СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана для УМК "Гармония" на основе ФГОС НОО. Программа предполагает 4 часа чтения  в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (1 класс)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1 КЛАСС


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения литературного чтения в 1 классе начальной школы являются: формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности; развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей; формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей родины; формирование привычки к рефлексии; совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости); формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм; развитие мышления, внимания, памяти; развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения литературного чтения в 1 классе начальной школы являются: формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению; приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества; формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций; формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;развитие ценностно-смысловой сферы личности; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве; выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметными результатамиизучения литературного чтения в 1 классе начальной школы являются: формирование положительной мотивации к чтению; создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы; развитие воссоздающего воображения; обучение адекватному восприятию читаемого; обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературныхвпечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике; совершенствование всех сторон навыка чтения; формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал; развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения; обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности; освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения; формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне); обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями; овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения; формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете; развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой); обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания; развитие литературных способностей.

Планируемые результаты освоения обучающимися 1 класса программы по литературному чтению по разделам:

Результаты освоения курса «Введение в школьную жизнь»

Учащийся 1 класса научится:

- элементарным навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- различным средствам взаимодействия в группе и в парах;

- договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;

- спрашивать, самостоятельно выяснять недостающие данные, доопределять задачу.

Учащийся 1 класса получит возможность научиться:

- разным способам оценки и самооценки(индивидуальной и общеклассной);

- способам ведения дискуссии.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Учащийся 1 класса научится:

- читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);

- по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

- спрашивать о значении незнакомых слов;

- соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

- понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.

Учащийся 1 класса получит возможность научиться:

- читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;

- понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;

- самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

- при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;

- под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов),восстанавливать нарушенную последовательность предложений;

- участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом

основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;

- строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений.

Раздел «Творческая деятельность»

Учащийся 1 класса научится:

- интерпретировать прочитанное посредством интонационной выразительности;

- уметь продолжить прочитанное

Учащийся 1 класса получит возможность научиться:

- интерпретировать прочитанное посредством драматизации, словесного и графического рисования;

- создавать собственные тексты на основе художественного произведения

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащийся 1 класса научится:

– использовать в активном словаре термины: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Учащийся 1 класса получит возможность научиться:

– воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи;

- накопить, обобщить и систематизировать жанровые и тематические литературные впечатления.


Содержание учебного предмета (132 часа)

Курс «Введение в школьную жизнь»

Развивающие задания, направленные на обучение навыкам сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Обучение грамоте (92 часа)

Речь, практика речевой деятельности

Речь как способ общения людей. Понятность и вежливостькак главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы,извинения.

Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство).

Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух).

Элементарные умения работатьс текстом: понимать его тему (без термина), соотноситьего название с темой, главной мыслью, осознавать рольпоследовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.

Предложение и слово

Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи. Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений). Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.

Фонетика

Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги. Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звукови ударения. Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

Графика

Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками). Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Чтение

Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.

Литературное чтение (40ч)

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Чтение

Чтение вслух

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание читаемого с помощью вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения.

Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение про себя

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком) и таким образом преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом. Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.

Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Ориентировка в содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана.

Ключевые (опорные) слова.

Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.

Умение ориентироваться в характере книги по её обложке.

Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.

Круг чтения

Круг чтения в 1 классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные песни,загадки, считалки, скороговорки, побасёнки, небылицы. При этом, как правило, параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.

Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, колыбельная песня, пословица, небылица, побасёнка, считалка, загадка, скороговорка – узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка.

Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов.

Общее представление о жанре басни

Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж,текст, произведение народное, произведение авторское, потешка, побасёнка, загадка, считалка, небылица, скороговорка,

пословица, басня.

Творческая деятельность (на основе литературныхпроизведений)

Формирование воссоздающего и творческого воображения.

Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации,словесного и графического рисования.

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения

Создание классной библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении викторин по творчествуХ. К. Андерсена и А. С. Пушкина.

Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.

Участие в конкурсе чтецов.

Участие в работе театрального кружка.

Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника побасёнок (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради).

Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества.

Участие в «малых конференциях» по темам «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга»

Тематическое планирование


Тема урока

Количество часов (132ч)

Период обучения грамоте (92 ч)


Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником

1

Как мы здороваемся и прощаемся?

1

Зачем нужна речь?

1

Правила хорошей речи

Знакомство с качествами речи – быть понятной и вежливой

1

Об одном и том же по-разному

Знакомство со стилями речи (без термина)

1

Речь устная и письменная

Знакомство с формами речи, с их особенностями и средствами

1

Предложение

Выражение мысли как основной признак предложения. Знакомство с правилом оформления границ предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Введение выражения: «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения. Введение письма под диктовку слов и предложений (квази-письмо)

1

Слово

Наличие значения как основной признак слова. Разграничение реальных предметов и слов как их названий. Знакомство с раздельным написанием слов.

Прописная буква в именах собственных (без использования термина).

1

Слог

Овладение приёмом скандирования как способом деления слова на слоги

1

Звуки вокруг нас. Звуки речи

Знакомство с особенностями речевых звуков

1

Звуки гласные и согласные

Знакомство с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера

1

Звуки гласные и согласные: закрепление.

Обучение выполнению фонетического анализа слов, частичного и полного

1

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки

Знакомство с приёмом определения ударного гласного звука

1

Ударные и безударные гласные звуки: закрепление.

Обучение разграничению ударных и безударных гласных звуков и слогов

1

Согласные звуки: твёрдые и мягкие.

Знакомство с характеристиками твёрдых и мягких согласных звуков

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление.

Знакомство с непарными твёрдыми и непарными мягкими согласными звуками

1

Согласные звуки: глухие и звонкие.

Знакомство с приёмом распознавания глухих и звонких согласных звуков

1

Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление.

Знакомство с непарными звонкими и глухими согласными звуками.

1

Первые буквы гласных звуков Аа – О о, И и – ы, У у – Э э


Буквы Аа – О

1

Буквы Ии – ы

1

Буквы Уу – Э э

1

Закрепление. Обобщение: первые буквы гласных звуков А а – О о, И и – ы, У у – Э э .

1

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных Л л, М м, Н н, Рр

Буквы Л л – М м

1

Закрепление

1

Буквы Н н

1

Буквы Рр.

1

Закрепление

1

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков С с, К к, Т т, В в, Пп, Ш ш

Буквы Сс

1

Буквы Кк

1

Закрепление

2

Буквы Т

1

Буквы Вв

1

Закрепление

1

Буквы Пп

1

Буквы Шш. Правописание сочетания «ши»

1

Закрепление

2

Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю, ь.

Буквы ы – И и

1

Буквы Аа – я

1

Буквы Ээ – е

1

Закрепление

1

Буквы Оо – ё

1

Буквы Уу – ю

1

Закрепление

1

Буква ь

1

Закрепление

1

«Опасности письма» на месте безударных гласных

1

Закрепление

1

Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы

Буквы Й й

1

Закрепление и обобщение о непарных по глухости-звонкости согласных звуках и их буквах

1

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: Зз – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д – Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш

Буквы Зз – С с

1

Буквы Б б – Пп

1

Закрепление

1

Буквы Г г – Кк

1

Буквы Дд – Т т

1

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

1

Буквы Вв – Ф ф

1

Буквы Ж ж – Шш

1

Закрепление

2

Правописание ударных сочетаний «жи–ши»

1

Закрепление сведений об «опасностях письма»

1

Повторение изученного

1

Читаем и рассказываем

1

Упражнение в чтении и письме

1

Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Цц, Ч ч, Щ щ

Повторение изученного

1

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)

1

Буквы Х х

1

Закрепление

1

Буквы Цц

1

Буквы Ч ч

1

Буквы Щщ

1

Закрепление

2

Читаем и обсуждаем

1

Правописание сочетаний «ча–ща, чу–щу»

1

Повторение изученного

1

Новая «работа» знакомых букв

Е е, Ё ё, Юю, Я

Буквы Е е, Ё ё, Юю, Я я в начале слова

1

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных

1

Закрепление

1

Обобщение: «работа» букв гласных

1

Читаем и наблюдаем

1

Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я

1

Разделительные знаки – ь и ъ

Буква ь (разделительный)

1

Разделительный ъ

2

«Работа» букв ь и ъ

1

Обобщение, повторение

Читаем, наблюдаем, всё повторяем

1

Алфавит

1

Как хорошо уметь читать!

1

Упражнение в чтении

1

Систематический курс (40)


Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..»

1

Л.Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными

1

Л. Пантелеев «Ау»

1

С. Погореловский «Ох,и непорядки в Мишкиной тетрадке»

1

В. Голявкин «Болтуны»

1

С. Маршак «Угомон» Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...» –

1

Обобщающий урок

1

В. Смит «Потехе час»

1

«Потешки и колыбельные песни»

1

«Побасёнки»

1

«Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки»

1

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...», В. Берестов «Искалочка»

1

«Считалки», В. Берестов «За игрой»

1

«Скороговорки, небылицы»

1

С. Маршак «Я видел», А. Босев «С нами Смех»

1

С. Маршак «Пудель

1

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

1

Л. Н. Толстой «Кто прав?», Э .Мошковская «Не надо больше ссориться!..»

1

В. Осеева «Все вместе»

1

Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать»

1

Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», Л. Н. Толстой «Два товарища»

1

В. Росин «Друзья познаются в беде»

1

С. Михалков «Ошибка», «Прививка»

2

Л. Яхнин «Силачи»

1

М. Пляцковский «Добрая лошадь»

1

Обобщающий урок

1

.А. Шибаев «Сказки просят...»

1

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

2

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

1

Американская сказка «Вот он, вор!»

1

Армянская сказка «Заказчик и мастер»

2

А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди» (отрывки)

1

X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

В. Орлов «Абрикос в лесу»

1

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»

2

Обобщающий урок

1

Итого

132 ч


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!