СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена с учётом ФГОС, содержит тематическое и календарное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6



«Согласовано»:

на заседании ШМО учителей


Протокол № 1

«30» августа 2022 г.


«Согласовано»

Зам директора по УВР

__________________


«31» августа 2022 г.


«Утверждена»

приказ директора школы


от«31» августа 2022 г. № _____





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

8 класс






Составитель: учитель

высшей квалификационной категории

Бархатова И.А.








г.Югорск,

2022 г.



Содержание программы:


стр.

Аннотация

3

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

4

2.

Содержание учебного предмета

8

3.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

12



Аннотация

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов, базовый уровень (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2014), воспитательной программы МБОУ «СОШ №6».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

На основании требований ФГОС в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература»», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература», под редакцией В.Я.Коровиной 5-11 классы.- М. : Просвещение,2018;

на учебник-хрестоматию «Литература.8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной», «Просвещение», 2017 г.

Место предмета в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 68 часов ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений. Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.


1.Планируемые результаты освоение учебного предмета

Личностные результаты

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;

-умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

-умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; структурировать текст; делать выводы;

-умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

-владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового чтения.


Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-умение планировать пути достижения цели;

-умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

-умение устанавливать целевые приоритеты;

-умение сознательно регулировать эмоциональное состояние.


Коммуникативные УУД:

-умение работать как индивидуально, так и в группе;

-умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

-умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

-умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.



Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления."

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


2.Содержание учебного курса

Введение.

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.

Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).

Из литературы XVIII века.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Из литературы XIX века.

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.

А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.

Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа

Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин - антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.

Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе

Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Теория литературы Психологизм художественной литературы.

Из литературы XX века.

И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

А.А.Блок. «Россия». Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России

С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев

М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для самостоятельного чтения.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме

Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальное представление).

А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин и др. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства

Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).

Из зарубежной литературы.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии

Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).

В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним» образом.

Повторение. Обобщение. Итоговый контроль.


  1. Тематическое планирование


Название раздела, темы

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Содержание воспитания

Количество контрольных работ

Введение

1

Знакомятся с информацией о русской литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяют цели предстоящей учеб­ной деятельности; осознают значение литературы в жизни человека и общества.

Гражданско-патриотическое: понимание значимости русской литературы в мире;

Коммуникативное: овладение нормами речевого этикета в различных жизненных ситуациях.


Устное народное творчество

2

Вспоминают, обобщают, систематизируют материал по устному народному творчеству, изученный в 5-7 классах; знакомятся с новыми жанрами (лирические, исторические песни, народные придания); выявляют особенности содержания и художественной формы народных преданий; находят примеры в интернете, других источниках; готовят устные сообщения.

Гражданско-патриотическое: понимание значения устного народного творчества в жизни человека, понимание связи литературы и истории;

Нравственное: воспитание уважения к людям труда, их работе;

Умственное: освоение основных понятий, связанных с устным народным творчеством;

Социально-коммуникативное: воспитание умения слышать и слушать собеседника, вести себя корректно в различных речевых ситуациях;

Эстетическое: воспитание качеств личности, связанных с восприятием прекрасного.

Воспитание семейных ценностей: понимание ценностей внутрисемейных связей.


Из древнерусской литературы

2

Вспоминают, обобщают, систематизируют материал по древнерусской литературе, изученный в 5-7 классах; знакомятся с новыми жанрами (летопись, древнерусская повесть, житие,сатирическая повесть); выявляют особенности содержания и художественной формы данных жанров; готовят устные сообщения по теории литературы, пересказы художественных текстов.

Гражданско-патриотическое: понимание значения древнерусской литературы в развитии российской государственности, расширение понятия патриот и патриотизм, Родина, преданность, вера;

Нравственное: воспитание понимания важности таких понятий, как преданность, забота, целеустремленность, совесть, справедливость;

Умственное: освоение базы литературоведческих понятий;

Социально-коммуникативное: умение вести диалог, учитывая мнения собеседников;

Здоровьесберегающее: воспитание умения грамотно организовывать свой учебный процесс с точки зрения здоровьесбережения;

Эстетическое: умение видеть и ценить красоту слова;

Семейные ценности: воспитание понимания ценности семьи, значения внутрисемейных связей.


Из литературы 18 века

3

Изучают биографию Фонвизина, готовят устные сообщения; знакомятся с комедией «Недоросль»; демонстрируют осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); готовят характеристики героев; выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формируют собственные ценностные ориентиры.

Гражданско-патриотическое: понимание важности роли простого человека в любом деле, расширение понятий: гражданин, патриот;

Нравственное: уважение к труду и человеку труда, к честности и справедливости, воспитание уважения к переживаниям и чувствам другого человека;

Умственное: воспитание умения анализировать литературное произведение по заданному плану;

Социально-коммуникативное: умение вести диалог с учетом мнения других оппонентов;

Здоровьесберегающее: овладение приемами грамотной организации умственного труда;



Из литературы 19 века

35

Изучают биографии и творчество русских писателей и поэтов 19 века;осознанно воспринимают художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимают художественный текст и дают его смысловой анализ; интерпретируют прочитанное; работают над составлением планов, конспектов, концептуальных таблиц, кластеров; готовят устные выступления по темам уроков, учат наизусть и выразительно читают стихотворения А.Пушкина, М.Лермонтова, пишут сочинения на заданную тему.

Гражданско-патриотическое: понимание значимости русской литературы в контексте мирового литературного процесса, значения деятельности русских писателей и поэтов, направленную на торжество справедливости и честности;

Нравственное: осознание и принятие таких понятий, как честь, достоинство, честность, дружба, человечность, красота, человек, справедливость, воспитание чувства сострадания и сопереживания человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, осужение несправедливости, хитрости и обмана;

Умственное: освоение основных литературоведческих понятий;

Социально-коммуникативное- освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях;

Здоровьесберегающее – освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения.;

Эстетическое: освоение приемов: развитие способности видеть и ценить прекрасное;

Семейные ценности: воспитание умения уважать и ценить обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение.


Из русской литературы 20 века

20

Изучают биографии и творчество русских писателей и поэтов 20 века, знакомятся с новыми понятиями по теории литературы (художественная деталь, антитеза, композиция, авторские отступления как элемент композиции, психологизм художественной литературы и др.);анализируют и истолковывают произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; сопоставляют произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;осуществляютрасширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, обрабатывают и презентуют ее разными способами (устные выступления, доклады, презентации).

Гражданско-патриотическое:формированиеценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, способности встать на защиту Отечества, если это потребуется;

Нравственное: осознание и принятие таких понятий, как честь, достоинство, верность, преданность, дружба, человечность, любовь, честность, красота, человек;

Умственное: освоение основных литературоведческих понятий;

Социально-коммуникативное- освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях;

Здоровьесберегающее – освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения.;

Эстетическое: освоение приемов: развитие способности видеть и ценить прекрасное, выраженное в слове, музыке и живописи;

Семейные ценности: воспитание умения уважать и ценить обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение; ценить внутрисемейные связи, семейные традиции.


Из зарубежной литературы

4

Знакомятся с зарубежными писателями (Шекспир, Мольер, В.Скотт); сопоставляют произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.

Нравственное: осознание и принятие таких понятий, как честь, достоинство, верность, преданность, дружба, человечность, любовь, честность, красота, человек; воспитание понимания многообразия литературного процесса, литературной толерантности;

Умственное: освоение основных литературоведческих понятий;

Социально-коммуникативное- освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях;

Здоровьесберегающее – освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения.;

Эстетическое: освоение приемов: развитиееспособности видеть и ценить прекрасное, выраженное в слове, музыке и живописи;

Семейные ценности: воспитание умения уважать и ценить обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение; ценить внутрисемейные связи, семейные традиции


Итоговое повторение

1

Подводят итоги, осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; определяют потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. Знакомятся со списком литературы на следующий год.


















Поурочное планирование по литературе 8 класс


№ урока

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

Введение (1ч)

1

Русская литература и история



Устное народное творчество (2ч)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)



3

Предания как исторический жанр русской народной прозы



Из древнерусской литературы (2ч)

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты)



5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века



Из литературы 18 века (3ч)

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии



7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации



8

РР Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов



Из литературы 19 века (36ч)

9

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года



10

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение



11

Вн.чт. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)



12

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман



13

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.



14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.



15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.



16

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения



17

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.



18

РР А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.



19

А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча».



20

Вн.чт. А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» и другие стихотворения о любви и творчестве.



21

Контрольная работа №1 по творчеству А.С. Пушкина.



22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.



23

М.Ю Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.



24

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.



25

РР М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов



26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.



27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.



28

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова



29

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии



30

3 четверть

РР Н.В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов



31

Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».



32

Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст».



33

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.



34

Вн.чт. И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе



35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.



36

Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои.



37

Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.



38

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.



39

Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции поэтика рассказа.



40

Контрольная работа №3 по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.



41

РР Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.



42

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии)



43

Вн.чт. А.П. Чехов. «Человек в футляре»



Из русской литературы 20 века (21ч)

44

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви.



45

А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.



46

РР «Поговорим о превратностях любви»



47

Контрольная работа №4 по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.



48

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.



49

С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.



50

РР Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.



51

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.



52

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.



53

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).



54

Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.



55

Вн.чт. М.М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.



56

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война.



57

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя; особенности композиции поэмы.



58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.



59

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.



60

РР В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.



61

Русские поэты о родине, родной природе (обзор).



62

Поэты русского зарубежья о родине.



63

К/Р №5 Промежуточная аттестация



Из зарубежной литературы (4ч)

64

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»



65

Сонет как форма лирической поэзии



66

Вн.чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)



67

Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго».



Итоговое повторение

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!