3

И вспомнил Олег коня своего...

1



4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1



5

Три поездки Ильи Муромца

1



6.

В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского

1



7

Вн. чт. «Самые интересные книги, прочитанные летом»

1



8

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин

1



9

Проект «Календарь исторических событий» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи, былины, жития». Проверка техники чтения.

1



Чудесный мир классики (16 ч)

10

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1



11

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев

1



12

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

1



13

А.С. Пушкин «Няне», «Туча». Авторское отношение к изображаемому.

1



14

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» Авторское отношение к изображаемому.

1



15

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

1




16

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

1



17

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ сказки.

1



18

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение

1



19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1



20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

1



21

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». Характеристика главного героя Л. Толстого.

1



22

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал»

1



23

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

1



24

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1



25

Внеклассное чтение. «Знакомство с книгами справочниками» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики».

1



Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)

26

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

1



27

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

1



28

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм и интонация стихотворения

1



29

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения

1



30

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

1



31

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении

1



32

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

1



33

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

1




34

Вн. чт. Устный журнал «Обыкновенная биография в необыкновенное время» (Книги А.П. Гайдара и о Гайдаре). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1



Литературные сказки (12 ч)

35

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои

1



36

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1



37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

1



38

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Главная мысль

1



39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения..

1



40

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1



41

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение.

1



42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1



43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части.

1



44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование.

1



45

Вн. чт. Сказки любимых писателей.

1



46

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки». Проверка техники чтения.

1



Делу время – потехе час (6 ч)

47

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час». Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

1



48

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

1



49

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1



50

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1



51

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

1




52

Вн. чт. Книги о сверстниках, о школе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время – потехе час».

1



Страна детства (7 ч)

53

Знакомство с названием раздела «Страна детства». Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1



54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1



55

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1



56

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1



57

М.М. Зощенко «Елка» Герои произведения

1



58

М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ.

1



59

Вн. чт. Что такое серии книг и каково их назначение. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства».

1



Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)

60

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении

1



61

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1



62

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях.

1



63

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Вн. чт. Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

1



Природа и мы (10 ч)

64

Знакомство с названием раздела «Природа и мы». Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка

1



65

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

1



66

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

1



67

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя.

1



68

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

1



69

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения.

1




70

Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка.

1



71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.

1



72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.

1



73

Вн. чт. Знакомство с произведением А. Волкова «Волшебник изумрудного города». Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

1



Поэтическая тетрадь 3 (5 ч)

74

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени. С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении.

1



75

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета вы произведении. Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в лирическом стихотворении.

1



76

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1



77

Вн. чт. Викторина по произведению А. Милн «Вини – пух и все-все-все…»

1



78

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверка техники чтения.

1



Родина (4 ч)

79

Знакомство с названием раздела «Родина». И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1



80

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

1



81

Проект «Они защищали Родину»

1



82

Вн. чт. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина».

1



Страна Фантазия (4 ч)

83

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

1



84

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

1



85

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

1




Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1



86

Вн. чт. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия».

1




Зарубежная литература (16 ч)

87

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

1



88

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов.

1



89

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

1



90

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части.

1



91

Г.Х. Андерсен «Русалочка» словесное рисование.

1



92

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок

1



93

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1



94

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1



95

С. Лагерлеф «Святая ночь»

1



96

С. Лагерлеф «В Назарете»

1



97

С. Лагерлеф «В Назарете». Проверка техники чтения.

1



98

Вн. чт. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».

1



99

Урок-игра «Литературные тайны»

1



100-102

Резерв

3



Итого:

102








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!