СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс. (Программа курса «Литература» 5 – 9 классы (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа курса «Литература»   5 – 9 классы (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин, 68 часов в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс. (Программа курса «Литература» 5 – 9 классы (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин)»









АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии c программой курса «Литература» 5 – 9 классы (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин), 2014 год издания.

Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2018г.

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах.

Учебным планом образовательной организации на обязательное изучение литературы в 8 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Срок реализации данной программы 1 год.


















































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС


Устное народное творчество


Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература


Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.


ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне; песни-плачи; средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. Параллелизм, повторы, постоянные эпитеты.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Житие Сергия Радонежского», Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Г.Р. ДЕРЖАВИН (1 час)

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема отношений поэта и власти, поэт и поэзия.

Теория литературы: лирическое стихотворение (развитие представлений); ода.


Н.М. КАРАМЗИН (1 час)

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувствительное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (1 час)

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, элементы романтизма, романтизм.


А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Бесы». «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»: проблематика ( любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, провидение, случай и судьба, независимость, ответственность; литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: элегия, послание, историческая песня, роман (исторический роман — развитие представлений). Художественная идея (развитие представлений).


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лиро-эпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.


Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.


И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

Теория литературы: лирическая повесть, прообраз, прототип.


Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворениях.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм (развитие представлений).


А.А. ФЕТ (1 час)

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: "Зреет рожь над жаркой нивой...», «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.


А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.

Теория литературы: драма.


Л. Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор; главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ()

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор). Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.


В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм (развитие представлений).


О СЕРЬЁЗНОМ — С УЛЫБКОЙ (САТИРА НАЧАЛА XX ВЕКА) ()

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.

Теория литературы: тема и мотив (развитие представлений).


М.В. ИСАКОВСКИЙ (1 час)

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева; рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений).


А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.


В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: рассказчик в художественной прозе (развитие представлений)


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).


М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: рыцарский роман, романный герой, пародия (развитие представлений).


Для заучивания наизусть


Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Невыразимое».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны...».

А.А. Фет. Одно из стихотворений по-выбору.

В.В. Маяковский. Одно из стихотворений по-выбору.

Н.А. Заболоцкий. "Некрасивая девочка»

М.В. Исаковский. Одно из стихотворений по-выбору.

А.Т. Твардовский. «За далью даль» (отрывок).


Для домашнего чтения


Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»,

К.Ф. Рылеев. «Державин».

П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».

А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо».

Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из русской литературы XX века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…».

М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин. «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»

A.Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида».

B.Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. Девяносто третий год.






































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ


п/п


Тема раздела, урока

Кол-во

часов


Дата проведения

Характеристика видов деятельности

Примечания

по плану

факти

ческая

1

ВВЕДЕНИЕ (1)

Художественная литература и история.

1



Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ,

работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос: «Почему литература обращается к истории?» с последующей взаимопроверкой).


2


ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3)

Исторические песни. Исторические песни 16 в. "Иван Грозный молится по сыне".

1




Чтение статьи учебника и ответы на вопросы по ее содержанию. Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение.

Составление историко-культурных комментариев к текстам. Работа с литературоведческим словарем.

Сравнение песни, частушки, предания.

Анализ признаков жанров, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия.



3

Исторические песни 17 в. "Плач Ксении". "Возвращение Филарета"

1




4

Песни о Степане Разине. Солдатские песни. 20-е г.г. 17- начало 18в.

1




5

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3)

"Житие Сергия Радонежского"

1



Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.



6

"Слово о погибели русской земли…"

1




7

"Житие Александра Невского"

1




8

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (5)

Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Ода "Вельможа"

1



Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в.

Характеризовать героя русской литературы XVIII в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н. М. Карамзина, Г. Р. Державина


9

Г.Р. Державин "Памятник"

1




10

Н.М. Карамзин. Краткие сведения. Карамзин и Пушкин.

1




11

Н.М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза"- новая эстетическая реальность.

1




12

Н.М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза" - Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

1




13

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (32)

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм

1



Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира

произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах

с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова


14

В.А. Жуковский. Анализ баллады "Лесной царь"

1




15

Анализ стихотворений "Невыразимое", "Море".

1




16


К.Ф. Рылеев "Иван Сусанин", "Смерть Ермака".

1




17

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии. "19 октября" (1825)

1




18

А.С. Пушкин "Бесы".

1




19

А.С. Пушкин "Песни о Стеньке Разине"

1




20

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. Анализ 1-2 глав

1




21

Порядки в Белогорской крепости.

1




22

Пётр Гринёв в испытаниях любовью и "дружбой". Анализ 3-5 глав.

1




23

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе. Анализ 6-14 глав.

1




24

Защита проектов по творчеству А.С. Пушкина.

1




25

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

1




26

Особенности композиции поэмы "Мцыри". Смысл эпиграфа к поэме.

1




27

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

1




28

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Пушкин и Гоголь. Комедия "Ревизор": творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии.

1




29

"Сборный город всей тёмной стороны". Анализ первого действия.

1




30

Хлестаков и городничий. Анализ второго действия.

1




31

Хлестаков - "вельможа" и "значительное лицо". Анализ третьего действия.

1




32

Хлестаков - ревизор. Анализ четвертого действия.

1




33

Художественная идея комедии. Анализ пятого действия. Подготовка к домашнему сочинению.

1




34

Краткие сведения об И.С. Тургеневе.

1




35

И.С. Тургенев "Ася". Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.

1




36

Композиция повести. Образ Аси. Подготовка к домашнему сочинению.

1




37

Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. "Внимая ужасам войны..."

1




38

Н.А. Некрасов "Зелёный Шум". Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова "Зелёный шум".

1




39

Краткие сведения об А.А. Фете. "Зреет рожь над жаркой нивой…", "Целый мир от красоты…", "Учись у них - у дуба, у берёзы…"

1




40

Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка "Снегурочка". Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

1




41

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

1




42

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. "Отрочество"

1




43

Л.Н. Толстой "После бала". История создания. (Анализ первой части рассказа)

1




44

"После бала". (Анализ второй части рассказа")

1




45

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (19)

М. Горький. "Макар Чудра". Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.

1



Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, М.Горького, И. С. Шмелева, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, А. П. Платонова, А. С. Грина, М. А. Булгакова, А. Т. Твардовского

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XX в.

Выявлять характерные для произведении русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

Подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве М. А. Шолохова, В. М. Шукшина, Н. М. Рубцова, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, А. И. Солженицына


46

Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького.

1




47

"Мой спутник". Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния "разумного" и "стихийного" начал.

1




48

Краткие сведения о В.В. Маяковском.

1




49

Поэт и толпа в стихах Маяковского. "Хорошее отношение к лошадям".

1




50

Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества. "Свои и чужие".

1




51

М.М. Зощенко. Большие проблемы "маленьких людей". Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов. "Обезьяний язык"

1




52

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х гг.

1




53

Н.А. Заболоцкий "Я не ищу гармонии в природе…", "Некрасивая девочка", "Старая актриса".

1




54

Сочинение-рассуждение "Что есть красота?.."

1




55

М.В. Исаковский "Катюша", "Враги сожгли родную хату"

1




56

Краткие сведения об А.Т. Твардовском. "За далью - даль". История создания. Анализ первой главы.

1




57

"За далью - даль". Анализ главы "Огни Сибири".

1




58

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. "Последний поклон" Тема человека и истории.

1




59

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Образ рассказчика.

1




60

Написание эссе "Что такое память…"

1




61

Краткие сведения о В.Г. Распутине. 20 век на страницах прозы В. Распутина.

1




62

Нравственная проблематика рассказа "Уроки французского".

1




63

Сочинение по рассказу "Уроки французского"

1




64

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5)

Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии "Ромео и Джульетта"

1



Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.


65

Идеалы Возрождения в трагедии "Ромео и Джульетта". Проблематика трагедии.

1




66

Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман "Дон Кихот": основная проблематика и художественная идея.

1




67

Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1




68

Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению.

1













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!