СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе, 8 класс. Автор: Коровина В.Я.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 8 класс»


Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 20 х.Сальский Кагальник




«Утверждаю»

Директор МБОУ – ООШ № 20

х. Сальский Кагальник

_________/Антоненко О.В./

Приказ от«___» 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ


для 8 КЛАССА





Количество часов: 66


Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна















2019 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • рабочей программы «Программы под редакцией Коровиной В.Я. «Литература» для 5-9 классов, издательство М. «Просвещение», 2016. г. Адрес в интернете http://www.prosv.ru/

  • «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»;

  • Учебника «Литература 8 класс» автор: Коровина В.Я , Москва: «Просвещение», 2018.



Цели и задачи учебного предмета «Литература»:

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



Задачи изучения предметного курса:

- сформировать у учащихся представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- помочь освоить теоретические понятия , которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- научить использовать литературу для повышения речевой культуры;

- совершенствовать устную и письменную речь.



В 8 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.

Основу содержания литературы в 8 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание курса литературы в 8 классе базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления, формируют у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематических принципов.

Содержание курса литературы 8 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие «вечные» проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и др.)

В курсе литературы 8 класса затронута одна из ведущих проблем: взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе).

Одна из составляющих структур в курсе литературы 8 класса – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В программе соблюдена системная направленность – курс 8 класса представлен разделами:


1. Введение.

2. Устное народное творчество.

3. Древнерусская литература.

4. Литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Зарубежная литература.


Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе рабочей программы.


В рабочей программе выделены часы на развитие речи и часы внеклассного чтения. В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи, вн. чт. – это уроки внеклассного чтения.


Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение литературы в 8 классе основной школы отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение литературы в 8 классе отводится 66 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я. предусматривает

70 часов.

Данная программа будет выполнена за 66 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной

В. Я. (70 часов), за исключением «С.А. Есенин «Пугачёв». Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина» на 1 час (в авторской программе - 2 часа, в данной программе -1 час); «А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» на 1 час (в авторской программе – 3 часа, в данной программе – 1 час), «У. Шекспир. Творчество» на 2 часа ( в авторской программе – 3 часа, в данной программе – 1 час).

Программа будет выполнена за 66 часов за счет объединения данных тем.



Количество учебных часов- 66

из них:

внеклассное чтение- 8 часов;

развитие речи – 6 часов;

контрольных работ – 5 часов.


Проектная деятельность учащихся 8 класса


  1. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.

  2. Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова.

  3. Использование старославянизмов в лирических произведениях А. С. Пушкина.

  4. Традиции жанра «готической новеллы» в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

  5. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  6. Пейзажи И. С. Тургенева и их место в структуре художественного произведения.

  7. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И. С. Тургенева.

  8. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).

  9. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе.

  10. Символика поэмы «Медный всадник».

  11. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.

  12. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством»).

  13. Пейзаж в поздних рассказах Л. Н. Толстого.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета



Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательногостандарта второго поколения в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, (художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

свободному владению монологической и диалогической речью в

объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способам свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА"


ВВЕДЕНИЕ

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические и исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики и поэтика частушек.

Преданиякак исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком…» Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы.Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


«Житие Александра Невского».Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд».Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы.Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Слово о баснописце. Басни и их историческая основа.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы.Дума (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Основные мотивы лирики поэта.

«История пугачёвского бунта» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправка Николая I. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

История создания романа «Капитанская дочка». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачёвского бунта».

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотивкарт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

«Туча».Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К***(« Я помню чудное мгновенье...».) Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотив дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Теория литературы.Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте,

отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы.Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы, вытекающее из характеров. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы.Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург – символ вечного адского холода. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателекак пропагандисте русской литературы в Европе. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные для писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы.Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой.Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идеяразделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри них. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы.Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


«Поэзия родной природы»

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...»; М.Ю.Лермонтов. «Осень»; Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«На поле Куликовом».

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, у А.С.Пушкина, у С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелёв . Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Михаил Андреевич Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Журнал «Сатирикон».«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывок). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом и современности.

Тэффи «Жизнь и воротник».

М. М. Зощенко «История болезни» . Сатира и юмор в рассказах.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер В.Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Композиция и язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ«Возвращение».Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.М.Исаковский. «Катюша», «Врагисожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы непоют...»;А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни времён войны, их призывно-воодушевляющий характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний солдат в лирических песнях.

Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение реалий времени в рассказе. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Лирика русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине (обзор).

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп. «Мнетрудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»;Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Уильям Шекспир .Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью...»,«Ее глаза на звезды не по­хожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Теория литературы.Сонет как форма лирической поэзии.


Жан -БатистМольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены). Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии. Особенности классицизма. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).


Джонатан Свифт – сатирик.

«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.Гротескный характер изображения.


Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.







Произведения для заучивания наизусть



1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» а) отрывок из 8-ой главы от слов «Я смутился...» до слов «...что я лукавствую» и далее от «Я природный дворянин...» до «...тебе служить не могу» б) отрывок из 11-ой главы от слов «Слушай, - сказал Пугачёв...» до слов «...значит по мне клевать мертвечину»


2. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок из поэмы части 3, 4, 5).


3. Н. В. Гоголь «Ревизор» (монолог Хлестакова действие 3, явление 6-ое от слов «На столе, например, арбуз в семьсот рублей арбуз» до слов «...всё дрожит и трясётся, как лист»).


4. Л. Н. Толстой «После бала» (отрывок от слов «Мне было до такой степени стыдно...» до слов «Но сколько ни старался и потом не мог узнать»).


5. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок из поэмы глава «Переправа» от слов «Переправа, переправа!» до слов «Смерть в бою свистела часто И минёт ли в этот раз?»)


6. Н. М. Рубцов «Журавли» ,«Во время грозы».



















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,

корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).












Тематическое планирование , 8 класс – 66 часов

урока

п/п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося


Формы контроля

Дата

План

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС

1.

Русская литература и история.

Чтение статьи учебника, составление плана статьи, устный и письменный ответ на вопрос.

Текущий контроль

02.09


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 2 ЧАСА

2.

В мире русской народной песни (лирические, исторические). Частушки

Объяснение специфики происхождения. Форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной. Выразительное чтение народных песен, частушек. Составление таблицы.

Фронтальный опрос

05.09


3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Выразительное чтение и обсуждение преданий . Рецензирование актерского исполнения преданий . Устные ответы на вопросы. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Текущий контроль

09.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ЧАСА

4.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».


Чтение статьи учебника. Выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития…» в современном переводе. Составление лексических комментариев. Формулирование вопросов к тексту произведения. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «воинская повесть».

Фронтальный опрос

12.09


5.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Чтение и составление тезисов статьи. Выразительное чтение фрагментов сатирической повести 17 века в современном переводе.

Текущий контроль

16.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА – 3 ЧАСА

6.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»:социальная и нравственная проблематика комедии.


Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «классицизм». Выявление в комедии характерных для русской литературы 17 века тем, образов и приёмов изображения человека. Письменный анализ эпизодов комедии.

Индивидуальный опрос

19.09


7.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комического.


Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «классицизм». Выявление в комедии характерных для русской литературы 17 века тем, образов и приёмов изображения человека. Письменный анализ эпизодов комедии.

Фронтальный опрос

23.09


8.

Р.р. Подготовка к со­чинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской ли­тературе и в литературе XVIII века».

Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана сочинения.

Индивидуальная работа

26.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА –35 ЧАСОВ

9.

И. А. К р ы л о в. «Обоз»-басня о войне 1812 года.

Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Составление лексических комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приемов изображения человека. Формулирование вопросов по тексту.

Текущий контроль

30.09


10.

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» как реалистическое произведение.

Сопоставление тезисов статьи учебника и одноименной статьи практикума. Выразительное чтение думы. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Соотнесение содержания думы с романтическими принципами изображения человека.


Фронтальный опрос

03.10


11.

Вн. чт. А.С. Пушкин «История Пугачёва» (отрывки).

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о Пушкине-историке. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Пушкина.

Самостоятельная работа

07.10


12.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

Устный рассказ об истории создания романа. Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики. Соотнесение содержания произведения с реалистическими принципами изображения человека.

Фронтальный опрос

10.10


13.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

Составление лексических комментариев. Различные виды пересказов. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устная характеристика Гринева и средств создания его образа.

Индивидуальный опрос

14.10


14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Формулирование вопросов по тексту произведения. Составление цитатной таблицы.

Текущий контроль

17.10


15.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

Устный ответ на вопрос. Устная характеристика героинь романа и средств их образов. Составление плана сравнительной характеристики героинь.

Фронтальный опрос

21.10


16.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания.

Устное рецензирование исполнения актерами фрагментов романа. Формулирование вопросов по тексту романа. Анализ различных форм авторской позиции.

Текущий контроль

24.10


17.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нем художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Характеристика художественного мира романа.

Индивидуальный опрос

07.11


18.

Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Составление плана сочинения. Редактирование черновых вариантов письменных работ.


Индивидуальная работа

11.11


19.

А. С. П у ш к и н. «19 октября», «Туча».

Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление плана и устный анализ одного из стихотворений.

Фронтальный опрос

14.11


20.

Вн. чт.А.С. Пушкин «К…» («Я помню чудное мгновенье»).

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических комментариев. Конкурс на лучшее исполнение стихотворений.

Индивидуальный опрос

18.11


21.

Контрольная работа по теме «Творчество А.С. Пушкина».

Выполнение тестовых заданий по теме.

Итоговый контроль

21.11


22.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Характеристика сюжета поэмы, её тематики и проблематики. Характеристика особенностей русского романтизма.

Фронтальный опрос

25.11


23.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.

Устная характеристика героя и средства создания его образа. Анализ эпизодов поэмы. Письменная характеристика Мцыри как романтического героя.

Самостоятельная работа

28.11


24.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Ответы на вопросы викторины.

Фронтальный опрос

02.12


25.

Р/р Сочинение «Черты романтического героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Составление плана сочинения. Редактирование черновых вариантов сочинений.

Индивидуальная работа

05.12


26.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.

Составление тезисов статей учебника. Выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «комедия». Работа со словарем литературоведческих терминов.

Текущий контроль

09.12


27.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Индивидуальный опрос

12.12


28.

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова.

Устное рецензирование выразительного чтения , исполнения актеров. Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Анализ эпизодов.

Самостоятельная работа

16.12


29.

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

Составление тезисов статьи учебника. Выделение этапов развития сюжета комедии.

Фронтальный опрос

19.12


30.

Р/р Сочинение «В чем социальная опасность хлестаковщины?»

Составление плана сочинения. Редактирование текстов сочинения.

Индивидуальная работа

23.12


31.

Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

Выразительное чтение повести. Составление лексических комментариев. Устная характеристика героя и средств создания его образа. Анализ эпизодов.

Текущий контроль

26.12


32.

Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст»

Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусств в различных формах. Выявление в повести признаков реалистического и фантастического произведения. Составление плана анализа финала повести.

Самостоятельная работа

09.01


33.

Контрольная работа по теме «Творчество М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя».

Выполнение тестовых заданий

Итоговый контроль

13.01


34.

Вн. чт. И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

Составление тезисов статьи учебника. Выразительное чтение рассказа. Составление лексических комментариев. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Сравнительная характеристика героев.

Фронтальный опрос

16.01


35.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

Составление тезисов статьи. Обсуждение статьи. Выразительное чтение фрагментов романа.

Фронтальный опрос

20.01


36.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: средства создания комического.

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана сообщения о средствах создания комического в романе.

Индивидуальный опрос

23.01


37.

Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои, проблематика и поэтика.

Составление тезисов статьи учебника. Выразительное чтение рассказа. Выделение этапов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Текущий контроль

27.01


38.

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

Устный рассказ о писателе. Устная характеристика героев и средства создания их образов. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Самостоятельная работа

30.01


39.

Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

Характеристика сюжета, тематики, проблематики рассказа. Работа со словарем. Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа.

Фронтальный опрос

03.02


40.

Контрольная работа по теме «Творчество Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого».

Выполнение тестовых заданий.

Итоговый контроль

06.02


41.

Р.р. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление общности в восприятии природы русскими поэтами. Составление литературной разметки текста стихотворения и выразительное чтение с соблюдением логического ударения, пауз, поэтических интонаций.

Индивидуальный опрос

10.02


42.

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии).

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета, тематики, проблематики. Подбор примеров.

Фронтальный опрос

13.02


43.

Вн. чт. А.П.. Чехов. «Человек в футляре».

Выразительное чтение рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции

Текущий контроль

17.02


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА – 19 ЧАСОВ

44.

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета, тематики, проблематики. Устная и письменная характеристика героев рассказа.

Самостоятельная работа

20.02


45.

А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

Сопоставление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета, тематики, проблематики рассказа. Составление плана характеристики героя. Устная характеристика героев рассказа.

Фронтальный опрос

27.02


46.

Р.р. Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви».

Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Подготовка обвинительной и защитной речи в адрес героев рассказов о любви.

Индивидуальный опрос

02.03


47.

Контрольная работа по теме «Творчество А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна».

Выполнение тестовых заданий

Тестовая работа

05.03


48.

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворения. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление цитатной таблицы.

Фронтальный опрос

12.03


49.

С.А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Участие в коллективном диалоге.

Текущий контроль

16.03


50.

И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Фронтальный опрос

19.03


51.

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.

Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа. Участие в коллективном диалоге.

Фронтальный опрос

30.03


52.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

Составление тезисов статьи. Выразительное чтение отрывков . Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика сюжетов и героев рассказа.

Текущий контроль

02.04


53.

Вн. чт. Теффи. «Жизнь и воротник».

Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения.

Индивидуальный опрос

06.04


54.

Вн. чт. М.М. Зощенко «История болезни».

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Характеристика сюжета и героев рассказа. Участие в коллективном диалоге.

Фронтальный опрос

09.04


55.

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война.

Составление тезиса статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Характеристика сюжета и героев поэмы.

Индивидуальный опрос

13.04


56.

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя.

Составление тезиса статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Характеристика сюжета и героев поэмы.

Самостоятельная работа

16.04


57.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Сопоставление разных редакций песни «Катюша».

Текущий контроль

20.04


58.

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Фронтальный опрос

23.04


59.

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

Различные виды пересказов. Составление сообщения о герое-повествователе. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Письменный ответ на проблемный вопрос.


Самостоятельная работа

27.04


60.

Русские поэты о родине, родной природе (обзор).

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя. Сопоставительный анализ образа родины в творчестве русских поэтов.

Фронтальный опрос

30.04


61.

Поэты русского зарубежья о родине.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя. Сопоставительный анализ образа родины в творчестве поэтов русского зарубежья.

Индивидуальный опрос

07.05


62.

Итоговая контрольная работа.

Усвоение знаний по разделам курса литературы.

Итоговый контроль

14.05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 4 ЧАСА


63.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонет как форма лирической поэзии.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии.

Текущий контроль

18.05


64.

Вн. чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».

Устный рассказ о драматурге и истории создания комедии. Выявление черт фольклора в комедии.

Фронтальный опрос

21.05


65.

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».

Выразительное чтение фрагментов произведения. Участие в диалоге. Различные виды пересказа. Подготовка к учебному диспуту.

Текущий контроль

25.05


66.

Вн. чт. В. Скотт. «Айвенго».

Составление тезисов статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов романа. Характеристика сюжетов и героев романа. Чтение и пересказ статьи учебника.

Фронтальный опрос

28.05




Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е. В. /

______________2019 г. ______________ 2019 г.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!