СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № »


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО___________________

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ «Школа № »


__________________________

___________

« 26 » августа 202 г.

« » августа 20 г.

Приказ № _______ от 30 .08.20


Рабочая программа


Наименование учебного предмета литература

Класс 7 класс

Уровень общего образования основное общее - 3

Учитель

Срок реализации программы, учебный год 202 -202 учебный год

Количество часов по учебному плану всего 70 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного

общего образования по литературе (2004 г.) и авторской программы

по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений

(Г.С. Меркин, С.А. Зинин. В.А. Чалмаев).

Учебник Г. С. Меркин. Литература. Учебник для 7 класса общеобразовательных

учреждений. В 2-х частях. М.: «Русское слово», 2014 г.

(название, автор, год издания)

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Рабочую программу составила __________




1. Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в 7 классе


Предметные

В результате изучения литературы ученик должен знать:

– сведения о писателях;

– содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

– наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;

– основные теоретико-литературные понятия

– умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

– выявлять авторскую позицию;

– составление развёрнутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;

– составление отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

Метапредметные:

– умение работать с книгой;

– выражать свое отношение к прочитанному;

– выразительно читать ;

– владеть различными видами пересказа;

– строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;

– участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

– составлять план, тезисы по данному тексту;

– работать с разными источниками информации;

– анализировать текст (тема, проблема, основная мысль, использование изобразительно-выразительных средств, речь героев);

– составлять вопросы, план к тексту.

Личностные:

– Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;

– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;

– освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

– овладение умениями чтения и анализа произведений.

– приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

– овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтению наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного);

– свободное владение монологической и диалогической речью;

– освоение способов свободного владения письменной речью.



2. Содержание программы учебного курса «Литература. 7 класс»


п/п

Название раздела

Содержание

1

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.

2

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Связь с другими искусствами: лубок.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

3

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.


4

Из русской литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.


Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).

5

Из русской литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.


Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).


Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).


Ф.И. ТЮТЧЕВ

Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.

Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

Развитие речи: выразительно чтение.


А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.


А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Произведения русских поэтов XIX века о России

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

6

Из русской литературы XX века

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.


А.И. КУПРИН

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.


М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.


А.С. ГРИН

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

Теория литературы: развитие представлений о романтизме.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».


В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.


С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.


И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.


М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.


К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».



А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны


Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.


В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.


Поэты XX века о России

Г. Тукай. «Родная деревня».

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

И. Северянин. «Запевка».

Н.М. Рубцов «В горнице».

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.


7

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.


МАЦУО БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.



Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».


Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.


А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».


Р. БРЭДБЕРИ

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.


Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.



8

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).


















3. Календарно-тематическое планирование

Литература. 7 класс


п/п

Тема

Дата проведения

1

Любите читать! ВК: воспитание устойчивого интереса к чтению как средству познания



Из устного народного творчества (3 часа)

2

Былина «Святогор и Микула Селянинович». ВК: воспитание уважения к прошлому и настоящему России.


3

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». ВК: воспитание чувства патриотизма.


4

Русские народные песни. Песни свадебные, лирические. ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны



Из древнерусской литературы (2 часа)

5

Из «Повести временных лет». «...И вспомнил Олег коня своего». ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны


6

«Повесть о Петре и Февронии». ВК: воспитание семейных ценностей



Из русской литературы 18 века(7 часов)

7

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны.


8

Краткие сведения О М.В. Ломоносове. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны


9

Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях». Подготовка к сочинению «Слава науке». ВК: уважительного отношения к русскому языку.


10

Краткие сведения о Г.Р. Державине. Стихотворение «Властителям и судиям».ВК: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.


11

Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения. ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


12

Образы комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика. ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


13

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности.



Из русской литературы 19 века (31 час)

14

После Лицея. А.С. Пушкин в Петербурге. Стихотворения «К Чаадаеву», «Два чувства дивны близки нам».

ВК: воспитание чувства ответственности и долга перед Отечеством


15

А.С. Пушкин. Стихотворения «Во глубине сибирских руд», «Анчар». ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


16

А.С. Пушкин. Стихотворение «Туча». «Песнь о вещем Олеге». ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны


17

Поэма А.С. Пушкина «Полтава». ВК: воспитание уважения к прошлому и настоящему России


18

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю. Лермонтов – художник. ВК: воспитание устойчивого интереса к чтению как средству познания


19

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Родина». ВК: воспитание чувства патриотизма.


20

«Песня про .. купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне..». Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова. ВК: воспитание устойчивого интереса к чтению как средству познания. ВК: воспитание уважения к прошлому и настоящему России.


21

Основные мотивы «Песни...». ВК: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


22

Фольклорные элементы в произведении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство «Песни..». ВК: воспитание чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.


23

Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. Повесть «Шинель». ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны


24

Повесть «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича. ВК: воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим людям


25

Акакий Акакиевич и «значительное» лицо. Фантастика в повести. ВК: воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим людям


26

Краткие сведения о И.С. Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника». Духовный облик рассказчика-героя «Записок охотника». ВК: воспитание устойчивого интереса к чтению как средству познания


27

И.С. Тургенев. Рассказ«Хорь и Калиныч». ВК: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине


28

И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы». Тема искусства в рассказе. ВК: воспитание и развитие эстетического сознания


29

Стихотворение в прозе «Нищий». ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


30

Краткие сведения о Н.А. Некрасове.Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом..», «Железная дорога». ВК: воспитание российской гражданской идентичности


31

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». ВК: воспитание чувства ответственности и долга перед Отечеством


32

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


33

Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Некоторые особенности сказок. «Дикий помещик». ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны


34

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны


35

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. «Севастополь в декабре месяце». ВК: воспитание уважения к памяти предков


36

Образы защитников Севастополя. ВК: воспитание уважения к памяти предков.


37

Краткие сведения о Н.С. Лескове. ВК: воспитание уважения к культурному наследию страны


38

Н.С. Лесков «Левша». ВК: воспитание чувства ответственности и долга перед Отечеством.


39

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России. ВК: воспитание чувства ответственности и долга перед Отечеством


40

Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. ВК: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине


41

Произведения русских поэтов 19 века о России. ВК: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине


42

А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». ВК: воспитание устойчивого интереса к чтению как средству познания


43

А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». ВК: воспитание устойчивого интереса к чтению как средству познания



Из русской литературы 20 века (21 час)

44

Краткие сведения об И.А. Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер», «Кукушка». ВК: воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим людям


45

Краткие сведения о А.И. Куприне. Рассказ «Куст сирени». ВК: воспитание семейных ценностей.


46

А.И. Куприн. Рассказ «Аllez”. ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


47

Краткие сведения о М. Горьком. Повесть «Детство». ВК: воспитание уважительного отношения к родителям, родственникам, близким


48

Народная Россия в изображении М.Горького. ВК: воспитание любви к Родине


49

М.Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


50

А.Грин «Алые паруса». ВК: воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим людям.


51

В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». ВК: воспитание и развитие эстетического сознания


52

С.Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!», «Я покинул родимый дом». ВК: воспитание чувства патриотизма


53

С. Есенин. Стихотворение «Отговорила роща золотая». ВК: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине


54

И.С. Шмелёв. «Русская песня», «Яблочный Спас». ВК: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине


55

М.М. Пришвин. «Москва-река». ВК: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине


56-57

К.Паустовский. «Мещёрская сторона». ВК: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине


58

Н. Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться». ВК: воспитание добросовестного отношения к своему делу, трудолюбия


59

А. Твардовский. Стихотворения «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни». ВК: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


60

А.Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин». ВК: воспитание уважения к памяти предков.


61

Лирика поэтов – участников Великой отечественной войны. ВК: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.


62

Б. Васильев. Рассказ «Экспонат №..» ВК: воспитание духовно-нравственных качеств личности


63

В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик». ВК: воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим людям


64

Поэты 20 века о России. ВК: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.



Из зарубежной литературы ( 4 часа)

65

У.Шекспир. Сонеты. ВК: воспитание уважительного отношения к культурному наследию других народов


66

М.Басё. Хокку. ВК: воспитание и развитие эстетического сознания


67

Р. Бёрнс. Песни и баллады. ВК: воспитание уважительного отношения к культурному наследию других народов


68

А. де Сент-Экзюпери «Планета людей». ВК: воспитание устойчивого интереса к чтению как средству познания


69-70

Резервные уроки.



Итого: 70 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!