СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 7 классе разработана на основе УМК под ред. В.Ф. Чертова и рассчитана на углубленное изучение учебного материала по данному предмету - на 170 часов, 5 часов в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса.»





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»





Рабочая программа

по литературе для 7 класса

на 2021 – 2022 учебный год





Авторы УМК: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015 .


Учебники:

  1. Литература. 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. , В.Ф. Чертов, Л.А. Турбина, Н.А. Ипполитова и др; под ред. В.Ф. Чертова, М.: «Просвещение», 2017.












Автор-составитель: Шаталина Г. А.

учитель русского языка и литературы.














г . Кстово 2021 г.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы за курс 7-ого класса ученик должен

знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть;новелла, литературный герой; понятие о теме и идее произведения; сюжет, фабула; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение (начальное представление); гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр; литературные традиции;

уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

- нарисовать художественный образ с помощью словесных фигур

- составлять характеристику героя произведения с использованием цитат

- выделять в произведении авторскую оценку событию или герою

- проводить сравнительный анализ произведений одного автора

- составить художественный текст с использованием изобразительно-выразительных средств

- подбирать примеры произведений с разными видами конфликта

-самостоятельно подбирать дополнительный материал для анализа творчества писателя, произведения (использовать справочную литературу и поисковые системы в Интернете)

- написать работу исследовательского характера



Содержание учебного предмета


«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»
(вводный урок)


       Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  «Поучение» Владимира Мономаха.

Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка.

Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.

Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения» Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.

Связь с другими видами искусства. Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская иконопись.
       Внеклассное чтение. «Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести временных лет»). «О правлении и смерти Мономаха» (из «Ипатьевской летописи»). Н. И. Костомаров. «Владимир Всеволодович» (жизнеописание).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

М. СЕРВАНТЕС

Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
       Теория литературы. «Вечный» сюжет. «Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.

Связь с другими видами искусства. Образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.

Внеклассное чтение. М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...»

У. ШЕКСПИР

       Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.

Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный» сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.
       Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к трагедии, костюмов и декораций к отдельным сценам.

Связь с другими видами искусства. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи, музыке, кинематографе.

Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Что угодно».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Д. И. ФОНВИЗИН

       Слово о писателе.

Комедия «Недоросль».
       История создания комедии. Понятие о комическом. Сатирическая направленность комедии. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых. Основные стадии развития конфликта. Проблемы воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.

Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.

Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете.

Связь с другими видами искусства. Театральные постановки комедии.

Внеклассное чтение. Д. И. Фонвизин. «Бригадир». «Всеобщая придворная грамматика» (фрагменты).

«ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ

В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)


       Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений). Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. Реализация конфликта в сюжете. Основные стадии развития конфликта. Участники конфликта. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Примерный план характеристики конфликта. Подготовка к сочинению об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или самостоятельно прочитанном произведении.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А. С. ПУШКИН

Слово о поэте.

Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар».

Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений.
       Повесть «Станционный смотритель».

Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.

Теория литературы. Антитеза. Параллелизм. Ритм. Стихотворный размер. Строфа. «Вечный» сюжет. Тема «маленького человека». Интерьер.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к библейской истории.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.

Внеклассное чтение. «Притча о блудном сыне» (Евангелие от Луки. 15, 11—32). А. С. Пушкин. «Метель».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».

Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
      Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций устного народного творчества в поэме.

Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Стилизация. Белый стих.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша». А. К. Толстой. «Князь Серебряный».

«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 
(практикум)


       Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений. 


Н. В. ГОГОЛЬ

       Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера.

Смысл финала повести.

Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.

Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к повести. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

(практикум)


       Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.


И. С. ТУРГЕНЕВ

       Слово о писателе.

Рассказы «Бирюк», «Лес и степь».

Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях.

Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.

Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Живые мощи».


Ф. И. ТЮТЧЕВ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...».
       Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.

Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. 

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
       Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Декабрьское утро».


А. А. ФЕТ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер».
       Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».

Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.

Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»

«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум)


       Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений.


Н. А. НЕКРАСОВ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...».
       Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и ритмики.

Теория литературы. Поэма. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов наизусть. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня М. Н. Волконская»).


М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

       Слово о писателе.

Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».

Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.

Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.

Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик ».


А. П. ЧЕХОВ

       Слово о писателе.

Рассказ «Смерть чиновника».

Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала.

Теория литературы. Художественная деталь. «Говорящая» фамилия.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщение о комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта.

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Маска».


«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ  В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум)


       Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения).

«ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 

(обзор)


       П. Мериме

«Маттео Фальконе».

Э. А. По

«Низвержение в Мальстрем».

О. Генри

«Дары волхвов».

Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения.

Новелла и рассказ как малые эпические жанры.

Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.

Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

И. А. БУНИН

       Слово о писателе.

Рассказ «Подснежник».
       Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия.

Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.

Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.

Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти».


А. И. КУПРИН

       Слово о писателе.

Рассказ «Куст сирени».

Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.

Теория литературы. Конфликт. Ирония.

Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
       Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Храбрые беглецы».


В. В. МАЯКОВСКИЙ

       Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского.

Теория литературы. Реальное и фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола. Ритм. Словотворчество.

Связь с другими видами искусства. Рисунки В. В. Маяковского.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в искусстве и в разных ситуациях общения.


А. А. АХМАТОВА

       Слово о поэте.

Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком — я открою...».

Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.

Теория литературы. Тема. Фольклорная традиция. Трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о военной теме в лирике поэта.

Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Прошло пять лет, — и залечила раны...»


Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет».
      Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.

Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.

Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Журавли».


«ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

(практикум)


       Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).


М. А. ШОЛОХОВ

       Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».

Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
       Теория литературы. Характер. Тип. Герой-рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе».
       Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках Великой Отечественной войны (на основе справочной литературы или семейных архивов). Сочинение о биографии литературного героя. Выразительное чтение фрагмента рассказа.


В. М. ШУКШИН

       Слово о писателе.

Рассказы «Срезал», «Чудик».

Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.

Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.

Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Микроскоп».


«РЕЦЕНЗИЯ  НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ»

(практикум)


       Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА «СЮЖЕТ В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)


       Э. А. По

«Убийство на улице Морг».

А. К. Дойл

«Знак четырех».

Г. К. Честертон

«Лиловый парик».

Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков (Шерлок Холмс, пастор Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и др.).

Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.

Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.


«СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

(обзор)


        Р. Брэдбери
       «И грянул гром».

Р. Шекли
       «Билет на планету Транай».

А. Кларк
       «Остров дельфинов».

Дж. Р. Толкиен
       «Хоббит, или Туда и обратно».

Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как цепь испытаний.
       Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Фэнтези. Романтизм.

Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. Взаимные рекомендации книг для чтения. Презентация новых изданий произведений фантастической литературы.


Тематическое распределение часов


П/П

Разделы ,темы.

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

I

Сюжет как метафора жизни.

1


II

Древнерусская литература.

4


III

Классические сюжеты в мировой литературе.

11

Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических произведений.

Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений , отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.

Чтение по ролям фрагментов драматических произведений .

Определение типа конфликта в произведении

Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения. Сочинение –анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат

1

М.де Сервантес.

4

2

У Шекспир.

7

IV

Русская литература 18 века

7

1

Д.И.Фонвизин

7

2

ПР. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

2

V

Русская литература 19 века

70

1

А.С. Пушкин.

11

2

М.Ю.Лермонтов

10

3

ПР. Характеристика сюжета литературного произведения.

2

4

Н.В.Гоголь

14

5

ПР. Анализ эпизода эпического произведения.

1

6

И.С. Тургенев.

8

Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении. Выделение сюжетных линий в произведении.


7

Ф.И.Тютчев .

2

Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений

8

А.А.Фет.

2

9

ПР. Пейзаж в эпических произведениях.

3

Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.

Устный и письменный ответы на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении.


10

Н.А.Некрасов

6

Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений

11

М.Е.Салтыков-Щедрин.

6

Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении. Выделение сюжетных линий в произведении.


12

А.П.Чехов.

5

Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.


VI

Русская литература 20 века

39


VII

Изображение исторического события в литературном произведении



1

И.С.Шмелев

2

Наблюдение над особенностями построения сюжета в эпических произведениях.

Общая характеристика проблематики произведения, историческая , социальная, нравственная , философская

2

Е.И.Замятин

1

3

А.А.Фадеев

1

4

И.А. Бунин

3

5

А.И.Куприн

3

6

ПР. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении.

2

Устный и письменный ответы на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении

7

В.В.Маяковский

3

Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.

8

А.А. Ахматова.

2

9

Н.А. Заболоцкий

3

10

ПР. Тропы и и поэтические фигуры.

2


11

М.А.Шолохов.

7

Общая характеристика проблематики произведения, историческая , социальная, нравственная , философская

12

В.М.Шукшин.

4

13

ПР. Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение.

2

Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении ( с использованием элементов выборочного изложения и цитирования)


VIII

Зарубежная литература

27


1

Жанр новеллы в зарубежной литературе.

6

Выявление признаков отдельных жанров (новеллы) в литературном произведении.

2

Сюжет в детективных произведениях.

8


2

Сюжет в фантастических произведениях.

13


IX

Итоговый урок.

1


X

Резервный урок

7


Итого


170


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!