Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
1. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.
3. Золотарева И. В. и др. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
4. Красовский Е. И. и др. Большая литературная энциклопедия. – М., Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов (на раздел, урок) | Цели урока (учебные) | Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.) | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | фактически |
1. | Введение. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | 2 | Знать о связи литературы и истории. Уметь: мини-сочинение "Книга, которую советую прочитать" | Создание проблемной ситуации на уроке. Повторение понятий «жанр», «род». | Наблюдение, беседа, фронтальный опрос. | Повторить изученное о фольклоре.Подготовить рассказ об истор. нар. песнях | 06.09 | |
2 | Из устного народного творчества Исторические народные песни и их особенности «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина» | 2 | Знать о своеобразии исторических песен. Уметь анализировать песню. | Беседа по вопросам, объяснение учителя, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа песен | Анализ исторической песни | Р/р Анализ исторической песни. Рр письменная работа | 11.09 | |
3 | Из древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведе- нии. «Житие Александра Невского». Образ идеального князя. | 2 | Знать об особенностях жанра житийной литературы, какими художественными средствами создается образ идеального князя. Уметь создавать текст по типу рассуждения. | Повторение изученного, беседа по вопросам. Комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение. | Сочинение – миниатюра | Рр. Письменная работа «Чем меня привлекает личность Сергия Радонежского (Александра Невского)». | 20.09 | |
4. | Из литературы 18 века Г.Р. Державин: отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа» и стихотворение «Памятник». | 2 | Знать об особенностях творческой биографии Державина | Устные выступления учеников, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа | Опрос в парах, анализ текста, выразительное чтение. | Выразительное чтение произведений Державина + вопросы на стр. 81-№ 1, 2; стр.83-№ 1, 2. | 25.09 | |
5. | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (Главы из повести). Основная проблематика и тематика. Новый тип героя. Образ Лизы. | 2 | Знать основные вехи биографии писателя, содержание повести «Бедная Лиза». | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | Тестирование | Стр.84-101 Инд. задание: «Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина» | 04.10 | |
6. | Из литературы 19 века Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. В.А. Жуковский. Анализ произведений «Лесной царь», «Море». | 2 | Знать наизусть отрывок из произведения «Лесной царь». | Устные выступления учеников, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа | Чтение наизусть | Стр. 118-134, наизусть отрывок из баллады | 09.10 | |
7. | К.Ф. Рылеев и К.Н. Батюшков: основные вехи жизни и творчества. А.П. Дельвиг и Н.М. Языков. В мире художественного слова поэтов. | 2 | Знать содержание произведений «Смерть Ермака», «Мой гений» Уметь анализировать стихотворение. | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | Стр.149-153, анализ стихотво рения. Стр.156-171, выразит. чтение стихотво рений | 18.10 | |
8. | А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии. Анализ стихотворения «19 октября», «И.И. Пущину». | 2 | Знать о лицейском периоде жизни А.С. Пушкина. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Чтение наизусть | Стр.172-195+ вопросы Читать повесть «Капитанская дочка» | 23.10 | |
9. | А.С.Пушкин повесть «Капитанская дочка»: история создания, сюжет, композиция | 2 | Знать содержание повести. | Объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ выразительное чтение, комментарии учителя. | Тестирование. | Стр.199-208, текст читать. Гл.6-9, вопросы | 08.11 | |
10. | Гринев в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Необычные встречи Гринева. Гринев и Пугачев. | 2 | Знать наизусть отрывок из повести. Уметь составлять связный рассказ по теме урока. | Сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов. | Исследовательская работа | Гл.10-13, вопросы Устное сочинение. | 13.11 | |
11. | Любовь в жизни героя. Гринев и Маша Миронова. Добрый друг и советчик. Гринев и Савельич. | 2 | Знать об особенностях речевой характеристики героев. Знать о приемах создания авторской характеристики героев. | Сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов. | Тестирование | Подготовиться к сочинению. | 22.11 | |
12. | Рр Классное сочинение №1 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачёва в повести. Смысл названия повести. | 2 | Уметь создавать письменную сравнительную характеристику 2-х героев. | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | Классное сочинение. | Индив. сообщ. М.Ю. Лермонтова. Повторить стихи | 27.11 | |
13. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэма «Мцыри». Тема и идея произведения. Особенности композиции. Образ Мцыри в поэме. | 2 | Знать содержание поэмы, историю ее создания. Уметь давать характеристику герою. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Чтение наизусть | Стр.316-351. Тезисный план статьи учебника. Отрывок наизусть | 06.12 | |
14. | Своеобразие поэмы Лермонтова «Мцыри» Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри». | 2 | Уметь письменно создавать характеристику героя. | Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа. | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | Рр Домашнее сочинение №1 по поэме Лермонтова «Мцыри». Инд. задание: сообщение по творчеств Н.В. Гоголя. | 11.12 | |
15. | Н.В. Гоголь: основные вехи биографии писателя. Творческая и сценическая история пьесы «Ревизор». Контрольное тестирование №1 | 2 | Знать основные вехи биографии Гоголя, творческую и сценическую историю пьесы «Ревизор» Знать содержание пьесы. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Тест | Перечитать 1-2 действия Характеристика чиновников | 20.12 | |
16. | Идейный замысел и особенности композиции Работа над 1-м действием комедии. Образ городничего | 2 | Знать основные вехи биографии Гоголя, творческую и сценическую историю пьесы «Ревизор» Знать содержание пьесы. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Исследовательская работа | Развернутый рассказ по образу Хлестакова, | 25.12 | |
17. | Н.В.Гоголь «Ревизор». Образ Хлестакова. Работа над 4-м и 5-м действиями. Образы чиновников в комедии. | 2 | Уметь выразительно читать отрывки из пьесы. Уметь устно характеризовать героев пьесы. | Комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы. | Рассказ, работа в группах, тест | . Инд. задание:«Николаевская Россия», стр.113-120. | 17.01 | |
18. | Язык комедии Гоголя «Ревизор». Значение произведения. Новаторство Гоголя-драматурга. Урок-зачет по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 2 | Знать об особенностях языка комедии Гоголя. Уметь составлять устно развернутую характеристику. | Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам. | Анализ текста, исследовательская работа | Подготовиться к сочинению по комедии «Ревизор» | 22.01 | |
19. | Рр Классное сочинение №2 по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 2 | Уметь создавать письменную сравнительную характеристику 2-х героев. | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | Классное сочинение | Стр.124-126 (сообщение о Тургеневе). Прочтение повести «Ася». | 31.01 | |
20. | И.С. Тургенев: личность , судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. | 2 | Уметь интерпретировать текст. Уметь определять средства художественной выразительности, используемые автором при создании пейзажа. | Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | Выразительное чтение 16-й главы. Стр.167-171. | 05.02 | |
21. | Роль 16-й главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм повести. | 2 | Уметь пересказывать текст (гл.16) от лица других персонажей. Уметь создавать устное сочинение по плану. | Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам. | Анализ текста, словарная работа | Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»? Устное сочинение по предложенному плану. | 14.02 | |
22. | Н.А. Некрасов: основные вехи биографии. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. А.А. Фет. Мир природы и духовности в поэзии Фета. | 2 | Уметь выразительно читать наизусть стихотворения. Знать биографию Фета. | Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | анализ текста, устные рассказы по плану | Стр.181-183, наизусть стихотворение по выбору. | 19.02 | |
23. | А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка Своеобразие сюжета. | 2 | Знать биографию писателя. Уметь определять, какие события пьесы составляют ее композицию, экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Уметь выразительно читать пьесу по ролям. | Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | анализ текста, устные рассказы по плану, чтение наизусть | Тезисный план статьи учебника Устное сообщение по основным образам пьесы. | 28.02 | |
24. | Л.Н. Толстой: основные вехи биографии писателя. Рассказ «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. | 2 | Знать основные вехи биографии Толстого. Знать содержание рассказа «После бала». | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Тестирование | Стр.351-365. Инд. задание: сообщения по темам «Жизненные источники рассказа «После бала» и «Композиция рассказа «После бала». | 05.03 | |
25. | Автор и рассказчик в произведении. Приемы создания образов. Контрольный тест по рассказу «После бала». Рр. Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Полковник на балу и после бала». | 2 | Уметь выполнять тестовую работу. Уметь писать сочинение. | Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа. | Домашнее сочинение | Рр Домашнее сочинение №2 по рассказу Л.Толстого «После бала». Инд. задание: сообщение о Горьком | 14.03 | |
26. | Из литературы 20 века Максим Горький: основные вехи биографии писателя. Ранние романтические рассказы и их своеобразие«Макар Чудра». «Песня о Соколе». Роль пейзажа в повествовании. | 2 | Знать содержание рассказа Горького. Знать наизусть отрывок. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Чтение наизусть | Выучить наизусть отрывок из «Песни о Соколе» Вопросы на стр.27. | 19.03 | |
27. | В.В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Хорошее отношение к лошадям» Н.А. Тэффи. Слово о писателе. Анализ рассказа «Свои и чужие». | 2 | Уметь выразительно читать стихи В. Маяковского. Знать содержание рассказа. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Анализ текста, исследовательская работа | Стр.31-41. Выразительное чтение стихотворения. Стр.42-49. Развернутый ответ на тему «Эмиграция и эмигранты». | 04.04 | |
28. | М.М. Зощенко. Слово о писателе. Художественное своеобразие рассказа «Обезьяний язык». Д.М. Кедрин. Краткие сведения о поэте. Основные мотивы стихотворения «Зодчие». | 2 | Знать содержание рассказа. Уметь находить средства художественной выразительности в тексте стихотворения. | Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | Анализ теста, тестовая работа | Стр.59-66, вопросы Стр.68-73. Связный рассказ о судьбе Н.Заболоцкого, вопрос № 4 на стр.73. | 09.04 | |
29. | Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Г.Абашидзе, Б.Слуцкий : стихи, посвященные памяти Н.Заболоцкого. Стихотворение Н.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» - отражение судьбы и миропонимания | 2 | Уметь составлять связный рассказ о судьбе поэта. Уметь определять тему стихотворения. | Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | Чтение наизусть | Наизусть одно стихотворение (по выбору), мини-сочинение на тему «Что есть красота?..». Инд. задание: сообщение об А.Грине. | 18.04 | |
30. | А.Грин: основные вехи биографии. Повесть «Алые паруса». Преданность мечте в романтической повести А.Грина. | 2 | Знать содержание повести А.Грина. Уметь находить средства художественной выразительности в тексте. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | анализ текста, устные рассказы по плану | Сообщение о писателе Астафьеве. | 23.04 | |
31. | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в произведении. | 2 | Знать основные вехи биографии писателя, содержание рассказа. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | анализ текста, устные рассказы по плану | Рр Домашнее сочинение №3 на тему: «О чем рассказала старая фотография?» | 02.05 | |
32. | А.Т. Твардовский: основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии Твардовского: поэма «За далью – даль». Образ автора в произведении. | 2 | Знать об особенностях языка Астафьева. Уметь составлять развернутый ответ на вопросы. | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | анализ текста, устные рассказы по плану | Стр.128-129. Прочи- тать по учебни-ку матери-ал о писате- ле Распутине – | 07.05 | |
33. | В.Г. Распутин: основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Контрольное тестирование №2 | 2 | Знать основные вехи биографии поэта. Знать о художественном своеобразии произведения Твардовского. | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Тест | Мини-сочинение на тему: «О чем заставила задуматься повесть Г.Г. Распутина?» | 16.05 | |
34. | В.Г. Распутин «Уроки французского». Взгляд на вопросы сострадания и справедливости, на границы дозволенного. | 2 | Знать основные вехи биографии писателя, содержание повести . Уметь выполнять самостоятельную работу | Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | Исследовательская работа | Подготовиться к итоговому уроку. | 21.05 | |
35. | Итоговый урок. Обобщение по курсу. Фестиваль лучших творческих работ | 2 | Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта Подвести итоги работы за год | Сочинение-размышление Список литературы | Рефераты учащихся | Задание на лето | 30.05 | |