СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10-11 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ

10 класс

11 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

Гражданского воспитания

Патриотического воспитания

Духовно-нравственного воспитания

Эстетического воспитания

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудового воспитания

Экологического воспитания

Ценности научного познания

Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Предметные результаты по классам:

10 КЛАСС 11 КЛАСС

Требования к уровню подготовки выпускников:





Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.

№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Специфика курса родной русской литературы обусловлена: а) отбором произведений русской литературы, в которых

наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 170 часов.

На изучение инвариантной части программы по родной русской литературе отводится 135 учебных часов. Резерв учебного времени, составляющий 35 учебных часов (или 20 %), отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:


Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).


Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям наро- да, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.


Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.


Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природ- ной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятия- ми, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент по знания в литературном образовании;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
  • общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

  • совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; про- являть готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
  • самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

  • самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;

  • эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;

  • принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

10 класс

Предметные результаты обучения

Содержание курса

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД:

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию, знать теоретический материал по теме. Регулятивные УУД: осознавать качество и уровень усвоения, строить свои действия в соответствии с познавательной целью.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в парах, учиться эффективному сотрудничеству, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

А. С. Пушкин

Знать основные этапы жизни поэтов; черты романтизма как литературного направления

Уметь определять особенности лирики поэтов; определять изобразительные средства языка; анализировать стихотворный текст

Знать о художественных открытиях Пушкина, особенности романтической лирики Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину; выразительно читать стихотворения, выступать с сообщением на литературную тему.

Познавательные УУД: структурируют знания. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: умеют создавать связный текст, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

М. Ю. Лермонтов

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД: самостоятельно составлять план решения учебной программы.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Потребность в самовыражении через слово, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

Н. В. Гоголь

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение

Познавательные УУД: давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия.

Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируя, корректируя свою деятельность, оценивать достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

Русская литература второй половины XIX века

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.

Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности

Познавательные УУД : характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику., выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД : формировать вопросы по тексту произведения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД: давать устные ответы по тексту произведения, уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать вывод

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

И. С. Тургенев

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений, понятие «нигилизм».

Уметь делать сообщения по теме, анализировать эпизод, составлять словесный портрет героя.

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД : самостоятельно составлять план решения учебной программы, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Готовность служению Отечеству, его защита, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

Н.Г.Чернышевский

Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии, анализировать произведение

Познавательные УУД : устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД : самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные УУД : уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать вывод, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия., формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания

И.А. Гончаров

Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).

Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа. Уметь развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию, знать теоретический материал по теме. Регулятивные УУД: осознавать качество и уровень усвоения, строить свои действия в соответствии с познавательной целью.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в парах, учиться эффективному сотрудничеству, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

А.Н. Островский

Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии, анализировать драматическое произведение

Познавательные УУД: структурируют знания. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: умеют создавать связный текст, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Ф. И. Тютчев

Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изоб-выраз. средствах их произведений; о философском характере лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД: самостоятельно составлять план решения учебной программы.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Потребность в самовыражении через слово, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

А. А. Фет

Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений.

Уметь анализировать стихотворения и интерпретировать стихотворения Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.

Познавательные УУД: давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия.

Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируя, корректируя свою деятельность, оценивать достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

Н. А. Некрасов

Знать биографию поэта, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Знать, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни.

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы

Познавательные УУД : характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику., выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД : формировать вопросы по тексту произведения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД: давать устные ответы по тексту произведения, уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать вывод

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

А. К. Толстой

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Уметь составлять комментарий, анализировать и интерпретировать стихотворения А.К. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД : самостоятельно составлять план решения учебной программы, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Готовность служению Отечеству, его защита, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания

Познавательные УУД : устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД : самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные УУД : уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать вывод, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия., формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания

Ф. М. Достоевский

Знать основные жизненные вехи писателя, обзорно творчество, историю создания романа «Преступление и наказание».

Уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки.

Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учётом своеобразия

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию, знать теоретический материал по теме. Регулятивные УУД: осознавать качество и уровень усвоения, строить свои действия в соответствии с познавательной целью.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в парах, учиться эффективному сотрудничеству, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

Л. Н. Толстой

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст.

Познавательные УУД: структурируют знания. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: умеют создавать связный текст, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Н.С. Лесков

Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД: самостоятельно составлять план решения учебной программы.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Потребность в самовыражении через слово, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

А. П. Чехов

Знать теорию драмы, содержание пьесы, систему образов.

Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

Познавательные УУД: давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия.

Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируя, корректируя свою деятельность, оценивать достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор

Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века

Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов.

Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы.

Знать особенности поэтического языка Рембо.

Уметь раскрывать особенности поэтики.

Познавательные УУД : характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику., выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД : формировать вопросы по тексту произведения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД: давать устные ответы по тексту произведения, уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать вывод

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века

Знать произведения программных авторов, проблематику и тематику произведений.

Уметь строить монологическое высказывание по теме, вступать в диалог с одноклассниками по проблемному вопросу

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД : самостоятельно составлять план решения учебной программы, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Готовность служению Отечеству, его защита, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.



11 А класс


Содержание курса

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные УУД:

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные


МОДУЛЬ I. НОВЕЙШАЯ ПРОЗА XX ВЕКА


Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений


Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию, знать теоретический материал по теме. Регулятивные УУД: осознавать качество и уровень усвоения, строить свои действия в соответствии с познавательной целью.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в парах, учиться эффективному сотрудничеству, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор


МОДУЛЬ II. ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


Знать основные факты жизни и творчества писателей – классиков 20 вв., этапы их творческой эволюции.

Уметь анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять  его связь с проблематикой произведения

Познавательные УУД: структурируют знания. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: умеют создавать связный текст, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.



МОДУЛЬ III. НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ


Уметь анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять  его связь с проблематикой произведения

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД: самостоятельно составлять план решения учебной программы.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Потребность в самовыражении через слово, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор


МОДУЛЬ III. ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ


Уметь анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять  его связь с проблематикой произведения. Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией.

Познавательные УУД: давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия.

Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируя, корректируя свою деятельность, оценивать достигнутый результат, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

Коммуникативные УУД: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

ориентироваться в особенностях социальных отношений, формулировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностные моральный выбор


МОДУЛЬ IV. ЛИТЕРАТУРА 30-ГОДОВ


Уметь анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять  его связь с проблематикой произведения.

Познавательные УУД : характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику., выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД : формировать вопросы по тексту произведения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД: давать устные ответы по тексту произведения, уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать вывод

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.


Литература периода ВОВ

Знать основные факты жизни и творчества писателей – классиков 20 вв., этапы их творческой эволюции. Уметь анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять  его связь с проблематикой произведения. Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией.

Познавательные УУД: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные УУД : самостоятельно составлять план решения учебной программы, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Готовность служению Отечеству, его защита, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.


Из зарубежной литературы

Научиться выявлять характерные художественные приемы повествования

Научиться анализировать эпизод

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Познавательные УУД : устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД : самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные УУД : уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать вывод, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия., формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания




Обучающийся научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

 -осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные

Обучающийся   получит возможность научиться:

-давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

    - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

    -анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!