ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2021) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.
Планирование составлено на основании: программа для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.
Данная программа предназначена учащимся 8 класса
Программно-методическое обеспечение: // Литература. 8 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; Литература. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009.; // Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2021
Количество часов в неделю: 2 час
Общее количество часов: 68 часов. Из них:
Самостоятельных работ | Сочинений | Практикумов |
1 | 4 | 2 |
Содержание рабочей программы
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений,
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мойгений»: Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» ( «Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец ».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпиче-ская поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М.Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси ».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Б.Л. Пастернак
Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова. ..»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и новаторство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения.
Теория литературы: традиция и новаторство.
Развитие речи: выразительное чтение.
Д.Б. Кедрин
Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея.
Теория литературы: баллада (расширение представлений о жанре), символ, многоплановость, подтекст.
Развитие речи: составление тезисов, письменная формулировка выводов.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
А.Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
Теория литературы: романтическое движение в повести.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.
Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;
Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памятизащитников»;
М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «Послевьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Э.Т.А. Гофман
Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.
Дж. Г. Байрон
Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе
по программе Г.С.Меркина
№ | Дата | Тема раздела | Тема урока | Основные требования к знаниям учащихся | Виды самостоятельной работы Виды контроля | Д/З |
план | факт |
1 | сентябрь 1 неделя | | Введение | Художественная литература и история | Проследить взаимосвязь произведений словесного искусства и истории, определить значение художественного произведения в культурном наследии страны, ввести понятие творческого процесса | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя, умение вступать в культурный диалог. Проверка записей в тетрадях. Фронтальный общекультурный опрос | Стр.6-18, ответить на вопросы; инд. Сообщение о Степане Разине |
2 | 1 неделя | | Из устного народного творчества | Исторические песни их особенности. «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина» и др. | Выявить связь исторических песен с представлениями и исторической памятью, проследить, как они отражаются в народной песне | Совершенствование навыков подготовки индивидуального сообщения, совершенствование умения анализировать поэтический текст формировать умение работы со средствами выразительности | Стр.19-28 читать, задания по рядам вопросы 1-3, стр.19 |
3 | 2 неделя | | | Обучение анализу художественного произведения на примере исторической песни ««Царь требует выдачи Разина» | Формировать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания, рассмотреть средства выразительности в исторической песне | совершенствование умения анализировать поэтический текст формировать умение работы со средствами выразительности | С.28-29 выполнить анализ исторической песни |
4 | 2 неделя | | Из древнерусской литературы | Тема добра и зла в произведениях русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе» | Рассмотреть особенности выражения темы добра и зла в «Сказании…», формировать представления о нравственной традиции в древнерусской литературе | Различные виды чтения, пересказа, формулировка выводов | Стр.30-36, доклады о святых |
5 | 3 неделя | | | Глубина и сила нравственных представлений о человеке в «Житии Сергия Радонежского» | Рассмотреть, как воплощается в ДРЛ представление о человеке, его нравственных качествах: благочестии, доброте, открытости, служении Богу, мудрости и т.п. | совершенствовать умение анализировать текст | Стр. 48-50, ответы на вопросы по рядам, в. |
6 | 3 неделя | | | Мысль о родине в «Слове о погибели Русской земли» | Рассмотреть особенности поэтики ДРЛ | совершенствовать умение анализировать текст | С. 52-53, читать, ответить на вопрос . |
7 | 4 неделя | | | Основные нравственные проблемы житийной литературы. «Житие Александра Невского» | Формировать представление о нравственных категориях ДРЛ | Совершенствование умения формулировать и записывать выводы, наблюдение за лексическим составом произведения | Стр. 62-63, читать, ответы на вопрос |
8 | 4 неделя | | | Самостоятельная работа «Чем меня привлекает личность Сергия Радонежского (Александра Невского)». | Диагностировать уровень полученных знаний, совершенствовать письменную речь учащихся | Совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом | С.38 выучить |
9 | Октябрь 1 неделя | | | Литературный процесс. Взаимосвязь русской и западноевропейской литературы. Литература и искусство | Ввести понятие литературный процесс, рассмотреть этапы развития русской и западноевропейской литературы | | стр.65-70 (сообщение о Державине). |
10 | 1 неделя | | Из литературы XVIII века | Особенности развития литературы XVIII века Гавриил Романович Державин. Основные мотивы стихотворения «Вельможа» | Рассмотреть особенности течения литературного процесса XVIII века, познакомить с основными течениями, направлениями Познакомить с идейно-художественным своеобразием оды, рассмотреть, как нашли отражение в творчестве поэта факты биографии и личных представлений | Анализ поэтического текста, работа со статьей учебника, тезисные записи лекции учителя | Стр. 70, ответить на вопрос Литературная история «Памятника» Державина |
11 | 2 неделя | | | Тема поэта и поэзии в стихотворении Г. Р. Державина «Памятник» | Определить особенности выражения темы поэта и поэзии в стихотворении Державина «Памятник», совершенствовать умение анализировать поэтический текст | Интерпретация поэтического текста, подготовка индивидуального сообщения как органической части урока | Стр. 79-83 Анализ стихотворения, выучить наизусть Чит. «Бедную Лизу», работа с текстом – отметить пейзажи |
12 | 2 неделя | | | Повесть Н. М. Карамзина Особенности сентиментализма. | Познакомить с особенностями личности Карамзина, познакомить с особенностями сентиментализма как творческого метода, | Работа со статьей учебника, совершенствование навыков выразительного чтения, | Стр. 101, в. 1-5 |
13 | 3 неделя | | | Повесть «Бедная Лиза». Образ Лизы | Рассмотреть особенности создания образа Лизы | развитие умения выделять и анализировать эпизоды произведения, составление тезисных записей лекции учителя. | Инд. задание: «Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина |
14 | 3 неделя | | | Повесть «Бедная Лиза». Образ Эраста. | Рассмотреть особенности создания образа Эраста | | |
15 | 4 неделя | | | Основная проблематика и тематика повести «Бедная Лиза». | Рассмотреть особенности проблематики произведения, нового типа героя в произведении. | Совершенствование навыков работы с текстом: запись ключевых слов и словосочетаний | Контрольное дом. сочинение по повести «Бедная Лиза» |
16 | 4 неделя | | Из литературы XIX века | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. | Ввести понятие Поэты пушкинского круга, формировать представление об особенностях русского романтизма | Составление тезисных записей лекции учителя, совершенствование умения формулировать и записывать выводы, | С.122, ответ на вопрос … |
17 | Ноябрь 2 неделя | | Творчество В.А.Жуковского | Творческая биография. Василий Андреевич Жуковский. О поэте. Черты романтизма в балладе «Лесной царь» | познакомить учащихся с творчеством поэта Жуковского, основными чертами его лирики, особенности романтизма в балладе в балладе «Лесной царь» | наблюдение за лексическим составом произведения, работа со статьей учебника, различные виды планов | Выучить определение жанра баллада |
18 | 2 неделя | | | Романтизм. Анализ стихотворений «Море», «Невыразимое» В. А. Жуковского как своеобразный гимн природе. | Охарактеризовать основные образно-выразительные средства в стихотворении, совершенствовать умение анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания | Анализ языковых средств поэтического текста, развитие умения слушать музыкальные произведения как вариант интерпретации художественного текста | Стр. 131 Стихотворение наизусть |
19 | 3 неделя | | | Кондратий Фёдорович Рылеев. Основные темы и мотивы творчества. «Я ль буду в роковое время». «Смерть Ермака» | Познакомить с творческой и политической биографией нашего земляка К.Ф.Рылеева. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания, определение черт романтического произведении | Анализ языковых средств поэтического текста Формирование умения собирать материал в рамках заданной темы, | Творческие доклады по поэтам пушкинской поры |
20 | 3 неделя | | | Декабристы – поэты, писатели, публицисты Особенности лирики К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова. Основные темы и мотивы творчества (урок-конференция, урок-семинар) | Рассмотреть особенности поэтического творчества поэтов пушкинского круга, установить общие и различные, своеобразные черты их лирики, совершенствовать умение анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания | Совершенствование умения анализировать поэтический текст, формировать умение работы со средствами выразительности | Стр.149-153, анализ стихотворения. Стр.156-171, выразит. чтение стихотворений «Русская песня», «Родина», «Пловец» |
21 | 4 неделя | | Творчество А.С.Пушкина | Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Образная система стихотворения «19 октября» | Познакомить с основными вехами творческой биографии поэта, выделить основные образы в стихотворении, определить приемы и средства их создания | Анализ языковых средств поэтического текста, охарактеризовать приемы создания образной системы | |
22 | 4 неделя | | | В мире художественного слова А.С. Пушкина. Послание «И.И. Пущину». Пушкин и Кюхельбекер. | Формировать умение анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания | Анализ языковых средств поэтического текста, охарактеризовать приемы создания образной системы | Стр.195 выучить стихотворение |
23 | 1 неделя Декабрь | | | «Песни о Стеньке Разине». Интерес Пушкина к устному народному творчеству | Формировать умение сопостав- лять два произведения. | | Стр. 196-199, вопрос № 2, 4. |
24 | 1 неделя | | | История написания и основная проблематика». Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика произведения. Система образов повести. Проблема отцов и детей в произведении. | Познакомиться с творческой историей создания повести, углубить представления о проблематике произведения на примере повести Пушкина. Жанровое своеобразие произведения. Рассмотреть особенности создания образной системы в произведении, проследить, как развивается проблема отцов и детей в произведении, формирование умения анализировать эпизод художественного произведения (Завет отца Гриневу) | Составление тезисных записей лекции учителя, совершенствование умения формулировать и записывать выводы, формирование умения собирать материал в рамках заданной темы, совершенствовать устную и письменную речь, умение анализировать эпизод | Стр.199-208, текст читать. |
25 | 2 неделя | | | Нравственная проблематика произведения. Гринев и Пугачев: символический смысл встречи Гринева и Пугачева | Рассмотреть, как развивается нравственная проблематика в произведении, совершенствование умения анализировать эпизод произведения. | Выразительное чтение, анализ языковых средств | Гл.1-5, вопросы |
26 | 2 неделя | | | Гринев и Швабрин в Белогорской крепости: обучение сопоставительному анализу. | Рассмотреть характеры героев, проследить, как решаются нравственные вопросы в произведении. | Чтение по ролям, работа с текстом художественного произведения | Гл. Гл.6-9, вопросы |
27 | 3 неделя | | | Любовь в жизни героя. Гринев и Маша Миронова. | Рассмотреть, как реализуется любовная линия в произведении, как раскрываются характеры героев в испытаниях. | | Гл.10-13, вопрсы |
28 | 3 неделя | | | Подготовка к контрольному сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Совершенствовать умение составлять развернутый план к письменной работе, подготовка цитатного материала, | Совершенствовать умение работать с текстом, подбор цитатного материала, формирование умения строить письменное высказывание | Материал для сочинения, отбор цитат, эпиграфа. |
29 | 4 неделя | | | Контрольное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Диагностировать уровень полученных знаний по теме | совершенствовать умение создавать письменное высказывание на литературоведческую тему | |
30 | 4 неделя | | Творчество М.Ю.Лермонтова | М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Творческая история поэмы «Мцыри». Основные мотивы поэмы | Познакомиться с основными вехами биографии писателя, акцентировать внимание на роли Кавказа в творческой и личной судьбе М.Ю.Лермонтова | Составление тезисных записей лекции учителя, совершенствование умения формулировать и записывать выводы, формирование умения собирать материал в рамках заданной темы, совершенствовать устную и письменную речь, умение анализировать эпизод | Знать содержа- ние поэмы, историю ее создания. |
31 | Январь 3 неделя | | | Образ-персонаж, образ-пейзаж в поэме Лермонтова «Мцыри» М.Ю. Лермонтов – художник | Углубить представление о понятие образа-переживания, образа-пейзажа, определить основные романтические традиции в произведении, познакомиться с работами Лермонтова-художника | Работа с иллюстрациями, умение вступать в культурный диалог; совершенствовать умение работать с художественным текстом | Михлевич Я.Л. «И Ельборус на юге». Прочитать одну из глав. |
32 | 3 неделя | | | Творческая работа по поэме Лермонтова «Мцыри» (по выбору учащихся) | Диагностировать уровень полученных знаний по теме | Умение строить письменное высказывание по заданной теме | Инд. задание: сообщение на тему: «А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь». |
33 | 4 неделя | | Творчество Н.В. Гоголя | Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Пушкин и Гоголь. | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии Н.В. Гоголя. | | |
34 | 4 неделя | | | Комедия «Ревизор». Творческая и сценическая история пьесы. | Познакомить с творческой и сценической историей пьесы. | Драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия. | Стр.17, вопросы 1,2 Читать 1 действие, составить устный рассказ о городничем |
35 | 5 неделя | | | Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. Работа над 1-м действием комедии. Образ городничего | Раскрыть мастерство Н.В. Гоголя в изображении русского чиновничества | Говорящие фамилии и другие создания комического эффекта | Подготовить материалы по образу чиновников по плану, перечитать 2-е и 3-е дейст- вия. |
36 | 5 неделя | | | Работа над 2-м и 3-м действиями. Образ Хлестакова. | Умение сопоставлять характеры героев | | Стр. 121, вопросы 7,8, 11. перечитать 4 - 5-е действия. |
37 | Февраль 1 неделя | | | Основной конфликт пьесы и способы их разрешения. | Каков основной конфликт пьесы. | | Стр.121, Вопросы10,12. |
38 | 1 неделя | | | Хлестаков и хлестаковщина. | Письменный ответ: «Хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно для нашего времени» | | Стр 121 вопросы 17, 18 |
39 | 2 неделя | | | Контрольное сочинение по комедии Гоголя «Ревизор» | Темы по выбору учащихся Диагностировать уровень полученных знаний по теме | | |
40 | 2 неделя | | Творчество И.С.Тургенева | Основные вехи биографии И.С. Тургенева | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии И.С.Тургенева | | Читать повесть «Ася» |
41 | 3 неделя | | | История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. | Уметь определять средства художественной выразительности, используемые автором при создании пейзажа | | Выразительное чтение 16-й главы. Определить ее место в развитии сюжета. Стр.167-171. |
42 | 3 неделя | | | Возвышенное и трагическое в повести «Ася». Роль 16-й главы в повести «Ася». | Рассмотреть, как раскрывается характер человека в жизненных испытаниях | | Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»? |
43 | Март 1 неделя | | | Образ тургеневской девушки | Ввести определение понятия «тургеневская девушка», отметить основные черты характера героини - любовь, нежность, верность, цельность характера | | |
44 | 1 неделя | | | Контрольное сочинение по повести Тургенева «Ася» | Диагностировать уровень полученных знаний по теме | | |
45 | 2 неделя | | Творчество Н.А.Некрасова | Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка» | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии Н.А. Некрасова. | | Стр.181-183, наизусть стихотворение по выбору. |
46 | 2 неделя | | А.А. ФЕТ | Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. | | | Стр.192-199, вопросы 1-7. Выразительное чтение стихотворений. |
47 | 3 неделя | | А.Н. ОСТРОВСКИЙ | Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. | Знать биографию писателя. Уметь определять, какие события пьесы составляют ее композицию, экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. | | Стр.200-205, читать пьесу |
48 | 3 неделя | | | Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | Уметь выразительно читать пьесу по ролям. Познакомить с народными обрядами. Уметь давать характеристику персонажам, | | Тезисный план план статьи учебника «В художественном ми Стр.327-332, подготовить устное сообщение по основным образам пьесы.ре «Снегурочки». |
49 | Апрель1 неделя | | Л. Н. ТОЛСТОЙ | Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии Толстого.Знать основные вехи биографии Толстого. | | Стр.335-336, читать текст на стр.337-347, вопросы на стр.350-351. |
50 | 1 неделя | | | Рассказ «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. | Знать содержание рассказа «После бала». | | Стр.351-365. Инд. задание: сообщения по темам: «Жизненные источники рассказа «После бала» и «Композиция рассказа «После бала». |
51 | 2 неделя | | | Автор и рассказчик в произведении. Приемы создания образов. | | | Устный ответ: «Полковник на балу и после бала». Инд. задание: сообщение о Горьком |
52 | 2 неделя | | В.В. Маяковский | В.В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Хорошее отношение к лошадям» | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии поэта. | Аллитерация, ассонанс. Ирония, сарказм | Стр.31-41. Выразительное чтение стихотворения. Стр.42-49. Развернутый ответ на тему «Эмиграция и эмигранты». |
53 | 3 неделя | | Н.А. Тэффи. М.М. Зощенко | Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко Слово о писателях. Художественное своеобразие рассказа «Свои и чужие» и «Обезьяний язык». | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии писателей. | | Стр.50-58, составить план статьи о жизни писателя. |
54 | 3 неделя | | Д.М. Кедрин. | Д.М. Кедрин. Краткие сведения о поэте. Основные мотивы стихотворения «Зодчие». | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии поэта. | Уметь находить средства художественной выразительности в тексте стихотворения. | Стр.59-66, вопросы |
55 | 4 неделя | | Н.А. Заболоцкий | Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. | Уметь составлять связный рассказ о судьбе поэта. | | Стр.68-73. Связный рассказ о судьбе Н.Заболоцко- го, вопрос № 4 на стр.73. |
56 | 4 неделя | | | Стихотворение Н.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» - отражение судьбы и миропонимания . Анализ стихотворений «Некрасивая девочка», «Старая актриса». | | | Стр.74-76, выразительное чтение стих Наизусть одно стихотворение (по выбору), мини-сочинение на тему «Что есть красота?..» Инд. задание: сообщение об А.Грине отворения. |
57 | Май 1 неделя | | А.Грин | А.Грин: основные вехи биографии. Повесть «Алые паруса». Преданность мечте в романтической повести А.Грина | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии | | |
58 . | 1 неделя | | | Преданность мечте в романтической повести А.Грина Тайна алых парусов. Звук, цвет, образ, повести А.Грина | | | |
59 . | 2 неделя | | | Конфликт между обыденностью и мечтой в повести «Алые паруса». | | | |
60 | 2 неделя | | В.П. Астафьев | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в произведении. Отношение автора к событиям и персонажам. Образ рассказчика в произведении | Знать основные вехи биографии писателя, со Уметь выявлять авторское отношение к событиям и персонажам держание рассказа | | Стр.80-103, вопросы 1 Работа с текстом. Вопросы 5-12. -4. |
61 | 3 неделя | | | Творческая работа. «История одной фотографии» | Диагностировать уровень полученных знаний по теме | | Стр.104-110, вопросы к статье учебника |
62 | 3 неделя | | А.Т. Твардовский | А.Т. Твардовский: основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии Твардовского: поэма «За далью – даль» (Отдельные главы) Образ автора в произведении. Художественное своеобразие. | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии | | Читать главы из поэмы – стр.111-127, вопросы 1-6 на стр.127-128. Стр.128-129. Прочитать по учебнику материал о писателе Распутине – стр.130-133, вопросы |
63 | 3 неделя | | В.Г. Распутин | В.Г. Распутин: основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии | . | |
65 | 4 неделя | | | Подготовка к сочинению и написание сочинения по повести Распутина «Уроки французского» | Уметь писать сочинение на нравственную тему. | | Сам.работа – вопросы на стр.160 |
66 | 4 неделя | | У.Шекспир | Из зарубежной литературы. У.Шекспир: краткие сведения о писателе. Сценическая история пьесы «Ромео и Джульетта». | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии писателя. | | Стр.164-166, вопросы1-3, читать пьесу «Ромео и Джульетта». |
67 | 5 неделя | | Мигель де Сервантес Сааведра. | Мигель де Сервантес Сааведра. Краткие сведения о писателе. Основная проблематика и художественная идея романа. | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии писателя | Роман Романный герой | Стр.299-301, вопросы1-2. Перечитать отдельные главы произведения |
68 | 5 неделя | | Дж. Г. Байрон | Дж. Г. Байрон. Краткие сведения о поэте. Стихи «наполеоновского» цикла (обзор). | | | Выразительное чтение стихотворений цикла. |
Темы проектов, творческих работ, рефератов по литературе 8 класс
Образ А.Невского в русской литературе и кинематографе.
Эраст-это только носитель зла? ( Почему этого не почувствовала Лиза и полюбила его?)
Картины природы и их роль в повести Карамзина «Бедная Лиза».
Признаки сентиментализма в повести «Бедная Лиза».
Пугачёвчина и Пугачёв на страницах «Капитанская дочка»: восстание или бунт?
Савельич и Пётр Гринев. Лексика, употреблённая в повести для характеристики Савельича.
Образы-символы в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Крылатые слова и афоризмы на страницах «Капитанской дочки» Пушкина.
Образно-выразительные средства в повести Пушкина «Капитанская дочка» (на примере отдельного фрагмента или главы).
Связь поэмы «Мцыри» с лирическими стихотворениями Лермонтова («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь и другие»).
Роль вступления в поэме «Мцыри».
Тема свободы в поэме «Мцыри».
Купечество в комедии Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» на сцене и в кино.
Цель употребления иностранных слов в комедии Гоголя «Ревизор».
Цветовая гамма в повести Тургенева «Ася».
Образы-символы в повести Тургенева «Ася».
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка» и А.Блока «На железной дороге».
Некрасов в музыке.
«Снегурочка» и УНТ.
Образы-символы в рассказе Л.Толстого «После бала».
Образы рассказчиков в повести «Ася» Тургенева и «После бала» Л.Толстого.
Любовь в жизни героев.(на примере любви Ивана Васильевича к Вареньки и господина N.N к Асе).
Романтические произведения М.Горького в живописи и киноискусстве.
Писатели-эмигранты.
Выразительные средства в произведениях М.Зощенко.
«Ромео и Джульетта» на театральной сцене и в кино.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Контрольных сочинений домашних-1
Контрольных сочинений классных-4
№ п/п | № урока | Вид работы | Дата |
| 15 | Контрольное домашнее сочинение по произведению Карамзина «Бедная Лиза» | |
| 30-31 | Контрольное сочинение по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |
| 44-45 | Контрольное сочинение по произведению Гоголя «Ревизор» | |
| 47-48 | Контрольное сочинение по произведению И.С.Тургенева «Ася» | |
| 77-78 | Контрольное сочинение по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского» | |
| | Дополнительный контроль: | |
1. | 8 | Самостоятельная работа «Чем меня привлекает личность Сергия Радонежского (Александра Невского)». | |
| 34 | Творческая работа по поэме Лермонтова «Мцыри» | |
2. | 71 | Творческая работа «История одной фотографии» ( по произведению Астафьева «Фотография, на которой меня нет). | |
Темы контрольных сочинений.
№1.Контрольное домашнее сочинение по произведению Карамзина «Бедная Лиза»
1)Роль пейзажа в повести.
2)Образ Лизы в повести.
3) Образ Эраста в повести.
№2.Контрольное сочинение по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Герой повести «Капитанская дочка», о которой мне хотелось бы рассказать.
«Береги честь смолоду»
Тема народного восстания и его предводителя в повести «Капитанская дочка»
Савельич и Пугачёв.
Гринёв и Швабрин.
Тема милосердия в повести «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой-героини пушкинской повести.
№3.Контрольное сочинение по произведению Гоголя «Ревизор»
1)Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора.
2) О чем мечтают герои комедии «Ревизор»?
3)Образ Городничего и Земляники в комедии «Ревизор»
4) Хлестаков и хлестаковщина.
5) Мои впечатления от постановки «Ревизора» на сцене.
№4.Контрольное сочинение по произведению И.С.Тургенева «Ася»
1)В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?
2) «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего; у него есть настоящее- и то не день, а мгновенье»
№5.Контрольное сочинение по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»
1)Уроки доброты в повести «Уроки французского».
2) Рецензия на фильм по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Творческая работа по поэме Лермонтова «Мцыри»
Что значило жить в представлении Мцыри?
Почему Мцыри перед смертью вспоминает из всей жизни только «три блаженных дня»?
Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?
Ресурсное обеспечение программы
Гоголь Н.В. http://gogol.lit-info.ru/ http://www.ngogol.ru/ http://nikolay-gogol.ru/ http://www.nicolaygogol.org.ru/ http://www.domgogolya.ru/ http://www.nikolay.gogol.ru Горький А.М. http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.html http://www.maximgorkiy.narod.ru/ Грибоедов А.С. http://www.griboedow.net.ru/ Карамзин Н.М. http://www.karamzin.net.ru Лермонтов М.Ю. http://www.lermontov.name/ http://www.vrubel-lermontov.ru/ http://www.lermontov.info/ http://www.tarhany.ru/museum/ http://lermontov.niv.ru/ Пушкин А.С. http://pushkin.niv.ru/ http://pushkin.novgorod.ru/ Тургенев И.С. http://www.turgenev.org.ru/ | Электронные библиотеки http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). http://www.rvb.ru/ - русская виртуальная библиотека. http://www.kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы. http://litera.ru/stixiya/ - Стихия: классическая русская/ советская поэзия. | Виртуальные музеи http://www.likt590.ru/project/museum/ - виртуальный музей литературных героев. http://www.tretyakov.ru - Третьяковская галерея. http://www.rusmuseum.ru/ - Русский музей. http://www.hermitage.ru/ - Эрмитаж. http://www.museum.ru/gmii - Пушкинский музей изобразительных искусств. http://www.museum.ru - музеи и галереи России. |
для учащихся:
Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в IIIчастях. Автор-составитель Г.С.Меркин М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009г
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009г
для учителя:
Литература. 8 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.;
Литература. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009г
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс»(автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г
Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие.( к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г
Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова 8 класс. Н.В.Егорова.-М.: «Вако» 2006г
Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание.8 класс. Н.В.Егорова.-М.: «Вако» 2010г
Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001г
Учебные диски, мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
1.Фильм «Живой Пушкин» DVD
2. Пушкин в зеркале двух столетий DVD
2. Фильм «Птица-Гоголь» DVD
3.Фильм –сказка «Снегурочка» ( по произведению Островского) DVD
4. Фильм «Алые паруса» ( по произведению А.Грина) DVD
5. История, литература, культура 19 века. CD
6. Сборник «Русская поэзия 17-20 веков» Аудио mp3
7. А.С.Пушкин «Стихи». Аудиокнига Аудио mp3
8. Н.В.Гоголь «Ревизор» Аудио mp3