СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Крюковской СОШ

Приказ от 30.08.2021 № 181-ОД

_______________ Г.А. Молчанова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

____по литературе___

(учебный предмет, курс)






Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 8 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 70 (2 часа в неделю)

Учитель Николаева Светлана Сергеевна

(ФИО)

Программа разработана на основе

Литература. 5—9 классы : рабочая программа / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М. : Дрофа, 2017.

(примерная программа/программы, издательство, год издания)







Ростовская область, Куйбышевский район, х. Крюково

2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литература» 8 класс


Личностными результатами являются:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Предметные результаты изучения литературы предполагают:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи произведения с эпохой его написания;

- владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;

- владение навыками сопоставления произведений;

- освоение техники самостоятельных творческих работ;

- понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

- понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

- овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;

- создание рефератов на литературные и общекультурные темы.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

- использование понятийного аппарата и научных методов познания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речью;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;

- формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

При оценивании деятельности учащихся по предмету «Литература» необходимо учитывать достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом предполагается понимание вопроса или задания, умение давать точный и четко мотивированный ответ, свободное владение собственной речью.

При оценивании по пятибалльной системе:

оценка 5 ставится при верном понимании заданного вопроса и полном и обстоятельном ответе. При этом учитывается умение использовать убедительные доказательства и уместные примеры. Отличный ответ должен демонстрировать свободное владение речью, умение пользоваться цитатами из художественного текста в ходе своих рассуждений, экономно излагать необходимый материал;

оценка 4 предполагает наличие тех же положительных моментов, как и оценка 5, но допускает менее подробное и обстоятельное освещение материала;

оценка 3 ставится при наличии лишь самых необходимых сведений по предложенному вопросу. Допускается наличие стилистических неточностей или погрешностей в тексте ответа.


Общие учебные умения, навыки и виды деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения предмета совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);

3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).




Содержание учебного предмета

«Литература» 8 класс


Литература и время


Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторический роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.

«Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен. «К а л о ш и с ч а с т ь я» как развернутая притча о характере связи времен. Герой сказки и его путешествие в Средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев. «Ц и ц е р о н». Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Т е о р и я. Литература и история. Эпиграф.


Фольклор


История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора.

Т е о р и я. Исторические сюжеты в народном толковании.

П р а к т и к у м. Знакомство с фрагментами из поэм А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Ответы на вопросы и выполнение заданий.


Народная историческая песня


Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«П р а в е ж». Образ Ивана Грозного.

«П е т р а П е р в о г о у з н а ю т в ш в е д с к о м г о р о д е» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Т е о р и я. Историческая народная песня.


Народный театр


Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

«К а к ф р а н ц у з М о с к в у б р а л». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я. Народная драма.

М е т о д и к а. Целесообразно максимально использовать специфику устного народного творчества и поощрять в ответах как воспроизведение фрагментов изученных текстов, так и импровизацию учащихся при пересказе. Песни и пьесы могут звучать на уроках и в подготовленной учениками или учителем записях на видео или аудиокассетах.


Зарубежная литература


Литература эпохи Возрождения


М. де Сервантес Сааведра. «Д о н К и х о т» (главы). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».

М е т о д и к а. «Вечный образ» Дон Кихота широко представлен в мировом искусстве. Учителю для проведения урока необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал. Это поможет учащимся оценить различные взгляды на один и тот же образ.


Древнерусская литература


Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.


Летопись

Воинская повесть


«П о в е с т ь в р е м е н н ы х л е т», «П о в е с т ь о р а з о р е н и и Р я з а н и Б а т ы е м». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Т е о р и я. Летопись. Воинская повесть.

П р а к т и к у м. Знакомство с фрагментом из «Повести временных лет» — «Смерть Олега от своего коня». Чтение фрагмента из «Повести о разорении Рязани Батыем». Ответы на вопросы и выполнение заданий.


Житие


Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е о ж и т и и А л е к с а н д р а Н е в с к о г о». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев.

«П р е п о д о б н ы й С е р г и й Р а д о н е ж с к и й». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.


Литература эпохи Просвещения


Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я. Классицизм. Комедия.

М е т о д и к а. Знакомство с Мольером может включать подготовленное исполнение фрагмента пьесы с комментарием.


Литература XVIII века


Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Исторические драмы Я. Б. Княжнина. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III («История государства Российского»). Повесть «Марфа-посадница».

Т е о р и я. Историческая драма. Историческая повесть.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Т е о р и я. Классицизм в драматическом произведении.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Инсценировка одного из фрагментов пьесы «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Создание электронного альбома иллюстраций к пьесе.

М е д и а р е с у р с ы. Коллективный просмотр и обсуждение в классе телеверсии спектакля Малого театра по пьесе Фонвизина.

М е т о д и к а. Традиционно этот раздел вводится как обзорная тема, но в классе с хорошо успевающими учащимися возможно и текстуальное изучение фрагментов из «Истории государства Российского» и повести «Марфа-посадница» Н. М. Карамзина. Обращение к русской живописи этого века существенно расширит понимание эпохи и обогатит кругозор учеников.


Литература XIX века


Постоянство интересов читателей и писателей XIX в. к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.


Историческое прошлое в лирике и прозе


В. А. Жуковский. «В о с п о м и н а н и е», «П е с н я»; А. С. Пушкин. «В о с п о м и н а н и е», «С т а н с ы»; Д. В. Давыдов. «Б о р о д и н с к о е п о л е»; И. И. Козлов. «В е ч е р н и й з в о н»; Ф. И. Глинка. «М о с к в а»; А. Н. Апухтин. «С о л д а т с к а я п е с н я о С е в а с т о п о л е». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. К. Толстой. «И л ь я М у р о м е ц», «П р а в д а», «К у р г а н»; С. Д. Дрожжин. «П е с н я М и к у л ы С е л я н и н о в и ч а» (по выбору учителя и учащихся). Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С. Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений.

Т е о р и я. Былина и баллада.

М е т о д и к а. Возможен анализ одной-двух баллад с самостоятельными комментариями исполнителя. Особый интерес вызывает сопоставление двух произведений разных жанров с общим героем, что обогащает и углубляет представление о характере отражения жизни в искусстве.

Г. Лонгфелло. «П е с н ь о Г а й а в а т е» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Т е о р и я. Песнь как жанр.

В. Скотт. «А й в е н г о» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я. Исторический роман.

М е т о д и к а. Обсуждение романа, если он прочитан хотя бы частью учеников, зависит от того, насколько юные читатели увлеклись произведением и его проблематикой. Возможны выступления учащихся с краткими сообщениями о сюжете

произведения, его героях.

И. А. Крылов. «В о л к н а п с а р н е». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Т е о р и я. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин. «П е с н ь о в е щ е м О л е г е», «А н ч а р». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.

«П о л т а в а» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«К а п и т а н с к а я д о ч к а». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и романом «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет романа «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах романа. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

«П и к о в а я д а м а». История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германна. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.

Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

П р а к т и к у м. Чтение стихотворения «Анчар». Ответы на вопросы и выполнение заданий.

П р а к т и к у м. Знакомство с описанием внешности Емельяна Пугачева, приведенным Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта». Ответы на вопросы и выполнение заданий. Сопоставление портрета Пугачева с портретом того же героя, созданным Пушкиным в «Капитанскаой дочке».

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект в виде электронной презентации: «Жизненная правда и художественный вымысел в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”». Нанесение маршрута войск Е. Пугачева и основных сражений на современную карту России.

М е д и а р е у р с ы. Просмотр и сопоставление эпизодов из кинофильма В. Шкловского «Капитанская дочка», телеспектакля П. Резникова и кинофильма А. Прошкина «Русский бунт», снятым по мотивам пушкинской повести.

М е т о д и к а. Наблюдение за жанровым многообразием в произведениях А. С. Пушкина на исторические темы.

М. Ю. Лермонтов. «Р о д и н а», «П е с н я п р о ц а р я И в а н а В а с и л ь е в и ч а, м о л о д о г о о п р и ч н и к а и у д а л о г о к у п ц а К а л а ш н и к о в а». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение.

Т е о р и я. Историческая поэма.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект «О жизни и быте в эпоху царя Ивана Грозного». Презентация «Поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” в контексте русской истории и культуры».

М е д и а р е с у р с ы. Прослушивание фрагмента увертюры из оперы М. Мусоргского «Хованщина»: «Рассвет над Москвой-рекой». Просмотр художественного фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Для учащихся, интересующихся историей — авторские передачи Эдварда Радзинского.

Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Презентация или доклада «Роль Запорожской Сечи в формировании характеров героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Развернутое сообщение на тему «Биография и география понятия «товарищество» (по материалам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Презентация «Картина И. Е. Репина “Письмо запорожцев турецкому султану” и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

М е д и а р е с у р с ы. Просмотр художественного фильма В. Бортко «Тарас Бульба». Просмотр научно-популярного фильма «Три тайны Гоголя».

А. Дюма. «Т р и м у ш к е т е р а» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Т е о р и я. Авантюрно-исторический роман.

М е т о д и к а. При обсуждении романа стоит сосредоточиться на вопросе: «Что дает право называть произведение А. Дюма историческим и каковы основания считать его авантюрным романом?»

А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь С е р е б р я н ы й». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как геройрассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

«П о с м е р т н ы е з а п и с к и с т а р ц а Ф е д о р а К у з ь м и ч а» как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» для широты представления о позиции автора.

Т е о р и я. Контраст как прием композиции.

П р а к т и к у м. Знакомство с фрагментом из публицистических сочинений Л. Н. Толстого. Ответы на вопросы и выполнение заданий.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект в виде реферата к итоговому уроку по рассказу «После бала»: «Воплощение религиозно-философских воззрений Л. Н. Толстого в его рассказе «После бала».

М е т о д и к а. Проведение сопоставительного анализа при изучении произведений исторической тематики.


Интерьер и пейзаж в историческом повествовании,

их место в воссоздании эпохи


Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристики нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.

Т е о р и я. Место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения.


Литература XX века


Былины и герои в произведениях XX века


И. А. Бунин. «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р», «С в я т о г о р и И л ь я»; К. Д. Бальмонт. «Ж и в а я в о д а»; Е. М. Винокуров. «Б о г а т ы р ь». Былины и их герои в произ ведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Т е о р и я. Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов. «В о с к о в а я п е р с о н а», «П о д п о р у ч и к К и ж е». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.

М. Алданов. «Ч е р т о в м о с т» (главы), «С в я т а я Е л е н а, м а л е н ь к и й о с т р о в». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Владимир Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я. Исторический роман и его название.


Великая Отечественная война в литературе


Л. М. Леонов. «З о л о т а я к а р е т а». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Т е о р и я. Символика названия пьесы.


Мотивы былого в лирике поэтов XX века


В. Я. Брюсов. «Те н и п р о ш л о г о», «В е к з а в е к о м»; З. Н. Гиппиус. «14 д е к а б р я»; Н. С. Гумилев. «С т а и н а», «П р а п а м я т ь»; М. А. Кузмин. «Л е т н и й с а д»; М. И. Цветаева. «Д о м и к и с т а р о й М о с к в ы», «Г е н е р а л а м д в е н а д ц а т о г о г о д а»; Г. В. Иванов. «Е с т ь в л и т о г р а ф и я х с т а р и н н ы х м а с т е р о в...»; Д. Б. Кедрин. «З о д ч и е» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект в виде электронной презентации «Тема памяти в лирике русских поэтов XX века».

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Создание книги стихов «Российские поэты о Великой Отечественной войне» с помощью компьютерных технологий. Школьный вечер «Строки, опаленные войной». Подготовка и выпуск школьного альманаха или стенной газеты к юбилею празднования Дня Победы.

М е д и а р е с у р с ы. Просмотр музыкального фильма «Песни военных лет» или подборки песен о войне. Знакомство с материалами сайта, которые нужны в работе над проектом «Мотивы былого в лирике поэтов XIX века».


Итоги


Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

А. А. Ахматова. «К л я т в а», «М у ж е с т в о». А. А. Прокофьев. «М о с к в а». К. М. Симонов. «Т ы п о м н и ш ь, А л е ш а, д о р о г и С м о л е н щ и н ы...». А. Т. Твардовский. «Ра с с к а з т а н к и с т а». Ю. В. Друнина. «З и н к а». М. А. Дудин. «З д е с ь г р я з ь, и б р е д, и в ш и в т р а н ш е я х...». А. А. Сурков. «Б ь е т с я в т е с н о й п е ч у р к е о г о н ь...». М. В. Исаковский. «О г о н е к». Б. Ш. Окуджава. «Д о с в и д а н и я, м а л ь ч и к и ». Е. М. Винокуров. «В п о л я х з а В и с л о й с о н н о й...». В. С. Высоцкий. «Ш т р а ф н ы е б а т а л ь о н ы».

М е т о д и к а. В курсе этого года особое внимание обращено на движение времени, и при изучении всех произведений этот момент сохраняет главенствующее значение. Отсюда и особая роль обзорных тем при обращении к произведениям, которые могут впоследствии войти в читательский багаж учеников.




Формы организации учебных занятий

1. Фронтальная (словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми).

2. Групповая (организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).

3. Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации).

4. Коллективная (частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса).

5.Дистанционная (взаимодействие учителя, ученика и родителей дистанционно, в случае необходимости, с помощью мессенджеров, электронных образовательных платформ).


Способы проведения учебных занятий в зависимости от типа урока урок изучения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок практического применения знаний, урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков, урок контроля и проверки знаний, коррекционный урок, комбинированный урок; лекция, дискуссия, расспрос, заочное путешествие, ролевая игра, викторина, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовая работа, практикум, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.


Основные виды учебной деятельности

На уроках литературы организуется работа обучающихся с текстами различных литературных жанров, которая выстраивается по определенному алгоритму:

— этап предварительной дотекстовой работы - актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;

этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);

детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;

"послетекстовый" этап - обобщение прочитанного.


Виды деятельности обучающихся

на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

2. Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.).

3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.

4. Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).

5. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.

6. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения.

7. Выполнение артикуляционных упражнений.

8. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

9. Выполнение информационно-поисковых заданий (сбор, хранение, обработка информации, интеграция знаний).

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе первичного знакомства с текстом:

 1. Чтение текста литературного произведения про себя.

 2. Чтение текста вслух.

 3. Чтение текста вполголоса.

 4. Поочередное чтение текста в парах.

 5. Прослушивание чтения текста учителем.

 6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе детализированной работы с текстом:

 1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

 2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

 3. Чтение текста с комментарием и беседой.

 4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

 5. Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к краткому пересказу.

 6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.

 7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором).

 8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.

 9. Чтение "с прибавлением". Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, самостоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, прочитывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество "прибавленных" слов.

10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица.

11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

13. Чтение текста, пометка непонятных слов.

14. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.

15. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил.

16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям).

17. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

18. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).

21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.

22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги.

23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.

24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения.

26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения.

27. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему.

29. Чтение текста по ролям.

30. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.).

31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д.

32. Выразительное чтение отрывка из текста.

33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора.

34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.

35. "Живая картинка" (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное).

36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно.

37. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе.

39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания.

40. Чтение текста голосом героя.

41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть.

43. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

44. Чтение литературного произведения по готовому плану.

45. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

48. Полный точный пересказ литературного произведения (крайне редко).

49. Краткий пересказ литературного произведения.

50. Подробный пересказ литературного произведения.

51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

52. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика).

53. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению).

54. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию:

 • описание природы перед грозой;

• жилища;

• состояния персонажа.

55. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз).

57. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.

58. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму.

59. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов.

60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

• существительное и прилагательное;

• существительное и глагол;

• местоимение и глагол (либо наоборот).

 61. Чтение и подбор из текста слов-признаков.

62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д.

63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам. Например, с однородными сказуемыми или сложных предложений.

64. Объяснение постановки знаков препинания в предложении.

65. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

66. "Интервью"с полюбившимся персонажем произведения.

67. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения:

 • положительные;

 • отрицательные;

 • нейтральные;

 • герои-помощники.

68. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.

69. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его.

70. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения.

71. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произведения.

72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками.

73. Нахождение в тексте выводов по той или иной теме, проблеме, общей идеи литературного произведения.

74. Установление в процессе чтения литературного произведения причинно-следственных связей.

75. Подбор литературному произведению подходящего названия.

76. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д.

77. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предложении.

78. Чтение литературного произведения и определение его жанра.

79Чтение литературного произведения и нахождение в нем слов, которые, на взгляд ученика, устарели.

80. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте:

 • эпитетов;

 • сравнений;

 • олицетворений;

 • метафор и т. д.

81. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов.

82. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета.

83. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске.

84. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски.

85. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

86. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, погода: гроза, зима, дождь.

87. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия).

88. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста.

89. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходящих по смыслу слов.

90. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.).

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе обобщения изученного произведения:

1. Конкурсное чтение стихотворений.

2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.

3. Инсценирование (драматизация).

4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

5. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

6. Создание репортажа с места главного события литературного произведения.

7. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.

8. Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом.

9. Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.

 

Основные виды деятельности в период реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: самостоятельное ознакомление с новым материалом, тестирование онлайн, создание текстов (устно и письменно), работа над проектом, работа на специализированных интернет-площадках, просмотр видеолекций (уроков).




Календарно-тематическое планирование


урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

I четверть

Литература и время (1 час)

1

01.09.

Х. К. Андерсен. «Калоши счастья»

1

Фольклор (2 часа)

2

02.09.

История в произведениях фольклора. Народная историческая песня.

1

3

08.09.

Народный театр. «Как француз Москву брал»

Наполеон и Потемкин в одной исторической пьесе

1

Зарубежная литература (2 часа)

4

09.09.

М . д е С е р в а н т е с С а а в е д р а. «Дон Кихот»

1

5

15.09.

«Вечный образ» в произведении литературы

1

Древнерусская литература ( 4 часа)

6

16.09.

«Повесть временны́х лет»

1

7

22.09.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

8

23.09.

События в летописи. Смерть Олега.

1

9

29.09.

Жития святых. «Сказание о житии Александра Невского», Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский»

1

Литература эпохи Просвещения (2 часа)

10

30.09.

Ж.Б. Мол ь е р «Мещанин во дворянстве». Классицизм

1

11

06.10.

Комедия. Сатирическое изображение героев. Господин Журден

1

Литература XVIII века (2 часа)

12

07.10.

Д.И.Ф о н в и з и н . «Недоросль».

1

13

13.10.

Классицизм в драматургии. Урок Митрофанушки

1

Литература XIX века (39 часов)

Былины и их герои в произведениях XIX в.

14, 15

14.10.,

20.10.

А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда» и др.

2

16

21.10.

Контрольная работа за 1 четверть по темам «Древнерусская литература», «Литература эпохи просвещения» и «Литература XVIII века»


17, 18

27.10.,

28.10.

Г. Л о н г ф е л л о «Песнь о Гайавате» (перевод И. А. Бунина)

2

II четверть

19

10.11.

Исторический роман. В . С к о т т. Исторические романы: «Айвенго» и др.

1

20

11.11.


И.А. Крылов «Волк на псарне» и другие басни, связанные с историей

1

21

17.11.

А.С. Пушкин. Сюжет баллады «Песнь о вещем Олеге»

1

22

18.11.

Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Полтава» - образ вдохновителя победы

1

23

24.11.

Исторические и нравственные проблемы в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

1

24

25.11.

Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

25

01.12.

Жизненный путь Петра Гринёва (анализ 1-2 глав)

1

26

02.12.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (разбор 3-5 глав)

1

27

08.12.

Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Разбор 6-8 глав

1

28

09.12.

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав

1

29

15.12.

Маша Миронова ― нравственный идеал А.С. Пушкина. Смысл названия повести

1

30

16.12.

Проблема чести, долга, милосердия, морального выбора.

1

31

22.12.

Портрет и пейзаж на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению

1

32

23.12.

Контрольная работа за 2 четверть. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

33

29.12.

М.Ю. Лермонтов. Лирика поэта на тему «Родина»

1

III четверть

34

12.01.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Исторический сюжет и герои песни

1

35

13.01.

Проблема долга и чести в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

1

36

19.01.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои повести

1

37

20.01.

Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

38

26.01.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

1

39

27.01.

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

40

02.02.

Образы природы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Подготовка к сочинению

1

41

03.02.

Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века

42

09.02.

В.А. Жуковский «Воспоминание», «Песня». А.С. Пушкин «Воспоминание», Стансы

1

43

10.02.

Д.В. Давыдов «Бородинское поле», И.И. Козлов «Вечерний звон»

1

44

16.02.

Ф.Н. Глинка «Москва», А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе»

1

45

17.02.

А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады – царь Иван Грозный и князь Курбский

1

46

24.02.

А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе

1

47

02.03.

А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Сюжет и его главные герои

1

48

03.03.

А. Дюма «Три мушкетера». Авантюрно-исторический роман и его роль в нашем чтении

1

49

09.03.

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». История создания рассказа

1

50

10.03.

Контраст как композиционный приём. Полковник на балу и после бала.

1

51

16.03.

Образ грациозной и величественной Вареньки.

1

52

17.03.

Сочинение «Роль случая в жизни и судьбе человека»

1

53

23.03.

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Литература XIX века»

1

Литература ХХ века (19 часов)

Историческое прошлое в литературе ХХ века

54

24.03.

Былины и их герои в литературе ХХ века. И. А. Бунин «На распутье», « Святогор», «Святогор и Илья»

1

IV четверть

55

06.04.

К.Д. Бальмонт «Живая вода», Е.М. Винокуров «Богатырь»

1

56

07.04.

Ю.Н. Тынянов. Повесть «Восковая персона».

1

57

13.04.

Герои и сюжет рассказа «Восковая персона»

1

58

14.04.

М. Алданов. Роман «Чёртов мост».

1

59

20.04.

Тетралогия исторических романов Алданова.

1

60

21.04.

Суворов и его подвиг в романе «Чертов мост».

1

62

27.04.,

28.04.

Б.Л. Васильев. Роман «Утоли моя печали...». Смысл заглавия романа.

2

Великая Отечественная война в литературе ХХ века

63

04.05.

Военная лирика: А. Ахматова, А.А. Прокофьев, К.М. Симонов

1

64

05.05.

Военная лирика: А.Т. Твардовский, Ю. В. Друнина, М.И. Дудин, А. А. Сурков

1

65

11.05.

Промежуточная аттестационная работа (диагностическая работа)

1

66

12.05.

Военная лирика: М.В. Исаковский, Б. Ш. Окуджава, Е.М. Винокуров, В.С. Высоцкий

1

67

18.05.

Л.М. Леонов. Пьеса «Золотая карета»

1

68

19.05.

Драматический сюжет и драматические судьбы.

1

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века

69

25.05.

В.Брюсов, З.Гиппиус, Н.Гумилёв , М.Цветаева, Е.Евтушенко, В.Высоцкий.

3

70

26.05.

Итоговый урок. История на страницах художественных произведений

1




«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО

Учителей-предметников

МБОУ Крюковской СОШ

№ 1 26.08.2021

________________ Е.В. Сараева


«Согласовано»

Заместитель директора по УР____________________ Н.В. Литвинова

от 27.08. 2021





26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!