Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Айхал
с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) (М.: Русское слово, 2011)
Настоящая рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литература» и призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума содержания образования.
Содержание курса литературы 11 класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.
Курс литературы 11 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.
Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ хронологическим принципом. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
изученные теоретико-литературные понятия.
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента, как тему произведения, так и его проблематику;
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия их характера;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая их взаиморасположение и взаимосвязь;
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается;
- давать развернутые ответы на вопросы об изученном на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе;
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Русская литература 20 века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала 20 века.
Очерк жизни и творчества. Творческий практикум: анализ стихотворений и рассказов писателя. Изображение кризиса буржуазной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Анализ рассказа «Чистый понедельник» (цикл «Темные аллеи»).
Судьба и творчество писателя. Особенности ранних рассказов М. Горького. Анализ рассказов «Старуха Изергиль», «Челкаш». Анализ пьесы М. Горького «На дне». Система образов поэмы. Спор о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне».
Жизненный и творческий путь писателя. Художественный мир писателя. Нравственно-философский смысл о «невозможной» любви (анализ рассказа «Гранатовый браслет». Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся».
Серебряный век русской поэзии. Символизм и русские поэты-символисты. Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова. Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного мира.
произведение, мотив, лирическая героиня.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон». Литературный процесс 1920-х годов 20 века.
Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов.
Литература Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества. Философская проблематика поздней реалистической лирики А.Т. Твардовского.
Осмысление Великой Победы 1945 года в сороковые-пятидесятые годы 20 века в поэзии и прозе. «Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения. Поэтическая «оттепель». «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов. «Деревенская» и «городская» проза 1950-1980-х годов. Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970-1980-х годов.
Новейшая русская реалистическая проза 1980-1990-х годов 20 века и начала 21 века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая поэзия. Эссе. Поэзия И.А. Бродского. Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.
№ п\п | № в теме | Дата | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Введение (2 часа). |
1. | 1. | | | Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX века. | Урок «открытия» нового знания беседа с элементами лекции | Знать особенности развития русской литературы 20 века, имена ведущих писателей, названий произведений, основные темы и проблематику произведений. Уметь находить необходимую информацию в учебнике, определять понятия, устанавливать соответствия, совершенствовать навыки записи лекции учителя и сопоставительного анализа литературных произведений. |
2. | 2. | | | Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX века. | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами презентации | Знать основные особенности русской литературы, литературные направления и течения, утверждаемые ценности. Уметь синтезировать полученную информацию из лекции учителя для подготовки аргументированного ответа. |
И. А. Бунин (4 часа). |
3. | 1. | | | И.А. Бунин: очерк жизни и творчества. | Урок «открытия» нового знания творческий практикум | Знать основные факты биографии писателя, особенности его мировоззрения, тематику произведений. Уметь анализировать художественные произведения с опорой на вопросы учителя, устанавливать метапредметные связи (Бунин-Пушкин). |
4. | 2. | | | Смысл названия и символика рассказа И. Бунина «Господин из Сан – Франциско». | Урок «открытия» нового знания творческий практикум | Знать основные литературоведческие термины «антитеза», «художественная деталь», «символ»; историю создания рассказа, сюжет, особенности композиции, смысл бунинской концепции мира и человека в рассказе. Уметь анализировать особенности композиции, смысл эпиграфа и названия, выявлять роль второстепенных персонажей, делать выводы о смысле бунинской концепции мира и человека. |
5. | 3. | | | Тема любви и духовной красоты в творчестве И.А.Бунина. (Рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание»). | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать историю создания цикла «Тёмные аллеи» и сюжетную формулу рассказов, характеристику главных героев. Уметь анализировать детали воспроизведенной в рассказе эпохи, характеризовать героев рассказа, объяснять смысл слов писателя: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». |
6. | 4. | | | Р.Р. Письменная работа по творчеству И.А,Бунина. | Урок «открытия» нового знания мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
М. Горький (7 часов). |
7 | 1 | | | М. Горький: судьба и творчество. | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами виртуальной экскурсии | Знать основные факты биографии писателя, особенности его мировоззрения, основные литературоведческие понятия: «романтическая проза», черты романтизма как литературного направления и их отражение в раннем творчестве Горького. Уметь выявлять основные черты романтизма как литературного направления и отражение их в раннем творчестве писателя, характеризовать ранние произведения писателя с позиций их романтического пафоса. |
8 | 2 | | | Особенности ранних рассказов М. Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль». | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать содержание произведения, характеристику персонажей, основные литературоведческие термины: «трехчастная композиция», «идеал», «антиидеал», особенности композиции рассказа, роль повествователя и его отношения к Изергиль. Уметь выявлять особенности трехчастной композиции рассказа и ее роль в раскрытии авторского замысла, роль повествователя и его отношение к Изергиль, формулировать собственное отношение к произведению и героям произведения. |
9. | 3 | | | Анализ рассказа М. Горького «Челкаш». | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с русским языком | Знать сюжет рассказа, характеристику героев, основные композиционные приемы и их роль в произведении. Уметь выявлять композиционные приемы и их роль в произведении (антитеза), давать сравнительную характеристику персонажей. |
10. | 4 | | | Анализ пьесы М. Горького «На дне». Система образов драмы. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать текст произведения основные литературоведческие термины «полилог», «полифония», «конфликт». Уметь анализировать афишу пьесы, предыстории героев, выявлять социальный и любовный конфликты в пьесе, анализировать и интерпретировать прочитанное произведение, подбирать необходимый цитатный материал для аргументированного ответа, составлять развернутую характеристику персонажей. |
11 | 5 | | | Спор о назначении человека в пьесе М. Горького «На дне». | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать текст произведения, основные литературоведческие термины «полилог», «полифония», «авторская позиция», жизненные позиции жителей ночлежки, роль Луки в системе персонажей драмы. Уметь характеризовать жизненные позиции ночлежников, выявлять роль Луки в системе персонажей драмы, определять новую концепцию личности и особенности воплощения мировоззренческого конфликта в творчестве писателя. |
12 13 | 6 7 | | | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Горького. | Урок «открытия» нового знания мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
А. И. Куприн (2 часа). |
14. | 1. | | | А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир писателя. Нравственно-философский смысл истории «о невозможной» любви. Рассказ «Гранатовый браслет». | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами презентации | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, особенности его мировоззрения, основные литературоведческие термины «символика детали», роль антитезы, символики детали, детали в психологической обрисовке характеров. Уметь выявлять своеобразие «музыкальной» организации повествования в рассказе, роль антитезы, символики детали, детали в психологической обрисовке характеров. |
15. | 2. | | | Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать историю замысла повести, основные литературоведческие термины «очерковая проза», «символика детали», черты купринского стиля, мастерство в изображении природы. Уметь выявлять духовное превосходство героини над «образованным» рассказчиком, черты купринского стиля (этнографический колорит повести, мастерство в изображении природы, создании портрета героини). |
Л. Н. Андреев (1 час) |
16. | 1 | | | Проза Л.Н.Андреева.Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот» | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, особенности его мировоззрения, основные литературоведческие термины «символика детали», роль антитезы, символики детали, детали в психологической обрисовке характеров. Уметь выявлять своеобразие «музыкальной» организации повествования в рассказе, роль антитезы, символики детали, детали в психологической обрисовке характеров. |
Серебряный век русской поэзии (21 час). |
17. | 1. | | | Серебряный век русской поэзии. | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами презентации интеграция с историей | Знать характерные черты эпохи, своеобразие литературного процесса рубежа веков, основные литературоведческие термины «символизм», «акмеизм», «футуризм». Уметь анализировать лирические произведения, определять их принадлежность к литературному течению. |
18. | 2. | | | Символизм и русские поэты-символисты. | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Знать основные идейно-эстетические положения символизма как поэтического течения в России, смысл понятии «образ-символ» в реалистической и символистской эстетике. Уметь раскрывать основные идейно-эстетические положения символизма как поэтического течения в России, анализировать лирические произведения, определять их принадлежность к определенному течению. |
19. | 3. | | | Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать биографические сведения о творчестве писателей, тексты содержание стихотворений поэтов, основные литературоведческие термины «звукообраз», «музыкальность стиха». Уметь анализировать стихотворения поэтов, определять их принадлежность к определенному течению. |
20. | 4. | | | А.А. Блок: личность и творчество. Художественный мир А.А. Блока. «Трилогия вочеловечивания». | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Знать основные сведения о жизни и творчестве поэта и особенности его мировоззрения, литературоведческие термины: «лирический цикл»; Уметь владеть информацией о жизни и творчестве поэта, особенностями его мировоззрения, давать объяснение терминам «вочеловечивание», характеризовать особенности блоковской трилогии. |
21. | 5. | | | Философская идея Вечной Женственности в лирике А.А. Блока. | Урок открытия нового знания практикум | Уметь раскрывать смысл философской идеи поэта о Вечной Женственности, анализировать стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка». Знать литературоведческие термины «реминисценция», «звукопись», «символ», философский смысл идеи поэта о Вечной Женственности. |
22. | 6. | | | Развитие темы родины в лирике А.А. Блока. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать своеобразие темы России в лирике поэта. Уметь выявлять своеобразие решения темы России в лирике поэта (на примере стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом»). |
23. 24. | 7. 8. | | | Анализ поэмы «Двенадцать». | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с историей | Знать историю создания поэмы, смысл названия, систему персонажей и способы их создания, содержание статьи Блока «Интеллигенция и революция», родово-жанровые особенности произведения и средства художественной выразительности . Уметь понимать связь литературного произведения с эпохой написания, раскрывать смысл названия поэмы, характеризовать систему персонажей и способы их создания, выявлять смысл финала поэмы, раскрывать родово-жанровые особенности произведения и средства художественной выразительности . |
25. 26. | 9. 10. | | | Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Блока. | Урок «открытия» нового знания мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
27. | 11. | | | Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного образа. | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Знать биографию поэта, особенности его художественного мира. Уметь выявлять особенности драматизма и исповедальность лирики, глубину лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в ходе знакомства со стихотворениями «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки». |
28. | 12. | | | «Преодолевшие символизм», новые течения в русской поэзии. | Урок «открытия» нового знания виртуальная экскурсия | Знать литературоведческие термины «акмеизм», «футуризм», «новокрестьянская поэзия», теоретические положения программ литературных направлений, характерные особенности творчества поэтов. Уметь анализировать полученную информацию для подготовки аргументированного ответа. |
29. | 13. | | | Биография Н.С.Гумилева. Ранняя лирика поэта. | Урок «открытия» нового знания виртуальная экскурсия | Знать биографические сведения о поэте, особенности лирического героя ранней лирики поэта. Уметь выявлять особенности лирического героя ранней лирики поэта (на примере стихотворений «Жираф», «Кенгуру»), формировать собственное отношения к произведениям поэта. |
30. | 14. | | | Тема истории и судьбы, творчества и творца поздней лирики Н.С. Гумилева. | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Знать особенности воплощения тем истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта. Уметь выявлять особенности воплощения тем истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта (на примере стихотворений «Слово», «Заблудившийся трамвай». «Шестое чувство»), организовывать коллективную практическую работу. |
31. | 15. | | | А.А. Ахматова: очерк жизни и творчества. Любовная лирика. | Урок «открытия» нового знания путешествие с элементами исследования | Знать биографию и поэзии поэта, особенности любовной лирики, связь с традицией русской психологической прозы, литературоведческие термины «лирическая исповедальность», «деталь». Уметь выявлять психологизм любовной лирики, связь с традицией русской психологической прозы, анализировать фрагменты литературоведческих работ, определять тематику лирических стихотворений, изобразительно-выразительные средства. |
32. | 16. | | | Гражданская лирика. Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой. | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с историей | Знать основные мотивы гражданской лирики А. Ахматовой, особенности гражданской поэзии и творческое кредо поэта, литературоведческие термины «гражданская лирика», «патриотическая тема». Уметь анализировать лирическое произведение с позиций идейно-тематической направленности, выявлять особенности гражданской позиции и творческого кредо поэта. |
33. 34. | 17. 18. | | | Анализ поэмы «Реквием» А.А. Ахматовой. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать содержание поэмы, историю создания, основные темы и мотивы лирического произведения, литературоведческие термины «лиро-эпическое произведение», «мотив», «лирическая тема». Уметь выявлять автобиографические и фольклорные черты в облике лирической героини поэмы, основные темы и мотивы; понимать связь литературного произведения с эпохой написания. |
35. | 19. | | | М.И. Цветаева: очерк жизни и творчества. Раннее творчество. | Урок «открытия» нового знания виртуальное путешествие с элементами исследования | Знать основные факты биографии поэта, особенности его мировоззрения, творческую концепцию входе анализа фрагмента статьи «Поэты с историей и поэты без истории», литературоведческие термины «лирический пафос». Уметь формулировать творческую концепцию в ходе анализа фрагмента статьи «Поэты с историей и поэты без истории», определять тематику лирических стихотворений, изобразительно-выразительные средства. |
36. 37. | 20. 21. | | | Основные темы и мотивы поэзии М.Цветаевой. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать темы и мотивы, многообразие оттенков лирического переживания и способы его выражения в лирике поэта, литературоведческие термины «тема», «мотив», «дискретность стиха», «эллипсис». Уметь выявлять темы и мотивы, многообразие оттенков лирического переживания и способы его выражения в лирике поэта. |
Литературный процесс 1920-х годов (15 часов). |
38. | 1. | | | «Короли смеха» из журнала «Сатирикон». | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать тематику произведений отечественной сатиры, особенности развития русской литературы, имена писателей-сатириков, литературоведческие термины «сарказм», «политическая сатира», «фельетон». Уметь анализировать произведения отечественной сатиры (Н. Тэффи, С. Черный, Дон-Аминадо), выделять необходимую информацию в ходе работы с художественным текстом. |
39. 40. | 2. 3. | | | Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов. | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами презентации интеграция с историей | Знать особенности восприятия Октябрьской революции писателями различных направлений, литературоведческие термины «эмигрантская литература», «антиутопия». Уметь выявлять особенности восприятия Октябрьской революции писателями различных направлений (на примере произведений И. Бунина, М. Горького, Д. Фурманова, А. Фадеева, И. Бабеля и др.). |
41. | 4. | | | Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Дореволюционная лирика поэта. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные факты биографии поэта, особенности его мировоззрения, литературоведческие термины «декламационный стих», «неологизм», «гротеск». Уметь выявлять конфликт поэта и толпы (на примере анализа стихотворений «Из улицы в улицу», «А вы могли бы?», «Нате!», сопоставлять пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» с пафосом ранней лирики). |
42. 43. | 5. 6. | | | Анализ поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах». | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать историю создания поэмы, проблематику, особенности композиции и жанра в ходе комментированного чтения глав поэмы. Уметь выявлять проблематику, особенности композиции и жанра в ходе комментированного чтения глав поэмы, составлять портрет лирического героя. |
44. 45. | 7. 8. | | | Тема поэта и поэзии, любовная лирика В.Маяковского. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать содержание статьи Б. Эйхенбаума «О Маяковском», особенности воплощения тем поэта и поэзии, любви в раннем и послереволюционном творчестве поэта на примере стихотворений «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», поэмы «Про это». Уметь выявлять особенности воплощения тем поэта и поэзии, любви в раннем и послереволюционном творчестве поэта на примере стихотворений «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», поэмы «Про это». |
46. | 9. | | | Р.Р. Сочинение по творчеству В.В. Маяковского. | Урок «открытия» нового знания мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
47. | 10. | | | С.А. Есенин: поэзия и судьба. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные фаты биографии поэта, литературоведческие термины «имажинизм», «лиро-эпическая поэма», основные черты есенинской эстетики. Уметь основные черты есенинской эстетики, раскрывать внутреннюю логику творческого пути поэта, противоречивый характер его лирического героя. |
48. | 11. | | | Человек и природа в лирике С.А. Есенина. | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с русским языком | Знать основные черты природного мира и приемы его воплощения в лирике поэта, литературоведческие термины «олицетворение». Уметь выделять основные черты природного мира и приемы его воплощения в лирике поэта на примере стихотворений «Там, где капустные грядки», «Сохнет стаявшая глина..», «Зеленая прическа», «Пороша». |
49. 50. | 12. 13. | | | Тема Родины и судьбы в лирике С.А. Есенина. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать основные черты поэтики Есенина, литературоведческие термины «патриотическая лирика». Уметь выявлять основные черты поэтики Есенина на примере стихотворений «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», раскрывать смысл трагического противостояния города и деревни в лирике 1920-х г.г. на примерах стихотворений «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Неуютная жидкая лунность», «Несказанное, синее, нежное…». |
51. | 14. | | | Поздняя лирика С.А. Есенина. | Урок общеметодологической направленности презентация с элементами исследования | Знать идейно-художественные особенности поздней лирики Есенина, литературоведческие термины «лирический цикл». Уметь выявлять идейно-художественные особенности поздней лирики Есенина и ее связь с пушкинской традицией на примере стихотворений цикла «Персидские мотивы», «Цветы мне говорят – прощай...», «Гои, звезда моя, не падай…». |
52. | 15. | | | Р.Р. Сочинение по творчеству С.А. Есенина. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
Литературный процесс 1930-1940-х годов (24 часа). |
53. 54. | 1. 2. | | | Литературный процесс 1930-1940-х годов. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать особенности эпохи и ее духовной атмосферы, литературоведческие термины «песенно-лирическая ситуация», «Парижская нота» русской поэзии», характерные черты песенно-лирической ситуации, основных представителей данного периода. Уметь характеризовать особенности эпохи и ее духовной атмосферы, выявлять характерные черты песенно-лирической ситуации на примере стихотворений М. Исаковского, П. Васильева, Б. Корнилова; тему труда в произведениях М. Шолохова «Поднятая целина», Н.А. Островского «Как закалялась сталь», определять основные черты лирики О. Мандельштама. |
55. | 3. | | | М.А. Шолохов: жизненный и творческий путь. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия | Знать, основные сведения о жизни и творчестве писателя особенности его мировоззрения, литературоведческие термины «роман-эпопея». Уметь определять особенности мировоззрения писателя. |
56. 57. | 4. 5. | | | «Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона». | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с информатикой | Знать шолоховскую концепцию Гражданской войны и ее реализацию в рассказах цикла, текст рассказов «Родинка», «Лазоревая степь». Уметь анализировать рассказ по образцу, понимать вязь литературного произведения с эпохой его написания. |
58. | 6 | | | «Тихий Дон». Смысл названия и эпиграфов. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать историю создания романа, особенности сюжетосложения шолоховской эпопеи, литературоведческие термины «хронотоп». Уметь выявлять сюжетно-композиционные особенности романа, анализировать основные события, определять их место и роль в структуре произведения. |
59. | 7. | | | Судьба характер Григория Мелехова. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать сюжет романа, события жизни главного героя. Уметь выявлять индивидуальное и типичное в образе героя, понимать авторское отношение к герою, определять особенности характера. |
60. | 8. | | | Изображение войны в романе «Тихий Дон». | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать историко-временной фон повествования, военные эпизоды романа, литературоведческие термины «хронотоп романа-эпопеи», «гуманистическая концепция истории в литературе». Уметь выявлять историко-временной фон повествования, авторское отношение к описываемым событиям, самостоятельно подбирать цитатный материал для раскрытия темы. |
61. | 9. | | | Идея Дома и святости семейного очага. Финал романа. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать семейные сцены романа, авторский взгляд на противостояние «войны» и «дома», литературоведческие термины «антитеза». Уметь выявлять авторский взгляд на противостояние «войны» и «дома», самостоятельно подбирать цитатный материал для раскрытия темы. |
62. 63. | 10. 11. | | | Р.Р. Сочинение по творчеству М.А. Шолохова. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
64. | 12. | | | М.А. Булгаков: жизнь и творчество. Судьба книги: творческая история романа «Мастер и Маргарита». | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя особенности его мировоззрения, историю создания и творческую судьбу романа. Уметь понимать особенности композиции романа, применять теоретические сведения в процессе анализа произведения. |
65. | 13. | | | Сатирическая «дьяволиада»: объекты и приемы сатиры в романе «Мастер и Маргарита». | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать мир фантастических образов и их рол в раскрытии персонажей, литературоведческие термины «карнавальный смех», «сатирическая «дьяволиада»». Уметь определять временные границы происходящего, особенности повествования, понимать роль фантастических образов в раскрытии персонажей романа. |
66.67. | 14. 15. | | | История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа. | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать историю Мастера и Маргариты, автобиографические мотивы в романе, литературоведческие термины «вечные темы», «сюжетная линия». Уметь сопоставлять образы главных героев с их интерпретациями в других видах искусства, выявлять автобиографические мотивы в романе, понимать тему МАССОЛИТа как модели обывательского общества. |
68. | 16. | | | «Роман в романе»: нравственно-философское звучание ершалаимских глав. | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать историю Мастера о Понтии Пилате и Иешуа, смысл философско-этической проблематики ершалаимских глав и связь с проблематикой московских глав, литературоведческие термины «исторический пейзаж». Уметь определять способы, с помощью которых автор вводит в роман историю о Понтии Пилате и Иешуа, выявлять смысл философско-этической проблематики ершалаимских глав и связь с проблематикой московских глав. |
69. | 17. | | | Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Особенности жанра. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать: смысл финала романа, жанровые особенности романа, литературоведческие термины «эпилог», «авторская позиция». Уметь понимать смысл романа «Мастер и Маргарита», ракрывать внутреннее содержание образа Ивана Бездомного, его роль в спроре о добре и зле. |
70. | 18. | | | Р.Р. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
71. | 19. | | | Б.Л. Пастернак: очерк жизни и творчества. Человек и природа в лирике Б.Л. Пастернака. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные сведения о жизни и творчестве поэта, взгляды поэта на поэзию, основные мотивы лирики, литературоведческие термины «метафорический ряд», «лирико-религиозная проза». Уметь определять основные мотивы лирики поэта, анализировать лирические произведения по предложенному алгоритму. |
72. | 20. | | | Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать особенности воплощения темы поэта и поэзии в стихотворениях «Гамлет», «Про эти стихи», «Второе рождение», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Во всем мне хочется дойти…», литературоведческие термины «программное произведение». Уметь выявлять особенности воплощения темы поэта и поэзии в стихотворениях «Гамлет», «Про эти стихи», «Второе рождение», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Во всем мне хочется дойти…», самостоятельно анализировать лирическое произведение, определять изобразительно-выразительные средства. |
73. | 21. | | | Р.Р. Письменная работа по лирике Б.Л. Пастернака. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
74. | 22. | | | Жизнь и творчество А.П. Платонова. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, особенности его мировоззрения, черты художественного мира писателя. Уметь выявлять важнейшие черты художественного мира писателя (особенности сюжета, героев, языка) на примере прочитанных рассказов «Семья Иванова», «Июльская гроза». |
75. | 23. | | | Тип платоновского героя – мечтателя, романтика и правдоискателя в повести «Сокровенный человек». | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать содержание повести, смысл названия, черты бытового и философского начал. Уметь понимать смысл названия повести, выявлять черты бытового и философского начал в произведении, делать выводы о решении темы поиска смысла жизни героем, подбирать цитатный материал для аргументированного ответа. |
76. | 24. | | | Повесть «Котлован» - реквием по утопии. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». | Урок общеметодологической направленности исследование интеграция с русским языком | Знать особенности сюжетно-композиционной организации произведения, систему образов повести, смысл трагического финала, литературоведческие термины «литературная антиутопия», «ключевая лексика», «авторское косноязычие». Уметь выявлять особенности сюжетно-композиционной организации произведения, систему образов повести, смысл трагического финала, проводить лингвистический анализ фрагмента текста повести. |
Литература периода Великой отечественной войны (4 часа) |
77. 78. | 1. 2. | | | Литература периода Великой отечественной войны. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать особенности публицистики, прозы и поэзии военных лет, особенности эпохи и ее духовной атмосферы, литературоведческие термины «военная публицистика», «фронтовой репортаж», «документальная проза», «эпическая новелла», «песенная поэзия», «маршевая поэзия». Уметь применять полученную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выразительно читать лирические произведения и анализировать прозаические тексты. |
79. | 3. | | | А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, особенности его мировоззрения, основные темы и мотивы лирики поэта, литературоведческие термины «лирический эпос», «тема исторической памяти». Уметь анализировать лирические произведения на примере стихотворений «Вся суть в одном – единственном завете…», «О сущем», понимать, почему для поэта так важна тема памяти – личной и коллективной, народной. |
80. | 4. | | | Философская проблематика поздней реалистической лирики А.Т. Твардовского. | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать содержание поэмы «По праву памяти», особенности философской проблематики и характерные черты реалистической лирики поэта, литературоведческие термины «лирико-патриотический пафос», «лирический эпос». Уметь выявлять авторское понимание темы прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого; философскую проблематику и характерные черты реалистической лирики поэта. |
Литературный процесс 1950-1980-х годов (16 часов) |
81. | 1. | | | Осмысление Великой Победы 1945 года в сороковые-пятидесятые годы 20 века в поэзии и прозе. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать особенности литературного процесса 1940-1950-х годов, тематику лирических стихотворений, художественные особенности прозаических произведений данного периода, литературоведческие термины «лирическая проза», «новеллистика», содержание новелл К.Г. Паустовского «Дождливый рассвет», проблематику романа Л. Леонова «Русский лес». Уметь выявлять особенности литературного процесса 1940-1950-х годов, тематику лирических стихотворений, художественные особенности прозаических произведений данного периода. |
82. | 2. | | | «Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения. Поэтическая «оттепель». | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать проблематику произведений периода «оттепели» на примерах произведений В. Дудинцева «Не хлебом единым», В. Тендрякова «Падение Ивана Чупрова», В. Аксенова «Звездный билет», литературоведческие термины «оттепель», «эстрадная поэзия», «тихая» лирика». Уметь выразительно читать лирические стихотворения наизусть, выявлять проблематику произведений «оттепели». |
83. | 3. | | | «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать проблематику произведений «окопного реализма» на примерах произведений Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», «Горячий снег», Г. Бакланова «Пядь земли», В. Быкова «Сотников», К. Воробьева «Убиты под Москвой», В. Кондратьева «Сашка». Уметь пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка. |
84. | 4. | | | «Деревенская» и «городская» проза 1950-1980-х годов. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами практикума интеграция с русским языком | Знать литературоведческие термины «деревенская» и «городская» проза, «очерк», проблематику произведений данного периода на примерах произведений С. Залыгина, Б. Можаева, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова, Ю. Трифонова, А.Вампилова. Уметь пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка, выявлять особенности очерковой литературы. |
85. | 5. | | | Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами практикума | Знать творчество поэтов А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, литературоведческие термины «историческая хроника», «авторская песня», «бардовская песня». Уметь выявлять особенности мировоззрения и творчества, проблематику лирических произведений представителей авторской песни, выразительно читать лирические стихотворения. |
86. | 6. | | | В.М. Шукшин: биография и творчество. Анализ рассказа «Чудик». | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами практикума | Знать основные сведения жизни и творчества писателя, особенности его мировоззрения, тематику и героев прозы Шукшина на примере рассказа «Чудик». Уметь выявлять проблематику произведений писателя, анализировать эпическое произведение. |
87. | 7. | | | Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Анализ рассказов «Срезал», «Миль пардон, мадам». | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать черты внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя, литературоведческие термины «диалог», «монолог». Уметь выявлять черты внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя, организовывать коллективную творческую работу на материале учебника. |
88. | 8. | | | Р.Р. Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
89. | 9. | | | Поэзия Н.М. Рубцова. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами практикума | Знать творческие установки поэта, литературоведческие термины «тихая лирика», «почвенническая литература». Уметь выявлять основные черты лирического героя поэзии Рубцова на примере стихотворений «Видение на холме», «Тихая моя родина», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Русский огонек», «Звезда полей», «Листья осенние…». |
90. | 10. | | | В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ рассказа «Царь-рыба». | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами практикума | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, литературоведческие термины «новеллистический цикл», «натурфилософская проза», основную проблематику рассказа. Уметь выявлять основную проблематику рассказа, пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка. |
91. | 11. | | | Проза В.П. Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин праздник», повести «Пастух и пастушка». | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать проблематику книги «Последний поклон», содержание рассказа «Бабушкин праздник», повести «Пастух и пастушка», литературоведческие термины «автбиографизм», «исповедальность прозы». Уметь выявлять проблематику произведений писателя, пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка. |
92. | 12. | | | В.Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и проблематики прозы писателя. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами практикума | Знать основные сведения жизни и творчества писателя, особенности его мировоззрения, проблематику произведений Распутина, литературоведческие термины «нравственная проблематика», «драматизм ситуации», «система персонажей». Уметь выявлять нравственную проблематику произведений писателя, понимать авторскую позицию рассказа «Прощание с Матерой». |
93. | 13. | | | Проза В.Г. Распутина. | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать содержание и характеристику главных героев повести «Живи и помни», нравственную проблематику произведения, литературоведческие термины «трагическое пространство». Уметь выявлять нравственную проблематику произведения, понимать авторскую позицию повести «Живи и помни». |
94. | 14. | | | Очерк жизни и творчества А.И. Солженицына. Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор». | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные сведения жизни и творчества писателя, сюжет рассказа «Матренин двор», особенности характера главной героини, литературоведческие термины «тип героя-праведника». Уметь выявлять нравственную проблематику произведения, понимать авторскую позицию рассказа «Матренин двор», почему Матрену называют «праведником». |
95. | 15. | | | Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». | Урок общеметодологической направленности исследование интеграция с русским языком | Знать литературоведческие термины «пространственная организация повести», смешение языковых пластов в стилистике повести», «двуединство автора и героя», творческую историю произведения, смысл названия, сюжет и систему персонажей. Уметь раскрывать смысл названия, сюжет и систему персонажей, выявлять грани русского национального характера. |
96. | 16. | | | Р.Р. Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
Новейшая русская литература 1980-1990-х годов 20 и начала 21 веков (6 часов) |
97. 98. | 1. 2. | | | Новейшая русская реалистическая проза 190-1990-х годов и начала 20 века. Обзор. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать литературоведческие термины «модернизм», «постмодернизм», «неопочвеничество», «жестокий реализм», представителей реалистической прозы: В. Распутин, В. Астафьев, Б. Екимов. Уметь выявлять особенности литературы «переломной эпохи», анализировать произведение с точки зрения его идейно-художественной направленности. |
99. 100. | 3. 4. | | | Новейшая русская реалистическая проза 190-1990-х годов и начала 21 века. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать смысл новых литературоведческих понятий «виртуальность», «фэнтези», «ремейк», «ироническая поэзия», «эссеизм», проблематику произведений на примере Л. Петрушевской, В. Маканина, В. Ерофеева, В. Пелевина, В. Пьецуха, Ф. Искандера, И. Губермана, Д.Пригова. Уметь выявлять проблематику произведений на примере Л. Петрушевской, В. Маканина, В. Ерофеева, В. Пелевина, В. Пьецуха, Ф. Искандера, И. Губермана, Д.Пригова. |
101. | 5. | | | Итоговая контрольная работа | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
102 | 6. | | | Анализ контрольной работы. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Уметь оценивать возможности выполнения учебных задач, владеть письменной речью, строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
1. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
2. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе».
3. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
4. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11
классов».
5. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
6. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
7. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс.
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
4. http://www.lib/prosv.ru/