АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла Барафанова О.А. от __________ № __ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________________ Николаев Ю.П. «___»____________ 2018г. | |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по литературе
7в класс
Составитель: Сардарян Ирина Николаевна
учитель русского языка и литературы
2018год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе учебно-методического комплекса по литературе «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени в год.
Планируются следующие типы работы на уроке:
-ответы на уроке;
-письменные ответы;
-контрольные работы;
-тесты.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик должен: знать/понимать:
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);
• роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия);
• понятие о теме и идее произведения (начальные представления);
• герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики;
• автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия);
• трехсложные размеры стиха (развитие понятия);
• тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления);
• сатира и юмор как формы комического (развитие представлений);
• публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления);
• литературные традиции.
Ученик должен уметь:
• видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
• видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
• передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
• видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
• сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
• стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
• написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы В.А. Коровиной, В.П. Журавлёвым, В.И. Коровиным «Литература. 5-9 классы: предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной». - Москва: Просвещение, 2016.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения программы |
| По плану | Фактически |
Введение (1 ч.) |
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 1 | 03/09- 07/09 | |
Устное народное творчество ( 6 ч.) | | | |
2 | Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа | 1 | 03/09-07/09 | |
3 | Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник» | 1 | 10/09-14/09 | |
4 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора | 1 | 10/09-14/09 | |
5 | Киевский цикл былин. «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | 17/09-21/09 | |
6 | Новгородский цикл былин «Садко». | 1 | 17/09-21/09 | |
7 | Французский и карело-финский мифологический эпос. «Калевала». «Песнь о Роланде» | 1 | 24/09-28/09 | |
Из древнерусской литературы (2 ч.) |
8 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | 24/09-28/09 | |
9 | Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература» | 1 | 01/10-05/10 | |
Из русской литературы XVIII века ( 2ч.) | | | |
10 | М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) | 1 | 01/10-05/10 | |
11 | Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание» | 1 | 15/10-19/10 | |
Из русской литературы XIX века ( 28 ч.) |
Александр Сергеевич Пушкин ( 3 ч.) |
12 | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII | 1 | 15/10-19/10 | |
13 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | 22/10-26/10 | |
14 | А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов», цикл «Повести Белкина». Проект | 1 | 22/10-26/10 | |
Михаил Юрьевич Лермонтов ( 4 ч.) |
15 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об исторической прошлой Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем | 1 | 29/10-02/11 | |
16 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства | 1 | 29/10-02/11 | |
17 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва» | 1 | 06/11-09/11 | |
18 | Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1 | 06/11-09/11
| |
Николай Васильевич Гоголь ( 5 ч.) |
19 | Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства | 1 | 12/11-15/11 | |
20 | Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | 12/11-15/11 | |
21 | Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | 26/11-30/11 | |
22 | Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя | 1 | 26/11-30/11 | |
23 | Контрольная работа №3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | 03/12-07/12 | |
24 | Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк» | 1 | 03/12-07/12 | |
25 | И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача» | 1 | 10/12-14/12 | |
Николай Алексеевич Некрасов (3 ч.) |
26 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы | 1 | 10/12-14/12 | |
27 | Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». | 1 | 17/12-21/12 | |
28 | Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа | 1 | 17/12-21/12 | |
29 | А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады | 1 | 24/12-28/12 | |
30 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | 24/12-28/12 | |
31 | Контрольная работа №4 по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | 09/01-11/01 | |
Лев Николаевич Толстой ( 3 ч.) |
32 | Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых» | 1 | 09/01-11/01 | |
33 | «Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого | 1 | 14/01-18/01 | |
34 | «Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого | 1 | 14/01-18/01 | |
35 | «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова | 1 | 21/01-25/01 | |
36 | Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | 1 | 21/01-25/01 | |
37 | Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня» | 1 | 28/01-01/02 | |
«Край ты мой родной, родимый край…» (2 ч.) |
38 | В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | 1 | 28/01-01/02 | |
39 | Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов | 1 | 04/02-08/02 | |
Иван Алексеевич Бунин ( 2 ч.) |
40 | Воспитание детей в семье рассказе И.А. Бунина «Цифры» | 1 | 04/02-08/02 | |
41 | Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти» | 1 | 11/02- 15/02 |
Максим Горький ( 2 ч.) |
42 | Автобиографический характер повести М. Горького «Детство» | 1 | 11/02-15/02 | |
43 | Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» | 1 | 25/02-01/03 | |
Владимир Владимирович Маяковский ( 2 ч.) |
44 | В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | 25/02-01/03 | |
45 | Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | 04/03-07/03 | |
46 | Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака» | 1 | 04/03-07/03 | |
47 | Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект | 1 | 11/03-15/03 | |
Андрей Платонович Платонов ( 2 ч.) | | | |
48 | Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». Проект | 1 | 11/03_-15/03 | |
49 | Контрольная работа № 6 по произведениям писателей XX века | 1 | 18/03-22/03 | |
Борис Леонидович Пастернак (2 ч.) |
50 | Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака | 1 | 18/03-22/03 | |
51 | Контрольная работа №7 по произведениям Б.Л. Пастернака | 1 | 25/03-29/03 | |
52 | Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова | 1 | 25/03-29/03 | |
53 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе | 1 | 08/04-12/04 | |
54 | Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла», «Акимыч» | 1 | 08/04-12/04 | |
55 | Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» | 1 | 15/04-19/04 | |
56 | Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» | 1 | 15/04-19/04 | |
57 | Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова | 1 | 22/04-26/04 | |
58 | А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни» | 1 | 22/04-26/04 | |
59 | Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная» | 1 | 29/04-03/04 | |
60 | Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда» | 1 | 29/04-03/04 | |
Песни на слова русских поэтов XX века ( 1ч) |
61 | А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект | 1 | 06/05-10/05 | |
62 | Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни | 1 | 06/-05-10/05 | |
Из зарубежной литературы (5 ч.) |
63 | Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса | 1 | 13/05-17/05 | |
64 | Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона | 1 | 13/05-17/05 | |
65 | Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года | 1 | 20/05-24/05 | |
66 | Сила любви и преданности О. Генри «Дары волхвов» | 1 | 20/05-24/05 | |
67 | Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы» | 1 | 27/05-31/05 | |
68 | Итоговый тест | 1 | 27/05-31/05 | |
8