Приложение
к основной образовательной
программе среднего общего образования
Рабочая программа
по литературе
10 класс
Составитель: учитель русского языка и литературы
МАОУ «Порецкая СОШ»
Вилкова Татьяна Анатольевна
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
1.2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
1.3. Предметные результаты
Обучающийся научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Обучающийся получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета.
Введение. (1 ч.)
К истории русской литературы XIX века
Из литературы первой половины МХ века - 11ч. (7+4ч.)
А.С. Пушкин (4ч.)
Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло Дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и моральноэтическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы
М.Ю. Лермонтов (2ч.)
Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в Долине Дагестана...»), «Выхожу один я на Дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара, в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь (5ч.)
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В.
Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины МХ века - 90 ч. (81+9ч.) Введение (1ч.)
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. (Крестьянский вопрос» как определяющий , фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А,П. Чехова и др. и
Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский 7 (6+1ч.)
Пьесы «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А.Гончаров 6ч. (5+1ч.) Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и А.Н, Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов», к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев 10 (8+2ч.)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо.
Н.Г. Чернышевский (1ч.)
Роман «Что Делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «гепйег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать?
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. Некрасов 9 (8+1ч.)
Стихотворения «В Дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. Тютчев (Зч.)
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа СФИНКС,И тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!.,», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. Фет 5 (4+1ч.)
Стихотворения «Шепот, робкое Дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. (Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков (Зч.)
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н.
Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа,
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», («Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин (5ч.)
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой (4ч.)
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь, ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества АК. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях АК. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой 17 (16+1ч) Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский (7ч.)
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов (3ч.) Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга, Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
З. Тематическое планирование.
№№ | Тема | | Кол-во часов |
| | Введение (1 ч.) | |
1 | К истории русской литературы 19 века. | 1 |
| Из литературы первой половины 19 века (11 ч.) | |
| А.С. Пушкин. (4ч.) | |
2 | Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. | 1 |
3 | Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника) | 1 |
4 | Историческая и «частная» темы в поэме Пушкина «Медный всадник». Конфликт личности и государства. | 1 |
5 | Р.р. Анализ стихотворения А.С. Пушкина | 1 |
| М.Ю. Лермонтов (2ч.) | |
6 | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова | 1 |
7 | Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова. | 1 |
| Н.В. Гоголь (5 ч.) | |
8 | Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях». Тема одиночества и затерянности «маленького человека в большом городе. | 1 |
9 | Повесть «Нос». Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. | 1 |
10 | Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | 1 |
11-12 | Р.р. Сочинение по разделу «Из литературы первой половины 19 века» | 2 |
| Литература второй половины 19 века (90часов) | |
13 | Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века. | 1 |
| А.Н. Островский. (7 ч.) | |
14 | Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтёмся!». Конфликт, характерологическая функция героев. | 1 |
15 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». | 1 |
16 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | 1 |
17 | Трагедия совести и её разрешение в пьесе. | 1 |
18 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». | 1 |
19 | Многозначность названия пьесы, символика деталей специфика жанра. | 1 |
20 | Р.р. Драма «Гроза» в русской критике. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
| И.А. Гончаров. (6 ч.) | |
21 | Роман «Обломов». Быт и бытие Обломова. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | 1 |
22 | Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами. | 1 |
23 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | 1 |
24 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». | 1 |
25 | Роман «Обломов» в русской критике. Тестовые задания по роману И.А.Гончарова. | 1 |
26 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова. | 1 |
| И.С. Тургенев (10 ч.) | |
27 | Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». | 1 |
28 | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции. | 1 |
29 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | 1 |
| Базаров и Аркадий. Черты («увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | 1 |
31 | Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. | 1 |
32 | Философские итоги романа. Смысл названия. | 1 |
33 | Русская критика о романе и его героях. | 1 |
34-35 | Р.р. Сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети» | 2 |
36 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. | 1 |
| Н.Г. Чернышевский (1 ч.) | |
37 | Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
| Н.А. Некрасов (9 ч) | |
38 | «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданские мотивы. | 1 |
39 | Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет. | 1 |
40 | Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. | 1 |
41 | Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. | 1 |
42 | Представители помещичьей Руси в поэме. | 1 |
43 | Стихия народной жизни и её яркие представители. | 1 |
44 | Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме. | 1 |
45 | Проблема счастья и её решение в поэме. | 1 |
46 | Р.р. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Подготовка к домашнему сочинению по поэме. | 1 |
| Ф.И. Тютчев (З ч.) | |
47 | «Мыслящая поэзия» Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики. | 1 |
48 | Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России. | 1 |
49 | Драматизм звучания любовной лирики поэта. | 1 |
| А.А. Фет (5 ч.) | |
50 | Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики Фета. | 1 |
51 | «Культ мгновения». Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. | 1 |
52 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике Фета. | 1 |
53 | Музыкально-мелодический принцип организации стиха, роль звукописи. | 1 |
54 | Р.р. Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета (сочинение). | 1 |
| Н.С. Лесков (З ч.) | |
55 | Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. | 1 |
56 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. | 1 |
57 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. | 1 |
| М.Е. Салтыков-Щедрин (5 ч.) | |
58 | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | 1 |
59 | «Медведь на воеводстве», «Богатырь». Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в щедринских сказках. | 1 |
60 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». | 1 |
61 | Приёмы сатирического воссоздания действительности. Соотношение авторского идеала и действительности. | 1 |
62 | Интеллектуальная игра «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки». | 1 |
| А.К. Толстой (4 ч.) | |
63 | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта. | 1 |
64 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. | 1 |
65 | Жанрово-тематическое богатство творчества АК. Толстого. | 1 |
66 | Викторина по творчеству А.К. Толстого | 1 |
| Л.Н. Толстой (17 ч.) | |
67 | «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | 1 |
68 | Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи. | 1 |
69 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. | 1 |
70 | Критическое изображение высшего света в романе. | 1 |
71 | Противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев. | 1 |
72 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. | 1 |
73 | Сложность и противоречивость жизненного пути Пьера Безухова. | 1 |
74 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации. | 1 |
75 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | 1 |
76 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Изображение войны 1812 г. | 1 |
77 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | 1 |
78 | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | 1 |
79 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. | 1 |
80 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | 1 |
81 | Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. | 1 |
82 | Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого. | 1 |
83 | Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого. | 1 |
| Ф.М. Достоевский. (7 ч.) | |
84 | Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. | 1 |
85 | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. | 1 |
86 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | 1 |
87 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | 1 |
88 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. | 1 |
89 | Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | 1 |
90 | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | 1 |
91. | Р.р. Сочинение-рассуждение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
92. | Р.р. Сочинение-рассуждение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
| А.П. Чехов (6 ч.) | |
93. | Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник» и др. | 1 |
94. | Отличительные черты чеховской прозы. | 1 |
95. | Новаторство Чехова-драматурга. Особенности сюжета в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала. | 1 |
96. | Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада. | 1 |
97. | Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. | 1 |
98. | Функция ремарок, звука и цвета. Сложность и неоднозначность авторской позиции. | 1 |
99-102 | Обобщающее повторение. | 4 |
103-105 | Резервные уроки. | 3 |