I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса в 2020-2021 составлена на основе следующих документов.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федераци от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ
Разработана на основе авторской программы «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной и «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2017.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Цель программы - заложить основы формирования функционально грамотной личности; обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка; создать условия для формирования первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте и литературного чтения необходимо решать следующие задачи:
осваивать общекультурные навыки чтения;
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической).
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения.
В 1 классе основы читательской деятельности закладываются на уроках литературного чтения, которые вводят детей в мир литературы и организуют восприятие художественного произведения, читаемого учителем. Цель уроков литературного чтения – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой.
Главной задачей уроков литературного чтения является обучение искусству слушать и читать. Уроки слушания – это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений через использование художественных текстов писателей Бурятии, традиций народных праздников, этнологии и этнографии Бурятии. Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, воля, нравственные качества ученика).
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
На уроки обучения грамоте и литературного чтения выделяются часы учебного плана в неделю 4 часа, в год – 132 часа
. | Добукварный период | Букварный период | Послебукварный период | Итого | Основной курс | Итого |
Литературное чтение (4ч) | 16 ч | 56 ч | 20 ч | 92 ч | 23ч | 115ч |
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Список разделов и подразделов | Кол-во часов | Основные формы учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Подготовительный период | 15 ч | Формы реализации программы фронтальная парная групповая индивидуальная работа игровая консультация интервью дискуссия диалог | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву |
2 | Букварный период | 56ч | Формы реализации программы фронтальная парная групповая индивидуальная работа игровая консультация интервью дискуссия диалог | Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоарти-куляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Объяснять функцию букв ь и ъ знаков. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова после буквенной записи. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Читать орфоэпически правильно. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения, переживания. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. |
3 | Послебукварный период | 20 часов | Формы реализации программы фронтальная парная групповая индивидуальная работа игровая консультация интервью дискуссия диалог | Восстанавливать алфавитный порядок слов. Анализировать текст осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. |
Литературное чтение – 23ч |
4 | Вводный урок | 1 | | Знакомство с учебником и системой его условных обозначений |
5 | Жили-были буквы | | | Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; передача впечатления от услышанного своими словами; ответы на вопросы по содержанию. |
6 | Сказки, загадки, небылицы | | Проект «Мои загадки», «Мои сказки» | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке, рассказывать о книгах с выставки. |
7 | Апрель, апрель. 3венит капель! | | Творческая работа «Мои рисунки» Выставка. | Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Декламация (наизусть). |
8 | И в шутку и всерьёз | | Инсценирование сказок. | Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. |
9 | Я и мои друзья | | Диалог и дискуссия | Выразительное чтение. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников. |
10 | О братьях наших меньших | | | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста прочитанному. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников |
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
–Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
–Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
– Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
– Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
– Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
– Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
– Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Необходимый уровень
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Повышенный уровень
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
- понимать информацию, предоставленную в виде текста, рисунков, схем;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Добукварный период -16ч |
1 | «Азбука» – первая учебная книга (с.2-3) | 1 | | |
2 | Устная и письменная речь. Предложение (с. 4-5) | 1 | | |
3 | Предложение и слово (с.6-7) | 1 | | |
4 | Устная речь. Слово и слог (с. 8-9) | 1 | | |
5 | Письменная речь. Слог. Ударение (с.10-11) | 1 | | |
6 | Слова и звуки в нашей жизни (с.12-13) | 1 | | |
7 | Гласные и согласные звуки (с.14-15) | 1 | | |
8-9 | Деление слова на слоги. Слог слияния (с.16-17) | 2 | | |
10 | Повторение-мать учения. Звуки и буквы (с.18-19) | 1 | | |
11 | Звук [а]. Буква А, а (с.20-23) | 1 | | |
12 | Звук [о]. Буква О, о (с.24-27) | 1 | | |
13 | Звук [и]. Буква И, и (с.28-31) | 1 | | |
14 | Звук [ы]. Буква ы (с.32-35) | 1 | | |
15 | Гласный звук [у]. Буква У, у (с.36-37) | 1 | | |
16 | Гласные звуки и буквы (с.38-39) | 1 | | |
Букварный период -56ч |
17 | Звуки [н] [н']. Буква Н, н (с.40-43) | 1 | | |
18 | Звуки [с] [с']. Буква С, с (. 44-47) | 1 | | |
19 | Звуки [к,] [к']. Буква К, к. (с.48-51) | 1 | | |
20 | Звуки [т] [т']. Буквы Т, т (с.52-54) | 1 | | |
21 | Согласные буквы. Правописание имен собственных (с.55-57) | | | |
22 | Звуки [л,] [л']. Буква Л, л (с.58-60) | 1 | | |
23 | Чтение слов с буквой Л (с.61-63) | 1 | | |
24 | Согласные звуки [р] [р']. Буква Р, р (64-67) | 1 | | |
25 | Звуки [в,] [в']. Буква В, в (с.68-70) | 1 | | |
26 | Чтение слов с буквой В (с.70-71) | 1 | | |
27 | Звуки [й'э] [э]. Буква Е, е (с.72-74) | 1 | | |
28 | Чтение слов с буквой Е (с.75-77) | 1 | | |
29 | Звуки [п,] [п']. Буква П, п (с.78-80) | 1 | | |
30 | Чтение слов с буквой П (с.81-83) | 1 | | |
31 | Звуки [м,] [м']. Буква М, м (с.84-87) | 1 | | |
32 | Чтение слов с буквой М (с.88-89) | 1 | | |
33 | Звуки [з,] [з']. Буква З, з (с.90-93) | 1 | | |
34 | Чтение слов с буквой З. Звонкие и глухие звуки (93-95) | 1 | | |
35 | Звуки [б,] [б']. Буква Б, б (с.96-98) | 1 | | |
36 | Сопоставление букв Б - П. Чередование звонких и глухих согласных (99-103) | 1 | | |
37 | Звуки [д,] [д']. Буква Д, д (с.104-106) | 1 | | |
38 | Сопоставление букв Д - Т в слогах и словах (107-109) | 1 | | |
39 | Звуки [й'а] , [а]. Буква Я, я. Россия – Родина моя (с.110-112) | 1 | | |
40 | Чтение слов с буквой Я (с.113-114) | 1 | | |
41 | Чтение слов с буквами Е, Я (с.115-117) | 1 | | |
42 | Звуки [ г,] [г']. Буква Г, г (с.118-120) | 1 | | |
43 | Чтение слов с буквой Г (с.121-123) | 1 | | |
44 | Звук [ч']. Буква Ч. Правописание сочетаний ча - чу (с.4-5,7) | 1 | | |
45 | Чтение слов с буквой Ч (с.6-9) | 1 | | |
46 | Буква ь как показатель мягкости согласных звуков (с.10-13) | 1 | | |
47 | Разделительный мягкий знак (с.13-15) | 1 | | |
48 | Звук [ш ]. Буква Ш, ш (с.16-19) | 1 | | |
49 | Чтение слов с буквой Ш (с.20-23) | 1 | | |
50 | Звук [ж ]. Буква Ж, ж (с.24-26) | 1 | | |
51-52 | Чтение слов с буквами Ж,Ш. Сочетания жи - ши (с.26-29) | 2 | | |
53 | Звуки [й'о], [о]. Буква Ё, ё (с.30-32) | 1 | | |
54 | Чтение слов с буквой Ё (30-33) | 1 | | |
55 | Звук [й']. Буква Й, й (с. 34-36) | 1 | | |
56 | Чтение слов с буквой Й | | | |
57 | Звуки [х,] [х']. Буква Х, х (с.38-39,42) | 1 | | |
58 | Чтение слов с буквой Х (с.40, 43-44) | 1 | | |
59 | Твёрдые и мягкие согласные (с.44-45) | 1 | | |
60 | Звуки [й'у], [у]. Буква Ю, ю (с. 46-47) | 1 | | |
61 | Чтение слов с буквой Ю (с.48-49) | 1 | | |
62 | Звук [ц]. Буква Ц, ц (с.50-52) | 1 | | |
63 | Чтение слов с буквой Ц (с.53-55) | 1 | | |
64 | Звук [э]. Буква Э, э (с.56-58) | 1 | | |
65 | Чтение слов с буквой Э (с.60-61) | 1 | | |
66 | Звук [щ']. Буква Щ, щ. Правописание сочетаний ча - ща, чу – щу (с.62-63) | 1 | | |
67 | Чтение и словарная работа (с.65-69) | 1 | | |
68 | Звуки [ф], [ф']. Буква Ф, ф (с.70-71) | 1 | | |
69 | Чтение слов с буквой Ф (с.72-73) | 1 | | |
70 | Буква Ъ (с.74-75) | | | |
71 | Чтение слов с Ъ, Ь (с.76-78) | 1 | | |
72 | Разделительные знаки (с.79-81) Отработка техники чтения | 1 | | |
Послебукварный период -20ч |
73 | С. Маршак «Как хорошо уметь читать!» (с.82-83) | 1 | | |
74 | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»» (с.84-85) | 1 | | |
75 | К. Ушинский «Наше отечество» (с.86-87) Герб города. Флаг Бурятии. | 1 | | |
76 | В. Куприн «Первоучители словенские» (с.88-89) | 1 | | |
77 | В. Куприн «Первый букварь» (с.90-91) | 1 | | |
78 | А.С. Пушкин (с.92-93) | 1 | | |
79 | Л.Н. Толстой (с.94) | 1 | | |
80 | К.Д. Ушинский (с.95) | 1 | | |
81 | К.И. Чуковский (с.96-97) | 1 | | |
82 | В.В. Бианки (с.98-99) | 1 | | |
83 | С.Я. Маршак (с. 100-101) | 1 | | |
84 | М.М. Пришвин (с.102-103) | 1 | | |
85 | А.Л. Барто (с.104-105) | 1 | | |
86 | С.В. Михалков (с. 106) | 1 | | |
87 | Б.В. Заходер (с. 107) | 1 | | |
88 | В.Д. Берестов (с. 108) | 1 | | |
89-90 | Творческий проект «Живая азбука» (с. 109-111) | 2 | | |
91 | Конкурс чтецов. Поэты Бурятии. | 1 | | |
92 | Прощание с «Азбукой» | 1 | | |
Литературное чтение – 23часов |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием. | 1 | | |
Жили-были буквы. – 5 ч. | | | |
2 | В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. | 1 | | |
3 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму». С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности. | 1 | | |
4 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности | 1 | | |
5 | Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги. | 1 | | |
Сказки, загадки, небылицы. –5 ч. | | | |
6 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 | | |
7 | РНС «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | 1 | | |
8 | Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок. Загадки и песенки бурятского народа. | 1 | | |
9 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. | 1 | | |
10 | Обобщение по разделу «Узнай сказку», «Бурятские народные сказки» | 1 | | |
Апрель, апрель! Звенит капель. –3 ч. | | | |
11 | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение. | 1 | | |
12 | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | 1 | | |
13 | Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». | 1 | | |
И в шутку и всерьез –4 ч. | | | |
14 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 | | |
15 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. | 1 | | |
16 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. | 1 | | |
17 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». | 1 | | |
Я и мои друзья. –4 ч. | | | |
18 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 | | |
19 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | | |
20 | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | | |
О братьях наших меньших. –3 ч. | | | |
21 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 | | |
22 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. | 1 | | |
23 | И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | | |
13