Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2009 г.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
1. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
2. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008.
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов (на раздел, урок) | Цели урока (учебные) | Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.) | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | фактически |
1. | Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Главнейшие роды литературы: эпос, лирика, драма. | 2 | Знать: особенности родов литературы. Уметь: определять род и жанр литературного произведения. | Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика. | Наблюдение, беседа, фронтальный опрос. | Вопросы на с. 5 | 07.09 | |
2 | Из устного народного творчества. Фольклор и его жанры: самые древние и самые молодые жанры. Былины: «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 2 | Знать: художественные особенности былин особенности. Уметь: находить отличия былины от сказки; определять своеобразие поэтического языка народных песен. | 1.Знакомство с самыми молодыми и самыми древними жанрами фольклора. 2. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине. | Анализ текста, устные рассказы по плану, сочинения. | Отзыв на эпизод. Письменные ответы на вопросы с.29, 37Тв.р. Написание былины и иллюстрации к ней. | 12.09 | |
3 | Из древнерусской литературы Из «Повести временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы. | 2 | Знать: канонические черты житийной литературы, понятие о легенде. Уметь: находить фольклорные традиции в древнерусской литературе. | 1.Знакомство с каноническими чертами повести как житийного жанра. 2. Развитие фольклорных традиций в древнерусской литературе. | Беседа, фронтальный опрос, анализ текста. | РрДомашнее сочинение№1 по теме « Нравственный облик человека в древнерусской литературе». | 21.09 | |
4. | Из литературы 18 века М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя и ученого. «Ода на день восшествия…». Особенности поэтического языка. | 2 | Знать: понятие о «штилях» речи, оде, повторение понятия о рифме. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, делать выводы, умозаключения. | 1.Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, его роли в развитии Русской литературы. 2. Основные положения и значение теории о стилях | Опрос в парах, анализ текста, выразительное чтение. | Прочитать «Оду на день восшествия…» полностью. Подготовить выразительное чтение отрывка наизусть. | 26.09 | |
5. | Г.Р.Державин. Биография ( по страницам книги В. Ходасевича»Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении. | 2 | Знать: понимание Державиным назначения поэзии в служении истине. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, делать выводы, умозаключения. | 1.Знакомство с биографией Г.Р.Державина. 2. Своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В.Ломоносова. | Наблюдение, беседа, анализ лирического произведения. | Подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине. Выучить наизусть стихотворение | 05.10 | |
6. | Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. | 2 | Знать: определение понятия «классицизм». Уметь: определять принадлежность произведения к одному из литературных родов. | 1.Знакомство с биографией Д.И.Фонвизина. 2. Литературное направление (создание первичных представлений) классицизм. 3. Драма как литературный род. | Анализ текста, характеристика героев. | Письменно ответить на вопросы. Выписать афоризмы из высказываний Стародума. Инсценировать действие 5, последнее явление. | 10.10 | |
7. | Основной конфликт пьесы и её проблематика. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. | 2 | Знать: литературоведческие термины, использовать их при ответе на вопросы. Уметь: обосновывать своё суждение, давать характеристику героям. | 1. Чтение по ролям. 2. Устное сочинение. 3. Инсценировка. | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | Подготовить к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина. Подобрать цитатный материал к темам сочинений. | 19.10 | |
8. | Рр Классное сочинение №1 по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | 2 | Знать: особенности написания сочинения.. Уметь: обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, выявлять роль авторской оценки в раскрытии содержания произведения. | 1. Цитатный материал к темам сочинений. 2. Примерные планы к предложенным темам. 3. Написание сочинений. 1. «Вот злонравия достойные плоды» 2. «Смысл названия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». 3. Положительный идеал Д.И.Фонвизина в комедии «Недоросль». | Классное сочинение. | Повторить ранее изученные произведения А.С.Пушкина. Инд.зад: подготовить сообщении о жизни и творчестве А.С.Пушкина. | 24.10 | |
9. | Из литературы 19 века А.С.Пушкин. Лицейские годы. После лицея. Свободолюбивые мотивы в лирике поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд». | 2 | Знать: роль жанра – дружеское послание. Уметь: видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческих смысл. | 1.Знакомство с биографией писателя. 2. Работа над выразительным чтением стихотворений. | Анализ лирического текста, чтение наизусть. | Письменно ответить на вопросы с.135. Выучить наизусть одно стихотворение | 09.11 | |
10. | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе . Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. | 2 | Знать: понятие о балладе, роль жанра, использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Уметь: отличать поэму от баллады; выявлять роль описания, детали в раскрытии содержания.. | 1. Черты истории и славянской древности в произведении. 2. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа) | Анализ лирического текста, чтение наизусть. | Выучить наизусть отрывок из произведения. Инд.зад по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 14.11 | |
11. | М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича. Родина в лирическом и эпическом произведении. | 2 | Знать: эпические и лирические черты произведения. Уметь: обосновывать своё суждение, давать характеристику. | 1.Знакомство с биографией писателя. 2. Работа над выразительным чтением стихотворений. 3. Чтение и анализ глав. | Анализ лирического текста, чтение наизусть. | Выучить наизусть отрывок из поэмы: восход зари. | 23.11 | |
12. | Н. В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель»: основной конфликт. Новая тема – изображение жизни «маленького человека». | 2 | Знать: понятие сатирической повести. Уметь: обосновывать своё суждение, давать характеристику. | 1. Биография писателя. 2. Подбор цитат для характеристики персонажа. 3. Составление характеристики . | Беседа, наблюдение, тестирование | Подготовиться к сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича» | 28.11 | |
13. | Рр Классное сочинение №2 на тему «Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель». | 2 | Знать: особенности написания сочинения.. Уметь: обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, выявлять роль авторской оценки в раскрытии содержания произведения. | 1. Цитатный материал к теме сочинения. 2. Примерный план к предложенной теме. 3. Написание сочинения. | Классное сочинение | Инд.зад: подготовить сообщении о жизни и творчестве И.С.Тургенева Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч». | 07.12 | |
14. | И. С. Тургенев. Жизнь писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч». Рассказ «Певцы»: основная тема, талант и чувство достоинства крестьян. Стихотворение в прозе «Нищий». | 2 | Знать: понятие «стихотворение в прозе»; тематика и проблематика произведений. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, составлять высказывания литературоведов, делать выводы. | 1. Биография писателя. 2. Социально-психологическая характеристика персонажей. 3. Жанр «Стихотворение в прозе» (повторение). | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | Письменные характеристики Хоря и Калиныча. Ответы на вопросы с.260 | 12.12 | |
15. | Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Размышление у парадного подъезда». «Железная дорога». Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведений. Контрольное тестирование №1 | 2 | Знать: понятие об антитезе; сатира; обобщенный образ; композиция и её художественная роль.. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, обосновывать своё суждение.. | 1. Биография писателя. 2. Анализ произведений. 3. Характеристика героев. 4.Цитатный план. | Тест | Напишите характеристику героини из поэмы. Выучить наизусть одно стихотворение. Инд.зад. по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 21.12 | |
16. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость. | 2 | Знать: понятие сатирической сказки, гротеска. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, обосновывать своё суждение. | 1. Биография писателя. 2. Анализ произведений. 3. Характеристика героев. 4.Письменный отзыв. | Беседа, наблюдение, фронтальный опрос | Подготовить пересказ сказки «Дикий помещик». РР устное сочинение «Нужна ли сатира сегодня?». | 09.01 | |
17. | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Основные темы рассказа. | 2 | Знать: понятие рассказа. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, обосновывать своё суждение. | Познакомить с биографией и литературным творчеством Л.Н.Толстого. Выявить особенность героев «Севастопольских рассказов» | Рассказ, работа в группах, тест | Прочитать и составить цитатный план стр.321-323. Вопросы стр.341-342; | 18.01 | |
18. | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой». Общечеловеческое в лирике. Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века | 2 | Знать: понятие поэтический образ. Уметь: находить средства художественной выразительности. | Раскрыть поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет. Прослушать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова; | Анализ текста, исследовательская работа | Наизусть «Зреет рожь над жаркой нивой» Стр.384 задания 1-6 Индив. Задание – презентация и сообщение о Чехове. | 23.01 | |
19. | Н.С.Лесков. «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, чинопочитания. | 2 | Знать: понятие повести. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, обосновывать своё суждение. | Проникнуть в образный мир произведения; Выявить черты характера главного героя Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова; Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности. | Беседа, устное сочинение по плану, тест | Литературная игра стр.384 Индив. задание – презентация и сообщение о творчестве и биографии М.Горького. Прочитать «Детство» М.Горького. | 01.02 | |
20. | Из литературы XX века М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»): контраст как основной приём раскрытия замысла. | 2 | Знать: понятие «романтического героя», «романтизма». Уметь: анализировать текст, давать характеристику, обосновывать своё суждение. | Познакомить учеников с автобиографической повестью; Дать понятия «романтизма», «романтического героя»; Развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями. | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | Пересказ «Детство» ответить на вопросы стр.60 Составить цитатный план «Легенда о Данко», стр.61 | 06.02 | |
21. | И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы. «Кукушка».Смысл названия; доброта, милосердие – основные проблемы рассказа. | 2 | Знать: понятие поэтический образ. Уметь: находить средства художественной выразительности. | Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина; Познакомить с рассказом «Кукушка», его своеобразием; Выявить особенность героев рассказа; | Анализ текста, словарная работа | Подготовит вопросы для дискуссии. Пересказ. Вопросы стр.93-94 Индив. задание – сообщение о Куприне. | 15.02 | |
22. | А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка в пони мании автора и его героя. В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. | 2 | Знать: понятие поэтический образ. Уметь: находить средства художественной выразительности. | Познакомить с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени» начать знакомство учеников с личностью Маяковского; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о футуризме; развивать навыки анализа поэтического текста. | анализ текста, устные рассказы по плану | Стр.113 вопросы Презенация о творчестве С.А.Есенина | 20.02 | |
23. | С.А.Есенин. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | 2 | Знать: понятие поэтический образ. Уметь: находить средства художественной выразительности. | познакомить с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений . | анализ текста, устные рассказы по плану, чтение наизусть | Стр.132 вопросы 1-5 Наизусть стих. (по выбору) | 01.03 | |
24. | И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа. М.М.Пришвин. «Москва-река» Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. | 2 | Знать: понятие рассказа. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, обосновывать своё суждение. | Познакомить с творчеством И.С.Шмелёва и его рассказом «Русская песня»; Раскрыть национальный характер в рассказе, Познакомить с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Москва-река»; | анализ текста, устные рассказы по плану | Написать отзыв на рассказ «Русская песня» Прочитать рассказ Пришвина «Москва-река». Индив. сообщение о Паустовском | 06.03 | |
25. | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы. | 2 | Знать: понятие рассказа. Уметь: подробно и чётко излагать текст произведения; высказывать письменно свои мысли; находить средства художественной выразительности | познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта. Раскрыть понятия «духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека, высказывать письменно свои мысли. | Беседа, устное сочинение по плану, тест | Вопрос на стр.162 №11 письменно | 15.03 | |
26. | Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться» Тема стихотворения и его художественная идея. | 2 | Знать: понятие рассказа. Уметь: подробно и чётко излагать текст произведения; высказывать письменно свои мысли; находить средства художественной выразительности | познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта. Раскрыть понятия «духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека, высказывать письменно свои мысли. | анализ лирического текста, чтение наизусть | Наизусть стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» | 20.03 | |
27. | А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин» Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга– основные мотивы военной лирики. | 2 | Знать: понятие композиции поэтического синтаксиса поэмы. Уметь: находить средства художественной выразительности | Познакомить с биографией и литературным творчеством А.Т.Твардовского. Выявить особенность композиции, поэтического синтаксиса поэмы «Василий Тёркин» | Анализ текста, исследовательская работа | Наизусть «На дне моей жизни» Прочитать «Василий Тёркин» Тезисный план двух статей стр. 185-191 | 05.04 | |
28. | Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | 2 | Знать: понятие рассказа. Уметь: подробно и чётко излагать текст произведения; высказывать письменно свои мысли. | Кратко познакомить с творчеством Б.Л.Васильева и его рассказом «Экспонат №…» Раскрыть особенность названия рассказа и роль для понимания художественной идеи произведения | Анализ теста, тестовая работа | Прочитать «Экспонат №…» , ответить на вопросы с закладками в учебнике. | 10.04 | |
29. | В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал»,. Внутренняя простота и нравственная высота героев. | 2 | Знать: понятие рассказа. Уметь: подробно и чётко излагать текст произведения; высказывать письменно свои мысли. | Дать краткую характеристику творчества В.М.Шукшина; Познакомить с рассказами «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум», их своеобразием; Выявить особенность «чудиков» и «чудаков»; | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | Рр Домашнее сочинение№2 на тему: «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу. «Герой рассказов Шукшина, который запомнится навсегда». | 19.04 | |
30. | «Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века. Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века. | 2 | Знать: понятие поэтический образ России. Уметь: находить средства художественной выразительности. | Показать своеобразие темы России в стихах поэтов ХХ века. | анализ текста, устные рассказы по плану | Наизусть одно стихотворение (по выбору). | 24.04 | |
31. | Из зарубежной литературы У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов. Р.Бёрнс . Осиновые мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | 2 | Знать: понятие сонета. Уметь: находить основные мотивы стихотворений. | Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти) Познакомить с творчеством Р.Р.Бёрнса и его стихотворениями; Раскрыть в стихотворениях представления о добре и зле. | анализ текста, устные рассказы по плану | Наизусть сонет по выбору Стр.282 вопросы 1-5 | 03.05 | |
32. | Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя. | 2 | Знать: понятие приключенческой литературы. Уметь: находить средства художественной выразительности; выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, | Раскрыть вопросы смысла жизни, жизни и смерти в стихотворении Ш.Петёфи Показать мастерство писателя в изображении характера героя; Раскрыть авторское отношение к героям, роль пейзажа. | анализ текста, устные рассказы по плану | Чтение и пересказ стр.287 - 304 | 08.05 | |
33. | А.Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» Контрольное тестирование №2 | 2 | Знать: понятие детектив. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, обосновывать своё суждение. | Раскрыть детективный смысл произведения Познакомить кратко биографией А.Сент-Экзюпери, с такими понятиями как добро, справедливость, мужество, порядочность, честь | Тест | Тезисный план статьи «Искусство поэтического перевода» | 17.05 | |
34. | А.Сент-Экзюпери «Планета людей» Основные события и позиция автора | 2 | Знать: понятие детектив. Уметь: выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику, обосновывать своё суждение. | Раскрыть детективный смысл произведения Познакомить кратко биографией А.Сент-Экзюпери, с такими понятиями как добро, справедливость, мужество,. | Исследовательская работа | Список литературы для летнего чтения. | 22.05 | |
Резервный урок |