СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»



Рассмотрено

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла ________________

Протокол №1

от 30 августа 2021г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______М.А. Зырянова













Рабочая программа

по учебному предмету (курсу)



Литература

5-9 классы







Составитель: Тюрюкова Лариса Викторовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Категория: первая









Нижнеангарск, 2021 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ,

- Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для общеобразователь­ных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. (5-9 классы)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования № 345 от 28.12.2018 г. с изменениями и дополнениями

- Основной образовательной программы МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1» № 157/1 от 24.08.2020 г.

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"

Цели и задачи обучения

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понима­ния художественного смысла литературных произведений;

  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспита­нию личности.

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формиро­вание потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в ос­мыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в школе решает следующие задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

  • формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпре­тирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое до­суговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания прин­ципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публици­стического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуаль­ного осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, форми­руемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой ма­неры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетиче­ской проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоот­ношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творче­ской работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учи­теля выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • вы­ражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне; - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библио­тек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительно­сти»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризу­ется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать / оп­ределять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются /перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уров-ня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведе­ния в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с ин­струк-цией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

- выразительно прочтите следующий фрагмент;

- определите, какие события в произведении являются центральными;

- определите, где и когда происходят описываемые события;

- опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

- ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» , умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

- покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, дости-гших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследова­тельских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

- определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

- определите позицию автора и способы ее выражения;

- проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

- объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

- озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

- напишите сочинение-интерпретацию;

- напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специ­фическими художественными средствами).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литератур­ном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его резуль­татов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читатель­ской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).


Содержание учебного предмета

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной дея­тельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выбороч­ного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академиче­ского письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Примерная программа по литературе строится с учетом:

- лучших традиций отечественной методики преподавания литературы, заложенных трудами В.И. Водовозова, А.Д. Алферова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Л.И. Поливанова, В.В. Голубкова, Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, И.С. Збарского, В.Г. Маранцмана, З.Н. Новлянской и др.;

  • традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;

  • традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);

  • необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обя­зательных базовых элементов содержания предмета;

  • соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологи­ческим особенностям обучающихся;

  • требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;

  • минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно дей­ствующему ФГОС и Базисному учебному плану.

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модер­низм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествова­тель, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художе­ственная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художествен­ном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, ли­тота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

Учебные материалы национально-регионального компонента реализуются в темах «Произведения русских поэтов XX века», «Из литературы народов России», «Произведения о Великой Отечест­венной войне»


Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Иго­реве» (к. XII в.) (8-9 кл.)1




Древнерусская литература – 1-2 произведе­ния на выбор, например: «Поучение» Вла­димира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонеж­ского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.) 6-8 кл

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, по­словицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)





Д.И. Фонвизин «Недо­росль» (1778 – 1782)

(8-9 кл.)

Н.М. Карамзин «Бед­ная Лиза» (1792) (8-9 кл.)

М.В. Ломоносов – 1 стихотворение по вы­бору, например: «Стихи, сочиненные на до­роге в Петергоф…» (1761), «Вечернее раз­мышление о Божием Величии при случае ве­ликого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др. (8-9 кл.)

Г.Р. Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.) И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например: «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др. (5-6 кл.)


А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)


В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, напри­мер: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др. (7-9 кл.)


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831) (9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836) (7-8 кл.). Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, на­дежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгно­венье…») (1825), «Зим­ний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный…» (1836)

(5-9 кл.)

















М.Ю. Лермонтов «Ге­рой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.) Стихотворения: «Па­рус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Боро­дино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

(5-9 кл.)





Н.В. Гоголь

«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)





Ф.И. Тютчев Стихотво­рения: «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866). (5-8 кл.)

А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887). (5-8 кл.)

Н.А. Некрасов Стихотворения: «Кресть­янские дети» (1861), «Вче­рашний день, часу в шес­том…» (1848), «Несжатая полоса» (1854). (5-8 кл.)

А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.) «Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Саль­ери», «Каменный гость». (8-9 кл.) «Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.) Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский плен­ник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Пол­тава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др. (7-9 кл.) Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др. (5 кл.)

М.Ю. Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гете («Горные вер­шины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Про­рок» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.) Поэмы 1-2 по выбору, например: «Песня про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашни­кова» (1837), «Мцыри» (1839) и др. (8-9 кл.)

Н.В. Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, напри­мер: «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские по­мещики» (1835), «Шинель» (1839) и др. (5-9 кл.)

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др (5-8 кл.)

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др. (5-8 кл.)

Н.А. Некрасов 1–2 стихотворения по выбору, например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи, например: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 сти­хотворения по выбору, 5-9 кл.)





































Литературные сказки XIX-ХХ века, например: А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др.

(1 сказка на выбор, 5 кл.)


Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н. Майков, А.К. Толстой,

Я.П. Полонский и др.

(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)





И.С. Тургенев - 1 рассказ по выбору, на­пример: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор, например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая лю­бовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др. (6-8 кл.)

Н.С. Лесков - 1 повесть по выбору, например: «Не­смертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др. (6-8 кл.)

М.Е. Салтыков-Щедрин - 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др. (7-8 кл.)

Л.Н. Толстой - 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др. (5-8 кл.)

А.П. Чехов - 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др. (6-8 кл.)



А.А. Блок - 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др. (7-9 кл.)

А.А. Ахматова - 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.(7-9 кл.)

Н.С. Гумилев - 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).(6-8 кл.)

М.И. Цветаева - 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др. (6-8 кл.)

О.Э. Мандельштам - 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др. (6-9 кл.)

В.В. Маяковский - 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др. (7-8 кл.)

С.А. Есенин - 1 стихотворение по выбору, например: «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др. (5-6 кл.)

М.А. Булгаков 1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др. (7-8 кл.)

А.П. Платонов - 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др. (6-8 кл.)

М.М. Зощенко 2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др. (5-7 кл.)



А.Т. Твардовский 1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору. (7-8 кл.)

А.И. Солженицын 1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др. (7-9 кл.)

В.М. Шукшин 1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.(7-9 кл.)

Проза конца XIX – начала XX вв., например:

М. Горький, А.И. Куприн,

Л.Н. Андреев, И.А. Бунин,

И.С. Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:

К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин,

М.А. Волошин, В. Хлебников и др. (2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников и др.(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев, В.В. Быков, В.П. Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:

М.М. Пришвин,

К.Г. Паустовский и др.

(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)


Проза о детях, например:

В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.И. Коваль, Ю.П. Казаков, В.В. Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия 2-й половины ХХ в., например:

Н.И. Глазков, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Ю.П. Мориц, И.А. Бродский, А.С. Кушнер, О.Е. Григорьев и др. (3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


Проза русской эмиграции, например:

И.С. Шмелев, В.В. Набоков,

С.Д. Довлатов и др. (1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др. (1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)

Литература народов России



Г. Тукай, М. Карим,

К. Кулиев, Р. Гамзатов и др.

(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)

Зарубежная литература


Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору) (6-8 кл.) Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору) (9 кл.) М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору) (7-8 кл.)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни (2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)

Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например: Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, бр. Гримм, Л. Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М.Энде, Дж.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др. (2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)

Зарубежная новеллистика, например: П. Мериме, Э. По, О`Генри, О. Уайльд, А.К. Дойл, Джером К. Джером, У. Сароян, и др.(2-3 произведе­ния по выбору, 7-9 кл.)

Зарубежная романистика XIXХХ века, например: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г.Уэллс, Э.М. Ремарк и др. (1-2 романа по выбору, 7-9 кл)

Зарубежная проза о де­тях и подростках, например: М.Твен, Ф.Х.Бернетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман, и др. (2 произве­дения по выбору, 5-9 кл.) Зарубежная проза о живот­ных и взаимоотношениях человека и природы, напри­мер: Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.Дарелл и др. (1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.) Современная зарубежная проза, например: А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. ДиКа­милло, М. Парр, Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др. (1 пр-­ние 5-8

В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).

(8-9 кл.)


1–2 сонета по выбору, например: № 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака). (7-8 кл.)

























А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)

(6-7 кл.)

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору ( 6-7 кл.)

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) (6-7 кл.)

Ж-Б. Мольер Комедии - 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670). (8-9 кл.)

И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору) ( 9-10 кл.)

Г.Х.Андерсен Сказки - 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843). (5 кл.)

Дж. Г. Байрон - 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др. - фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

(9 кл.)




Основы духовно-нравственной культуры народов России реализуются в разделах: «Устное народное творчество», «Литература XIX века», «Литература XX века», «Литература народов России».

Тематическое планирование

по литературе

наименование курса

Класс 8

Учитель ______Тюрюкова Л.В.______

Количество часов по учебному плану

Всего ___68____ час; в неделю ____2___ час.

Плановых контрольных работ ____4______.

Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под. ред. В.Я.Коровиной.- 4-е изд.- М.: Просвеще­ние, 2015

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с учётом «Программы воспитания»

Тема блока

Кол-во часов

Вид контроля

Воспитательный компонент

1

Введение.

Русская литература и история

1


Этическая беседа с целью привлечения внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках литературы явлений

I

Устное народное творчество.

3


Пятиминутка-пролог, сочинение-эссе, анализ и интерпретация текста художественной литературы

II

Древнерусская литература.

2


Проект «Презентация к произведению», анализ и интерпретация текста художественной литературы

III

Из русской литературы XVIII

3

Контрольная работа

Прием мыслительного штурма, проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18 веке, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения, театрализация, сочинение

IV

Русская литература XIX века.

33

Контрольная работа

Виртуальная экскурсия, мини-исследования, музыкально-литературная композиция, сочинение, анализ и интерпретация текста художественной литературы, сочинение-эссе

V

Литература XX века

20

Контрольная работа

Сочинение, мастерская творческого письма, мини-исследование, анализ и интерпретация текста художественной литературы, сочинение

VI

Зарубежная литература

5


Анализ и интерпретация текста художественной литературы, театрализация


Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

Комплексный анализ текста


Итого

68





1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!