СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе - 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана  на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе - 9 класс»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе,

9 класс


разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100»



Пояснительная записка.

I. Планируемые результаты

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;

давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);

выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;

выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;

воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;

выявлять авторское отношение к изображенному;

определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;

работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;

понимать связь изученного произведения со временем его написания;

грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения различных жанров

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся !Х класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Межпредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация изученных произведений (в отдельных случаях);

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.




II. Содержание курса

Программа для 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

По программе – 3 часа в неделю

Всего – 102 часа


Содержание

Кол-во часов

Количество часов на развитие речи

Введение .

1

-

Путешествие 1 к истокам. Древнерусская литература

4


Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения.

Литература ХУШ века

13

1

Путешествие 3. Становление самосознания в русской

литературе .Писатели начала Х!Х века: многообразие

индивидуальностей

44

3

Путешествие 4. Художественные вершины

литературы середины ХIХ века

16

1

Путешествие 5. Литература последних десятилетий

Х1Х века.

5


1

Путешествие 6. Страницы литературы ХХ века

19

1

Итого

102

7


3. Тематическое планирование в 9 классе


урока

Дата по пану

Дата по факту

Наименование раздела, тем урока

Примечание




  1. четверть (24 часа)





Введение (1ч.)


1



Роль художественной литературы в духовной жизни человека.

Читать стр. 4




Путешествие 1 к истокам. Древнерусская литература (4 часа)


2



Семь веков древнерусской литературы. Особенности древнерусской литературы

Выучить наизусть «Слово о погибели земли русской»

3



«Слово о полку Игореве». История открытия, историческая основа и проблематика.

Читать стр. 20 - 22

4



Композиция и основные сюжетные линии.

Читать стр. 22-26

5



Образ Русской земли в «Слове…»

Читать стр.27-43




Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения. Литература ХУШ в. (13 часов)


6


От Древней Руси до России Петра 1. Основные этапы развития литературы 16-17вв.

Читать стр.50-66

7



М.В. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747».

Читать стр.66-74

8



Ода как жанр классицизма. Роль М.В. Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей.

Выучить наизусть стр. 76 (отрывок)

9



Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина.

Читать стихи, стр. 87-88

10



Многообразие поэтических тем в творчестве Державина. («Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленьи»).

Учить стихотворение

11



Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин».

Читать комедию «Недоросль»

12



Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма.

Ответить на вопросы, стр.101,102

13



Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина.

Выписать крылатые выражения

14



Р/Р Речевая характеристика героя драматического произведения.

Дописать сочинение

15



Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля

Составить хронологическую таблицу

16


Общечеловеческое и вечное в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Повторить особенности сентиментализма как литературного направления


17



«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.

Читать стр. 114-116

18


Сочинение по разделу Эпоха рассудка и Просвещения. Литература ХУШ в.

Дописать сочинение




Путешествие 3. Становление самосознания в русской литературе Х1Х века (44 часа)


19


Писатели начала Х1Х века: многообразие индивидуальностей

Читать стр. 118-123

20


Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления.

Выучить термины

21



Творческие судьбы В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова

Сообщение по теме

22



Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского.

Читать стр. 133-136

23



Два «Я» лирического героя К. Батюшкова.

Анализ стихотворения на выбор

24



Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала Х1Х века.

Ответить на вопросы,стр.143

25



Личность и судьба А.С. Грибоедова в оценке современников.

Стр. 147-153

26



История создания комедии «Горе от ума». Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии.

Читать комедию

27



Сюжет и композиция комедии «Горе от ума»

Читать,стр.154-166




2 четверть (24 часов)


28



Трагическое одиночество Чацкого

Ответы на вопросы стр.170-171

29



Почему пьеса «Горе от ума» - комедия?

Написать сочинение(темы на стр 180)

30



Страницы биографии А.С. Пушкина. Пушкин и его современники.

Сообщение по теме урока

31



Основные темы лирики . Тема свободы в лирике поэта.

Выучить « Анчар»

32



Тема поэта и поэзии.

Выучить «Я памятник воздвиг себе,,,»

33



Любовная лирика А.С. Пушкина.

Выучить наизусть стих/е(выборочно)

34



Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа

Прочитать 1-ую главу романа

35



Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин». Понятия о реализме.

Подготовить рассказ о герое по 1-ой главе

36

Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина.

Написать сопоставительную характеристику

37



Онегин и Ленский.

Прочитать 2 главу

38



Татьяна – любимая героиня Пушкина.

Рассказ -

сообщение по теме урока

39



Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составить план

40



Р/Р Сочинение по роману А.С .Пушкина «Евгений Онегин».

Написать сочинение

41



Художественный мир М.Ю. Лермонтова.

Составить хронологическую табдицу

42



Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства.

«Пророк».Проанализировать стихотворение.

43



Размышления поэта о жизни, любви, творчестве.

Выучить наизусть стихи

44



Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа.

Читать.стр.284-286

45



Особенности композиции, её роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа.

Читать главу «Бэла»

46



Личность и общество. Печорин в отношениях с другими персонажами романа.

Читать «Максим Максимыч»

47



Повести «Максим Максимыч», «Бэла». Печорин в представлении Максима Максимовича

Читать «Тамань», «Княжна Мери»

48



Повести «Тамань», «Княжна Мэри». Эгоизм, индивидуализм Печорина

Читать «Фаталист»

49



«Зачем я жил? Для какой цели родился?» («Фаталист»).

Ответить на итоговые вопросы

50



Художественные особенности романа. Реалистическое и романтическое начала в романе.

Составить план сочинения

51



Р/Р Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Дописать сочинение




3четверть (30 часов)


52



Призвание Н.В. Гоголя – писателя. Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя

Читать стр.3-12

53



Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». История создания. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы

Читать «Мёртвые души» 1 главу

54



Губернский город Н и его обитатели

Читать главу 2,3

55



Средства сатирической типизации ( пейзаж, портрет, интерье, диалог)

Приготовить сообщения

56



Образы помещиков. Образ Манилова, Ноздрева

Прочитать 3,4,5,6 главы и приготовить сообщения

57

Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Собакевича, Коробочки, Плюшкина

Читать 7,8,9 главы

58



Чичиков и чичиковщина.

Читать 10,11 главы

59



Образ Автора в поэме.

Выбрать лирические отступления

60


Тема народа и родины в лирических отступлениях

Выучить отрывок о Руси

61



«Мёртвые души» в русской критике.

Читать стр.23-27

62


Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Написать сочинение




Путешествие 4 Художественные вершины литературы середины Х1Х в. (16 часов)


63



Особенности литературного процесса 40-60 годов Х1Х в. А.Н. Островский – великий русский драматург.

Читать стр.32-40

64



Двуличие и метаморфозы героев комедий А.Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Банкрот», Бедность не порок»).

Читать пьесу

65



Поэзия середины и второй половины Х1Х века.

Выучить стихотворение на выбор

66



Нравственные и философские искания в поэзии.

Читать стр.77-94

67



Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта.

Выразительное чтение стихов

68



«Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. Обличительный пафос поэзии.

Выучить наизусть стихотворение

69



Р/Р Сочинение по лирике Н.А. Некрасова.

Написать сочинение

70


Обзор творчества И.С. Тургенева. Повесть «Первая любовь»

Читать «Первую любовь»

71



Л.Н. Толстой – создатель автобиографической трилогии «Детство». «Отрочество». «Юность».

Читать стр.100-103

72



Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие.

Читать «Отрочество», «Юность»

73



Духовный конфликт героя с окружающей его средой, борьба с собственными недостатками.

Читать стр.104-109, «Белые ночи»

74



Ф.М. Достоевский. Страницы биографии. Повесть «Белые ночи».

Читать «Белые ночи»

75


Психологизм повести «Белые ночи».

Читать «Бедные люди»

76



Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского.

Читать стр.111-126

77



Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Ф.М. Достоевского.

Читать стр127-128

78



Особенности языка повести

Составить хронологическую таблицу биографии А. Чехова




Путешествие 5. Литература последних десятилетий Х1Х века (5 часов)


79



А.П. Чехов. Жизнь и творчество

Читать стр. 147-155

80



«Человек в футляре»- размышление о человеческой свободе и независимости.

Ответить на вопросы стр. 155

81



Подлинные ценности героев рассказа «Анна на шее».

Написать характеристику героини




4 четверть (24 часов)


82



Обобщение по р. «Золотой век русской литературы. Русская классическая литература Х1Х века.

Читать стр. 155-158

83



Сочинение по разделу «Золотой век русской литературы. Русская классическая литература Х1Х века

Дописать сочинение




Путешествие 6. Страницы литературы ХХ века (19часов)


84



Особенности литературного процесса начала ХХ века.

А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (Обобщение ранее прочитанного).

Читать стр. 160-171

85



Творческая судьба И.А. Бунина.

Выразительное чтение стихов

86



Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина.

Наизусть стихотворениее


87



М. Горький. Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство», «Мои университеты»

Читать стр.173-174

88



Романтический идеал писателя. «Песня о Буревестнике».

Выучить отрывок из «Песни…»

89



Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. В.Маяковский

Читать стихи А. Блока, С. Есенина,

В. Маяковского


90



Тема родины в творчестве А. Блока, С. Есенина

Выучить стихотворение


91


Великие поэтессы России А.А .Ахматова и М.И. Цветаева.

Выразительное чтение стихов.

92



Судьбы. Особенности мироощущения и творческой манеры поэтесс.

Выучить наизусть стихотворение

93



А.Т. Твардовский о времени и о себе (автобиография) История поэмы «Василий Тёркин».

Читать стр. 212-214

94



Традиции и новаторство в поэзии Твардовского.

Читать стр.215-218

95



Поэма «Страна Муравия».

Читать стр.220-222

96



Поиск нового героя в прозе ХХ века.

Читать стр.223-228

97



Странные герои А.П. Платонова, смысл их существования.

Ответить на вопросы стр. 229

98



Из литературы второй половины ХХ века (обзор и обобщение ранее прочитанного).

Читать стр.235-237

99



А. И. Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель

Читать «Матренин двор»

100



Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере.

Ответить на вопросы стр. 246

101



Из литературы второй половины ХХ века.

Читать стр. 248-255

102





У литературной карты России.

Индивид. рекомендации



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!