Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №1
________________ И.И. Ганеев
Приказ от 31.08.2020 № 302
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: литература
Класс: 10 «А», 10 «Б»
Количество часов: 101, 102
Учитель: Девицкая Елена Александровна
Стаж: 26 лет
Категория: первая
2020-2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ раздела | Раздел |
1 | Пояснительная записка |
| 1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа |
| 1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета |
2 | Место учебного предмета в учебном плане |
| Обоснованность отклонения рабочей программы |
3 | Содержание учебного предмета. Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса |
4 | Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык» |
| 4.1.Планируемые результаты освоения курса географии на уровне основного общего образования |
5 | Календарно-тематическое планирование |
Раздел 1. «Пояснительная записка»
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов по ФКГОС) разработана на основе:
Конституции Российской Федерации.
Конвенции о правах ребёнка.
Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г №273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
Приказа МО и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".
Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
Устава МБОУ СОШ №1.
Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020- 2021 учебный год.
Основной образовательной программы основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.
Календарного учебного графика МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.
Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.
Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020-2021 учебный год.
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2015
Данная программа предназначена для работы по учебнику:
В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень В двух частях.- Москва, «Русское слово»,2015 .
В 10 классе для обязательного изучения литературы на базовом уровне отводится 105 часов (3 часа в неделю).
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Раздел 2.
«Место учебного предмета в учебном плане»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения литературы на базовом уровне ступени основного общего образования – минимальный уровень.
В 10 классе на изучение предмета отводится 105 час из расчета в неделю 3 часа (35 учебных недель).
Согласно «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год» в 2020-2021 учебном году фактическое количество учебных часов в 10 «А» составит 101 час , так как уроки, выпавшие на праздничные дни ( 23.02, 8.03, 3.05, 10.05) будут проведены 25.02, 9.03, 4.05, 11.05 за счет уплотнения материала. В 10 «Б» составит 102 часа , так как уроки, выпавшие на праздничные дни (8.03, 3.05, 10.05) будут проведены 9.03, 4.05, 11.05 за счет уплотнения материала.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и программой учебного курса автора-составителя С.А.Зинина
Раздел 3.
«Содержание учебного предмета.
Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы»
Введение (1 час).
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).
Из литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин (2 часа)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов (1 часа)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.В. Гоголь (1 час)
Повести: «Невский проспект», «Нос».
«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский (6 часов)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели.Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза».Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.
И.А. Гончаров (6 часов)
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.
И.С. Тургенев (9 часов)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Н.Г. Чернышевский (5 часов)
Роман «Что делать? » (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.А. Некрасов (7 часов)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. Тютчев (1 час)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
А.А. Фет (1 час)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
Н.С. Лесков (5 часов)
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова
М.Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрыйпискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.
А.К. Толстой (1 час)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого
Л.Н. Толстой (22 часа)
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
Ф.М. Достоевский (12 часов)
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
А.П. Чехов (8 часов)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Региональный компонент: «Литература Дона и о Доне» (10ч.)
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
заучивание наизусть стихотворных текстов;
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
анализ и интерпретация произведений;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Региональный (казачий) компонент по литературе (10 класс )
Целью регионального компонента стандарта литературного образования является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей Донского края, развитие читательской культуры, потребности в чтении художественных произведений Дона и о Доне.
Из общего количества часов, предназначенных для освоения регионального компонента содержания образования, на областном уровне на региональную литературу Типовой Программой, годовым календарным графиком школы запланировано в 10 классе- 10 часов.
Нормативно-правовая основа регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования
Нормативно-правовую основу регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования составляют:
ст. 7 Закона РФ «Об образовании», устанавливающая, что государственные стандарты включают в свой состав федеральный и национально-региональный компоненты, а также обязательное содержание компонентов государственного стандарта, среди которых «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р), предусматривающая разработку и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования, позволяющих учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; более полное использование нравственного потенциала искусства; усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся;
приказ Министерства образования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в котором устанавливается «соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения.
ст. 3 Областного закона № 184-ЗС от 22.10.04 «Об образовании в Ростовской области», утверждающая обязательность реализации национально-регионального компонента в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях и назначение регионального компонента, определяющего «дополнительные к установленному федеральному компоненту государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений Ростовской области с учетом социально-экономических, географических культурных и исторических особенностей»;
областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2004-2006 гг., (утверждена Областным законом № 150-ЗС от 29.09.04, в редакции Областного закона № 237-ЗС от 17.01.05), определяющая приоритетные направления возрождения донского казачества: «сохранение и развитие казачьей культуры, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству, развитие системы кадетских и казачьих образовательных учреждений»;
приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1271 от 02.06.2004 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих программы общего образования»
- программно – методический материал И.В. Куприянов, Т.И. Павлова. Ростов – на – Дону 2006 год.
- программа по литературе Регионального компонента. Автор В.Б. Небратенко.
Главная цель программы - приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на ее основе молодых поколений, вступающих в жизнь. Такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам обучающихся, являются определяющими при отборе произведений регионального компонента.
Учебно - воспитательные задачи:
расширение и углубление знаний обучающихся по предмету за счет введения регионального содержания и его изучения в едином потоке с базовым курсом литературы путем раскрытия разнообразных связей, зависимостей, сходства и различия между ними;
освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием населения нашего региона;
использование регионального материала для формирования у обучающихся интереса к духовной культуре своей малой родины, уважения к ее людям и культурным ценностям, для оптимизации процесса социализации личности и адаптации учеников к местным социокультурным условиям;
использование вводимого содержания для наиболее полного развития интеллекта и творческих способностей детей и юношества.
Раздел | Тема урока | Содержание |
Из литературы первой половины 19 в. | 1. Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков 19 века | Н.Ф.Щербина. Стихотворения «Таганрогская ночь», «Путешествие в Грецию», «Письмо»,Стансы» |
Литература второй половины 19 в. | 2. Донские писатели конца 19века. 3. Историческая проза | П.Н.Краснов «Цареубийцы» (обзор) Д.Л.Мордовцев «Двенадцатый год» (обзор) |
4. А.П.Чехов – писатель на все времена. «Равнодушие – это паралич души» | А.П.Чехов « Палата № 6» |
Литература середины и второй половины ХХ века | 5-6 Суровая правда войны. | М.А.Шолохов « Они сражались за Родину» В.Н. Семин «Нагрудный знак ОSТ» |
7. Проблема смысла жизни в творчестве Б.Н.Куликова | Б.Н.Куликов " На отшибе» |
8. Лирика любви в поэзии Б.Н.Куликова | Б.Н.Куликов . Стихотворения « Так о чем же мы молчали…», «Признание», «Нам не пели в сто свирелей…», «Любимая, из дальней дали…» |
9. Проблемы экологии в прозе В.А.Закруткина | В.А.Закруткин «Плавучая станица». |
10. Литературное краеведение | А.И.Солженицын «Окунаясь в Чехова» С.Званцев «В городе, который любил Чехов» |
Итого | 10 часов | |
Раздел 4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
за курс литературы 10 класса
В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• формирования культуры межнациональных отношений.
Личностными результатами выпускников средней школы являются:
формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;
формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения
человека с окружающими его людьми;
формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Предметные результаты изучения литературы предполагают:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи произведения с эпохой его написания;
владение навыками анализа художественного произведения:
определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений; навыками сопоставления произведений;
освоение техники самостоятельных творческих работ;
понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;
понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;
овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся;
создание рефератов на литературные и общекультурные темы.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:
использование понятийного аппарата и научных методов познания;
умение формулировать и аргументировать свои мысли;
умение привлекать новый и изученный материал;
совершенствование устной и письменной речи;
самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;
владение некоторыми навыками научной деятельности и представления ее результатов;
формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.
В результате изучения курса «Литература Дона»
обучающиеся должны знать и уметь:
знать содержание наиболее значимых в идейно-художественном плане произведений литературы Дона и о Доне, уметь сравнивать и определять их сходство и различие по наиболее существенным признакам, связям и взаимовлияниям, рассматривать их в контексте времени и культурных процессов в масштабах региона, страны, мира;
знать наизусть наиболее понравившиеся произведения фольклора былинно-песенных жанров или поэтических произведений донских авторов;
уметь использовать собственные впечатления и наблюдения по донскому краю, факты литературного краеведения при анализе произведений о Доне и его людях, а в случае необходимости привлекать материал других предметов, научно-популярных изданий, средств массовой информации, смежных искусств;
обладать элементарными навыками сбора информации и ее обработки по фольклору и авторской литературе писателей Дона и о Доне;
уметь использовать материалы донского литературного компонента в учебной работе (в устных ответах и творческих работах), в спорах, диспутах и других ситуациях.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата 10 А | Дата 10 Б | Тема урока. | Кол-во часов |
| 1.09 | 2.09 | Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Литературные направления. Цель: обзорно раскрыть основные темы и проблемы русской литературы XIX в., подчеркнуть значение художественных открытий русских писателей-классиков для развития мировой культуры | 1 |
| 3.09 | 4.09 | Жизнь и творчество А.С. Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике. (Обзор лирики). Цель: Вспомнить основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве поэта | 1 |
| 7.09 | 7.09 | Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Цель: познакомить с содержанием поэмы «Медный всадник», раскрыть основные образы поэмы, показать своеобразие жанра и композиции произведения | 1 |
| 8.09 | 9.09 | Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. (Обзор лирики). Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | 1 |
| 10.09 | 11.09 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект». (или рассказ по выбору учителя) Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества Н.В. Гоголя; на примере повести «Невский проспект» рассмотреть особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры | 1 |
| 14.09 | 14.09 | Р.К. Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков 19 века. Н.Ф.Щербина. | 1 |
| 15.09 | 16.09 | Русская литература и общественная мысль второй половины XIX в. Цель: дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»; познакомить с религиозно-философскими мыслями 80-90-х гг. | 1 |
| 17.09 | 18.09 | Художественный мир А.Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драматурга. История создания драмы «Гроза». Цель: дать понятие о личности и судьбе Островского, этапах его творческого пути, сотрудничестве с Малым театром, новаторстве драматурга | 1 |
| 21.09 | 21.09 | Драма «Гроза». Тёмное царство в изображении А.Н. Островского. Цель: дать понятие о самодурстве как социально-психологическом явлении; охарактеризовать персонажей пьесы, являющихся носителями этого качества | 1 |
| 22.09 | 23.09 | Трагедия Катерины Кабановой. Цель: показать цельность, незаурядность натуры Катерины, ее обостренное чувство дома, протест против «неволи» | 1 |
| 24.09 | 25.09 | Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть правильность речевого оформления | 1 |
| 28.09 | 28.09 | Драма «Бесприданница». Тема. Проблематика. Конфликт. Цель: выявить тему, проблематику, внешний и внутренний конфликты пьесы, систему характеров | 1 |
| 29.09 | 30.09 | Драма « Бесприданница». Система характеров. «Горячее сердце» Ларисы Огудаловой. Цель: раскрыть семейно-денежные отношения как основу господства самодуров; показать глубину психологизма характеров в драме; показать трагический конфликт личности и социально-бытового уклада; психологизм характера Ларисы. | 1 |
| 1.10 | 2.10 | Р.К. Донские писатели конца 19века. П.Н.Краснов «Цареубийцы» (обзор). | 1 |
| 5.10 | 5.10 | Ф.И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство. Цель: познакомить с личностью Ф.И. Тютчева, разнообразием тематики его поэзии; показать философский характер лирики и мастерство; дать понятие «чистое искусство» | 1 |
| 6.10 | 7.10 | А.А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетические принципы, тематика лирики, психологизм. Цель: познакомить с личностью А.А. Фета, эстетическими принципами, особенностями тематики творчества, мастерством | 1 |
| 8.10 | 9.10 | Художественный мир И.А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеобразие художественного таланта И.А. Гончарова. Цель: познакомить с биографией А.И. Гончарова, своеобразием художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души) | 1 |
| 12.10 | 12.10 | И.А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость. Цель: познакомить с главными героями романа, сложностью и противоречивостью его образа, показать роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа | 1 |
| 13.10 | 14.10 | «Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова. Цель: составить сравнительную характеристику Обломова и Штольца | 1 |
| 15.10 | 16.10 | «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Цель: составить сравнительную характеристику Обломова и Ольги. Выявить причину их разрыва: «Кто виноват?» | 1 |
| 19.10 | 19.10 | Обломов — «коренной народный наш тип». Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Обломов и “обломовщина”. | 1 |
| 20.10 | 21.10 | Р./р. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов». Написание эссе на тему «Мои размышления об Обломове и “об- ломовщине”». Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему; определить границы темы, проверить правильность речевого оформления | 1 |
| 22.10 | 23.10 | Р.К. Историческая проза. Д.Л.Мордовцев «Двенадцатый год» (обзор) | 1 |
| 26.10 | 26.10 | Художественный мир И.С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эстетические и этические позиции, участие в журнальной полемике. Цель: дать представление о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме его произведений | 1 |
| 27.10 | 28.10 | Роман «Отцы и дети». Отражение в романе политической борьбы 60-х гг. Цель: показать, как отражены в романе политическая борьба 60-х гг., положение пореформенной России; раскрыть смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику произведения | 1 |
| 29.10 | 30.10 | Роман «Отцы и дети». Дворянство в изображении Тургенева. Цель: выявить общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия | 1 |
2 четверть |
| 9.11 | 9.11 | Роман «Отцы и дети». Сила и слабость Е. Базарова. Цель: показать личность Базарова как натуру могучую, незаурядную, но ограниченную естественнонаучными рамками, отрицающую любовь, искусство, философию, религию | 1 |
| 10.11 | 11.11 | Роман «Отцы и дети». Жизненные испытания главного героя романа. | 1 |
| 12.11 | 13.11 | Эволюция и трагизм личности Базарова, «тайный психологизм». Цель: показать, как автор заставляет героя пройти второй круг испытаний, повторяя прежний маршрут: Марьино- Никольское- родной дом; эволюцию и трагизм личности Базарова, признаки «тайного психологизма» (портрет, интерьер, пейзаж, прием умолчания). | 1 |
| 16.11 | 16.11 | Базаров и его мнимые последователи. Цель: определить роль Базарова в развитии конфликта, его мнимое влияние на окружающих. | 1 |
| 17.11 | 18.11 | Тема народа в романе «Отцы и дети». Способы выражения авторской позиции. Цель: показать неоднозначность восприятия романа современниками писателя; выявить приемы выражения авторской позиции. | 1 |
| 19.11 | 20.11 | Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С. Тургенева. Цель: определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её | 1 |
| 23.11 | 23.11 | Р.К. Проблема смысла жизни в творчестве Б.Н.Куликова Повесть «Облава», «На отщибе». Проблема добра и зла. (на выбор) Цель: продолжать знакомство с творчеством писателей-земляков; проследить по тексту философское осмысление гармонической взаимосвязи человека и природы. | 1 |
| 24.11 | 25.11 | Р.К. Лирика любви в поэзии Б.Н.Куликова. Стихотворения « Так о чем же мы молчали…», «Признание», «Нам не пели в сто свирелей…» | 1 |
| 26.11 | 27.11 | Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?» Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Цель: познакомить учащихся с биографией и творческой судьбой писателя, раскрыть особенности жанра и композиции романа, его основные темы и идеи. | 1 |
| 30.11 | 30.11 | Искания «новой женщины». Цель: показать, что характер Веры Павловны – композиционный центр книги; «женский вопрос» - один из главных в революционно-демократической идеологии. | 1 |
| 1.12 | 2.12 | Четвертый сон Веры Павловны – вершина повествования. Цель: определить композиционную роль этой «вставной» утопии, её идейное значение. | 1 |
| 3.12 | 4.12 | «Новые люди» в романе. Цель: проанализировать характеры главных героев романа, сложность и противоречивость их образов, показать роль детали в характеристике героя. | 1 |
| 7.12 | 7.12 | Р.р. Анализ эпизода по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | 1 |
| 8.12 | 9.12 | Обзор жизни и творчества А.К. Толстого. Своеобразие художественного мира А.К. Толстого. Цель: обзорно познакомить с жизнью и творчеством А.К. Толстого, с основными темами, мотивами и образами поэзии | 1 |
| 10.12 | 11.12 | Художественный мир Н.А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литературном процессе. Цель: познакомить с личностью и творчеством Н.А. Некрасова, его местом в литературном процессе | 1 |
| 14.12 | 14.12 | Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии. Проблема взаимоотношений писателя и общества. Поэт и гражданин. Цель: дать понятие об основных мотивах лирики, новаторстве Н.А. Некрасова | 1 |
| 15.12 | 16.12 | Н.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Цель: дать представление об истории создания поэмы, ее проблематике и композиции, особенностях жанра, принципе фольклорного восприятия мира в ней | 1 |
| 17.12 | 18.12 | Образы крестьян-правдоискателей в поэме Некрасова. Цель: обрисовать образы бунтарей-правдоискателей, выявить средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы. | 1 |
| 21.12 | 21.12 | «Есть женщины в русских селеньях…» Образ Матрены Тимофеевны Цель: показать лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в характеристике героини. | 1 |
| 22.12 | 23.12 | Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Цель: дать понятие о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния в поэме, обра- зе Гриши Добросклонова как народного заступника | 1 |
| 24.12 | 25.12 | Р.р. Своеобразие народного характера в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 |
| 28.12 | 28.12 | Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного мира его произведений. Цель: дать понятие о творческом пути Лескова, особенностях его творческой манеры, о его героях: праведниках и злодеях, не принимающих серой буд-ничной жизни | 1 |
3 четверть |
| 11.01 | 11.01 | Н.Лесков «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Цель: дать понятие о смысле названия повести, о теме праведничества в повести, композиции, жанре (сказ-повествование), фольклоных мотивах , о жизни Ивана Флягина как символе духовного пробуждения русского народа. | 1 |
| 12.01 | 13.01 | Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести. | 1 |
| 14.01 | 15.01 | Вн.чт. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Рассказы «Тупейный художник», «Запечатленный ангел» и др. Цель: расширять кругозор | 1 |
| 18.01 | 18.01 | Манера сказа как форма творческого освоения фольклора писателем, обсуждение словаря и стилистики повестей. Сопоставления произведения Н. С. Лескова «Очарованный стран- ник» с произведением другого автора.( Обоснуйте свой выбор и проанализируйте их в заданном направлении). | 1 |
| 19.01 | 20.01 | Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.Е.Салтыков-Щедрин. Общий очерк тв-ва. Цель: дать представление о жизненном и творческом подвиге Салтыкова-Щедрина, особенностях сатиры автора | 1 |
| 21.01 | 22.01 | Сказки для детей «изрядного возраста». Цель: выявить в процессе анализа сказок их идейное и художественное своеобразие. | 1 |
| 25.01 | 25.01 | «История одного города» как сатирическое произведение Цель: сформировать представление о романе как сатире на современное государственное устройство, особенностях жанра, композиции, проблематике произведения, художественных средствах: гротеске, фантастике, иносказании. | 1 |
| 26.01 | 27.01 | Р.К. В.А.Закруткин. Повесть «На Золотых песках». Война в сознании людей, прошедших её. В.А.Закруткин «Плавучая станица». Проблемы экологии в прозе В.А.Закруткина Цель: продолжать знакомство с творчеством писателей-земляков; проследить по тексту отношение автора к проблеме войны и мира с позиции сегодняшнего неспокойного времени. | 1 |
| 28.01 | 29.01 | Художественный мир Ф.М.Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода. Цель: познакомить с жизнью и творчеством Достоевского, особенностями творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм | 1 |
| 1.02 | 1.02 | Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. Особенности ее раскрытия. («Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»). Цель: Дать понятие о традициях и новаторстве раскрытия темы «маленького человека», философской и духовной проблематике, протесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психоло- гизме романов, художественных приемах раскрытия образов | 1 |
| 2.02 | 3.02 | «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие романа. Авторский замысел. Цель: дать понятие об истории создания, тематике, проблематике, идейном содержании., композиции ро-мана, художественных приемах | 1 |
| 4.02 | 5.02 | Социальные и философские источники преступления Раскольникова. Петербург Достоевского. Цель: выявить в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, ее развенчание. | 1 |
| 8.02 | 8.02 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | 1 |
| 9.02 | 10.02 | Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. | 1 |
| 11.02 | 12.02 | «Ангелы» и «демоны» Родиона Раскольникова Цель: Ракольников в ситеме образов романа. Показать, как в столкновениях со своими двойниками Лужиным, Свидригайловым, с ангелом-хранителем Соней Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность. Показать борьбу добра и зла в душе главного героя. | 1 |
| 15.02 | 15.02 | Сны Раскольникова, их роль в идейном содержании романа. | 1 |
| 16.02 | 17.02 | Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка». | 1 |
| 18.02 | 19.02 | Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Цель: Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора | 1 |
| 22.02 | 22.02 | Мастерство Достоевского-художника. Цель: выявлять в процессе анализа романа полифонизм , психологизм повествования, роль детали в романе, символику имен, цифр, цвета, снов, роль евангельских мотивов. | 1 |
| 25.02 | 24.02 26.02 | РР. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Цель: определить круг тем, отобрать нужную, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть ее. | 1/2 |
| 1.03 | 1.03 | Художественный мир Л.Н.Толстого. Личность и судьба Толстого. Религиозные и нравственные искания. Цель: познакомить с жизнью и творчеством Толстого, особенностями его творческого метода, религиозными и нравственными исканиями. | 1 |
| 2.03 | 3.03 | «Глубокая и трезвая правда» («Севастопольские рассказы») Цель: дать понятие о новаторстве писателя в изображении войны, об обличении «маленьких наполеонов» и воспевании истинного патриотизма и героизма солдат и офицеров. | 1 |
| 4.03 | 5.03 | «Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи. Особенности жанра. Цель: познакомиться с историей создания произведения, жанровым своеобразием, своеобразием сюжета, смыслом названия, идейно-художественным своеобразием эпопеи. | 1 |
| 9.03 | 10.03 | Образ автора в романе. Проблематика. | 1 |
| 11.03 | 12.03 | Изображение дворянского общества в романе-эпопее. | 1 |
| 15.03 | 15.03 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Цель: «мысль семейную» в романе, систему нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе. | 1 |
| 16.03 | 17.03 | Обсуждение философской позиции автора: «мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Болконские. Ростовы. Курагины. Княжна Марья. Наташа. Решение нравственных проблем на страницах романа-эпопеи. | 1 |
| 18.03 | 19.03 | Изображение войны 1805-1807 годов (Т.1). Истинный и ложный патриотизм в изображении Толстого. Цель: показать роль приема антитезы в изображении войны 1805-1807гг, войны 1812г., при изображении «трутней» и истинных патриотов. | 1 |
4 четверть |
| 29.03 | 29.03 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | 1 |
| 30.03 | 31.03 | «Дорога чести» Андрея Болконского. Цель: проследить путь нравственных исканий А.Болконского, выявить средства характеристики персонажа. | 1 |
| 1.04 | 2.04 | Эволюция идеи и образа Наполеона в сознании князя Андрея. | 1 |
| 5.04 | 5.04 | Путь исканий Пьера Безухова. Цель: проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя | 1 |
| 6.04 | 7.04 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. Цель: проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя | 1 |
| 8.04 | 9.04 | Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью. Цель: проследить путь нравственных исканий Н.Ростовой, осознание идеала «роевой» жизни, «диалектику души» героини. | 1 |
| 12.04 | 12.04 | Женские образы в романе «Война и мир». Княжна Марья. | 1 |
| 13.04 | 14.04 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Цель: показать дворянское общество, систему нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе. | 1 |
| 15.04 | 16.04 | «Гроза двенадцатого года» Изображение войны 1812 года. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Цель: показать, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа. Т. Щербатый и П. Каратаев – воплощение противоположных сторон русского национального характера | 1 |
| 19.04 | 19.04 | «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»). Цель: показать роль приема антитезы в создании характеров Кутузова и Наполеона, идейный смысл этого противопоставления | 1 |
| 20.04 | 21.04 | Антитеза «война» — «мир». Российская усадьба и быт столицы. Природа на страницах эпопеи, ее роль в судьбах и свершениях героев. | 1 |
| 22.04 | 23.04 | Эпилог романа. Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Цель: Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир» | 1 |
| 26.04 | 26.04 | Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Толстого. Цель: выявить уровень усвоения темы, умение отбирать материал, определять границы темы, полно и последовательно ее раскрывать, не допуская речевых недочетов | 1 |
| 27.04 | 28.04 | Р.К. М.Шолохов. «Они сражались за Родину» Суровая правда войны (фрагмент). | 1 |
| 29.04 | 30.04 | Р.К. М.Шолохов. «Они сражались за Родину» Участь простого солдата. | 1 |
| 4.05 | 5.05 | Художественный мир А.П. Чехова. Личность и судьба. Основные черты поэтики.Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. «Маленькая трилогия». Цель: выявить основную идею рассказов: «футлярность» существования и духовная свобода, уход от настоящей жизни в «футляр» («Человек в футляре» - футляр страха и власти, «Крыжовник» - футляр собственности, «О любви» - футляр семьи). | 1 |
| 6.05 | 7.05 | «Никто не знает настоящей правды» (А.П. Чехов) Цель: выявить проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказах «Дом с мезонином». | 1 |
| 11.05 | 12.05 | Тема гибели человеческой души. «Ионыч» Цель: раскрыть проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, показать принцип нисходящего развития личности. Роль детали. | 1 |
| 13.05 | 14.05 | Особенности чеховской драматургии. Новый театр. | 1 |
| 17.05 | 17.05 | Пьеса «Вишневый сад». История создания пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Жанровое своеобразие. Своеобразие конфликта в чеховской драме. | 1 |
| 18.05 | 19.05 | Два сюжета пьесы «Вишнёвый сад». Герои. Система образов и главный образ пьесы. Цель: показать принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей. | 1 |
| 20.05 | 21.05 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова. Цель: выявить степень усвоения темы, умение определять границы темы, полно ее раскрывать, не допуская речевых недочетов. | 1 |
| 24.05 | 24.05 | Р.К. А.П.Чехов – писатель на все времена. «Равнодушие – это паралич души» «Палата №6». | 1 |
| 25.05 | 26.05 | Р.К. Литературное краеведение. А.И.Солженицын «Окунаясь в Чехова» С.Званцев «В городе, который любил Чехов» | 1 |
| 27.05 | 28.05 | Итоговый урок. Что читать летом. | 1 |
В 10 «Б» классе под №68 – 2 часа на классное сочинение в соответствии с календарным графиком.
«Согласовано»
Протокол №1 заседания
Методического совета
МБОУ СОШ №1
От «26» августа 2020 года
Подпись руководителя МО
___________Казаринова Т.А.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ Казаринова Т.А.
подпись
«26» августа 2020 года