СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 11 класса, расчитанная на 33 недели (4 часа в неделю) на 132 урока.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса»

  1. Планируемые результаты:

В соответствии с ООП ООО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.

1. Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2) осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

3) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

4) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

5) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

6) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  1. понимание ключевых проблем изученных произведений;

  2. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  3. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  4. определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  5. приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  6. формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  7. собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  8. понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  9. восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  10. умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  11. написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  12. понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  13. понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Выпускник научится:

  1. понимать образную природу словесного искусства;

  2. содержание изученных литературных произведений;

  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  5. основные теоретико-литературные понятия.

  6. воспроизводить содержание литературного произведения;

  7. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  8. анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  9. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

  10. раскрывать конкретно-исторические и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  11. определять род и жанр произведения;

  12. выявлять авторскую позицию;

  13. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  14. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.











Выпускник сможет научиться:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.


  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.



  1. Содержание рабочей программы 11 класс

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекал развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. 

Литература начала ХХ века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала ХХ века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор) 
Стихотворения: « Крещенская ночь», «Собака» «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). 
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: « Господин из Сан-Франциско», « Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнёзд.
Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности внешней изобразительности. Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. 
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). 
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.( Обзор )
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ « Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся»,богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе « Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). 
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль. 
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов) правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. 
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. 
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вячеслав Иванов. 
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. 
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. 
Стихотворения: Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии Рационализм, отточенность образов и стиля. 
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта:

«Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий» . Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», « Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. 
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворение (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури”). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»). 
Акмеизм 
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. 
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. 
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию ХХ века. 

Футуризм 
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк В. Хлебников, Вас. Каменский). 
«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). 
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы» , «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. 
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). 
Изобразительно- выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений). 
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Стихотворения: Незнакомка, Россия, («Ночь, улица, фонарь, аптека…» , «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом», «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). 
«Вхожу я в темные храмы»«Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути…». (Возможен выбор других стихотворений.) 
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: 
«Стихи о Прекрасной даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы страшного мира*, идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. 
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию 20 века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). 
Новокрестьянская поэзия (Обзор) 
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Стихотворения: «Рождество избы», « Вы обещали нам сады...», Я посвященный от народа...”. (Возможен выбор трех других стихотворений.) духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. 
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Стихотворения: «ГОЙ ты, Русь моя родная!.», «Не бродить, не мять в кустах багряных...”, «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). 
«Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» (Возможен выбор трех других стихотворений.) 
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. 
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). 
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия). 
Литература 20-х годов ХХ века 
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). 
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения (Пролеткульт, Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). 
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). 
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). 
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения «Конормия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце «И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). 
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»). 
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления). 
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервном», «Лиличка!», « Юбилейное» , «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). 
«Разговор с фининспектором о поэзии”, «Сергею Есенину»,«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, «Письмо Татьяне Яковлевой» (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.) 
Начало творческого пути: дух бунтарств и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. 
Традиции Маяковского в российской поэзии ХХ столетия. 
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов ХХ века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб 
в ЗО-е годы. Судьба человека и его признание в поэзии 
ЗО-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии 
в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. 
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. 
Тема русской истории в литературе 30-х годов; А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др. 
Михаил Афанасьевич Булгаков.
 Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. 
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. 
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь). 
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе ХХ века. Традиции и новаторство в литературе. 
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Повесть «Котлован», Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни’ как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). 
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.) 
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно... «, «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). 
«Я научилась просто, мудро жить...», Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. 
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. 
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). 
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Стихотворения: «Нотердам», «Бессонница», «Гомер», «Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков...», « Я вернулся в мой город, знакомый до слез..». (указанные произведения обязательны для изучения). «Si1епtium», «Мы живем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце ХХ- начале ХХI века. 
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). 
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку»«Имя твое — птица в руке...», «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по родине! Давно…»  (указанные произведения обязательны для изучения). 
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) 
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога- исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей,  
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). 
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчества Личность (Обзор.) Тихий дон — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе ХХ века. 
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор)

Литература  
самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, 
переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика 
А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, 
О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова;
поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник». 
О. Берггольц,  «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание вы соки патриотических чувств с глубоко личными, интимным переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое‚ звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. 
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». 
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века. 
Литература 50—90-х годов (Обзор) 
Новое осмысление военной темы в творчестве 
Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. 
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др. 
«Городская проза»: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. 
«Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. 
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеро»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др. 
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков,, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество АГалича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. 
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные произведения обязательны для изучения). 
«В тот день, когда закончилась война…». , «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина» . (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) 
Лирика крупнейшего русского эпического поэта ХХ века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. 
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Стихотворения: «Февраль. достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). 
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, дойти до самой сути явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. 
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) 
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. 
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). 
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) 
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. 
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия) Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений). 
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме. «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). 
Основные темы и мотивы лирики Рубцова- Родина Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова. 
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив”. (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров -главная проблема в романе «Печальный детектив». 
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». 
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни ’с традициями русской классики. 
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: 
«Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (Возможен выбор трех других стихотворений,) 
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. 
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия). 
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. 
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как Река, Странное название…» (Возможен выбор других стихотворений.) 
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия  
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений). 
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен» «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова. 
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия). 
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) 
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. 
Из литературы народов России 
Мустай Карим.
 Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) 
Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев…», «Тоска, давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.) 
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство-самый тяжкий грех как для отдельного человека так и для всего человечества. Карима. 
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений). 
Литература конца ХX -начала ХХI века 
Общий обзор произведений последнего десятилетия. 
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева Ю. Поляков и др. 
Поэзия: Б. АхмадулинаА. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др. 
Из зарубежной литературы
 
Джордж Бернард Шоу. «
Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся). Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. (Английская фантазия на русские темы. Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион» . Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы. 
Теория литературы. Парадокс как художественный прием. 
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай оружие!». 
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести (Человека можно уничтожить, но его нельзя победить). 
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст). 
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).





Основные виды устных и письменных работ

Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение. 
Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д. 
Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов. 
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр. 
Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми Художественными произведениями. 
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.). 
Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек. 
П и с ь м е н н о: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю. 
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений. 
Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка- на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере. 
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника- иллюстратора.



ПРОИЗВЕДЕНИЯ 
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ 

Одиннадцатый класс 
И. А. Бунин. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся). В. Я. Брюсов. 1—2 стихотворения (по выбору учащихся). 
Н. С. Гумелев. 1—2 стихотворения (по выбору учащихся). 
А. А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека..».
В. В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте!..
С. А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...». 
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». 
Стихи к Блоку («Имя твое — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». 
О. Э. Мандельштам. Notre Dame «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». 
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля. 
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»

III. Тематическое планирование

Раздел 1

Введение

1

Раздел 2

Литература начала XX века

42

Раздел 3

Литература 20-х годов XX века

9

Раздел 4

Литература 30-х годов XX века

37

Раздел 5

Литература периода Великой Отечественной войны

4

Раздел 6

Литература 50-90-х годов

29

Раздел 7

Литература конца XX - начала XXI века

2

Раздел 8

Из зарубежной литературы

6

Раздел 9

Промежуточная аттестация

2

Всего


132



Календарно-тематическое планирование в 11аб классах (136 часов)

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

план

факт

I полугодие (64 часа)

Раздел 1 Введение (1час)

1

Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия

1




Раздел 2 Литература начала XX века (42 часа)

2

И. А. Б у н и н. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или другие стихотворения

1




3-5

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа


3




6-8

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

3




9

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» Бунинской прозы


1




10-12

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся»


3




13-15

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

3




16-18

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

3




19

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы

1




20-22

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы

3




23

Письменная работа по творчеству М. Горького

1




24

Русский символизм и его истоки

1




25

В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

1



26

Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.

1




27

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

1




28-30

Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева

3




31

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века

1




32

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

1




33

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе

1




34

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге»

1




35-37

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

3




38

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. К л ю е в. Жизнь и творчество (обзор)

1




39

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»

1



40

Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

1




41

Любовная тема в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.

1




42

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст»

1




43

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1




Раздел 3 Литература 20-х годов XX века (9 часов)

44

Литературный процесс 20-х годов XX века

1




45-46

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

2




47

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира

1




48-50

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозасе-давшиеся» и др.

3




51

Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»

1




52

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

1




Раздел 4 Литература 30-х годов XX века (37 часов)

53

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

1




54-56

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

3




57-59

История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

3




60-63

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Домашнее сочинение по творчеству М. А. Булгакова

4




64

Зачетная работа за первое полугодие

1




II полугодие (72 часа)

65-67

А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор

3




68

А. А. А х м а т о в а. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...»

1




69

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения

1




70-72

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы

3




73-75

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музы- кальная природа эстетического пережи- I вания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Мо1ге Оате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» и другие стихотворения

3




76-78

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой или О. Э. Мандельштама

3




79-80

М. А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

2




81-83

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа

3




84-86

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

3




87

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

1




88

Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон»

1




89

Письменная работа по творчеству М. А. Шолохова

1




Раздел 5 Литература периода Великой Отечественной войны (4 часа)

90

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

1




91-93

Литература второй половины XX века (обзор). Поэзия 60-х годов

3




Раздел 6 Литература 50-90-х годов (29 часов)

94

Новое осмысление военной темы в литературе 50— 90-х годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев (произведения по выбору учителя)

1




95-96

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в од-ном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» и другие стихотворения

2




97-99

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения

3




100-102

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

3




103-104

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

2




105-106

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

2




107-108

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

2




109-111

«Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор)

3




112-114

В. Г. Р а с п у т и н. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору учителя)

3




115-116

И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») или другие стихотворения

2




117

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду...»

1




118-119

«Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

2




120-121

Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. В. В а м п и л о в. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

2






122

Из литературы народов России. М. К а р и м. Жизнь и творчество. «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...».

«Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта

1




Раздел 7 Литература конца XX - начала XXI века (2 часа)

123-124

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

2




Раздел 8 Из зарубежной литературы (6 часов)

125-126

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя)

2




127

Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического

1




128

Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

1




129

Э. М. Ремарк. «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя

1




130

Проблемы и уроки литературы XX века

1




Раздел 9 Промежуточная аттестация (2 часа)

131-132

Промежуточная аттестация

2

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!