СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 10 классе»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 11 классе

на 2012-2013 учебный год

102 часа (3часа в неделю)




Учитель: Цыденова Жаргалма Цыдыповна


2016-2017 учебный год














Раздел I. Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа. Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 20__ к учебнику Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2011

2. Цели изучения курса


Компетенции

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Традиционные формы уроков

Нестандартные формы уроков


Эмоционально-образные

Уроки истолкования (не эмоционально-образные)

Беседа

Композиция

Исследование

Комбинированный урок

Спектакль

Урок с использованием компьютерных технологий

Комментированное чтение

Урок-суд

Практикум

Лекция


Семинар

Смотр знаний


Читательская конференция

Анализ эпизода



Диспут (в методике испол. давно)



Сочинение





Формы контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • модульное обучение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)



Раздел II. Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Введение

2

И.А.Бунин

3

А.И.Куприн

4

М.Горький

6

  1. «

«Серебряный век» русской литературы. Символизм

4

А.А.Блок

10

Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев

1

С.А.Есенин

6

В.В.Маяковский

8

Литературный процесс 20 –х годов XX века.

1

Тема революции и Гражданской войны. А.А.Фадеев «Разгром»

2

Литература 30 – х годов XX века

2

М.А.Булгаков

7

А.П.Платонов

2

А.А.Ахматова

4

М.И.Цветаева

2

О.Э.Мандельштам

1

М.А.Шолохов

8

Литература периода Великой Отечественной войны

2

Литература 50 – 90-х годов XX века

1

Литература Русского зарубежья И.А.Бродский

2

Авторская песня. Булат Окуджава

2

А.Т.Твардовский

2

Б.Л.Пастернак

4

А.И.Солженицын

4

В.Т.Шаламов

1

Н.М.Рубцов

1.

В.П.Астафьев

2

В.Г.Распутин

3

Из литературы народов России. Р.Гамзатов

1.

Вампилов

1

Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм.

4

Итоги года.

1


Всего уроков:

102


Раздел III.

Содержание обучения.

Введение

Русская литература в контексте мировой художест­венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите­ратура; литература, официально не признанная вла­стью; литература Русского зарубежья. Различное и об­щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и пробле­мы. Проблема нравственного выбора человека и проб­лема ответственности. Тема исторической памяти, на­ционального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра­зие реализма в русской литературе начала XX века. Че­ловек и эпоха — основная проблема искусства. Направ­ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус­ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур­ных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди­ночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан­ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на­строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике

Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествова­ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай­шим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Те­ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про­зе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред­ставлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранато­вый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре­альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове­сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов­ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас­лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде­ние души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символиче­ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси­хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо­го произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-по­этические истоки романтической прозы писателя. Проб­лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо­ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб­щения людей. Проблема мнимого и реального преодо­ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове­ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче­ская судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская дра­ма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережков­ский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Ива­нов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ка­менщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — ур­банизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Сти­хотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро­воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор­ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акме­изм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творче­ства Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Ман­дельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Ста­рый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман­тический герой лирики Гумилева. Яркость, празднич­ность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности суще­ствования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.


Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных тра­диций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофуту­ристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Мая­ковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западно­европейский и русский футуризм. Преодоление футуриз­ма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку­бок», «Ананасы в шампанском», «Романтические ро­зы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи­теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчест­ва. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и иро­ния поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Фу­туризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художест­венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву­копись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, фило­софии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного ми­ра», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и ре­волюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, слож­ность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочета­емого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность фина­ла. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Бло­ка на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихо­творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози­ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

(Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо­жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо­ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест­венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ­тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей­но-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз­можен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе­нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор­чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе­сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль­цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род­ным и любимым -людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин­ской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин­ские мотивы в развитии темы быстротечности человече­ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотвор­ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Лите­ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме­режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандель­штам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери­менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных со­бытий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ре­мизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавре­нева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведе­ния являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре­волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова­торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер­боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю­бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по­эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но­ватора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто­летия.

Теория литературы. Футуризм (развитие пред­ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по­нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со­ставная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас­тернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про­кофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островско­го, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.) История со­здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического простран­ства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпи­ческая широта изображенной панорамы и лиризм раз­мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по­вествования: от символического (библейского или ми­фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апо­логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая­ния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге­те, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома­на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта­теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске­тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль пи­сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш­но...», «Родная земля» (указанные произведения обя­зательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Примор­ский сонет». (Возможен выбор двух других стихотво­рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло­гизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма­товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы­кальность стиха. Слиянность темы России и собст­венной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб­ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го­мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря­дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других сти­хотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Сло­во, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философич­ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра­зие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф­мовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в ру­ке...»), «Кто создан из камня, кто создан из гли­ны...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ­ведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихо­творений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск­ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче­ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве­таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе­мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой­на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этиче­ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывате­лей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахма­товой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по­нятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творче­ство. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолохов­ского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе­ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове­ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы­соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художествен­ное своеобразие шолоховского романа. Художествен­ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепле­ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова­торство в художественном творчестве (развитие пред­ставлений).

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгля­да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Иса­ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатья­нова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский днев­ник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание вы­соких патриотических чувств с глубоко личными, интим­ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче­ской и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по­вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое на­пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж­дений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечествен­ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по­ловины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не­красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «отте­пели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Возне­сенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По­эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас­сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра­солов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Дру­нина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три­фонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян­ства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркут­ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб­рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в кри­тике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа­тельность, искренность, внимание к личности; методи­ческое богатство, современная ритмика и инструмен­товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти ма­тери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дро­бится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гага­рина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворе­ний.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве­ка. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувст­во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо­ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо­ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ­зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче­ской поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла­кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо­чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по­эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление по­стичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана­лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче­ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в ро­мане. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой ро­мана. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творче­ство. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Свое­образие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус­ского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возмо­жен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достовер­ность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследо­вание человеческой природы «в крайне важном, не опи­санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Ха­рактер повествования. Образ повествователя. Новатор­ство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление по­нятия). Психологизм художественной литературы (раз­витие представлений). Традиции и новаторство в худо­жественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на хол­ме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма­тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од­но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по­вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоот­верженность. Связь основных тем повести «Живи и по­мни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со­нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литера­турно-поэтических и автобиографических пластов, реа­лий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в вирту­озно организованную стихотворную форму» (В. А. Зай­цев). Традиции русской классической поэзии в творче­стве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те­чешь, как река. Странное название...», «Когда мне

невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор дру­гих стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об­разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар­дов.

Теория литературы. Литературная песня. Ро­манс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Ути­ная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система обра­зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче­ская раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общече­ловеческого в лирике поэта.

Понятие о поэти­ческом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и обще­человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол­стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Ев­тушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.



Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,

В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.

М. «Просвещение», 20____

Дополнительная литература

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.

11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006

  2. .Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов

  3. Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997

  4. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ урока

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

НРК

Сопутствующее повторение

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2


1.Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века.2. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Выявление уровня литературного развития учащихся.


2


Тестирование.

НРК 1:

Уральские писатели в общелит-ном процессе 20 века. Лит-ра России.Ю.У. с3-4


Литературные направления.


Стр. 10-14

3



И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность.


1


Чтение наизусть

стихов, анализ.



Анализ лирического стихотворения.


Наизусть стихи.

4


И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение.

1

Урок объяснения нового материала.


Символ.

«Чистый понедельник»

5


Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».


1

Комплексный анализ текста.


«Темные аллеи»

«Темные аллеи»

6-7


Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи».




2

Уроки внеклассного чтения.


Отзыв

Биография Куприна.

8


А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести

«Олеся».

1

Чтение, анализ.


Биография.

Стр. 47-56.

9-10


Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

2

Хронологическая таблица.


Реализм.

Готовиться к сочинению.

11


Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.


1

Сочинение.


Требования к сочинению.

Биография Горького.

12


М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

1

Сообщение учащихся.


Романтизм.

Читать «На дне».

13



«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга.


1


Таблица-схема.



Драма.

«На дне»-2-3 действие.


14-15


Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия.


2

Сообщение учащихся.


Драма.

Отвечать на вопросы. Готовиться к сочинению.

16


Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького.

1

Урок контроля.


Жанр драмы.

Отвечать на вопросы.

17


Русский символизм и его истоки.

1

Тестирование.


Биография.

Сообщение учащихся.

18


В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

1

Анализ стихов.


Литературные направления.

Сообщение учащихся.

19


Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый.


1

Внекл. чтение.


Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

20


Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.


1

Лекция.


Биография.

Наизусть стихи.

21


Н.С,Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики.

1

Беседа.


Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

22



Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

1

Семинар.



Литературные направления.

Готовиться к сочинению.

23


Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века.


1



Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

24


А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

Анализ стихов.


Литературоведческие термины.

Анализ стихов.

25


Тема страшного мира в лирике Блока.

1

Анализ стихов.


Романтизм.

Наизусть стихи.

26


Тема Родины в лирике Блока.

1

Семинар.

НРК 2: «Как солнце в драгоценной грани – в Урале Русь отражена»

Татьяничева Л.К.

Татьяничева Л.К.»Я без Урала не могу» с9-10, Геннадий Суздалев «Урал» с13,Валерий Тряпша «Урал» с16-17

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

27-28


Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

2

Обучение выразительному чтению.


Обучение выразительному чтению.

Готовиться к сочинению.

29


Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.



1


Беседа.



Литературные направления.


Индивидуальные задания.

30


РР С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.


1



Семинар.

НРК 3: «Без слова поэта истории нет» Борисов С. «В России страшно быть поэтом» с177, Макаров К. «Поэт в смирительной рубахе» с176, Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…» с179

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

31


Тема России в лирике Есенина.

1

Семинар.


Требования к сочинению.

Наизусть стихи.

32


РР Любовная тема в лирике Есенина.

1




Практикум.


Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

33


РР Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст».

1

Практикум.


Анализ эпизода.

Индивидуальные задания.

34


Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1

Внекл. чтение


Литературоведческие термины.

Индивидуальные задания.

35


Литературный процесс 20-х годов 20 века.

1

Семинар.


Литературные направления.

Инд. задания.



36-37


Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Граж-данской войны в прозе 20-х годов.


2

Семинар.

НРК 4-5: «Идет в золе по всей земле Гражданская война». Олег Митяев. Обзор с30-32, Лебединский Ю. «Неделя» с33-41,Гроссман «Годы в огне» с39-41,

Суздалев Г. «Площадь павших революционеров» с48

Классическая

русская литература.

Стр. 125-139.

38



Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.


1


Лекция. Беседа.



Биография.


Наизусть стихи.


39-40


В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

2

Лекция. Беседа.




Литературные направления.


Наизусть стихи.


41


РР Своеобразие любовной лирики Маяковского.

1

Беседа.


Анализ лирического стихотворения.

Подготовиться к семинару.

42


РР Тема поэта и поэзии.

1

Семинар.


Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

43


Р.Р. Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского.

1

Лекция. Беседа.


Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

44


Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.



1

Чтение по ролям. Пересказ содержания.

НРК 6: «По праву всего поколения». Б.Ручьев «Полюс»с78, 421.

Биография.

Индивидуальные задания.

45


М. А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

1

Беседа.


Биография.

Индивидуальные задания.

46-47


История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».

2

Практикум.


Отзыв.

Конспект критический статей.

48-49


Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Р.Р.Домашнее сочинение по творчеству Булгакова.

2


Сочинение.



Требования к сочинению.


Готовиться к сочинению.





50



Зачетная работа за 1 полугодие.


1


Урок контроля.



Требования к сочинению.


Индивидуальные задания.

51-52


А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Обзор.

2

Внекл. чтение.


Отзыв

Отвечать на вопросы.

53


А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов.


1

Лекция. Беседа.

Практикум.


Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.

54


РР Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

1

Практикум.


Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

55-56


РР А. А. Ахматова. Поэма «Ре­квием». Особенности жан­ра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

2

Практикум.


Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

57-58


О. Э. Мандельштам. Исто­ризм поэтического мыш­ления, ассоциативная ма­нера письма. Мифологиче­ские и литературные обра­зы в поэзии Мандельштама.


2

Лекция. Практикум.

НРК 7: «Память о нем будет дорогой и священной» Губарев. Семянников С. «Попытка Мандельштама» с185-186

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.


59-60


РР М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеоб­разие поэтического стиля.

2

Лекция.

НРК 8: «Россия не щадит живых поэтов» Алла Гитина. «На могиле Марины Цветаевой» Белозёрцев А. с183-184. Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…». 179

Анализ лирического стихотворения.

Готовиться к сочинению.

61


Р.Р. Сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой.

1

Сочинение.


Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

62


М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы»


1

Семинар.


Отзыв

Сообщение учащихся.

63-64


Картины жизни донских казаков на страницах ро­мана «Тихий Дон».

2

Практикум.


Эпос.

Сообщения уч-ся

65-66


«В мире, расколотом на­двое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григо­рия Мелехова.

2

Практикум.


Реализм.

Сообщение учащихся.

67


Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.




68


Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.


Диалектизмы.

Готовиться к сочинению.

69


Р.Р. Сочинение по творчеству Шолохова.

1

Сочинение.


Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

70-73


Литература периода Великой Отечественной войны.

Новое осмысление военной темы в творчестве В.Некрасова, Ю. Бондарева, К.Воробьева, В.Быкова, М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева.


4

Семинар.

НРК 9: Тема «человек и война» в творчестве уральских поэтов и прозаиков. Горская А. «Светлой памяти отца»с134, Суздалев Г. «Ранение» с131, Банников.»Заслон»(отрывки из повести) с138-158

Отзыв. Рецензия.

Анализ стихов.

74-75


Литература 50 – 90-х годов. Поэзия 60-х годов.

2

Анализ стихов.


Отзыв.

Индивидуальные задания.

76-77


РР А. Т. Твардовский. Фило­софская лирика. Тема па­мяти в лирике поэта.


2

Практикум.


Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

78-79


Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.


2

Обучение выразительному чтению.


Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.


80-81


Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Тема интеллигенции и револю­ции.



2


Внекл. чтение



Литературные направления.


Чтение и анализ повестей.

82-84


А. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матрёнин двор»

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы чело­века в тоталитарном госу­дарстве.


3



Семинар.


Отзыв.

Индивидуальные задания.

85


В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. Ис­тория создания книги «Ко­лымские рассказы».


1


Внекл. чтение


Отзыв

Индивидуальные задания.

86


РР Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.



1



Практикум.


Анализ лирического стихотворения.

Сообщение учащихся.

87-88


РР «Деревенская» проза. В.П.Астафьев «Царь – рыба». Человек и природа.



2

Практикум.


Анализ эпизода.

Отвечать на вопросы.

89-90


В. Г. Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матёрой».

Тема памяти и преемственности поколении.


2

Внекл. чтение


Литературоведческие термины.

Сообщение учащихся.


91


Авторская песня Б. Ш. Окуджава. В. Высоцкий.

Особен­ности «бардовской» по­эзии.



1


Семинар.

НРК 10: Песни О.Митяева. «Самая любимая песня» с301, «В осеннем парке» с134, «Изгиб гитары желтый» с386.Поэзия Ю.У.


Классическая

русская литература.


Стр. 125-139.

92


«Городская» проза. Ю.В.Трифонов «Обмен».


1

Внекл. чтение.


Отзыв.

Индивидуальные задания.

93


А. В. Вампилов. Современ­ная драматургия. Психоло­гизм пьесы «Утиная охота».

1

Внекл. чтение.



Драма.


94


РР Из литературы народов России. Р. Гамзатов. Соотношение национального и общече­ловеческого в лирике поэта.


1

Практикум.


Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

95-96


Обзор литературы послед­него десятилетия. Основ­ные тенденции. Постмо­дернизм.


2

Семинар.


Литературные направления.

Индивидуальные задания.

97-98


Э.М.Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Старик и море».

2

Практикум.


Отзыв.

Индивидуальные задания.

99


Проблемы и уроки литературы 20 века.

1

Тестирование за 2 полугодие.



Сообщение учащихся.

100-102



РР Консультации по подготовке к экзаменам.


3

Внекл. чтение.





Рецензия.






Национально- региональный компонент



На изучение национально- регионального компонента образования по русскому языку отводится 10% учебного времени (=10 ч.) Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественного и публицистического стилей на различных уроках. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной речи, приобщает к культурным традициям региона. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, привлечением материалов хрестоматии «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 10-11 кл» Методические рекомендации по использованию регионального содержания языкового образования даны в инструктивно- методическом письме «О преподавании русского языка и литературы в средних общеобразовательных учреждениях области в 2012-2013 г.»



Название раздела

п/п

урока

Тема урока

Содержание НРК

Лит-ра

Лит-ра начала 20 века.

1

1

Судьба России в 20 веке.

Уральские писатели в общелит-ном процессе 20 века.

Лит-ра России.Ю.У. с3-4

Серебряный век рус. лит-ры

2

26

Тема Родины в лирике А.Блока.

«Как солнце в драгоценной грани – в Урале Русь отражена»

Татьяничева Л.К.

Татьяничева Л.К.»Я без Урала не могу» с9-10, Геннадий Суздалев «Урал» с13,Валерий Тряпша «Урал» с16-17

3

30

С.А.Есенин. жизнь и творчество. Ранняя лирика.

«Без слова поэта истории нет»

Борисов С. «В России страшно быть поэтом» с177, Макаров К. «Поэт в смирительной рубахе» с176, Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…» с179

Лит-ра 20-х годов.

4-5

36-37

Обзор русской литературы 20-х годов.

«Идет в золе по всей земле Гражданская война». Олег Митяев.

Обзор с30-32, Лебединский Ю. «Неделя» с33-41,Гроссман «Годы в огне» с39-41,

Суздалев Г. «Площадь павших революционеров» с48

Лит-ра 30-х годов начала 40-х годов.

6

44

Лит-ра 30-х годов.

«По праву всего поколения»

Б.Ручьев «Полюс»с78, 421.

7

57

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество.

«Память о нем будет дорогой и священной» Губарев

Семянников С. «Попытка Мандельштама» с185-186

8

60

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.

«Россия не щадит живых поэтов» Алла Гитина

«На могиле Марины Цветаевой» Белозёрцев А. с183-184. Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…». 179

Лит-ра периода ВОвойны.

9

70

Литература периода Великой Отечественной войны.

Тема «человек и война» в творчестве уральских поэтов и прозаиков.

Горская А. «Светлой памяти отца»с134, Суздалев Г. «Ранение» с131, Банников.»Заслон»(отрывки из повести) с138-158


10

91

Авторская песня Б. Ш. Окуджава. В. Высоцкий.

Особен­ности «бардовской» по­эзии.


Песни О.Митяева.

«Самая любимая песня» с301, «В осеннем парке» с134, «Изгиб гитары желтый» с386.Поэзия Ю.У.














График контрольных работ.


Дата

Вид работы

Раздел.



Тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Введение

1


Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.


Литература начала 20 века.

2


Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького.

3


Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века.


Серебряный век рус. лит-ры

4


Р.р. Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского.


5


Р.Р.Домашнее сочинение по творчеству Булгакова.

Литература 30 годов.

6


Зачетная работа за 1 полугодие.

7


Р.р. Сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой.

8


Р.р. Сочинение по творчеству Шолохова.

9


Тестирование

Литература 2-й половины 20 века.



Уроков развития речи: 15

Уроков внеклассного чтения: 10

Сочинений: 6 (дом.-1)

НРК: 10ч.

Зачёт : 1

Письменная работа: 3

Всего часов: 102 (3ч. в неделю)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!