СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

для 1 класса.

(базовый уровень)



Срок реализации программы - 1 год

Программа составлена: учителем начальных классов Семенцовой О.В.





















2019 -2020 учебный год





Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом 46/1 от 30 августа 2019 года, с учётом авторской программы Л. Ф. Климановой и др. «Литературное чтение», опубликованной в сборнике программ к УМК «Школа России», 2019 год

Цели программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


Задачи программы:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Учащиеся научатся:

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любо­вью к тому месту, где родился (своей малой родине);

  • отзываться положительно о своей Родине, людях, её населя­ющих;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой националь­ности;

  • проявлять интерес к чтению произведений устного народ­ного творчества своего народа и народов других стран.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • на основе художественных произведений определять ос­новные ценности взаимоотношений в семье (любовь и ува­жение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

  • осознавать свою принадлежность к определённому на­роду (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

• читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

  • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с по­мощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

  • выделять из темы урока известные знания и умения, опре­делять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворён- ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с по­мощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно от­носиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью раз­ноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содер­жанием материала урока в процессе его изучения;

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план урока, продумывать воз­можные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литератур­ного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и кри­териям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совмест­но выработанным критериям;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини­группе или паре.

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с по­мощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргу­ментировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе вы­полнения учебных задач;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини­группе или паре;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесе­нок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике для передачи информации (условные обо­значения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

  • сравнивать художественные и научно-познавательные тек­сты; находить сходства и различия;

  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллю­страцией, с пословицей (поговоркой);

  • определять характер литературного героя, называя его каче­ства; соотносить его поступок с качеством характера;

  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

  • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при со­чинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных за­даний;

  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для пере­дачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помо­щью родителей, справочных материалов;

  • сравнивать лирические и прозаические произведения, бас­ню и стихотворение, народную и литературную сказку;

  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродук­цией картины художника, с пословицей и поговоркой соот­ветствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных ска­зок, басен И. А. Крылова;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, не­больших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием лите­ратурного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемо­го, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.)

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы учителя по теме урока;

  • создавать связное высказывание из 3—4 простых предложе­ний с помощью учителя;

  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • под руководством учителя объединяться в группу сверстни­ков для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над дру­гими, вежливо общаться;

  • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/без- нравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуж­дать коллективно под руководством учителя;

  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алго­ритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

  • оценивать по предложенной учителем шкале качество чте­ния по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за

замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучае­мых произведений;

  • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;

  • готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связное высказывание из 5—6 простых пред­ложений по предложенной теме;

  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запо­минать их, приводить свои;

  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;

  • выражать готовность идти на компромиссы, предла­гать варианты и способы разрешения конфликтов;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываю­щих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, ис­пользуя речевые оценочные средства (вежливо/невежли- во, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • принимать и сохранять цель деятельности коллекти­ва или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достиже­ния сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям по­ступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослы­ми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопе­дии для детей, через Интернет;

  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с по­мощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художе­ственные, научно-познавательные, учебные, справочные);

  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуц­титулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увели­чением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для са­мостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рас­сказов и сказок;

  • принимать участие в коллективных беседах по прочитан­ным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;

  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведе­нию такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушан­ного произведения, обдумывать содержание их поступков, со­поставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • различать научно-познавательный и художественный тек­сты; выявлять их особенности под руководством учителя;

  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, восприни­мать их как народную мудрость, соотносить содержание про­изведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нор­мы чтения;

  • читать целыми словами с постепенным увеличением ско­рости чтения; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; нахо­дить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литера­тура) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, пого­ворок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки на тематические группы, состав­лять собственные загадки на основе предложенного в учеб­нике алгоритма;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.



Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • восстанавливать деформированный текст на основе картин­ного плана под руководством учителя;

  • составлять высказывание на тему прочитанного или про­слушанного произведения.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности друж­бы и семейных отношений под руководством учителя; со­относить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, постав­ленными учителем;

  • сочинять свои загадки в соответствии с представленны­ми тематическими группами, используя средства художе­ственной выразительности.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, по­тешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • находить различия между научно-познавательным и художе­ственным текстом;

  • называть героев произведения, давать характеристику.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских за­гадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загад­ки в соответствии с тематическими группами;

  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исто­рические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворе­ния, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмори­стического произведения в своей творческой деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахо­ждения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематиза­ции, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе разви­вается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленно­го отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

В планировании предусмотрены резервные уроки, которые учитель может использовать как до­полнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных обстоятельствах.


Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 часа)

Виды речевой деятельности

Слушание Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звуча­щей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определе­ние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффек­тивного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в си­туациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, об­ращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходи­мого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Уста­новление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твер­дых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мяг­кости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответст­вующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетании, предло­жений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препи­нания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и

стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфо­графическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с задан­ной интонацией.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по се­рии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Круг детского чтения

Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота».

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи

Б. Заходера, В. Берестова.


Блок «Литературное чтение» (40 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности со­бытий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирова­ние у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению це­лыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение ско­рости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, вы­борочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: худо­жественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и само­стоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привле­чение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тема­тического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художе­ственного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осозна­ние мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и со­бытия. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступ­ков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, харак­тер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мыс­ли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвос­хищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия про­изведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опор­ные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пере­сказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными задания­ми, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Осо­бенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятель­но задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в веж­ливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художествен­ному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собесед­нику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использо­вание норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отраже­ние основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Пере­дача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или про­изведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выра­зительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.


Круг детского чтения

«Жили-были буквы». Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

«Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Тере­мок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина.

«Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.

«И в шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуков­ского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для де­тей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

«О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского.

Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п





Тема урока



Количество часов


Дата проведения

план

факт

I четверть

Добукварный период (14 часов)

1.

«Азбука» - первая учебная книга

1

3.09


2.

Речь устная и письменная. Предложение

1

4.09


3.

Слово и предложение

1

5.09


4.

Слог.

1

6.09


5.

Ударение. Ударный слог

1

10.09


6.

Звуки в окружающем мире и в речи

1

11.09


7.

Звуки в словах

1

12.09


8.

Слог-слияние

1

13.09


9.

Повторение и обобщение пройденного материала

1

17.09


10.

Гласный звук [а], буквы А, а

1

18.09


11.

Гласный звук [о], буквы О, о

1

19.09


12.

Гласный звук [и], буквы И, и

1

20.09


13.

Гласный звук [ы], буква ы

1

24.09


14.

Гласный звук [у], буквы У, у

1

25.09


Букварный период (62 часа)

15.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н

1

26.09


16.

Обучение чтению слогов-слияний с буквой н

1

27.09


17.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

1

1.10


18.

Чтение слов и предложений с буквой с

1

2.10


19.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к

1

3.10


20.

Составление и чтение слогов с буквой к

1

4.10


21.

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т

1

8.10


22.

Чтение слов с буквой т, чтение предложений и короткого текста

1

9.10


23.

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л

1



24.

Упражнения в чтении слов с буквой л

1

11.10


25.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

1

14.10


26.

Чтение слогов и слов с Р, р, предложений и небольших текстов

1

15.10


27.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

1

16.10


28.

Чтение с В, в. Упражнения в чтении слов и текстов

1

18.10


29.

Гласная буква Е, е

1

22.10


30.

Буква е - показатель мягкости предшествующего согласного

1

23.10


31.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

1

24.10


32.

Чтение текстов с изученными буквами

1

25.10


33.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

1

29.10



II четверть




34.

Чтение слов с буквой м, чтение предложений и короткого текста

1

07.11


35.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

1

08.11


36.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с

1

11.11


37.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

1

12.11


38.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п

1

14.11


39.

Чтение слов с буквами б, п, чтение предложений и короткого текста

1

15.11


40.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

1

18.11


41.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т

1

19.11


42.

Гласные буквы Я, я

1

20.11


43.

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов

1

22.11


44.

Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

1

25.11


45.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

1

26.11


46.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к

1

27.11


47.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

1

29.11


48.

Чтение слов с буквой ч, чтение предложений и короткого текста

1

02.12


49.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

1

03.12


50.

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова

1

04.12


51.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш

1

06.12


52.

Сочетание ши

1

09.12


53.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

1

10.12


54.

Сопоставление звуков [ж] и [ш]

1

11.12


55.

Гласные буквы Ё, ё

1

13.12


56.

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

1

16.12


57.

Звук [j´], буквы Й, й

1

17.12


58.

Чтение слогов и слов с буквой й

1

18.12


59.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

1

20.12


60.

Чтение слов с буквой х, чтение предложений и короткого текста

1

23.12


61.

Чтение слов с изученными буквами

1

23.12


62.

Гласные буквы Ю, ю

1

24.12


63.

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

1

24.12


64.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

1

25.12


III четверть

65.

Чтение слов с буквой ц, чтение предложений и короткого текста

1

10.01


66.

Гласный звук [э]. Буквы Э, э

1

13.01


67.

Чтение слов с буквой э, чтение предложений и короткого текста

1

14.01


68.

Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ

1

15.01


69.

Чтение слов с буквой щ, чтение предложений и короткого текста

1

17.01


70.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

1

20.01


71.

Чтение предложений и текстов с букой ф

1

21.01


72.

Мягкий разделительный знак

1

22.01


73.

Твёрдый разделительный знак

1

24.01


74.

Русский алфавит

1

27.01


75.

Алфавит

1

28.01


76.

Чтение текстов с изученными буквами

1

29.01


Послебукварный период (16 часов)

77.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения

1

31.01


78.

К. Д. Ушинский «Наше Отечество». Анализ содержания текста

1

03.02


79.

История славянской азбуки. В. Куприн «Первоучители словенские»

1

04.02


80.

В. Куприн «Первый букварь». Знакомство со старинной азбукой

1

05.02


81.

А. С. Пушкин «Сказки». Выставка книг

1

07.02


82.

Л. Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка

1

17.02


83.

К. Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей

1

18.02


84.

К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения

1

19.02


85.

К. И. Чуковский «Путаница», «Небылица». Особенности стихотворения - небылицы

1

21.02


86.

В. В. Бианки «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста рассказа

1

24.02


87.

С. Я. Маршак «Угомон»

«Дважды два». Приёмы заучивания стихотворений наизусть

1

25.02


88.

М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». Знакомство с текстом-описанием

1

26.02


89.

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева

1

28.02


90.

Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова «Песенка-азбука»

1

02.03


91.

Прощание с Азбукой. Проект «Живая азбука»

1

03.03


92.

Наши достижения

1

04.03



Систематический курс


Вводный урок (1 час)

93.

Знакомство с учебником по литературному чтению

1

06.03


Жили-были буквы (7 часов)

94.

В. Данько «Загадочные буквы»

1

09.03


95.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»

1

10.03


96.

С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин. «Почему А поётся, а Б нет»

1

11.03


97.

Г. Сапгир «Про медведя»

1

13.03


98.

М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова. «Кто как кричит?», «Живая азбука»

1

16.03


99.

С.Я. Маршак «Автобус номер 26»

1

17.03


100.

Обобщение по разделу «Жили-были буквы»

1

18.03


IV четверть

Сказки, загадки, небылицы (7 часов)

101.

Е. Чарушин «Теремок»

1

20.03


102.

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

01.04


103.

Малые фольклорные жанры (загадки, песенки)

1

03.04


104.

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

06.04


105.

А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поёт», «Петух и собака»

1

07.04


106.

А. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Ушинский «Гусь и журавль»

1

08.04


107.

Обобщение по разделу «Сказки. Загадки. Небылицы»

1

10.04


Апрель, апрель. Звенит капель! (5 часов)

108.

А. Майков «Ласточка примчалась», «Весна».

А. Плещеев «Травка зеленеет».

1

13.04


109.

Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»

1

14.04


110.

Е. Трутнева «Когда это бывает». И. Токмакова
«К нам весна шагает»

1

15.04


111.

В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо»

1

17.04


112.

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель»

1

20.04


И в шутку и всерьёз (6 часов)

113.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

21.04


114.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

1

22.04


115.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»

1

24.04


116.

О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка».

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»

1

27.04


117.

К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник»

1

28.04


118.

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»

1

29.04


Я и мои друзья (7 часов)

119.

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок»

1

04.05


120.

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны»

1

05.05


121.

Р. Сеф «Совет» В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Дружба»

1

06.05


122.

И. Пивоварова «Вежливый ослик».А. Барто «Вот так защитник»

1

08.05


123.

Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день»

1

11.05


124.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

1

12.05


125.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

1

13.05


О братьях наших меньших (7 часов)

126.

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак»

1

15.05


127.

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

1

18.05


128.

И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет»

1

19.05


129.

М. Пляцковский «Цап-Царапыч». Г. Сапгир «Кошка»

1

20.05


130.

В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай»

1

22.05


131.

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж»

1

25.05


132.

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

1

25.05



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!