СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для работы по учебно-методическому комплекту под редакцией Меркина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса»

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Павловская ООШ

Приказ №_95_ от 30.08.2018 года

____________ В.В.Дронова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе





Уровень общего образования (класс) основное общее, 7 класс


Количество часов: 68 Уровень базовый

Учитель: Татарченко Ольга Анатольевна













2018– 2019 уч.год.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературе для 7 класса cоставлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) (авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин )в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред.от 23.07.2013);

• Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред.от 24.04.2015 №362-ЗС);

• Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г, №576; от 14.08.2015 г, №825; от 28.12.2015 г, №1529; от 26.01.2016 г, №38; от 21.04.2016 г, №459;

• Постановление Главного санврача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в ОУ» (в ред.изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81);

• Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

• Письмо от 20.07.2015 №09-1774 «О направлении учебно – методических материалов»;

• Письмо отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области от 18.05.2018 года «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2018-2019 учебном году»;

• Образовательная программа МБОУ Павловская ООШ, утвержденная приказом директора ОУ № 95 от 30.08.2018 г;

• Учебный план ОУ на 2018-2019 учебный год;

• Устав МБОУ Павловская ООШ.


Планирование предназначено для работы по учебно- методическому комплекту:

  1. Литература.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016г.

  2. Ф.Е.Соловьева . Рабочая тетрадь по литературе. 7 класс. В 2 ч. . . – М.: ТИД Русское слово – РС, 2015.

  3. Ф.Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику « Литература 7 класс»: методическое пособие/ под ред. Г.С.Меркина.-М.: ООО Русское слово, 2015.

  4. Ф.Е. Соловьева. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» .-М.: ООО Русское слово, 2014.

  5. Г.С. Меркин и др. Программа курса по литератературе 5-9кл. .-М.: ООО Русское слово, 2014.



Цели и задачи.

Предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей литературного образования:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Для достижения поставленных целей в процессе реализации данной программы решаются следующие задачи, связанные как с собственной читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- освоение текстов художественных произведений;

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

- освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.



















  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Мы предлагаем для реализации задач литературного образования в 5—9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Наш выбор обусловлен тем обстоятельством, что для многих школьников 9 класс является выпускным, и они должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. Прежде всего это само понятие «литературный процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции, новаторство и др.

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе говорить о сентиментализме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на романтизме и реализме.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.



















  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


 Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ Павловская ООШ: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 70 часов (2 часа в неделю, 35 недель). Так как 3 мая и 10 мая 2019 года являются выходными государственными праздниками, то рабочая программа по литературе для 7 класса будет полностью выполнена и освоена обучающимися в полном объеме за 68 часов ( их них на развитие речи-6 ч, внеклассное чтение –4 ч) за счет уплотнения учебного материала.



УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год. Комплекс реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «Литература».

Образовательная программа ОУ предусматривает:

Количество учебных недель – 35 (обоснование Устав ОУ)

Количество учебных дней в неделю -5

Количество часов по предмету – 2 часа (Учебный план, ФГОС)

Общее количество часов на изучение литературы в 7 классе составляет –68 часов.

















  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Введение. (1ч.)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.


Из устного народного творчества. (4ч.)

Былина.

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни.

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.


Из древнерусской литературы. (2ч.)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.


Из литературы 18 века. (6ч.)

М.В.Ломоносов.

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Г.Р.Державин.

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И.Фонвизин.

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями;театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение).


Из литературы 19 века. (32ч.)

А.С.Пушкин.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.

М.Ю.Лермонтов.

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Н.В.Гоголь.

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

И.С.Тургенев.

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А.Некрасов.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Л.Н.Толстой.

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

Н.С.Лесков.

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

Ф.И.Тютчев.

Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.

Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

Развитие речи: выразительно чтение.

А.А.Фет.

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П.Чехов.

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Произведения русских поэтов о России.( 1ч.)

Н.М.Языков. «Песня».

И.С.Никитин. «Русь».

А.Н.Майков. «Нива».

А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...».


Из литературы 20 века. (18ч.)

М.Горький.

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.

И.А.Бунин.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И.Куприн.

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

А.С.Грин.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

Теория литературы: развитие представлений о романтизме.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».

В.В.Маяковский.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.

С.А.Есенин.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

И.С.Шмелев.

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М.Пришвин.

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г.Паустовский.

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Н.А.Заболоцкий.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т.Твардовский.

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.


Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны. (4ч.)

Н.П.Майоров. «Творчество»;

Б.А.Богатков. «Повестка»;

М.Джалиль. «Последняя песня»;

Вс.Н.Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.

Б.Л.Васильев.

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М.Шукшин.

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Поэты 20 века о России.

Г. Тукай. «Родная деревня».

А.А.Ахматова. « Мне голос был. Он звал утешно...».

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...».

И. Северянин. «Запевка».

Н.М. Рубцов. «В горнице».

Я.В.Смеляков. «История».

А.И.Фатьянов. «Давно мы дома не были...».

А.Я.Яшин. «Не разучился ль...».

К.Ш. Кулиев.«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Р.Г. Гамзатов.«В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

А.А.Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы Россия в стихах поэтов 20 века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.


Из зарубежной литературы. (6ч.)

У.Шекспир.

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р.Бёрнс.

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Р.Л.Стивенсон.

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Мацуо Басё.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

А. де Сент-Экзюпери.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Я.Купала.

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

















  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Раздел

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности.

1.Введение. Знакомство с литературой и особенностями учебника.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника «Любите читать!», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление тезисов статьи. Истолкование ключевых слов и словосочетаний. Комментирование специфики писательской деятельности. Выявление разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выполнение тестовых и диагностических заданий. Устная характеристика разделов учебника.

2. Устное народное творчество.

4

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Выразительное чтение былин и народных песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета в былинах. Нравственная оценка героев. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям былин. Подготовка устного рассказа о собирателе былин на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

3. Из древнерусской

литературы.

2

Чтение и обсуждение статей учебника «Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет“». Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика героя древнерусской литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «повесть

4. Русская литература 18 века.

М.В.Ломоносов






Г.Р.Державин










Д.И.Фонвизин

6


2






1










3


Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение поэзии Ломоносова. Подготовка выразительного чтения стихов Ломоносова наизусть.

Подготовка устного рассказа о Г. Р. Державине на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений.

Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

5. Русская литература 19 века.

А.С.Пушкин





М.Ю.Лермонтов







Н.В.Гоголь










И.С.Тургенев






Н.А.Некрасов











М.Е.Салтыков-Щедрин











Л.Н.Толстой









Н.С.Лесков














А.А.Фет



А.П.Чехов

26


4





3




3


2






2











3












2









3











2














1



2

Устный рассказ о А.С.Пушкине на основе самостоятельного поиска материалов. Выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава» и стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Чтение и обсуждение статей учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и «Как работал Лермонтов». Составление плана сообщения о поэте. Выразительное чтение произведений(в том числе наизусть). Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поведения и поступков. Практическая работа.

Устный рассказ о Гоголе. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Устная характеристика Героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения. Выявление элементов сюжета и композиции повести.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика героев.

Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщины“». Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Составление комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Устная и письменная характеристика героини. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказок. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их убеждений и поступков. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ирония» и «сатира» и различные формы выражения авторской позиции. Инсценирование фрагментов сказок. Составление викторины по сказкам.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Составление тезисов статьи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Нравственная оценка героев. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Письменный ответ на вопрос или анализ одного из эпизодов рассказа.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». Составление плана статьи. Сообщения о писателе. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Лескова. Выразительное чтение фрагментов сказа.(в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Нравственная оценка героев сказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление особенностей жанра сказа. Практическая работа. Составление устной и письменной характеристики Левши.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов «Хамелеон», «Смерть Чиновника». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Устная и письменная характеристика героев. Создание сочинения-миниатюры «Очумелов на базарной площади». Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?»

6. Поэзия 19 века о России.

2

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана анализа стихотворения или ответа на проблемный вопрос. Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос «Что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX века о родине и родной природе?» или письменный анализ одного из стихотворений о родной природе

7. Лирика поэтов – участников ВОВ.

4

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения, викторина на знание текстов, авторов — исполнителей песен на стихи о войне. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении. Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения о войне.

8. Русская литература 20 века.

М.Горький











И.А.Бунин

















А.И.Куприн




А.Грин







В.В.Маяковский


























С.А.Есенин




И.С.Шмелев




М.М.Пришвин



К.Г.Паустовский




Н.А.Заболоцкий







А.Т.Твардовский







Б.Л.Васильев







В.М.Шукшин





Поэты ХХ века о России.

18


3











2

















2




2







1


























1




2




1



1




1







2







1






2





1




Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана характеристики героев. Самостоятельная работа. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменная характеристика одного из героев. Подготовка художественного пересказа одного из эпизодов.

Различные виды пересказов. Выразительное чтение фрагментов прозы и поэзии Бунина. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя. Выявление авторского отношения к героям рассказов. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Обсуждение иллюстраций к рассказам. Практическая работа. Подбор материалов, составление плана ответа на проблемный вопрос «Какой изображена „золотая пора детства“ в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина?». Самостоятельная работа. Анализ одного из стихотворений Бунина или отзыв на прочитанный рассказ писателя.

Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания рассказа, о прототипе главного героя. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов героев.

Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лаборатории В. В. Маяковского». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение…». Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный анализ стихотворения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Практические работы. Подбор материалов и цитат, иллюстрирующих сходство и различие образов лирического героя и автора. Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, представляющих тоническую систему стихосложения. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ.

Краткое сообщение о поэте с показом его портретов и изображений литературных мест, связанных с его именем. Выразительное чтение стихотворений, включая ранее изученные (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Прослушивание и обсуждение песен на стихи С. А. Есенина. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский». Выразительное чтение эпизодов рассказа (в том числе по ролям), их пересказ и инсценирование. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев рассказа.

Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» и составление её тезисов. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой». Практическая работа. Различение образов лирического героя и автора. Анализ разных форм выражения авторской позиции в стихотворениях. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Василий Макарович Шукшин» и составление её плана. Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. Обсуждение иллюстраций учебника.

8. Зарубежная литература.

6

Устный рассказ о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или песни на стихи поэта, ответы на вопросы викторины. Практическая работа. Составление тезисов статьи учебника «Роберт Бёрнс». Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».

ИТОГО:

68
























  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п

Тема раздела учебной программы и тема урока.

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Любите читать!

Знакомство с литературой и особенностями учебника.

1

04.09

2

Из устного народного творчества.

Былина «Святогор и тяга земная» Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.

1

07.09

3

Былина «Илья Муромец и Соловей- Разбойник».

А.К. Толстой . Баллада «Илья Муромец».

1

11.09

4

Русские народные песни.


1

14.09

5

Вн.чт. Донские казачьи песни.

Песни казаков Дона. (РК)

1

18.09

6

Из древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)

1

21.09

7

Ермолай. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы и традиции Древней Руси.

1

25.09

8

Из русской литературы 18 века.

Понятие о классицизме.

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия…).

1

28.09

9

М.В.Ломоносов. Учение о «трёх штилях».

1

02.10

10

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения.

1

05.10

11

Д.И.Фонвизин. История жизни и творчества. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

09.10

12

Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика.

1

12.10

13

Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев).

1

16.10

14

Из русской литературы 19 века.

А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях Пушкина: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Туча»

1

19.10

15

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в балладе и в летописи.

1

23.10

16

События Отечественной войны в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

1

26.10

17

Вн.чт. А.С.Пушкин о Доне.

1

30.10

18

М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина»

1

02.11

19

Идейно-художественное своеобразие «Песни…» Речевые элементы в создании характеристики героя.

1

13.11

20

Р.р. Анализ эпизода «Песни…»

1

16.11

21

Н.В.Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель». Основной конфликт. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

1

20.11

22

Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

23.11

23

Р.р.Мастерская творческого письма. Составление сценария кинофильма по мотивам повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

27.11

24

И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч»

1

30.11

25

Авторская позиция в рассказе «Певцы». Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

1

04.12

26

Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Идейно-художественное своеобразие произведения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

1

07.12

27

Н.А.Некрасов. Проблематика произведения «Железная дорога»

1

11.12

28

Своеобразие сюжета и проблематика сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

14.12

29

«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

1

18.12

30

Р.р. «Нужна ли сатира сегодня?»

1

21.12

31

Н.С.Лесков. «Автобиографическая заметка». Особенности тематики и центральная идея сказа Н.С.Лескова «Левша»

1

25.12

32

Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов..

1

28.12

33

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце»

1

11.01

34

Р Р.Письмо с фронта. Рассказ очевидца обороны Севастополя

1

15.01

35

Русская природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

1

18.01

36

Произведения русских поэтов 19 века о России (Языков, Никитин, Майков)

1

22.01

37

Письменный анализ любимого

стихотворения о России

1

25.01

38

А.П.Чехов. Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения.

1

29.01

39

Вн.чт. А.П.Чехов и В.А.Гиляровский. Особенности изображения человека в очерке «Антоша Чехонте».

1

01.02

40

Из русской литературы ХХ века

Темы и мотивы в лирическом произведении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…»

1

05.02

41

Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение.

1

08.02

42

Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор».

1

12.02

43

Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героя. Рассказ «Allez» А.И.Куприна

1

15.02

44

Идейно-художественное своеобразие повести М.Горького «Детство».

1

19.02

45

Становление характера мальчика. Проблематика и авторская позиция.

1

22.02

46

Проблематика рассказа «Легенда о Данко» М.Горького (из рассказа «Старуха Изергиль»)

1

26.02

47

А.С.Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения.

1

01.03

48

Герои повести А.С.Грина «Алые паруса»

1

05.03

49

Проблематика и своеобразие стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

12.03

50

Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом...» и др.

1

15.03

51

Вн.чт. Человек и природа в произведениях донских авторов. (РК)

1

19.03

52

Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелева «Русская песня» Национальный характер в изображении писателя. Автобиографический роман И.С.Шмелева «Лето Господне».

1

22.03

53

Родина, человек и природа в рассказе М.Пришвина «Москва-река».

1

02.04

54

Человек и природа в произведении К.Паустовского «Мещерская сторона».

1

05.04

55

В художественном мире стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

1

09.04

56

Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского.

1

12.04

57

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

1

16.04

58

Лирика поэтов – участников ВОВ. (Майоров, Богатков, Муса Джалиль, Лобода)

1

19.04

59

Б.Л.Васильев. Нравственная проблематика рассказа «Экспонат №…»

1

23.04

60

В.М.Шукшин. Талант,согретый любовью к людям. Рассказ «Чудик»

1

26.04

61

В.М.Шукшин «Слово о малой родине»

1

30.04

62

Поэты ХХ века о России. (Тукай, Ахматова, Цветаева, Смеляков, Кулиев и др.)

1

07.05

63

Из зарубежной литературы.

Темы и мотивы сонетов Шекспира.

1

14.05

64

Краткте сведения о Мацуо Басё.Хокку

1

17.05

65

Р.Бернс. «Возвращение солдата», «Джон ячменное зерно»

1

21.05

66

Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ». Приемы создания образов.

1

24.05

67

Нравственно-философская проблематика произведений А.де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

1

28.05

68

Краткие сведения об Янке Купале. «А кто там идет?», «Мужик». Подведение итогов года

1

31.05


Итого:

68









































  1. РЕЗУЛЬТАТЫ (В РАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:


  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);

  • устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:


  • самостоятельном определении цели своего обучения, постановке и формулировании для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельном планировании пути достижения целей, в том числе альтернативных, умении осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотнесении своих действий с планируемыми результатами, осуществлении контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определении способов действий в рамках предложенных условий и требований, умении корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью;

  • владении основами самоконтроля, самооценки, принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • формировании и развитии компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий;

  • формировании и развитии экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • осознании значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимании литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечении культурной самоидентификации, осознании коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитании квалифицированного читателя с формированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитии способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;

  • овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формировании умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты учащихся основной школы состоят в следующем:


1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX —XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Система оценки.


Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ:

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, привлекать текст произведения для обоснования своих выводов. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.


Оценка сочинения.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей переходов между ними;

- точность богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.


Критерии оценки орфографической грамотности.

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от 4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ЫиИ после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения НЕ и НИ:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…


При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.


В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.


К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят,видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.


Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.


Критерии пунктуационной грамотности:

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.


К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.


Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.


Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.


Отметка: Число ошибок (орфографических и пунктуационных):

«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и

негрубые)

«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6


Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений:

Отметка «5» ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, умения делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

допускается одна-две неточности в содержании.

Отметка «4» ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошие знания литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

Логическое и последовательное в изложении содержания;

Написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

Допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трёх-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

Материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

Обнаруживается владение основами письменной речи;

В работе имеется не более четырех-пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

Не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

Характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

Отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.












































  1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Основная литература:

1. Г.С.Меркин. Литература 7 класс. Учебник в 2-х частях. Москва. «Русское слово». 2016 год.

2. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, «Программа курса «Литература» для 5-9 классов» Москва. «Русское слово». 2014 год.

3. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Литература. Москва. «Просвещение». 2010 год.


Дополнительная литература:

1. Ф.Е. Соловьев. «Уроки литературы. 7 класс». Методическое пособие. Москва. «Русское слово». 2014 год.

2. «Литература Дона». Хрестоматия для чтения в 5-7 классах.

Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга» 2005год.

3. В.А.Ильина «Литературные викторины». Издательство «Учитель – АСТ».

4. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. «Тесты по литературе в 5-8 классах». Москва. «Дрофа» 2007 год.

5. В.А.Малюгина, О.Г.Черных. «Игровые уроки по литературе в 7 классе». Москва. «ВАКО» 2012 год.


Электронно-звуковые пособия:

1. СD-диск. Уроки-зачеты в форме презентации.


Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Магнитно-маркерная доска.


Интернет-ресурсы:

http://www.feb-web.ru/Русская литература и фольклор.

http://writerstob.narod.ru/Биографии великих русских писателей и поэтов.

http://mlis.ru/Урок литературы.





Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________ О.В.Хвастова

_________ 2018 года.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!