РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 11 классе
на 2012-2013 учебный год
102 часа (3часа в неделю)
Учитель: Цыденова Жаргалма Цыдыповна
2016-2017 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа. Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 20__ к учебнику Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2011
2. Цели изучения курса
| Компетенции |
Общеучебные | • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. |
Предметно-ориентированные | • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. |
Традиционные формы уроков | Нестандартные формы уроков |
| Эмоционально-образные | Уроки истолкования (не эмоционально-образные) |
Беседа | Композиция | Исследование |
Комбинированный урок | Спектакль | Урок с использованием компьютерных технологий |
Комментированное чтение | Урок-суд | Практикум |
Лекция | | Семинар |
Смотр знаний | | Читательская конференция |
Анализ эпизода | | |
Диспут (в методике испол. давно) | | |
Сочинение | | |
Формы контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста
Технологии, методики:
информационно-коммуникационные технологии;
модульное обучение;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Раздел II. Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
| Введение | 2 |
| И.А.Бунин | 3 |
| А.И.Куприн | 4 |
| М.Горький | 6 |
« | «Серебряный век» русской литературы. Символизм | 4 |
| А.А.Блок | 10 |
| Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев | 1 |
| С.А.Есенин | 6 |
| В.В.Маяковский | 8 |
| Литературный процесс 20 –х годов XX века. | 1 |
| Тема революции и Гражданской войны. А.А.Фадеев «Разгром» | 2 |
| Литература 30 – х годов XX века | 2 |
| М.А.Булгаков | 7 |
| А.П.Платонов | 2 |
| А.А.Ахматова | 4 |
| М.И.Цветаева | 2 |
| О.Э.Мандельштам | 1 |
| М.А.Шолохов | 8 |
| Литература периода Великой Отечественной войны | 2 |
| Литература 50 – 90-х годов XX века | 1 |
| Литература Русского зарубежья И.А.Бродский | 2 |
| Авторская песня. Булат Окуджава | 2 |
| А.Т.Твардовский | 2 |
| Б.Л.Пастернак | 4 |
| А.И.Солженицын | 4 |
| В.Т.Шаламов | 1 |
| Н.М.Рубцов | 1. |
| В.П.Астафьев | 2 |
| В.Г.Распутин | 3 |
| Из литературы народов России. Р.Гамзатов | 1. |
| Вампилов | 1 |
| Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм. | 4 |
| Итоги года. | 1 |
| Всего уроков: | 102 |
Раздел III.
Содержание обучения.
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике
Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.
(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне
невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,
В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.
М. «Просвещение», 20____
Дополнительная литература
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.
11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006
.Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов
Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997
Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | НРК | Сопутствующее повторение | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 | | 1.Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века.2. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 | Тестирование. | НРК 1: Уральские писатели в общелит-ном процессе 20 века. Лит-ра России.Ю.У. с3-4 | Литературные направления. | Стр. 10-14 |
3 | | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность. | 1 | Чтение наизусть стихов, анализ. | | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
4 | | И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение. | 1 | Урок объяснения нового материала. | | Символ. | «Чистый понедельник» |
5 | | Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». | 1 | Комплексный анализ текста. | | «Темные аллеи» | «Темные аллеи» |
6-7 | | Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи». | 2 | Уроки внеклассного чтения. | | Отзыв | Биография Куприна. |
8 | | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». | 1 | Чтение, анализ. | | Биография. | Стр. 47-56. |
9-10 | | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». | 2 | Хронологическая таблица. | | Реализм. | Готовиться к сочинению. |
11 | | Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна. | 1 | Сочинение. | | Требования к сочинению. | Биография Горького. |
12 | | М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». | 1 | Сообщение учащихся. | | Романтизм. | Читать «На дне». |
13 | | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | 1 | Таблица-схема. | | Драма. | «На дне»-2-3 действие. |
14-15 | | Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия. | 2 | Сообщение учащихся. | | Драма. | Отвечать на вопросы. Готовиться к сочинению. |
16 | | Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького. | 1 | Урок контроля. | | Жанр драмы. | Отвечать на вопросы. |
17 | | Русский символизм и его истоки. | 1 | Тестирование. | | Биография. | Сообщение учащихся. |
18 | | В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений. | 1 | Анализ стихов. | | Литературные направления. | Сообщение учащихся. |
19 | | Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый. | 1 | Внекл. чтение. | | Анализ лирического стихотворения. | Индивидуальные задания. |
20 | | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | 1 | Лекция. | | Биография. | Наизусть стихи. |
21 | | Н.С,Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики. | 1 | Беседа. | | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
22 | | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина. | 1 | Семинар. | | Литературные направления. | Готовиться к сочинению. |
23 | | Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века. | 1 | | | Требования к сочинению. | Индивидуальные задания. |
24 | | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 | Анализ стихов. | | Литературоведческие термины. | Анализ стихов. |
25 | | Тема страшного мира в лирике Блока. | 1 | Анализ стихов. | | Романтизм. | Наизусть стихи. |
26 | | Тема Родины в лирике Блока. | 1 | Семинар. | НРК 2: «Как солнце в драгоценной грани – в Урале Русь отражена» Татьяничева Л.К. Татьяничева Л.К.»Я без Урала не могу» с9-10, Геннадий Суздалев «Урал» с13,Валерий Тряпша «Урал» с16-17 | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
27-28 | | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. | 2 | Обучение выразительному чтению. | | Обучение выразительному чтению. | Готовиться к сочинению. |
29 | | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор. | 1 | Беседа. | | Литературные направления. | Индивидуальные задания. |
30 | | РР С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. | 1 | Семинар. | НРК 3: «Без слова поэта истории нет» Борисов С. «В России страшно быть поэтом» с177, Макаров К. «Поэт в смирительной рубахе» с176, Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…» с179 | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
31 | | Тема России в лирике Есенина. | 1 | Семинар. | | Требования к сочинению. | Наизусть стихи. |
32 | | РР Любовная тема в лирике Есенина. | 1 | Практикум. | | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
33 | | РР Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст». | 1 | Практикум. | | Анализ эпизода. | Индивидуальные задания. |
34 | | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | 1 | Внекл. чтение | | Литературоведческие термины. | Индивидуальные задания. |
35 | | Литературный процесс 20-х годов 20 века. | 1 | Семинар. | | Литературные направления. | Инд. задания. |
36-37 | | Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Граж-данской войны в прозе 20-х годов. | 2 | Семинар. | НРК 4-5: «Идет в золе по всей земле Гражданская война». Олег Митяев. Обзор с30-32, Лебединский Ю. «Неделя» с33-41,Гроссман «Годы в огне» с39-41, Суздалев Г. «Площадь павших революционеров» с48 | Классическая русская литература. | Стр. 125-139. |
38 | | Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира. | 1 | Лекция. Беседа. | | Биография. | Наизусть стихи. |
39-40 | | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. | 2 | Лекция. Беседа. | | Литературные направления. | Наизусть стихи. |
41 | | РР Своеобразие любовной лирики Маяковского. | 1 | Беседа. | | Анализ лирического стихотворения. | Подготовиться к семинару. |
42 | | РР Тема поэта и поэзии. | 1 | Семинар. | | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
43 | | Р.Р. Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского. | 1 | Лекция. Беседа. | | Требования к сочинению. | Индивидуальные задания. |
44 | | Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. | 1 | Чтение по ролям. Пересказ содержания. | НРК 6: «По праву всего поколения». Б.Ручьев «Полюс»с78, 421. | Биография. | Индивидуальные задания. |
45 | | М. А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». | 1 | Беседа. | | Биография. | Индивидуальные задания. |
46-47 | | История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». | 2 | Практикум. | | Отзыв. | Конспект критический статей. |
48-49 | | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Р.Р.Домашнее сочинение по творчеству Булгакова. | 2 | Сочинение. | | Требования к сочинению. | Готовиться к сочинению. |
50 | | Зачетная работа за 1 полугодие. | 1 | Урок контроля. | | Требования к сочинению. | Индивидуальные задания. |
51-52 | | А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Обзор. | 2 | Внекл. чтение. | | Отзыв | Отвечать на вопросы. |
53 | | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов. | 1 | Лекция. Беседа. Практикум. | | Обучение выразительному чтению. | Наизусть стихи. |
54 | | РР Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. | 1 | Практикум. | | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
55-56 | | РР А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | 2 | Практикум. | | Анализ лирического стихотворения. | Индивидуальные задания. |
57-58 | | О. Э. Мандельштам. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. | 2 | Лекция. Практикум. | НРК 7: «Память о нем будет дорогой и священной» Губарев. Семянников С. «Попытка Мандельштама» с185-186 | Обучение выразительному чтению. | Наизусть стихи. |
59-60 | | РР М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля. | 2 | Лекция. | НРК 8: «Россия не щадит живых поэтов» Алла Гитина. «На могиле Марины Цветаевой» Белозёрцев А. с183-184. Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…». 179 | Анализ лирического стихотворения. | Готовиться к сочинению. |
61 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой. | 1 | Сочинение. | | Требования к сочинению. | Индивидуальные задания. |
62 | | М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы» | 1 | Семинар. | | Отзыв | Сообщение учащихся. |
63-64 | | Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон». | 2 | Практикум. | | Эпос. | Сообщения уч-ся |
65-66 | | «В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова. | 2 | Практикум. | | Реализм. | Сообщение учащихся. |
67 | | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 | Практикум. | | | |
68 | | Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон». | 1 | Практикум. | | Диалектизмы. | Готовиться к сочинению. |
69 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Шолохова. | 1 | Сочинение. | | Требования к сочинению. | Индивидуальные задания. |
70-73 | | Литература периода Великой Отечественной войны. Новое осмысление военной темы в творчестве В.Некрасова, Ю. Бондарева, К.Воробьева, В.Быкова, М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева. | 4 | Семинар. | НРК 9: Тема «человек и война» в творчестве уральских поэтов и прозаиков. Горская А. «Светлой памяти отца»с134, Суздалев Г. «Ранение» с131, Банников.»Заслон»(отрывки из повести) с138-158 | Отзыв. Рецензия. | Анализ стихов. |
74-75 | | Литература 50 – 90-х годов. Поэзия 60-х годов. | 2 | Анализ стихов. | | Отзыв. | Индивидуальные задания. |
76-77 | | РР А. Т. Твардовский. Философская лирика. Тема памяти в лирике поэта. | 2 | Практикум. | | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
78-79 | | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. | 2 | Обучение выразительному чтению. | | Обучение выразительному чтению. | |
80-81 | | Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции. | 2 | Внекл. чтение | | Литературные направления. | Чтение и анализ повестей. |
82-84 | | А. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матрёнин двор» «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | 3 | Семинар. | | Отзыв. | Индивидуальные задания. |
85 | | В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. История создания книги «Колымские рассказы». | 1 | Внекл. чтение | | Отзыв | Индивидуальные задания. |
86 | | РР Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта. | 1 | Практикум. | | Анализ лирического стихотворения. | Сообщение учащихся. |
87-88 | | РР «Деревенская» проза. В.П.Астафьев «Царь – рыба». Человек и природа. | 2 | Практикум. | | Анализ эпизода. | Отвечать на вопросы. |
89-90 | | В. Г. Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколении. | 2 | Внекл. чтение | | Литературоведческие термины. | Сообщение учащихся. |
|
91 | | Авторская песня Б. Ш. Окуджава. В. Высоцкий. Особенности «бардовской» поэзии. | 1 | Семинар. | НРК 10: Песни О.Митяева. «Самая любимая песня» с301, «В осеннем парке» с134, «Изгиб гитары желтый» с386.Поэзия Ю.У. | Классическая русская литература. | Стр. 125-139. |
92 | | «Городская» проза. Ю.В.Трифонов «Обмен». | 1 | Внекл. чтение. | | Отзыв. | Индивидуальные задания. |
93 | | А. В. Вампилов. Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота». | 1 | Внекл. чтение. | | Драма. | |
94 | | РР Из литературы народов России. Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. | 1 | Практикум. | | Анализ лирического стихотворения. | Наизусть стихи. |
95-96 | | Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм. | 2 | Семинар. | | Литературные направления. | Индивидуальные задания. |
97-98 | | Э.М.Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Старик и море». | 2 | Практикум. | | Отзыв. | Индивидуальные задания. |
99 | | Проблемы и уроки литературы 20 века. | 1 | Тестирование за 2 полугодие. | | | Сообщение учащихся. |
100-102 | | РР Консультации по подготовке к экзаменам. | 3 | Внекл. чтение. | | Рецензия. | |
Национально- региональный компонент
На изучение национально- регионального компонента образования по русскому языку отводится 10% учебного времени (=10 ч.) Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественного и публицистического стилей на различных уроках. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной речи, приобщает к культурным традициям региона. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, привлечением материалов хрестоматии «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 10-11 кл» Методические рекомендации по использованию регионального содержания языкового образования даны в инструктивно- методическом письме «О преподавании русского языка и литературы в средних общеобразовательных учреждениях области в 2012-2013 г.»
Название раздела | № п/п | № урока | Тема урока | Содержание НРК | Лит-ра |
Лит-ра начала 20 века. | 1 | 1 | Судьба России в 20 веке. | Уральские писатели в общелит-ном процессе 20 века. | Лит-ра России.Ю.У. с3-4 |
Серебряный век рус. лит-ры | 2 | 26 | Тема Родины в лирике А.Блока. | «Как солнце в драгоценной грани – в Урале Русь отражена» Татьяничева Л.К. | Татьяничева Л.К.»Я без Урала не могу» с9-10, Геннадий Суздалев «Урал» с13,Валерий Тряпша «Урал» с16-17 |
3 | 30 | С.А.Есенин. жизнь и творчество. Ранняя лирика. | «Без слова поэта истории нет» | Борисов С. «В России страшно быть поэтом» с177, Макаров К. «Поэт в смирительной рубахе» с176, Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…» с179 |
Лит-ра 20-х годов. | 4-5 | 36-37 | Обзор русской литературы 20-х годов. | «Идет в золе по всей земле Гражданская война». Олег Митяев. | Обзор с30-32, Лебединский Ю. «Неделя» с33-41,Гроссман «Годы в огне» с39-41, Суздалев Г. «Площадь павших революционеров» с48 |
Лит-ра 30-х годов начала 40-х годов. | 6 | 44 | Лит-ра 30-х годов. | «По праву всего поколения» | Б.Ручьев «Полюс»с78, 421. |
7 | 57 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. | «Память о нем будет дорогой и священной» Губарев | Семянников С. «Попытка Мандельштама» с185-186 |
8 | 60 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. | «Россия не щадит живых поэтов» Алла Гитина | «На могиле Марины Цветаевой» Белозёрцев А. с183-184. Николай Година «Петля Есенина, Цветаевой петля…». 179 |
Лит-ра периода ВОвойны. | 9 | 70 | Литература периода Великой Отечественной войны. | Тема «человек и война» в творчестве уральских поэтов и прозаиков. | Горская А. «Светлой памяти отца»с134, Суздалев Г. «Ранение» с131, Банников.»Заслон»(отрывки из повести) с138-158 |
| 10 | 91 | Авторская песня Б. Ш. Окуджава. В. Высоцкий. Особенности «бардовской» поэзии. | Песни О.Митяева. | «Самая любимая песня» с301, «В осеннем парке» с134, «Изгиб гитары желтый» с386.Поэзия Ю.У. |
График контрольных работ.
№ | Дата | Вид работы | Раздел. |
| | Тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Введение |
1 | | Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна. | Литература начала 20 века. |
2 | | Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького. |
3 | | Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века. | Серебряный век рус. лит-ры |
4 | | Р.р. Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского. | |
5 | | Р.Р.Домашнее сочинение по творчеству Булгакова. | Литература 30 годов. |
6 | | Зачетная работа за 1 полугодие. |
7 | | Р.р. Сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой. |
8 | | Р.р. Сочинение по творчеству Шолохова. |
9 | | Тестирование | Литература 2-й половины 20 века. |
Уроков развития речи: 15
Уроков внеклассного чтения: 10
Сочинений: 6 (дом.-1)
НРК: 10ч.
Зачёт : 1
Письменная работа: 3
Всего часов: 102 (3ч. в неделю)