СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Зернограда


УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ гимназия г. Зернограда

________________ Решетняк Л. Ю.

Приказ от 30 августа 2017 г. № 262






Рабочая программа

по литературе

7, 10 классы


Учитель:

Постригань Ольга Владимировна





















Пояснительная записка

Рабочая программа курса литературы для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

  • примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • Устав МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции приказа от 23.07.2015г. №325);

  • основная образовательная программа МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г. №217, в ред приказа от 21.08.2017 г. №250);

  • приказ МБОУ гимназия г. Зернограда от 21.08.2017 №248 «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;

  • программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, М.: Русское слово. 2015 года.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.

Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.

Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

Семиклассник получит возможность научиться:

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

  • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

  • сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

    • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .

Метапредметные результаты

    • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

    • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

    • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

    • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

    • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

    • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

    • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

    • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

    • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

    • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

    • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

    • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

    • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

Предметные результаты

    • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,

    • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

    • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

    • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

    • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

    • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

    • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

    • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,

    • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

    • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

Содержание учебного предмета, курса



Тема

Количество часов


1

Введение

1

2

Из устного народного творчества

5

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из литературы 18 века

6

5

Из литературы 19 века

25

6

Произведения русских поэтов 19-20 веков о России

2

7

Из литературы 20 века

18

8

Лирика поэтов – участников

Великой Отечественной войны

1

9

Из зарубежной литературы

7


Итого

68



Тематическое планирование по литературе в 7 классе.



урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата фактически

Тема 1. Введение. (1 ч )

1.

Личность автора, позиция писателя, труд и творчество

1

4.09


Тема 2. Из Устного народного творчества.

2


Былина «Святогор и Микула Селянинович»

1

5.09


3.

Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

1

11.09


4.


Былины в русском фольклоре.

1

12.09


5.

Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец»

1

18.09


6.

Русские народные песни

1

19.09


Тема 3. Из древнерусской литературы.

7.

Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)

1

25.09


8.


« Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

26.09


9.


Духовные заветы Древней Руси. « Поучение » Владимира Мономаха.

1

2.10


Тема 4. Из литературы 18 в.

10.

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта. Оды: « О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

1

3.10


11.

Г.Р.Державин «Властителям и судиям»:отражение в названии тематики и проблематики произведения.

1

9.10


12.

Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль».Своеобразие драматургического произведения

1

10.10


13.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема гражданственности.

1

16.10


14.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания в комедии.

1

17.10


15.


Р/Р Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

23.10


Тема 5. Из литературы ХIХ в.

16.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина « К Чаадаеву», « Во глубине сибирских руд».

1

24.10


17.

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча».

1

7.11


18.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С. Пушкина

1

13.11


19.


Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава»


1

14.11


20.


М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина».

1

20.11


21.

Проблематика и основные мотивы « Песня про царя Ивана Васильевич

1

21.11


22.

Идейно-художественное своеобразие « Песни…» Речевые элементы в создании характеристики героя

1

27.11


23.


Р/Р Сочинение- размышление по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня..»

1

28.11


24.

Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель»

1

4.12


25.

Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

5.12


26.

И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч»

1

11.12


27.


Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

1

12.12


28.

Контрольная работа №1 по теме: « Фрагмент биографии писателя»

1

18.12


29.

Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога».

1

19.12


30.

Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

1

25.12


31.

Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»)


1

26.12


32.


Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская»

1

15.01


33.

Своеобразие сюжета и проблематика сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как Один мужик двух генералов прокормил». Приёмы создания образов-персонажей

1

16.01


34.


Обучение аналитическому пересказу сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

22.01


35.


Контрольная работа №2 по теме: «Нужна ли сатира сегодня?»

1

23.01


36.

Л.Н.Толстой -участник обороны Севастополя. Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце»

1

29.01


37.

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой».

1

30.01


38.

Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

1

5.02


39.

Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

1

6.02


40.


Р/Р Сочинение по творчеству писателей и поэтов 19 века.

1

12.02


Тема 6. Стихи о России поэтов 19-20 веков

41.

Своеобразие раскрытия темы России в стихотворениях А.К. Толстого, Я.П.Полонского, А.А.Ахматовой, В.Хлебникова, И.Северянина.

1

13.02


42.


Обучение анализу любимого стихотворения о России. Выразительное чтение наизусть.


1

19.02


Тема 7. Из литературы 20 века.

43.

Идейно-художественное своеобразие повести М.Горького «Детство».

1

20.02


44.

Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького ( из рассказа «Старуха Изергиль»)

1

26.02


45.

Темы и мотивы в лирическом произведении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…»

1

27.02


46.

Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка»

1

5.03


47.

Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

1

6.03


48.

Проблематика и художественное своеобразие стихотворения В,В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

12.03


49.

Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

1

13.03


50.


Вн. чтение.Человек и природа в произведениях донских авторов.

1

19.03


51.

Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва» Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

1

20.03


52.

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река»

1

2.04


53.

Человек и природа в произведении К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Леса»,»Луга», «Бескорыстие»). Образ рассказчика в произведении.

1

3.04


54.

В художественном мире стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

1

9.04


55.

Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин»

1

10.04


56.


Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»

1

16.04


57.

Р/Р Сочинение- рассуждение по финальной фразе рассказа Б. Васильева «Экспонат №…»

1

17.04


58.

Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина.

«Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»

1

23.04


59.


Любовь к малой родине в стихотворениях Н.М.Рубцова «Детство», «Далёкое», «Родная деревня».

1

24.04


60.


В.И.Белов о современном состоянии русского языка в статье «Душа жива в слове»

1

30.04


Тема 8. Лирика поэтов – участников В.О. войны

61.


В художественном мире стихотворений о войне.


1

7.05



62

Итоговая контрольная работа №3 за курс 7 класса.

1

8.05


Тема 9. Из зарубежной литературы.

63.


В. Шекспир. Сонеты. Их художественное своеобразие.

1

14.05


64.


Р.Бёрнс. Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно»

1

15.05


65.

Р.Л.Стивенсон. Сведения об авторе. Чувство долга, любовь к родине в балладе «Вересковый мёд».


1

21.05


66.

Р.Л.Стивенсон. Приёмы создания образов в романе «Остров сокровищ».


1

22.05


67.

А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе».

Событийная канва.


1

28.05


68.

Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери « Маленький принц».


1

29.05



































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!