СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 10 классе для обязательного изучения литературы на базовом уровне отводится 105 часов (3 часа в неделю).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

    В 10 классе для обязательного изучения литературы на базовом уровне отводится 105 часов (3 часа в неделю).

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

    В 10 классе для обязательного изучения литературы на базовом уровне отводится 105 часов (3 часа в неделю).

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

    В 10 классе для обязательного изучения литературы на базовом уровне отводится 105 часов (3 часа в неделю).

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №1

________________ И.И. Ганеев

Приказ от 31.08.2020 № 302

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: литература


Класс: 10 «А», 10 «Б»


Количество часов: 101, 102


Учитель: Девицкая Елена Александровна


Стаж: 26 лет


Категория: первая










2020-2021 учебный год





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


№ раздела

Раздел

1

Пояснительная записка


1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

2

Место учебного предмета в учебном плане


Обоснованность отклонения рабочей программы

3

Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса

4

Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»


4.1.Планируемые результаты освоения курса географии на уровне основного общего образования

5

Календарно-тематическое планирование



























Раздел 1. «Пояснительная записка»

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов по ФКГОС) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г №273-ФЗ.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказа  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020- 2021 учебный год.

  • Основной образовательной программы основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.

  • Календарного учебного графика МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.

  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020-2021 учебный год.

  • Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2015

  • Данная программа предназначена для работы по учебнику:

В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень В двух частях.- Москва, «Русское слово»,2015 .


В 10 классе для обязательного изучения литературы на базовом уровне отводится 105 часов (3 часа в неделю).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.





Раздел 2.

«Место учебного предмета в учебном плане»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения литературы на базовом уровне ступени основного общего образования – минимальный уровень.

В 10 классе на изучение предмета отводится 105 час из расчета в неделю 3 часа (35 учебных недель).

Согласно «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год» в 2020-2021 учебном году фактическое количество учебных часов в 10 «А» составит 101 час , так как уроки, выпавшие на праздничные дни ( 23.02, 8.03, 3.05, 10.05) будут проведены 25.02, 9.03, 4.05, 11.05 за счет уплотнения материала. В 10 «Б» составит 102 часа , так как уроки, выпавшие на праздничные дни (8.03, 3.05, 10.05) будут проведены 9.03, 4.05, 11.05 за счет уплотнения материала.

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и программой учебного курса автора-составителя С.А.Зинина


Раздел 3.

«Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы»

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин (2 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов (1 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. Гоголь (1 час)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. Островский (6 часов)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели.Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза».Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.

И.А. Гончаров (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. Тургенев (9 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Н.Г. Чернышевский (5 часов)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. Некрасов (7 часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. Тютчев (1 час)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. Фет (1 час)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Н.С. Лесков (5 часов)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова

М.Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрыйпискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А.К. Толстой (1 час)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Л.Н. Толстой (22 часа)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Ф.М. Достоевский (12 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П. Чехов (8 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Региональный компонент: «Литература Дона и о Доне» (10ч.)

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Региональный (казачий) компонент по литературе (10 класс )

Целью регионального компонента стандарта литературного образования является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей Донского края, развитие читательской культуры, потребности в чтении художественных произведений Дона и о Доне.

Из общего количества часов, предназначенных для освоения регионального компонента содержания образования, на областном уровне на региональную литературу Типовой Программой, годовым календарным графиком школы запланировано в 10 классе- 10 часов.

Нормативно-правовая основа регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования

Нормативно-правовую основу регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования составляют:

  • ст. 7 Закона РФ «Об образовании», устанавливающая, что государственные стандарты включают в свой состав федеральный и национально-региональный компоненты, а также обязательное содержание компонентов государственного стандарта, среди которых «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников»;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р), предусматривающая разработку и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования, позволяющих учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; более полное использование нравственного потенциала искусства; усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся;

  • приказ Министерства образования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в котором устанавливается «соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения.

  • ст. 3 Областного закона № 184-ЗС от 22.10.04 «Об образовании в Ростовской области», утверждающая обязательность реализации национально-регионального компонента в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях и назначение регионального компонента, определяющего «дополнительные к установленному федеральному компоненту государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений Ростовской области с учетом социально-экономических, географических культурных и исторических особенностей»;

  • областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2004-2006 гг., (утверждена Областным законом № 150-ЗС от 29.09.04, в редакции Областного закона № 237-ЗС от 17.01.05), определяющая приоритетные направления возрождения донского казачества: «сохранение и развитие казачьей культуры, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству, развитие системы кадетских и казачьих образовательных учреждений»;

  • приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1271 от 02.06.2004 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих программы общего образования»

- программно – методический материал И.В. Куприянов, Т.И. Павлова. Ростов – на – Дону 2006 год.

- программа по литературе Регионального компонента. Автор В.Б. Небратенко.

Главная цель программы - приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на ее основе молодых поколений, вступающих в жизнь. Такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам обучающихся, являются определяющими при отборе произведений регионального компонента.

Учебно - воспитательные задачи:

  • расширение и углубление знаний обучающихся по предмету за счет введения регионального содержания и его изучения в едином потоке с базовым курсом литературы путем раскрытия разнообразных связей, зависимостей, сходства и различия между ними;

  • освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием населения нашего региона;

  • использование регионального материала для формирования у обучающихся интереса к духовной культуре своей малой родины, уважения к ее людям и культурным ценностям, для оптимизации процесса социализации личности и адаптации учеников к местным социокультурным условиям;

  • использование вводимого содержания для наиболее полного развития интеллекта и творческих способностей детей и юношества.


Раздел

Тема урока

Содержание

Из литературы первой половины 19 в.

1. Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков 19 века

Н.Ф.Щербина. Стихотворения «Таганрогская ночь», «Путешествие в Грецию», «Письмо»,Стансы»

Литература второй половины 19 в.

2. Донские писатели конца 19века.

3. Историческая проза

П.Н.Краснов «Цареубийцы» (обзор)

Д.Л.Мордовцев «Двенадцатый год» (обзор)

4. А.П.Чехов – писатель на все времена.

«Равнодушие – это паралич души»

А.П.Чехов « Палата № 6»

Литература середины и второй половины ХХ века


5-6 Суровая правда войны.

М.А.Шолохов « Они сражались за Родину»

В.Н. Семин «Нагрудный знак ОSТ»

7. Проблема смысла жизни в творчестве Б.Н.Куликова

Б.Н.Куликов " На отшибе»

8. Лирика любви в поэзии Б.Н.Куликова

Б.Н.Куликов . Стихотворения

« Так о чем же мы молчали…», «Признание», «Нам не пели в сто свирелей…», «Любимая, из дальней дали…»

9. Проблемы экологии в прозе В.А.Закруткина

В.А.Закруткин «Плавучая станица».

10. Литературное краеведение

А.И.Солженицын «Окунаясь в Чехова»

С.Званцев «В городе, который любил Чехов»

Итого

10 часов




Раздел 4.

Требования к уровню подготовки обучающихся

за курс литературы 10 класса


В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен 

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• формирования культуры межнациональных отношений.


Личностными результатами выпускников средней школы являются:

  • формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

  • осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

  • формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

  • выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения

  • человека с окружающими его людьми;

  • формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Предметные результаты изучения литературы предполагают:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи произведения с эпохой его написания;

  • владение навыками анализа художественного произведения:

  • определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений; навыками сопоставления произведений;

  • освоение техники самостоятельных творческих работ;

  • понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

  • понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

  • овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся;

  • создание рефератов на литературные и общекультурные темы.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

  • использование понятийного аппарата и научных методов познания;

  • умение формулировать и аргументировать свои мысли;

  • умение привлекать новый и изученный материал;

  • совершенствование устной и письменной речи;

  • самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

  • владение некоторыми навыками научной деятельности и представления ее результатов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.


В результате изучения курса «Литература Дона»

обучающиеся должны знать и уметь:

  • знать содержание наиболее значимых в идейно-художественном плане произведений литературы Дона и о Доне, уметь сравнивать и определять их сходство и различие по наиболее существенным признакам, связям и взаимовлияниям, рассматривать их в контексте времени и культурных процессов в масштабах региона, страны, мира;

  • знать наизусть наиболее понравившиеся произведения фольклора былинно-песенных жанров или поэтических произведений донских авторов;

  • уметь использовать собственные впечатления и наблюдения по донскому краю, факты литературного краеведения при анализе произведений о Доне и его людях, а в случае необходимости привлекать материал других предметов, научно-популярных изданий, средств массовой информации, смежных искусств;

  • обладать элементарными навыками сбора информации и ее обработки по фольклору и авторской литературе писателей Дона и о Доне;

  • уметь использовать материалы донского литературного компонента в учебной работе (в устных ответах и творческих работах), в спорах, диспутах и других ситуациях.





















Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата


10 А

Дата


10 Б

Тема урока.

Кол-во часов

1.09

2.09

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Литературные направления.

Цель: обзорно раскрыть основные темы и проблемы русской литературы XIX в., подчеркнуть значение художественных открытий русских писателей-классиков для развития мировой культуры

1

3.09


4.09


Жизнь и творчество А.С. Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике. (Обзор лирики).

Цель: Вспомнить основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве поэта

1

7.09


7.09


Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Цель: познакомить с содержанием поэмы «Медный всадник», раскрыть основные образы поэмы, показать своеобразие жанра и композиции произведения

1

8.09

9.09

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. (Обзор лирики).

Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

1

10.09

11.09

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект». (или рассказ по выбору учителя)

Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества Н.В. Гоголя; на примере повести «Невский проспект» рассмотреть особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры

1

14.09

14.09

Р.К. Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков 19 века. Н.Ф.Щербина.

1

15.09

16.09

Русская литература и общественная мысль второй половины XIX в.

Цель: дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»; познакомить с религиозно-философскими мыслями 80-90-х гг.

1

17.09

18.09

Художественный мир А.Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драматурга. История создания драмы «Гроза».

Цель: дать понятие о личности и судьбе Островского, этапах его творческого пути, сотрудничестве с Малым театром, новаторстве драматурга

1

21.09

21.09

Драма «Гроза». Тёмное царство в изображении А.Н. Островского.

Цель: дать понятие о самодурстве как социально-психологическом явлении; охарактеризовать персонажей пьесы, являющихся носителями этого качества

1

22.09



23.09



Трагедия Катерины Кабановой.

Цель: показать цельность, незаурядность натуры Катерины, ее обостренное чувство дома, протест против «неволи»

1

24.09

25.09

Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть правильность речевого оформления

1

28.09

28.09

Драма «Бесприданница». Тема. Проблематика. Конфликт.

Цель: выявить тему, проблематику, внешний и внутренний конфликты пьесы, систему характеров

1

29.09

30.09

Драма « Бесприданница». Система характеров.

«Горячее сердце» Ларисы Огудаловой.

Цель: раскрыть семейно-денежные отношения как основу господства самодуров; показать глубину психологизма характеров в драме; показать трагический конфликт личности и социально-бытового уклада; психологизм характера Ларисы.

1

1.10

2.10

Р.К. Донские писатели конца 19века. П.Н.Краснов «Цареубийцы» (обзор).

1

5.10

5.10

Ф.И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство.

Цель: познакомить с личностью Ф.И. Тютчева, разнообразием тематики его поэзии; показать философский характер лирики и мастерство; дать понятие «чистое искусство»

1

6.10

7.10

А.А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетические принципы, тематика лирики, психологизм.

Цель: познакомить с личностью А.А. Фета, эстетическими принципами, особенностями тематики творчества, мастерством

1

8.10

9.10


Художественный мир И.А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеобразие художественного таланта И.А. Гончарова.

Цель: познакомить с биографией А.И. Гончарова, своеобразием художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души)

1

12.10


12.10


И.А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость.

Цель: познакомить с главными героями романа, сложностью и противоречивостью его образа, показать роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа

1

13.10


14.10

«Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова.

Цель: составить сравнительную характеристику Обломова и Штольца

1

15.10

16.10

«Обломов». Обломов и Ольга Ильинская.

Цель: составить сравнительную характеристику Обломова и Ольги. Выявить причину их разрыва: «Кто виноват?»

1

19.10

19.10

Обломов — «коренной народный наш тип».

Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Обломов и “обломовщина”.

1

20.10

21.10

Р./р. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов». Написание эссе на тему «Мои размышления об Обломове и “об-

ломовщине”».

Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему; определить границы темы, проверить правильность речевого оформления

1

22.10

23.10

Р.К. Историческая проза. Д.Л.Мордовцев «Двенадцатый год» (обзор)

1

26.10

26.10

Художественный мир И.С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эстетические и этические позиции, участие в журнальной полемике.

Цель: дать представление о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме его произведений

1

27.10

28.10

Роман «Отцы и дети». Отражение в романе политической борьбы 60-х гг.

Цель: показать, как отражены в романе политическая борьба 60-х гг., положение пореформенной России; раскрыть смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику произведения

1

29.10

30.10

Роман «Отцы и дети». Дворянство в изображении Тургенева.

Цель: выявить общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия

1

2 четверть

9.11

9.11

Роман «Отцы и дети». Сила и слабость Е. Базарова.

Цель: показать личность Базарова как натуру могучую, незаурядную, но ограниченную естественнонаучными рамками, отрицающую любовь, искусство, философию, религию

1

10.11

11.11

Роман «Отцы и дети». Жизненные испытания главного героя романа.

1

12.11

13.11

Эволюция и трагизм личности Базарова, «тайный психологизм».

Цель: показать, как автор заставляет героя пройти второй круг испытаний, повторяя прежний маршрут: Марьино- Никольское- родной дом; эволюцию и трагизм личности Базарова, признаки «тайного психологизма» (портрет, интерьер, пейзаж, прием умолчания).

1

16.11

16.11

Базаров и его мнимые последователи.

Цель: определить роль Базарова в развитии конфликта, его мнимое влияние на окружающих.

1

17.11

18.11

Тема народа в романе «Отцы и дети». Способы выражения авторской позиции.

Цель: показать неоднозначность восприятия романа современниками писателя; выявить приемы выражения авторской позиции.

1

19.11

20.11

Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С. Тургенева.

Цель: определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её

1

23.11

23.11

Р.К. Проблема смысла жизни в творчестве Б.Н.Куликова Повесть «Облава», «На отщибе». Проблема добра и зла. (на выбор)

Цель: продолжать знакомство с творчеством писателей-земляков;

проследить по тексту философское осмысление гармонической взаимосвязи человека и природы.

1

24.11

25.11

Р.К. Лирика любви в поэзии Б.Н.Куликова. Стихотворения

« Так о чем же мы молчали…», «Признание», «Нам не пели в сто свирелей…»

1

26.11

27.11



Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?» Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе.

Цель: познакомить учащихся с биографией и творческой судьбой писателя, раскрыть особенности жанра и композиции романа, его основные темы и идеи.

1

30.11

30.11

Искания «новой женщины».

Цель: показать, что характер Веры Павловны – композиционный центр книги; «женский вопрос» - один из главных в революционно-демократической идеологии.

1

1.12

2.12

Четвертый сон Веры Павловны – вершина повествования.

Цель: определить композиционную роль этой «вставной» утопии, её идейное значение.

1

3.12

4.12

«Новые люди» в романе.

Цель: проанализировать характеры главных героев романа, сложность и противоречивость их образов, показать роль детали в характеристике героя.

1

7.12

7.12

Р.р. Анализ эпизода по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

1

8.12

9.12

Обзор жизни и творчества А.К. Толстого. Своеобразие художественного мира А.К. Толстого.

Цель: обзорно познакомить с жизнью и творчеством А.К. Толстого, с основными темами, мотивами и образами поэзии

1

10.12

11.12

Художественный мир Н.А. Некрасова. Личность и судьба.

Место в литературном процессе.

Цель: познакомить с личностью и творчеством Н.А. Некрасова, его местом в литературном процессе

1

14.12

14.12

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии. Проблема взаимоотношений писателя и общества. Поэт и гражданин.

Цель: дать понятие об основных мотивах лирики, новаторстве Н.А. Некрасова

1

15.12

16.12

Н.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания.
Цель: дать представление об истории создания поэмы, ее проблематике и композиции, особенностях жанра, принципе фольклорного восприятия мира в ней

1

17.12

18.12


Образы крестьян-правдоискателей в поэме Некрасова.
Цель: обрисовать образы бунтарей-правдоискателей, выявить средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы.

1

21.12

21.12

«Есть женщины в русских селеньях…» Образ Матрены Тимофеевны
Цель: показать лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в характеристике героини.

1

22.12

23.12

Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Цель: дать понятие о проблеме нравственного идеала счастья,  нравственного долга, греха, покаяния в поэме, обра-
зе Гриши Добросклонова как народного заступника

1

24.12

25.12

Р.р. Своеобразие народного характера в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

28.12

28.12

Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного мира его произведений.
Цель: дать понятие о творческом пути Лескова, особенностях его творческой манеры, о его героях: праведниках и злодеях, не принимающих серой буд-ничной жизни

1

3 четверть

11.01

11.01

Н.Лесков «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.
Цель: дать понятие о смысле названия повести, о теме праведничества в повести, композиции, жанре (сказ-повествование), фольклоных мотивах , о жизни Ивана Флягина как символе духовного пробуждения русского народа.

1

12.01

13.01

Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести.

1

14.01

15.01

Вн.чт. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Рассказы «Тупейный художник», «Запечатленный ангел» и др.

Цель: расширять кругозор

1

18.01

18.01

Манера сказа как форма творческого освоения фольклора писателем, обсуждение словаря и стилистики повестей.

Сопоставления произведения Н. С. Лескова «Очарованный стран-

ник» с произведением другого автора.( Обоснуйте свой выбор и проанализируйте их в заданном направлении).

1

19.01

20.01

Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Общий очерк тв-ва.
Цель:
дать представление о жизненном и творческом подвиге Салтыкова-Щедрина, особенностях сатиры автора

1

21.01

22.01

Сказки для детей «изрядного возраста».
Цель:
выявить в процессе анализа сказок их идейное и художественное своеобразие.

1

25.01

25.01


«История одного города» как сатирическое произведение
Цель:
сформировать представление о романе как сатире на современное государственное устройство, особенностях жанра, композиции, проблематике произведения, художественных средствах: гротеске, фантастике, иносказании.

1

26.01

27.01

Р.К. В.А.Закруткин. Повесть «На Золотых песках». Война в сознании людей, прошедших её.

В.А.Закруткин «Плавучая станица». Проблемы экологии в прозе В.А.Закруткина

Цель: продолжать знакомство с творчеством писателей-земляков;

проследить по тексту отношение автора к проблеме войны и мира с позиции сегодняшнего неспокойного времени.

1

28.01

29.01

Художественный мир Ф.М.Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода.
Цель:
познакомить с жизнью и творчеством Достоевского, особенностями творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм

1

1.02

1.02

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. Особенности ее раскрытия. («Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»). Цель: Дать понятие о традициях и новаторстве раскрытия темы «маленького человека», философской и духовной проблематике, протесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психоло- гизме романов, художественных приемах раскрытия образов

1

2.02

3.02

«Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие романа. Авторский замысел.
Цель:
дать понятие об истории создания, тематике, проблематике, идейном содержании., композиции ро-мана, художественных приемах

1

4.02

5.02

Социальные и философские источники преступления Раскольникова.  Петербург Достоевского.
Цель:
выявить в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское
отношение  к теории Раскольникова, ее развенчание. 

1

8.02

8.02

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1

9.02

10.02

Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя.

1

11.02

12.02


«Ангелы» и «демоны» Родиона Раскольникова
Цель:
Ракольников в ситеме образов романа. Показать, как в столкновениях со своими двойниками Лужиным, Свидригайловым, с ангелом-хранителем Соней Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность. Показать борьбу добра и зла в душе главного героя.

1

15.02

15.02

Сны Раскольникова, их роль в идейном содержании романа.

1

16.02

17.02


Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».

1

18.02

19.02

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Цель: Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора

1

22.02

22.02

Мастерство Достоевского-художника.
Цель:
выявлять в процессе анализа романа полифонизм , психологизм повествования, роль детали в романе, символику имен, цифр, цвета, снов, роль евангельских мотивов.

1

25.02

24.02

26.02

РР. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цель:
определить круг тем, отобрать нужную, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть ее.

1/2

1.03

1.03

Художественный мир Л.Н.Толстого.
Личность и судьба Толстого. Религиозные и нравственные искания.
Цель:
познакомить с жизнью и творчеством Толстого, особенностями его творческого метода, религиозными и нравственными исканиями.

1

2.03

3.03

«Глубокая и трезвая правда» («Севастопольские рассказы»)
Цель:
дать понятие о новаторстве писателя в изображении войны, об обличении «маленьких наполеонов» и воспевании истинного патриотизма и героизма солдат и офицеров.

1

4.03

5.03


«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи. Особенности жанра.

Цель: познакомиться с историей создания произведения, жанровым своеобразием, своеобразием сюжета, смыслом названия, идейно-художественным своеобразием эпопеи.

1

9.03

10.03

Образ автора в романе. Проблематика.

1

11.03

12.03

Изображение дворянского общества в романе-эпопее.

1

15.03

15.03

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.).

Цель: «мысль семейную» в романе, систему нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе.

1

16.03

17.03

Обсуждение философской позиции автора: «мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Болконские. Ростовы. Курагины. Княжна Марья. Наташа. Решение нравственных проблем на страницах романа-эпопеи.

1

18.03

19.03


Изображение войны 1805-1807 годов (Т.1). Истинный и ложный патриотизм в изображении Толстого.

Цель: показать роль приема антитезы в изображении войны 1805-1807гг, войны 1812г., при изображении «трутней» и истинных патриотов.

1

4 четверть

29.03

29.03


Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

1

30.03

31.03

«Дорога чести» Андрея Болконского. Цель: проследить путь нравственных исканий А.Болконского,  выявить средства характеристики персонажа.

1

1.04

2.04

Эволюция идеи и образа Наполеона в сознании князя Андрея.

1

5.04

5.04

Путь исканий Пьера Безухова. Цель: проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя

1

6.04

7.04

Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Цель: проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя

1

8.04

9.04

Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью.
Цель:
проследить путь нравственных исканий Н.Ростовой, осознание идеала «роевой» жизни, «диалектику души» героини.

1

12.04

12.04

Женские образы в романе «Война и мир». Княжна Марья.

1

13.04

14.04


Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

Цель: показать дворянское общество,  систему нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе.

1

15.04

16.04

«Гроза двенадцатого года» Изображение войны 1812 года. Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».
Цель:
показать, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа. Т. Щербатый и П. Каратаев – воплощение противоположных сторон русского национального характера

1

19.04

19.04

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»).
Цель:
показать роль приема антитезы в создании характеров Кутузова и Наполеона, идейный смысл этого противопоставления

1

20.04

21.04


Антитеза «война» — «мир». Российская усадьба и быт столицы. Природа на страницах эпопеи, ее роль в судьбах и свершениях героев.

1

22.04

23.04


Эпилог романа. Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Цель: Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир»

1

26.04

26.04

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Толстого.
Цель:
выявить уровень усвоения темы, умение отбирать материал, определять границы темы, полно и последовательно ее раскрывать, не допуская речевых недочетов

1

27.04

28.04

Р.К. М.Шолохов. «Они сражались за Родину» Суровая правда войны (фрагмент).

1

29.04

30.04

Р.К. М.Шолохов. «Они сражались за Родину»

Участь простого солдата.

1

4.05

5.05

Художественный мир А.П. Чехова. Личность и судьба. Основные черты поэтики.Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. «Маленькая трилогия».
Цель:
выявить основную идею рассказов: «футлярность» существования и духовная свобода, уход от настоящей жизни в «футляр» («Человек в футляре» - футляр страха и власти, «Крыжовник» - футляр собственности, «О любви» - футляр семьи).

1

6.05

7.05

«Никто не знает настоящей правды» (А.П. Чехов)
Цель
: выявить проблему  протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказах «Дом с мезонином».

1

11.05

12.05

Тема гибели человеческой души. «Ионыч»
Цель:
раскрыть проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, показать принцип нисходящего развития личности. Роль детали.

1

13.05

14.05


Особенности чеховской драматургии. Новый театр.

1

17.05

17.05


Пьеса «Вишневый сад». История создания пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Жанровое своеобразие.

Своеобразие конфликта в чеховской драме.

1

18.05

19.05




Два сюжета пьесы «Вишнёвый сад». Герои. Система образов и главный образ пьесы.

Цель: показать принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей.

1

20.05

21.05


Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова.
Цель:
выявить степень усвоения темы, умение определять границы темы, полно ее раскрывать, не допуская речевых недочетов.

1

24.05

24.05

Р.К. А.П.Чехов – писатель на все времена.

«Равнодушие – это паралич души» «Палата №6».

1

25.05

26.05

Р.К. Литературное краеведение. А.И.Солженицын «Окунаясь в Чехова»

С.Званцев «В городе, который любил Чехов»

1

27.05

28.05


Итоговый урок. Что читать летом.


1


В 10 «Б» классе под №68 – 2 часа на классное сочинение в соответствии с календарным графиком.
























































«Согласовано»

Протокол №1 заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №1

От «26» августа 2020 года

Подпись руководителя МО

___________Казаринова Т.А.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ Казаринова Т.А.

подпись

«26» августа 2020 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!