СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 6 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»Г.ПОВОРИНО



Рассмотрено и рекомендовано к утвержд. ШМО учителей

гуманитарного цикла

Рук. ШМО: Руфанова Л.В.


_______________________


Пр. № 1 от 26.08 2021г.






«Согласовано»

Зам.дир. по УВР:

Ракитина Е.А.



_________________________




«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №3»

г. Поворино: Асоскова Е.В.



________________________


Пр. от 27.08.2021 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

6 класс

(по программе под редакцией В. Я. Коровиной и др.)

на 2021 – 2022 учебный год

(ФГОС)

Руфановой Любови Викторовны (ВКК)




Количество часов в неделю –2,5 ч. (в году – 87,5 ч.)






Учебник: Литература 6 класс, в 2-х ч. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин М. Просвещение, 2020

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2020. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.



Раздел II. Планируемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;



Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).



Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

Произведения для заучивания наизусть.



А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».






















Раздел 4. Календарно - тематическое планирование по литературе в 6 классе


п/п

Тема урока.

Дата.

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Примечание

1

В дорогу зовущие или Литература открывает мир


Беседа, работа с книгой, демонстрация

Презентации.

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период.

Знать о роли книги в жизни человека, уметь подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг.

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор


Слово учителя, комментарий, беседа.

Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры. Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «Пословица», «поговорка», их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности.

В чем красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник.

3

Виды народных песен. Их тематика.


Выразительное чтение, анализ песен. Выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, устное словесное рисование.


Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

4

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Афористичность и образность малых

фольклорных жанров.


Слово учителя,  работа с тестами Ответы на вопросы, мини-сочинения.

Отражение в пословицах народного опыта.

Уметь:  отличать пословицу от поговорки, знать  их отличительные признаки. Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности  русской народной речи, передавать манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них.






5

Древнерусская литература.

Русская летопись.  «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия.


Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа, устный комментарий к репродукциям картин художников, изображающих Древнюю Русь.

Знать  жанры древнегреческой литературы; летопись.

Уметь  отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества, характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет».

Понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю

6

«Сказание о Белгородском киселе»


Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, самостоятельная работа.

Знать  сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о Белгородском киселе».

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Изображение идеальных человеческих отношений.


Составление  словарика трудных слов, пересказ и анализ текста.

Уметь  выполнять художественный пересказ текста

8

Литература 18 века Жанр басни. История развития русской басни.


Работа с учебником, составление конспекта определения понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) уметь объяснять отличие басни от сказки..

Знать жанровые особенности басен,

9

И. И. Дмитриев.  Басня «Муха». Образы животных и их роль в басне. Мораль басен.


Рассказ учителя.

 Беседа по             вопросам, анализ текстов.

Познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века.

Инд. работа с одар. учащимися

10

Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова.


Выразительное чтение наизусть.

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль  

Владеть навыком объяснения смысла морали

11

Языковое своеобразие басен Крылова. Литературная игра «Басни дедушки Крылова»


Анализ басен. Знать основные мотивы творчества Крылова (нравственно-социальная тема, патриотическая). Понимать близость басни к устному народному творчеству, ее иносказательный и обобщенный смысл, уметь Знать жанровые особенности басни, содержание изученных басен и сведений о жизни баснописца.анализировать басни, оценивать отношение автора к героям. Беседа по             вопросам, анализ текстов.

 Подбор цитат к иллюстрациям.

Выполнение игровых заданий.

Помощь слабым уч-ся

12

Литература XIX в А. С. Пушкин.

Лицейские годы. Лирический герой, его мысли, чувства, настроение в стихотворении «Узник»


Чтение стихотворений, беседа по вопросам, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи ». Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания. Слово учителя, сообщения учащихся

Написание конспекта.

Подготовить выразительное чтение

наизусть.


Контроль:

знать факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет.

Понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения. Уметь определять поэтические средства изображения чувств лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения

15

Тема дружбы в лирике поэта. «И. И. Пущину»


Слово учителя, комментированное чтение, обучение выразительному чтению, выразительное чтение наизусть. Анализ текста и устного высказывания.

Знать  жанр послания.

Уметь  выразительно читать стихотворения.

Умение вступать в речевое общение

16

Мир природы и его поэтического изображения в стихотворении «Зимнее утро».


Чтение и восприятие стихотворений, беседа, выразительное чтение, устное рисование.

Контроль:

знать, какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа, насколько связаны изображаемая действительность и внутренний мир человека. Уметь анализировать художественные средства, толковать их роль в  стихотворении.

17

Лирика как род литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры  стиха.


Чтение статьи учебника, определение размера стихотворения. Тест по теме «Лирика Пушкина»

Работа в группах.

Знать  двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

Уметь  определять их самостоятельно, составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения.

18

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров.


Прослушивание в исполнении актера А.Петренко первой главы романа, выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, событий, характера героев, беседа.

Инд. работа с од. уч-ся.

Знать историю создания романа. Уметь составлять план, сравнивать образы Троекурова и старшего Дубровского, указывая на сходства и различия их характеров, оценивать поведение героев, представлять картины жизни русского поместного дворянства  20-х годов 19 века, изображенные в романе.

19

Образ благородного «разбойника»  в романе А.С.Пушкина «Дубровский»


Выборочное чтение эпизодов романа, художественный пересказ эпизода. Ответы на вопросы.

Знать содержание глав романа, уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев.

20-21

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.


Выборочное чтение, осмысление сюжета, поведения героев, близкий к тексту пересказ, ответы на вопросы.

Знать содержание анализируемых глав романа; понимать причины отказа Владимира от  мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь составлять устное описание портреты героя, включая в него цитаты из текста романа.

22

Сюжет и композиция романа «Дубровский»


Беседа по вопросам, обсуждение плана, воспроизведение событий по плану.

Знать определение понятий «композиция», «сюжет», последовательность событий, изображенных в романе; уметь составлять план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта, определять, в чем заключается особенность сюжета, выделять основные событийные линии.

23

Резервный урок




24

Сочинение сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»).

Анализ сочинений.

Контрольная работа по роману А. С. Пушкина «Дубровский»


Подготовка к сочинению.

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения, делать выводы




Работа с тестами

Инд. работа с учащимися








Дополнительная литература. Знать содержание романа

25

А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина»

Своеобразие главного героя  повести «Выстрел». Композиция и смысл названия.


Слово учителя, беседа по прочитанному; дискуссия по теме урока.

Беседа по вопросам, составление плана

Знать сюжет и героев повести Пушкина; уметь анализировать роль эпиграфа.

Знать  содержание текстов, историю создания.

Уметь  выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

26

Сочинение “О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений  А. С. Пушкина?”


Написание сочинения.  Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Знать  методику действий при написании творческой работы.

Уметь  составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

27

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.


Восприятие стихотворения, осмысление содержания, беседа по вопросам, выразительное чтение, словесное рисование.

Контроль:

Знать факты из биографии автора, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»;уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте

28

Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.


Выразительное чтение,  устное словесное рисование, анализ текста.

Контроль.

Знать определение понятий «лироэпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать основную мысль стихотворения; уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям эпизода стихотворения.

29

Мотивы одиночества в стихотворениях  М.Ю.Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок».


Выразительное чтение, анализ стихотворения. Тест по теме: «Лирика Лермонтова»

Знать определение литературоведческих понятий (композиция, сюжет, поэтический образ, эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение); понимать настроение стихотворения; уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции произведения.

30

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

 Рассказ «Бежин луг». Тургенев – мастер пейзажа.

Картины природы


Работа со статьей учебника, беседа, пересказ.

Выборочное чтение, художественный пересказ с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, беседа по вопросам.

Знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать, почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь сопоставлять словесно художественное повествование с произведением живописи, анализировать

эпизоды текста.

Работа в парах

Знать факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»

31

Мастерство портретных характеристик. Портрет.


Выборочное чтение, составление словесного портрета.

Понимать авторское отношение  к героям; уметь связно рассказывать о героях и их характерах, описывать их по иллюстрациям.

32

Духовный мир крестьянских детей. Рассказы мальчиков у костра. Былички.


Беседа, пересказ.

Уметь вступать в речевое общение, анализировать тексты и устно высказываться.

33

Речевая характеристика литературных героев. Сравнительная характеристика рассказчиков


Самостоятельные работы с текстом.

 Составление плана. Беседа  по вопросам

Уметь характеризовать героев  литературного произведения, составлять план описания.

Уметь сравнивать описание героев рассказа, давать оценку их поступкам, высказывать свое мнение

34

 Проверочная работа по содержанию рассказа «Бежин луг»


Выполнение проверочной работы

по тексту.

Знать основные моменты биографии, творчество, литературоведческие термины.

35

Ф.И.Тютчев. Стихотворение «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья»


Прослушивание стихотворений, ответы на вопросы, сообщение о поэте, анализ текста.

Знать факты биографии автора, литературной деятельности, определения литературоведческих понятий; понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека, смысл произведения; уметь находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль, отличать пейзажную зарисовку от переданного в образной форме размышления о жизни человека, выразительно читать стихотворения.

Инд. работа с одарёнными детьми

36

А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Переплетение природы и любви.


Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ стихотворений, устное словесное рисование.

Контроль.

Знать факты биографии и творчества автора, определения литературоведческих понятий; понимать, какие чувства испытывает  лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении.

37

Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой  народной работе» (К.И.Чуковский)


Чтение и восприятие художественного текста, беседа по вопросам, выразительное чтение, устное рисование, анализ текста.

Знать факты биографии и творческой деятельности автора» определение понятия «сюжет»; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами.

38

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»


Выборочное чтение, беседа, устный рассказ на одну из тем (по выбору): «Все ли хорошо под сиянием луны?», «Правда о строительстве первой железной дороги», «Рассказ о братьях наших - мужиках». Анализ текста.

Знать определение литературоведческих понятий; уметь определять средства художественной выразительности, роль эпиграфа в стихотворении.

39

Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»


Чтение статьи учебника, беседа по вопросам,  художественный рассказ об истории жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов поэмы.

Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип героя; понимать отношение автора к описываемым событиям; уметь выразительно читать.

40

Трехсложные размеры стиха.

Викторина по произведениям  Н.А. Некрасова.

 


Работа с учебником, ответы на вопросы.

Знать определения понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; уметь составлять опорный конспект по статье учебника, определять размер стихотворения.

Участие в конкурсных заданиях по группам. Тест по стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Инд. работа со слабыми.

Контроль.

Уметь  анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

41

Н.С.Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.


Чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ текста.

Знать факты биографии и литературной деятельности автора, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя.

42-43

«…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н.С.Лесков). Народ и власть в сказе.


Ответы на вопросы, выразительное чтение сцены «Левша во дворце», чтение по ролям.

Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти; уметь объяснять, каково отношение автора к героям, роль образа повествователя в сказе.

44

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»




Резервный урок


Комментирование художественного произведения, анализ языка произведения.

Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении.

45

Контрольная итоговая работа по сказу Н.С.Лескова


Развернутый письменный ответ на вопрос.

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении.

46

Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»


Выборочное чтение глав, ответы на вопросы, анализ текста.

Знать историю создания  и содержание рассказа; понимать идею рассказа, авторское отношение к герою; уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора.

47

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе.


Рассказ о писателе, ответы на вопросы, анализ текста.

Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

48

А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».


Краткий пересказ рассказа с цитированием наиболее ярких эпизодов и моментов.

Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор» и «сатира»; понимать, каково авторское отношение к чинопочитанию и угодливости; уметь сопоставлять рассказы Чехова, выявлять в них общее.

49-50

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

 (Творчество Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого и др. поэтов XIX в.)


Слово учителя, выразительное чтение, выставка книг, музыкальные фрагменты из «Времен года «П. И. Чайковского. Конкурсное выразительное чтение наизусть.

Знать  поэтов XIX века: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.

Уметь  анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

51

Обобщающий урок по разделу «Литература XIX века».


Тестовые задания различного уровня сложности

Знать  содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь  выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа.

52

Литература ХХ века

А. С. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен Эгль и Ассоль


Рассказ учителя, пересказ эпизодов повести, словесное (устное) рисование, представление героя.

Контроль.

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности, понятие «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе  яркие, необычные события, элементы фантастики, анализировать авторский стиль.

53

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

Прекрасное вокруг нас


Художественный пересказ, ответы на вопросы, сообщение о писателе.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Погорельского, авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты в повествовании

54

Поэзия  природы в творчестве М. М. Пришвина. Смысл названия   «Кладовой солнца»


Рассказ о жизни и произведениях писателя, выборочный пересказ, ответы на вопросы.

Знать содержание сказки; понимать смысл понятий «сказка-быль»; уметь выделять сказочные и реальные моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать.

Использование дополнительной литературы

55

М. М.Пришвин «Кладовая солнца» Образ Насти и Митраши.


Беседа, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, анализ текста.

Понимать скрытый смысл прозвища Насти – «золотая курочка»,  смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к главным героям; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания.

56

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. Что есть правда?


Анализ текста, комментирование художественного произведения.

Понимать отношение рассказчика к леснику Антипычу, смысл слов Антипыча.

57

Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши.


Систематизация материала. Составление плана сравнительной характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения.

Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения.

58

Проверочная работа по сказке -  были «Кладовая солнца».


Проверочная работа по тексту

Конкурс иллюстраций

Знать содержание сказки; понимать смысл понятий «сказка-быль».

59

Рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»


Ответы на вопросы, сообщение о писателе, устное словесное рисование (портрет Павлика), самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, анализ текста.

Знать факты биографии и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, уметь составлять словесный портрет героя, анализировать характеры и поступки персонажей.

60

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».


Пересказ эпизодов рассказа, рассказ об одном из героев, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник…»

Контроль.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия.

62

Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».


Презентация словариков сибирских диалектов, языковой анализ текста.

Уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении.

63

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».


Чтение статьи учебника, беседа по вопросам, анализ текста.

Знать автора, содержание рассказа; понимать, в каких трудных  послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.

64

Душеная щедрость  учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.


Ответы на вопросы, комментирование рассказа, тест по содержанию рассказа.

Знакомство с героями, словесный портрет, беседа по вопросам о нравственности учительницы, составление плана, подготовка к сочинению

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику.

65

Классное сочинение по произведениям В.П.Астафьева и В. Г.Распутина.


Сочинение.

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение); уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью.

66

Литературная интеллектуальная игра по произведениям В.Распутина, и В.П.Астафьева.


Участие в игровых конкурсных заданиях

Знать  содержание текстов; понятие нравственного выбора.

67

В М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев.


Лекция, беседа, проблемные задания

Работа с од. учащимися.

Знать содержание рассказа.

68

Рассказ В.М. Шукшина «Сельские жители».


Ответы на вопросы, чтение по ролям эпизода составления письма, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, формулировать собственное отношение к персонажам.

69

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.


Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, самостоятельная работа.

Анализ героев в рассказе, диспут

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа; уметь выражать впечатление от прочитанного, анализировать эпизоды

70

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»


Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, создание иллюстраций к стихотворениям, анализ текста.

Конкурс «Чтецы»

Знать автора; понимать, как лирика блока передает трагическое мироощущение  человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях художественные средства  языка, передавать  состояние души лирического героя, определять ключевые слова, выразительно читать стихотворения.

71

С.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Степь да дали», «Пороша».


Чтение статьи, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, анализ текста.

Сравнительный анализ стихотворений А.Блока и С.Есенина

Знать автора стихотворений; понимать и чувствовать незатейливость  изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, близость  стихотворений С. Есенина  к произведениям устного народного творчества; уметь находить средства художественной изобразительности, определять их роль, выразительно читать стихотворения, интонационно передавать мотив грусти.

72

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты.


Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, анализ текста.

Понимать, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир его образов, особенность лирики поэтессы – ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя

73

Н.М.Рубцов. «Тихая» лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».


Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения, ответы на вопросы. Анализ стихотворений, самостоятельный поиск на проблемный вопрос.

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества; понимать, что тихо произнесенные, сокровенные выразительные чувства  поэта сильны искренней любовью к родине; уметь устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений, соотносить название стихотворения с его содержанием, определять особенности композиции.

74

Резервный урок




75

«Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра). Проверочная работа по теме: «Литература 20 века».


Систематизация материала.

Выполнение работы

Знать роль употребления в стихотворной речи средств изобразительности; уметь последовательно выражать свои мысли.

Знать содержание изученных произведений, факты биографии писателей  и поэтов ХХ века, литературоведческий материал, изученный в разделе

76

Из литературы народов России Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».


Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, устный развернутый ответ на вопрос «Верю ли я в спасательную силу книги?», выразительное чтение стихотворений, анализ текста.

Знать сведения о татарском поэте; уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая интонацию и мелодию стиха, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

77

Из зарубежной литературы  

Мифы Древней Греции.

 По Миф  «Скотный двор царя Авгия». Подвиги Геракла.

Миф «Яблоки Гесперид».

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии.  «Легенда об Арионе».


Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение. Знать определение понятий «миф», «мифология», время появления мифов; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов, отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Выразительное чтение, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Чтение легенды, ответы на вопросы, художественный рассказ, выразительное чтение.

Использование дополнительной литературы.

Понимать смысл мифов, образ идеального героя; уметь давать характеристику героя, анализировать его поступки.






Знать определение понятия «легенда», «миф»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности и черты мифа, составлять художественный рассказ о герое.

78

Гомер и его героические поэмы «Илиада» (Песня 18) и «Одиссея». ». Одиссей на острове у циклопов. Гомеровский эпос.

 


Беседа по вопросам. ». Одиссей на острове у циклопов.

Знать понятие «героический эпос», признаки и отличительные особенности героического эпоса.

Понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им с юмором и смехом, комизмом, значение поэм Гомера.

Знать  содержание изученных мифов, понятие мифа; основные образы древнегреческой и славянской мифологии; уметь  давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа

79

Русская литература ХХ века . Литературно-музыкальная композиция «Эхо войны»

К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

 Д.Самойлов. «Сороковые».

 

1

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию, выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть стихотворения на выбор

Знать  факты биографии Симонова,  Самойлова; уметь  выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений.

80

Произведения зарубежных писателей.И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства в балладе.

1

Ответы на вопросы, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности, определение  понятия «баллада», ее отличия от былины и песни.; понимать проблемы, поставленные автором в балладе, поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого

81

П. Мериме. Новелла “Маттео Фальконе”. Своеобразие главного героя.

1

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов.

Знать автора, сведения о его жизни, творческой деятельности, определение понятия «новелла»; понимать смысл названия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение.

82

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

1

Ответы на вопросы, чтение гл. 34,35, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, сравнительная характеристика героев романа.

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение Тома и Гека.

83

А. де Сент – Экзюпери. «Маленький принц» Нравственные проблемы произведения.. Афористичность языка


 

 

1

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию, рассказа о героях сказки

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки.

84

Джек Лондон. «Любовь к жизни» Мир человека и природы.

 

1

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному.

 

Знать  содержание некоторых рассказов Д. Лондона, оптимистический характер его творчества; уметь  владеть видами пересказа (сжатого, подробного и пр.).

85

О.Генри и его рассказ «Вождь краснокожих». Юмор в произведении.

1

Пересказ от лица героев, чтение по ролям.

Знать факты жизни и творческого пути автора, содержание рассказа; уметь видеть юмор в рассказе писателя.

86

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.

1

Содержание изученных произведений, факты биографии авторов.

Знать содержание изученных произведений.


87-88

Резервные уроки





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!