Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2008 г.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.
тесты, анализ текста, исследовательские работы, устные рассказы по плану, сочинения.
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
1. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов (на раздел, урок) | Цели урока (учебные) | Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.) | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | фактически |
1. | Введение Талантливый читатель: жизнь книги в человеческой душе. Мифы Древней Греции. Стремление понять мир. | 2 | Знать изученное в 5 классе; порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще; вспомнить известные древнегреческие мифы; уметь передавать их содержание. | Восстановление навыков чтения. Различные виды пересказа, аналитическое, комментированное, выборочное чтение. Понимание мифологического сюжета, аналогия с другими мифами, отражением мифов в различных видах искусства. | наблюдение, беседа, фронтальный опрос | Прочитать миф «Прометей», Вопросы на стр. 25 1-7; стр.34 вопросы 1-6. | 05.09 | |
2 | Из греческой мифологии Мифы Древней Греции: «Двенадцать подвигов Геракла». Славянские мифы: «Встреча Ильма и Святогора», «Всемирный потоп». | 2 | Знать о героях славянской мифологии; дать представление о быличках и бывальщинах, совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста; познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников. | Развитие представлений о мифологическом персонаже. Синтезирование знаний о мифах Древней Греции и славянских мифах. Составление словесного портрета, краткий пересказ, работа с мифологическим словарем. | анализ текста, устные рассказы по плану, сочинения. | Стр.42 вопросы 1-9 прочитать стихотворение «Встреча в степи» Написать собственную бывальщину, | 12.09 | |
3 | Из устного народного творчества Жанры УНТ. Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле. Краткость, образность, | 2 | Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; Знать типы народных сказок, находить, анализировать структуру, законы. Уметь составлять композиционный план сказки, сюжетную линию, отбирать элементы. | Анализировать язык сказки. Пересказывать сюжет, создавать портрет героя, находить элементы других волшебных сказок. | беседа, фронтальный опрос, анализ текста | Вопросы, с. 83. Пересказ отдельного эпизода. | 19.09 | |
4. | Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в древнерусской литературе истории. | 2 | Знать определение и признаки жанров древнерусской литературы: житие, сказание, древнерусская повесть Навык аудирования, чтения древнерусских произведений | Анализ сюжета, морали произведений, нравственной проблематики. Видение и понимание авторской позиции. Сжатый пересказ, работа с иллюстрациями: отражение в них характеров героев. | опрос в парах, анализ текста, устные рассказы по плану, | Выборочный пересказ. Вопросы, с. 102. | 26.09 | |
5. | Из литературы 18 века (2ч.) М.В. Ломоносов. Биография и заслуги. Приём иносказания в стихотворениях Ломоносова. | 2 | Развитие навыка конспектирования. Уметь составлять конспект-биография автора, сопоставлять признаки древнерусской литературы, УНТ и литературы XVIII века, составлять хронологическую таблицу истории и развития литературы. | Составлять конспект по биографии писателя. Анализ идеи стихотворения, темы. Комментированное и выразительное чтение. Анализ иносказания, многозначных слов, аллегории, риторического обращения. | наблюдение, беседа, фронтальный опрос | Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова | 03.10 | |
6. | Из литературы 19 века В.А.Жуковский – основоположник романтизма в русской литературе Жанр баллады в русской литературе. | 2 | Развитие навыка конспектирования. Уметь составлять конспект-биография автора, сопоставлять признаки древнерусской литературы, УНТ и литературы XVIII века, составлять хронологическую таблицу истории и развития литературы. | Составлять конспект по биографии писателя. Анализ идеи стихотворения, темы. Комментированное и выразительное чтение. Анализ иносказания, многозначных слов, аллегории, риторического обращения. | чтение наизусть. | Наизусть отрывок из баллады | 10.10 | |
7. | А.С.Пушкин. Отражение романтических течений в лирике поэта: «Прощайте, верные дубравы…», «Зимнее утро». Двусложный размер стиха | 2 | Уметь сопоставлять с фольклорными произведениями, традициями, обычаями народа. Знать признаки стихотворных размеров, находить их в тексте. | Анализ композиции, сюжета, темы, идеи, языка. | чтение наизусть | Вопросы, с. 156. Устное сочинение. Наизусть стихотворение «Зимнее утро». | 17.10 | |
8. | А.С.Пушкин – прозаик. Интерес к истории России. Роман «Дубровский». История создания, конфликт, герои и персонажи. | 2 | Знать определение понятия «роман», его отличительные признаки. Уметь определять нравственные и социальные проблемы в романе. | Обзор исторической ситуации в России во время создания романа Анализ композиции, конфликта романа. Составление таблицы-характеристики героев романа. Составление цитатного плана. Подробный и краткий пересказ. | чтение наизусть, тесты | Дочитать произведение. Вопросы к главам. | 24.10 | |
9. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Тема, идея, проблемы романа. Народ в романе. Нравственные ценности в произведении. | 2 | Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе. Вызвать интерес к творчеству поэта | Составление сюжетной линии. Анализ понятий «верность, предательство, любовь, дружба, справедливость, честь и отвага» относительно героев романа. Работа со статьями учебника: выборочное чтение, подбор фактов и аргументов | анализ текста, устные рассказы по плану, тестовая работа | Подготовиться к сочинению по роману. Письменно составить план к одной теме. | 07.11 | |
10. | Рр Классное сочинение №1 по роману А.С.Пушкин «Дубровский». «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» «Владимир Дубровский и Маша Троекурова». | 2 | Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения; . | Составление цитатного плана, плана рассуждения, отбор словарного материала Характеристика одинокого романтического героя-бунтаря. Работа с иллюстрациями | сочинения., устные рассказы по плану. | Индив. работа по творчеству Лермонтова. Чтение стих-й | 14.11 | |
11. | М.Ю.Лермонтов. Лирика, Поэт и власть. Анализ стихотворений. | 2 | Знать и определять трехсложные размеры. Развивать навык аудирования (слушание художественного чтения) | Анализ композиции, сюжета, темы, идеи, языка, | чтение наизусть | Задания по вариантам. С. 256. Наизусть 1 стихотворение. | 21.11 | |
12. | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести. Тема и проблематика повести. Главные герои. | 2 | Знать историческую ситуацию во временных рамках повести. Уметь составлять сюжетную линию, выявлять особенность героев повести, давать описание внешности героев. | Характеристика и сопоставительный анализ героев повести. Приемы создания центральных образов. Выборочное, комментированное чтение. Работа с иллюстративным материалом, самостоятельное иллюстрирование фрагментов повести. | Беседа, наблюдение, фронтальный опрос | Перечитать повесть. Вопросы, с. 314. | 28.11 | |
13. | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Массовые сцены и их значение. Образ Запорожской Сечи. Тестовая работа | 2 | Уметь исследовать значения деталей и сцен в повести, работать со вспомогательными статьями учебника. | Групповой анализ лирических и эпических пластов повести. Построение плана рассуждения. Составление письменного отзыва на эпизод. | Устный опрос, тестовая работа | Подготовиться к классному сочинению. | 05.12 | |
14. | Р.р. Классное сочинение №2 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тарас Бульба – характер, рождённый временем. | 2 | Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения; Дальнейшее развитие речи учащихся | Составления цитатного плана, Составление плана рассуждения, отбор словарного материала | Классное сочинение | Наизусть выучить прозаический отрывок. И.С.Тургенев. | 12.12 | |
15. | И.С.Тургенев «Записки охотника». История создания цикла рассказов. Рассказ «Бирюк». Проблематика и своеобразие композиции. Контрольное тестирование №1 | 2 | Развивать навык конспектирования, исследования. Уметь анализировать идейный замысел и позицию автора, работать со вспомогательными статьями учебника. | Индивидуальная работа: создание мини-рефератов (по заданному плану), Пересказ сюжета, характеристика героев рассказов. Дискуссия о служебном и человеческом долге. Сопоставление с рассказом «Муму». Устное рисование, иллюстрирование эпизодов. Выборочное чтение. | Тест | Наизусть «В дороге» Вопросы на стр.297-298 | 19.12 | |
16. | Н.А.Некрасов Гражданская позиция автора «В полном разгаре страда деревенская…», Основной пафос стихотворений. | 2 | Проверка ЗУН по характеристике героев, определению жанров произведений, размеров стиха. Осознание понятия «обличительный пафос», Определение размеров стиха. | Сопоставление сюжета, темы, идеи стихотворений с изученными ранее из цикла «Крестьянские дети». Анализ способов создания образа женщины-труженицы, отношения автора к событиям. | Беседа, наблюдение, фронтальный опрос | Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…» Вопросы. Творчество Л.Н.Толстого. Повесть «Детство». | 09.01 | |
17. | Биография и творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая повесть «Детство». Взаимоотношения в семье. Сыновья и родительская любовь в повести | 2 | Уметь составлять сравнительную характеристику взаимоотношений в семье Николеньки и семьях героев изученных произведений («Тарас Бульба», «Дубровский») | Краткий рассказ о жизни автора, сопоставление деталей жизни автора и героя повести. Анализ понятий «добро, добродетель, душевная отзывчивость, любовь к близким, преданность и т.д.» и их проявлений в повести. | Рассказ, работа в группах, тест | Рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди» Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 16.01 | |
18. | Л.Н.Толстой «Бедные люди», В.Г.Короленко «В дурном обществе». Проблемы и идеи произведений Система образов. | 2 | Уметь выявлять проблему и идею произведений, создавать сопоставительную характеристику героев произведений, их взаимоотношений. | Комментированное выборочное чтение. Подробный пересказ. Составление цитатного плана и портрета героя | Анализ текста, исследовательская работа | Дочитать до конца, ответить на вопросы стр.65 №2. | 23.01 | |
19. | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Авторское отношение к героям и смысл названия произведения. Идея повести. | 2 | Развивать навык исследования: поиск и постановка проблемы– тезиса, доказательств, анализ и аргументация собственного мнения. Создавать сочинение - рассуждение | Характеристика эпизодов повести; подготовка вопросов для обсуждения. Создание мини-сочинения на тему «Я думаю, что поступил бы…». | Беседа, устное сочинение по плану, тест | Подготовиться к классному сочинению. | 30.01 | |
20. | Рр Классное сочинение №3 по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Путь Васи к правде и добру. | 2 | Развивать и закреплять навыки аудирования, подробного пересказа, составления цитатного плана, составление плана рассуждения, отбор словарного материала. | Аудирование краткого пересказа сюжета, запоминание основных эпизодов, сопоставление судьбы героя повести с судьбами героев повести «В дурном обществе». | Классное сочинение | Прочитать рассказы А..П. Чехова | 06.02 | |
21. | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Юмор и сатира в рассказе И.А.Бунин. «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 2 | Знать понятия «юмор и сатира». Уметь выявлять проблематику повести с точки зрения социального неравенства, создавать словесный портрет героев, анализировать юмористические и сатирические приемы в рассказе. | Создание иллюстраций, трактовка названия рассказа. Инсценировка рассказа. Анализ сюжета рассказа, сопоставление его с изученными ранее произведениями о крестьянах (И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова), пересказ эпизода, рассуждение на тему «Душа крестьянина» | Анализ текста, словарная работа | Прочитать рассказы Куприна. | 13.02 | |
22. | А.И.Куприн «Тапер».Жанр рождественского рассказа. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека. Талант и судьба | 2 | Знать понятия лирического произведения (тема, идея, композиция, образы) Развивать мнемонического навыка, навыка выразительного чтения | Сопоставление судьбы героя с изученными ранее образами. Анализ идеи, проблематики рассказа, эпизода и композиции, подробный пересказ, составление плана рассказа. Анализ понятия «Рождественский рассказ». | анализ текста, устные рассказы по плану | Прочитать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор» Наизусть стихотворение «Песнь о собаке» | 20.02 | |
23. | С.А.Есенин «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Одухотворенная природа в творчестве Есенина. | 2 | Уметь выявлять идею и поэтические образы, олицетворение, цветопись, эпитеты, метафоры разговорную речь. Развивать мнемонический навык, навыка выразительного чтения, создания образа, выражения собственного отношения к герою стихотворения. | Формирование представлений о реально живших знаменитых людях, героях рассказов Куприна: враче Н.Пирогове, композиторе А.Рубинштейне, их нравственных качествах. | анализ текста, устные рассказы по плану, чтение наизусть | Прочитать рассказ М.Пришвина «Кладовая солнца» | 27.02 | |
24. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя. Мифологические мотивы в повести. | 2 | Уметь соотносить факты биографии писателя с идеей повести, объяснять смысла названия, находить и анализировать мифологические мотивы в повести (в сопоставлении с ранее изученными мифами) | Выборочный пересказ фактов биографии М.М.Пришвина Комментированное чтение описаний природы в повести, сопоставление прозаических описаний с поэтическими образами | анализ текста, устные рассказы по плану | Дочитать до конца; Составить вопросы по содержанию. | 06.03 | |
25. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственные качества человека и любовь к окружающему миру Рр Подготовка к домашнему сочинению | 2 | Уметь давать характеристику нравственных качеств и рассуждать о том, как они помогли героям в экстремальной обстановке. Синтезировать ранее полученных знаний об изображении внутренних качеств человека русскими писателями и поэтами. | Составление «сюжетной карты», подробный пересказ эпизодов, иллюстрирование фрагментов повести. Создание словесного портрета героев. Описание собаки Травки как одной из главных героинь. | Беседа, устное сочинение по плану, тест | Рр Домашнее сочинение №1 по М.М.Пришвину «Кладовая солнца» Поэтов XX века о родине, природе и о себе. Наизусть стихотворение Рубцова «Звезда полей» | 13.03 | |
26. | Поэты XX века о родине, родной природе и о себ. Человек и природа в поэзии Н.М.Рубцова «Звезда полей», Тихая моя родина» | 2 | Знать стихотворные размеры. Уметь определять идею и поэтические образы, олицетворения, цветопись, эпитеты, метафору, разговорную речь. Развивать мнемонический навык, навык выразительного чтения, создания образа, выражения собственного отношения к герою стихотворения. | Обзор кратких сведений о жизни и творчестве поэта. Анализ лирического произведения | анализ лирического текста, чтение наизусть | Прочитать рассказ В.К. Железникова «Троп», «Чучело» | 20.03 | |
27. | В.К. Железников «Троп». Мир животных и человека. Доброта, верность и благодарность. | 2 | Уметь проводить параллели между героями-людьми и героем-животным, сопоставлением с сюжетом повести «Кладовая солнца». | Пересказ сюжета, подготовка вопросов для обсуждения, аргументирование авторского и собственного отношения к героям рассказа. | Анализ текста, исследовательская работа | Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 03.04 | |
28. | Из литературы 20 века Военное детство: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» Образ жизни людей военного времени. | 2 | Уметь давать характеристику главного героя, анализировать его поступки, работать со статьей и вопросами учебника, трактовать символику названия. | Краткий рассказ о жизни автора, сопоставление деталей жизни автора и героя повести. Обзор жизни людей военного времени | Анализ теста, тестовая работа | Наизусть стихотворения о Великой Отечественной войне | 10.04 | |
29. | Изображение Великой Отечественной войны в стихотворениях М.В.Исаковского и Д.С.Самойлова | 2 | Уметь рассуждать и толковать восприятие войны поэтами. | Подбор и обзор литературных, художественных, киноматериалов о Великой Отечественной войне. | анализ лирического текста, чтение наизусть | Прочитать рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» | 17.04 | |
30. | Из зарубежной литературы Подвиг во имя жизни: Джек Лондон «Любовь к жизни» | 2 | Анализировать жизнеутверждающий пафос рассказа. Составлять сюжетную схему, характеристику основных образов. | Выборочный пересказ фрагментов биографии автора, комментированное и выборочное чтение. | анализ текста, устные рассказы по плану | Произведения О.Генри. | 24.04 | |
31. | Детство – время приключений: О.Генри «Вождь краснокожих», Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» | 2 | Уметь самостоятельно сопоставлять и выделять общие черты у героев М.Твена и О.Генри. Создавать образ мальчишки сорви-головы. | Подготовка пересказа от другого лица. Особенности сюжета и названия рассказа. Юмористический взгляд и стиль писатель. | анализ текста, устные рассказы по плану | Прочитать произведение Марка твена | 08.05 | |
32. | Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» Юмористический взгляд и стиль писателя. | 2 | Уметь самостоятельно сопоставлять и выделять общие черты у героев М.Твена и О.Генри. Создавать образ мальчишки сорви-головы. | Подготовка пересказа от другого лица. Особенности сюжета и названия рассказа. Юмористический взгляд и стиль писатель. | анализ текста, устные рассказы по плану | Прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Чайник». | 15.05 | |
33. | Г.Х.Андерсен «Чайник». Христианские ценности в сказках писателя. Контрольное тестирование №2 | 2 | Анализировать понятие «христианские ценности», их проявление в обыденной жизни. Находить и анализировать символы в сказке Андерсена. | Комментированное чтение. Сопоставление сюжета сказки с известными библейскими сюжетами. | Тест | Подготовить к итоговому уроку | 22.05 | |
34. | Итоговый контроль на тему «Литература XIX века: авторы и произведения, идеи и образы» | 2 | Проверка ЗУН по характеристике героев, определению идеи, проблематики, жанров произведений, стихотворных размеров. | Создание иллюстраций, трактовка названия рассказов, инсценировка | Исследовательская работа | Список литературы на лето. | 29.05 | |