СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского "Русская литература ХIХ-ХХвв.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области




РАССМОТРЕНА

на заседании МО

протокол № 1

от «__» ______ 20___г.

_____/____________/


ПРИНЯТА

на Педагогическом совете

МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

Протокол от «__»_______20__г. №___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

___________/И.Н. Петрова/

Приказ от «___»________ 20__г. № ___













Рабочая программа

по литературе

(наименование предмета)



для 11 класса













Разработчик: Креджян Г.Н.

Квалификационная категория: первая









с. Черницыно

2020


Аннотация


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования , Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), авторской программы В.В.Агеносова, А.Н. Архангельского «Русская литература Х1Х – ХХ вв. (для 10-11 классов общеобразовательных учреждений ). Базовый уровень».


Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

  • соответствует стандарту основного общего образования по литературе;

  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

  • сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.



Место учебного предмета «Литература» в учебном плане


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю), в Х-Х1 классах – 3 часа в неделю (базовый уровень). Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Программа рассчитана на 34 учебные недели, 3 часов в неделю, 102 часов в год.

Количество контрольных работ –2 , сочинений –7 .





Результаты изучения предмета «Литература»


Личностные результаты должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера


Метапредметные результаты изучения литературы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);


Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений; русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Содержание тем учебного курса


Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур стилей, школ, групп.

 

Писатели-реалисты начала XX века

         Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения "Крещенская ночь», «Собака», "Одиночество" (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник» ". Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Психологизм бунинской прозы и особенности " внешней изобразительности". Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести "Поединок", "Олеся", рассказ "Гранатовый браслет" (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести  "Олеся", богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести  "Поединок". Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях "Олеся", "Поединок". Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет". Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

         Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Леонид  Николаевич Андреев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ  «Иуда  Искариот».  Психологически  сложный,  противоречивый  образ  иуды.  Любовь,  ненависть и предательство.  Трагизм  одиночества человека среди  людей.  Традиции Достоевского  в  прозе  Андреева.

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы  «Челкаш», "Старуха Изергиль". Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького Народнопоэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа "Старуха Изергиль".

"На  дне". Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. "Три правды" в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

        Литературный  портретный  очерк  как  жанр.  Публицистика.  «Мои  интервью»,  «Заметки  о  мещанстве»  «Разрушение  личности».

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

                                        Серебряный век русской поэзии

Символизм

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

"Старшие символисты": Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

"Младосимволисты": А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: "Творчество", «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: "Будем  как солнце",    "Только любовь",   "Семицветник"  как выразительница"говора стихий". Цветопись  и  звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому  фольклору  ("Злые  чары",   "Жар-птица").   Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся).  Роман  «Петербург» (обзорное  изучение  с  чтением  фрагментов).  Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник "Золото в лазури"). Резкая смена ощущения мира художником (сборник "Пепел"). Философские раздумья поэта (сборник "Урна").

Акмеизм

Программные  статьи  и  «манифесты»  акмеизма. Статья  Н.Гумилева "Наследие символизма и акмеизма" как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества   Н.Гумилева. С. Городецкого, А Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф». «Озеро Чад», "Старый Конквистадор", цикл «Капитаны», "Волшебная скрипка», "Заблудившийся трамвай" (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию 20 века.

Футуризм

Западноевропейский  и  русский  футуризм. Футуризм  в  Европе. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, "самовитого" слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.). кубофутуристы (В. Маяковский. Д, Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев),

Стихотворения из сборников. "Громокипящий кубок".  "Ананасы в шампанском", "Романтические розы",  " Медальоны" (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка». «Россия», "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане",  (из цикла "На поле Куликовом»), "На железной дороге". (Указанные произведения обязательны для изучения).

"Вхожу Я в темные храмы... ", "Фабрика", "Когда вы стоите на  моем пути".  (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: "Стихи о Прекрасной Даме". Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы "страшного мира", идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле "На поле Куликовом" и  в  стихотворении  «Скифы».  Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

         Теория литературы. Лирический цикл . Верлибр (Свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рождество избы», "Вы обещали нам сады.. ",  «Я, посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской  поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор).

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», "Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», "Спит ковыль. Равнина дорогая...", " Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. ", "Не жалею, не зову, не плачу...». "Русь советская", "Сорокоуст" (указанные произведения обязательны для изучения).

"Я покинул родимый дом... ", "Собаке Качалова", "Клен ты мой опавший, клен заледенелый... ". (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея "узловой завязи" природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушнина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в  лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла ("Персидские мотивы").

Поэма  «Анна  Снегина».  Лирическое  и  эпическое  в  поэме:  война  и  революция, родина  и  любовь,  судьбы  близких  людей  и  судьба  России.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия), биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ("Пролеткульт", «Кузница», ЛЕФ, "Перевал",   "Конструктивисты", ОБЭРИУ, "Серапионовы братья" и др.)

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (Д. Блок. 3.Гиппиус. А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, Д. Ахматова, М. Цветаева. О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения ("Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Веселого, "Разгром" А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения ("Плачи"  А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых" И, Шмелева). Поиски нового героя эпохи ("Голый год"  Б.Пильняка, "Ветер" Б.Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко, "Дюжина ножей в спину революции ", Тэффи  "Ностальгия").

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте! ", "Скрипка и немножко нервно". "Лиличка!», "Юбилейное", "Прозаседавшиеся».  (Указанные  произведения являются обязательными для изучения).

" Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов.

Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Поэма «Облако  в штанах».   Мотивы  трагического  одиночества,  бунтарства.  Четыре  «долой»  как  сюжетно- композиционная основа  поэмы.  Темы  любви  и  искусства  в  поэме.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Исаак  Эммануилович  Бабель.  Жизнь  и  творчество (обзор).

Рассказы из  сборника «Конармия».  «Мой  первый  гусь»,  «Соль».

Изображение  событий  гражданской войны. Психология  человека  на  войне. Отношение  к  жизни  и  смерти,  к  личному  достоинству  других.  Противоречивость  характеров  героев  книги.

        

Евгений Иванович  Замятин.  Жизнь  и  творчество (обзор).

«Мы» - роман – антиутопия.   Извращение,  доведение  до  абсурда  идей  мечтателей-утопистов.  Проблематика,  система  образов, особенности  композиции  романа,  центральный  конфликт  произведения.  Своеобразие  повествования.  Значение  любовной  темы  в  романе.  Смысл  финала  произведения.  Роман "Мы"  в  ряду  антиутопий  20  века.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в  30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве Д. Ахматовой, М Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П., Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова. Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А.Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов. А. Толстой '"Петр Первый", Ю. Тынянов "Смерть Вазир-Мухтара", поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

 

  Литература  "потерянного  поколения"  как  явление  культуры  20  века (обзор)

Судьба  и  творчество  Э.М. Ремарка.  Романы  «На западном  фронте  без  перемен», «Три товарища».

Эпический  театр  Б.Брехта.  Антивоенная  драма  «Мамаша  Кураж  и  её  дети». Творчество  Эрнеста  Хемингуэя. Роман  «Прощай,  оружие!»

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы "Белая гвардия",   «Мастер и Маргарита» (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа "Белая гвардия". Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа "Мастер и Маргарита".  Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. "Мастер и Маргарита" — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (И.-В. Гете,   Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть "Котлован". Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопическая идея "общей жизни" как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин),

         Теория литературы. Индивидуальный стиль писатели (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна  Андреевна  Ахматова.  Жизнь  и  творчество.(Обзор.)

Стихотворения:    "Песня    последней    встречи… ", "Сжала руки под темной вуалью...". «Мне ни к чему одические рати...», "Мне голос был. Он звал утешно... ". "Родная земля" (указанные произведения обязательны для изучения).

"Я научилась просто, мудро жить", "Приморский сонет". (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм Ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанр  литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения:   "Бессонница. Гомер. Тугие паруса... ",  "За гремучую доблесть грядущих веков", "Я  вернулся в мой город, знакомый до слез" (указанные произведения обязательны для изучения).

 " Айя-София",  "Мы живем, под собою, не чуя страны... ". (Возможен выбор двух других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, слово-образ в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и " век- волкодав". Поэзии Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий),

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое — птица в руке"), "Кто создан из камня, кто создан из глины... ",   «Тоска по родине! Давно...*». (Указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», "Стихи о Москве", "Стихи к Пушкину". (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины, фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мир  обывателей, "читателей газет". Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия). Фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Н.А.Заболоцкий.  Жизнь  и  творчество.

        Стихотворения:  «Ночной  сад»,  «Метаморфозы»,  «Некрасивая  девочка». Необычность  первой  книги  поэта  «Столбцы».  Человек  и  природа  в  лирике  Заболоцкого

Владимир  Владимирович  Набоков.  Жизнь  и  творчество  (обзор).

Роман  «Машенька».  Тема  России  в  творчестве  Набокова.  Проблематика  и  система  образов  в  романе.  Описание  эмигрантской  среды  и  воспоминания  героя  о прошлом,  юности.  Образ  Машеньки.  Смысл  финала  романа.

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

"Тихий Дон" — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении, Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М.  А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода  Великой Отечественной войны (Обзор)

      Литература "предгрозья":  два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг,  переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б. Пастернака, Н.Тихонова,   М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова,  О.Берггольц,  Дм. Кедрина  и др..  Песни А. Фатьянова;  поэмы  "Зоя"  М. Алигер,   "Февральский дневник"  О.Берггольц, "Пулковский меридиан" В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и  эпической поэзии,  обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого. М. Шолохова, К. Паустовского. А. Платонова, В. Гроссмана и др.

 Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца "Дракон".

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов  XX  века

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г Баранова, В. Некрасова. К. Воробьева. В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода "оттепели". (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. А. Вознесенский,   Е. Евтушенко  и др.).   Особенности  языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия,  развивающаяся в русле традиций русской классики:   В. Соколов,   В. Федоров.   И. Рубцов,   А. Прасолов,    Н.Глазков,     С. Наровчатов,    Д. Самойлов Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов,  Ю. Друнина, Б. Слуцкий,С. Орлов и др.

 "Городская" проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства;  глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина В. Белова. В. Астафьева, Б.  Можаева,  Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина  "Пять вечеров".   А. Арбузова "Иркутская история",  "Жестокие игры», В. Розова "В добрый час! ", "Гнездо глухаря", А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», "Старший сын" и др.

Литература  русского  зарубежья.  

Возвращенные  в отечественную    литературу    имена    и    произведения (В. Набоков, В.Ходасевич   Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев. М. Долданов, М. Осоргин,  И. Елагин)  

Многообразие оценок литературного процесса в  критике  и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.)

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете... ","Памяти матери ", "Я знаю, никакой моей вины... " (указанные произведения обязательны для изучения).

"В тот день, когда закончилась война... ", "Дробится разный цоколь монумента", "Памяти Гагарина". (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», "Определение поэзии», "Во всем мне хочется дойти... ", "Гамлет", "Зимняя ночь" (указанные произведения обязательны для изучения). "Марбург",  «Лето», «Быть знаменитым некрасиво...».(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, "дойти до самой сути" явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.  

Роман '" Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы - символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в   романе.

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго, и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор)

Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

  Рассказ  «Матрёнин  двор».  Жизненная  основа  сюжета и  характеров  рассказа.  Реальный  прототип  главной  героини.  Образ  Матрёны  как  характерное  воплощение  народного  типа,  крестьянской  судьбы.  Глубинный смысл  первоначального названия  рассказа  «Не  стоит  село  без  праведника».

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлаам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество (Обзор.)

Рассказы "На представку", "Сентенция". (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность "колымских рассказов" и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы "в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию «зачеловечности". Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова- прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. Жизнь  и  творчество.

"Видения на холме", "Русский огонек". "Звезда полей", «В горнице» (или другие  стихотворения  по  выбору).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева. Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев.  Жизнь  и  творчество.

 "Царь-рыба", "Печальный детектив". (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе "Царь-рыба". Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе "Печальный детектив".

Валентин Григорьевич Распутин. Жизнь  и  творчество.

 "Последний срок", "Прощание с Матерой", «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема "отцов и детей" в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести "Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Жизнь  и  творчество.

 Стихотворения: «Осенний крик ястреба», "На смерть Жукова", Сонет ("Как жаль, что тем, чем стало для меня... "). (Возможен выбор трех других стихотворений)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского.  Естественность и органичность сочетания в ней культурно - исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой потоп непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму (В.А.Зайцев), Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия)

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.

 Стихотворения: "До свидания, мальчики", "Ты течешь,  как река".  "Странное название...", "Когда мне  невмочь пересилить беду". (Возможен выбор других стихотворений)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия "оттепели" и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Жизнь  и  творчество.

Повесть "Обмен". Городская  проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса "Утиная охота". (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: "Подует ветер — все больше листьев...", "Тоска", "Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду.. ", "Птиц выпускаю". (Возможен выбор других стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленные в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех, как для отдельного человека, так и для всего человечества Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, Д. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С, Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия:   Б. Ахмадулина,  А. Вознесенский,  Е. Евтушенко,    Ю. Друнина,   Л. Васильева,     Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев,  Б. Чичибабин, Ю, Кузнецов,  И. Шкляревский,  О. Фокина,    Ц.Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Джордж  Бернард  Шоу.   "Дом,    где  разбиваются   сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

"Дом, где разбиваются сердца". Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу.  "Английская фантазия на русские темы". Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

"Пигмалион". Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь» Дж. Альфреда Пруфрока . Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира. Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов "И восходит солнце", "Прощай, оружие''

Повесть "Старик и море" как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести ("Человека можно уничтожить, но его нельзя победить").

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель "потерянного поколения". Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружба, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория  литературы.  Внутренний монолог (закрепление понятия).



 Произведения для заучивания наизусть

Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей…»

М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор

М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне», «Песня о Буревестнике»

А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать»

С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина»

В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос»

Н.Заболоцкий. На выбор

А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)

Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…», стихи из романа «Доктор Живаго»

Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи)

И.Бродский. На выбор

 









 

Учебно-тематический план

 

№п./п.

Содержание

Часы на изучение

Развитие речи

( в том числе)

Внеклассное чтение

(в том числе)

1

Введение

1

-

-

2

Литература начала XX века

14

2

-

3

Серебряный век русской поэзии

13

-

1

4

Новокрестьянская поэзия

7

1

-

5

Литература 20-х годов XX века

14

1

-

6

Литература 30-х годов XX века

328

3

-

7

Литература периода Великой Отечественной войны

13

1

-

8

Литература 50-90-х годов XX века

9

1

-

9

Литература 70-90-х годов XX века

4

2

-

10

Литература конца XX – начала XXI века

7

2

-

11

Зарубежная литература

2

-

-


Итого

102

7

1

 

 





























УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Черницынская средняя

общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области

_____________/ И.Н. Петрова/

Приказ от « » августа 2020г. №












Календарно-тематическое планирование


Предмет Литература

Класс 11

УМК учебник «Литература», 11 кл., авт. В.В. Агеносов, М.: Дро фа, 2015 г.





Учитель Креджян Галина Николаевна



















2020-2021 учебный год




Календарно-тематическое планирование



п/п


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Корректировка


  1. 11

Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы литературы XX века

1



  1. 33

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь. Лирика

1



  1. 44

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско. Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика

1



  1. 55

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности»

1



  1. 66

Рассказы И.А.Бунина о любви. «Темные аллеи», «Чистый понедельник».

1



  1. 9 9

А.И.Куприн. Художественный мир писателя. Испытания любовью героев рассказа «Гранатовый браслет»


1



  1. 110

Трагическая история любви «маленького человека» в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1



  1. 111

Поэтическое изображение природы в повести «Олеся». Богатство духовного мира героини.

1



  1. 113

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Куприна и Бунина

1



  1. 114

Л.Н.Андреев. Жизненный и творческий путь. Нравственная философская проблематика повести «Иуда Искариот»

1



М.Горький. «Старуха Изергиль». Ранние романтические рассказы

1



Драматургия Горького. Драма «На дне»

1



Спор о назначении человека (Бубнов, Лука, Сатин)

1



  1. 22

Нравственно-философские мотивы драмы «На дне». Смысл названия пьесы

1



Р.р. Контрольное сочинение по творчеству М.Горького

1



  1. 26

Серебряный век русской поэзии

1



Русский символизм и его истоки. В.Брюсов. Слово о поэте

1



Символизм и поэты-символисты. К. Бальмонт. Тема России в эмигрантской лирике

1



Акмеизм как литературное направление

1



Н.С.Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. Лирический герой-маска

1



Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

1



  1. 339

Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина

1



Контрольная работа №1 по литературным направлениям Серебряного века.




  1. 40

А. А, Блок. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1



  1. 444

Тема Родины в творчестве Блока («На поле Куликовом», «Россия»)

1



  1. 446

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий»

1



  1. 47

Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала

1



  1. 448

Вн. чт. «Веков связующая нить…» (по произведению Данте и поэме Блока)

1



  1. 449

Художественные и нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор)

1



С.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика

1



Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина. Трагическое противостояние города и деревни

1



  1. 53

Любовная тема в поэзии С.Есенина

1



  1. 554

Стремление к гармонии – основа пафоса поздней лирики С.Есенина

1



  1. 555

Лирическое и эпическое в поэме С.Есенина «Анна Снегина»

1



  1. 556

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Блока и С. Есенина

1



  1. 557

Литература 20-х годов. Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения

1



А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве Аверченко, И. Теффи, Саши Белого, Дон Аминадо

1



  1. 660

И. Бабель. «Конармия». Тема гражданской войны и «вечные» темы в прозе писателя

1



  1. 661

Разные идейно-художественные позиции писателей в освещении гражданской войны. «Разгром» А.Фадеева

1



  1. 62

Образ Левинсона в романе «Разгром» А.Фадеева

1



  1. 663

Развитие жанра антиутопии в 20-е годы. Роман Е.Замятина «Мы». Проблематика, система образов, особенности композиции


1



  1. 64

Личность и государство в романе Е.Замятина «Мы»

1



  1. 665

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии (акмеизм, футуризм)

1



  1. 666

В.В.Маяковский. Тема поэта и толпы в ранней лирике. Город как цивилизация одиночества в лирике поэта (кубофутуризм)

1



  1. 667

Тема поэта и революции в творчестве В.Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции»

1



  1. 68

Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах»

1



  1. 70

Любовь и быт в поэзии В.Маяковского

1



  1. 771

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь гражданина

1



  1. 72

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству В.Маяковского

1



  1. 773

Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов

1



  1. 774

А.Н.Толстой. Историческая проза. Личность царя-реформатора в романе «Петр Первый» Народ и власть в романе.

1



  1. 776

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

1



  1. 777

Роман «Мастер и Маргарита» - как «роман-лабиринт»

1



  1. 778

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа

1



  1. 779

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита»

1



  1. 880

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1



Р.р. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1



  1. 81

Зачетная работа за первое полугодие

1



  1. 82

М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь. «Донские рассказы» М.Шолохова

1



  1. 884

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

1



  1. 885

События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

1



  1. 886

Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону

1



  1. 87

Григорий Мелехов и его путь исканий

1



Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

1



  1. 990

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству Михаила Шолохова

1



  1. 991

А.П. Платонов. Тема «маленького человека» в повести «Сокровенный человек»

1



Проблема поиска истины в повести А.П.Платонова «Котлован»


1



  1. 995

А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика Ахматовой

1



  1. 96

Тема Родины в лирике А.Ахматовой

1



А.Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции

1



  1. 99

М.И.Цветаева. Жизнь, творчество, личность. Основные темы творчества

1



Поэмы М.И.Цветаевой (урок-обзор)

1



О. Мандельштам. Жизнь, творчество, судьба поэта. Основные темы творчества

1



  1. 1102

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой

1



  1. 1103

Сатира в творчестве писателей 30-х годов: Н.Зощенко, Н. Ильф и Е. Петров

1



  1. 104

Жизнь, творчество, личность Н.А.Заболоцкого. Основная тематика лирических произведений

1



  1. 1106

Творчество В.В.Набокова

1



Проза, поэзия, драматургия периода ВОВ

1



  1. 1112

Б.Васильев. «А зори здесь тихие…» Новое осмысление военной темы

1



  1. 1113

К. Воробьев. «Убиты под Москвой». Сюжет и проблематика повести

1



  1. 118

Обзор русской литературы второй половины 20 века. «Оттепель» в литературе

1



  1. 1122

А.Т. Твардовский. Жизнь, творчество, личность. «Новый мир» Твардовского

1



  1. 123

Исповедальный характер лирики Твардовского

1



  1. 124-125

Поэма «По праву памяти». Тема исторической памяти и личной ответственности перед своим народом

1



  1. 1127

Б.Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь. Лирика

1



  1. 128

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

1



  1. 130-131

А. Солженицын. Жизнь, творчество, личность. Своеобразие звучания лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

1



  1. 132

Малая проза А.И.Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор»

1



  1. 133

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий

1



  1. 1139

Литература 70-90-х гг. Проблематика, традиции, новаторство

1



  1. 1140

Проза второй половины 20 века. В.Распутин «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений

1



  1. 1141

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность в повести В.Распутина «Живи и помни»


1



  1. 143-144

В.П.Астафьев. «Царь-рыба». Проблема взаимоотношений человека и природы

1



  1. 145-146

Современная поэзия: И.Бродский, Б.Окуджава, В.Высоцкий

1



  1. 152

Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, Арбузов, Розов)

1



  1. 158-159

Основные направления и тенденции развития современной литературы

1



  1. 160-161

Э.Хемингуэй. Повесть» Старик и море». Образ главного героя – старика Сантьяго

1



  1. 165-166

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Стремление героев найти свое место в жизни


1



Проблемы и уроки литературы XX века.

1



Контрольная работа за курс 11 класса

1



Анализ контрольной работы

1



Итоговое повторение. Литература 19-20 вв.

1




20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!