V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ I КУРСА (9 КЛАСС) | | |
№ уро ка | Дата (неделя) | Название раздела, тема урока | Кол- во часов | Виды учебной деятельности обучающихся | Форма урока | Форма контроля (оценка результатов освоения знаний) | | |
Введение. (1 час). Литература и ее роль в духовной жизни человека, формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности, теория литературы. Литература как искусство слова. | | |
1 | 01.09-05.09. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | - работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей | Урок изучения нового материала | - вводный | | |
Раздел I. Древнерусская литература (7 часов). Беседа о древнерусской литературе, самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. | | |
2 | 01.09-05.09. | Самобытный характер древнерусской литературы | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя | Урок изучения нового материала | - фронтальный; - индивидуальный | | |
3 | 01.09-05.09. | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя | Лекция. Беседа. | - фронтальный; - индивидуальный | |
4 | 06.09- 12.09 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | 1 | - осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий, - ответы на вопросы | Урок - анализ. | - фронтальный; - индивидуальный | | |
5 | 06.09- 12.09 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | 1 | - осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий, - ответы на вопросы | Урок формирования новых ЗУН | - фронтальный; - индивидуальный | |
6 | 06.09- 12.09 | Поэтическое искусство автора в «Слове…» « Плач Ярославны» | 1 | - осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий, - ответы на вопросы | Практикум | Выразительное чтение - индивидуальный | |
7 | 13.09-19.09 | Контрольная работа № 1 тестирование по теме «Слово о полку Игореве» | 1 | - анализ текста, сопоставление художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт | урок контроля, знаний, умений и навыков | - рубежный | |
8 | 13.09-19.09 | РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | 1 | - самостоятельный поиск ответа, - работа с учебно-научными текстами, справочной литературой | Урок развития речи | - рубежный | |
Раздел II. Русская литература XVIII века. (9 часов). Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Ода как жанр лирической поэзии. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Широкое изображение российской действительности. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Сентиментализм. Новые черты русской литературы. | | |
9 | 13.09-19.09 | Характеристика русской литературы ХVIII века | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя | Лекция | - фронтальный; - индивидуальный | | |
10 | 20.09-26.09 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Урок «открытия» нового знания | - фронтальный; - индивидуальный | |
11 | 20.09-26.09 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях, в оде «На день восшествия». Жанр оды. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Практикум | - фронтальный; - индивидуальный | |
12 | 20.09-26.09 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение«Памятник»). | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Урок усвоения новых знаний | - фронтальный; - индивидуальный | |
13 | 27.09-03.10 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования жанра путешествия и его содержательного наполнения. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя | Урок «открытия» нового знания | - фронтальный; - индивидуальный | |
14 | 27.09-03.10 | А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. | 1 | - анализ текста | Практикум | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. - индивидуальный | |
15 | 27.09-03.10 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, | Урок «открытия» нового знания | - фронтальный; - индивидуальный | |
16 | 04.10-10.10 | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя | Урок комплексного применения знаний и умений | - фронтальный; - индивидуальный | | |
17 | 04.10-10.10 | Контрольная работа № 2 тестирование по теме «Литература 18 века» | 1 | - информационная переработка устного и письменного текста | урок контроля знаний и умений | - рубежный | | |
Раздел III. Шедевры русской литературы XIX века. (48 часов). Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Особенности композиции. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Мертвые и живые души. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Тема одиночества человека в многолюдном городе. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. | | |
18 | 04.10-10.10 | Первая половина XIX века Золотой век русской литературы (обзор). | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя | Лекция | - фронтальный | | |
19 | 11.10-17.10 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Урок усвоения новых знаний | - фронтальный; - индивидуальный | |
58 | 24.01-30.01 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | - осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий - анализ текста | Практикум | Характеристика города и героев литературного произведения - индивидуальный | | |
59 | 31.01-06.02 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | - работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей. | Урок коррекции знаний, умений и навыков | - текущий | | |
60 | 31.01-06.02 | Сочинение по произведению Гоголя «Мертвые души» | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Семинар | Характеристика героев - индивидуальный | | |
61 | 31.01-06.02 | Вторая половина ХIХ века А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Семинар | Характеристика героев - индивидуальный | | |
62 | 31.01-06.02 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение полноценное и восприятие художественного текста | Семинар | - фронтальный; - индивидуальный | |
63 | 07.02 -13.02 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Урок «открытия» нового знания | - фронтальный; - индивидуальный | | |
64 | 07.02 -13.02 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Лекция-беседа | Анализ рассказов: монологические ответы. | | |
65 | 07.02- 13.02 | РР Сочинение - ответ на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). | 1 | - самостоятельный поиск ответа, - работа с учебно-научными текстами, справочной литературой | Урок развития речи | - текущий | |
66 | 14.02- 20.02 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприя-тие художественного текста | Групповая работа | - фронтальный; - индивидуальный | | |
Раздел IV. Литература ХХ века. (25 часов). Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Судьба Родины и судьба человека. Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам. Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Стихотворения о человеке и природе Заболоцкого. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Стихотворения о Родине, о природе Твардовского. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | | |
67 | 14.02- 20.02 | Проза. Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Лекция-беседа | - индивидуальный | | |
68 | 14.02- 20.02 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | - анализ текста - осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий | Семинар | Анализ прозаического текста - фронтальный; - индивидуальный | |
69 | 21.02- 27.02 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 1 | - анализ текста - осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий | Урок усвоения новых знаний | Анализ прозаического текста - фронтальный; - индивидуальный | |
70-71 | 21.02- 27.02 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 2 | -анализ текста, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Комбинированный урок | Анализ прозаического текста - фронтальный; - индивидуальный | | |
72 | 28.02 -06.03 | А.И.Солженицын. Слово о писателе.«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Комбинированный урок | - фронтальный; - индивидуальный | |
73 | 28.02 -06.03 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | -анализ текста, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Практикум | - фронтальный; - индивидуальный | |
74 - 75 | 28.02-06.03 07.03-13.03 | РР Сочинение по произведениям (1-2 на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 2 | - самостоятельный поиск ответа, - работа с учебно-научными текстами, справочной литературой | Урок развития речи | - рубежный | |
76 | 07.03-13.03 | Русская литература ХХ века. Поэзия Русская поэзия Серебряного века. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста | Лекция | - фронтальный; - индивидуальный | | |
77 | 07.03-13.03 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста и его анализ | Семинар | - фронтальный; - индивидуальный | |
78 | 14.03 -20.03 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | 1 | - анализ текста, - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, | Практикум | Анализ поэтического текста - фронтальный; - индивидуальный | |
79-80 | 14.03 -20.03 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | 2 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руковод-ством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста и его анализ | Лекция-беседа | Выразительное чтение - индивидуальный | |
81 | 28.03-03.04 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | 1 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Лекция - беседа | Выразительное чтение - индивидуальный | | |
82-83 | 28.03-03.04 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 2 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста, | Практикум | Выразительное чтение - индивидуальный | |
84 | 04.04 -10.04 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Комбинированный урок | Выразительное чтение - индивидуальный | |
85-86 | 04.04 -10.04 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 2 | - составление опорных схем-конспектов (ОСК) под руководством учителя, - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Комбинированный урок | - фронтальный; - индивидуальный | |
87 | 11.04 -17.04 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Лекция-беседа | - индивидуальный | | |
88-89 | 11.04 -17.04 | А.Т.Твардовский Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | 2 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Лекция-беседа | - фронтальный; - индивидуальный | | |
90-91 | 18.04- 24.04 | РР Русская лирика ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | - самостоятельный поиск ответа, - работа с учебно-научными текстами, справочной литературой | | - рубежный | |
Раздел V. Из зарубежной литературы (12 часов). Античная лирика. Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. «Божественная комедия» множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.«Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагедия как драматический жанр. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст - философская трагедия эпохи Просвещения. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Философско-драматическая поэма. | | |
92 | 18.04-24.04 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…» | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Семинар | - фронтальный; | | |
93 | 25.04 -30.04 | Данте Алигьери. «Божест-венная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста | Групповая работа | - фронтальный; - индивидуальный | | |
94- 95 | 25.04 -30.04 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | 2 | - чтение и полноценное восприятие художественного текста, - анализ текста, - инсценирование произведения | Беседа | - фронтальный; - индивидуальный | |