Рабочая программа курса литературы для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Устав МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции приказа от 23.07.2015г. №325);
основная образовательная программа МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г. №217, в ред приказа от 21.08.2017 г. №250);
приказ МБОУ гимназия г. Зернограда от 21.08.2017 №248 «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;
программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, М.: Русское слово. 2015 года.
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение следующих результатов.
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
Тема 1. Введение. (1 ч ) |
1. | Личность автора, позиция писателя, труд и творчество | 1 | 4.09 | |
Тема 2. Из Устного народного творчества. |
2 | Былина «Святогор и Микула Селянинович» | 1 | 5.09 | |
3. | Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 1 | 11.09 | |
4. | Былины в русском фольклоре. | 1 | 12.09 | |
5. | Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец» | 1 | 18.09 | |
6. | Русские народные песни | 1 | 19.09 | |
Тема 3. Из древнерусской литературы. |
7. | Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…») | 1 | 25.09 | |
8. | « Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | 26.09 | |
9. | Духовные заветы Древней Руси. « Поучение » Владимира Мономаха. | 1 | 2.10 | |
Тема 4. Из литературы 18 в. |
10. | М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта. Оды: « О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…» | 1 | 3.10 | |
11. | Г.Р.Державин «Властителям и судиям»:отражение в названии тематики и проблематики произведения. | 1 | 9.10 | |
12. | Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль».Своеобразие драматургического произведения | 1 | 10.10 | |
13. | Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема гражданственности. | 1 | 16.10 | |
14. | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания в комедии. | 1 | 17.10 | |
15. | Р/Р Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | 23.10 | |
Тема 5. Из литературы ХIХ в. |
16. | Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина « К Чаадаеву», « Во глубине сибирских руд». | 1 | 24.10 | |
17. | Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». | 1 | 7.11 | |
18. | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С. Пушкина | 1 | 13.11 | |
19. | Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | 14.11 | |
20. | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина». | 1 | 20.11 | |
21. | Проблематика и основные мотивы « Песня про царя Ивана Васильевич | 1 | 21.11 | |
22. | Идейно-художественное своеобразие « Песни…» Речевые элементы в создании характеристики героя | 1 | 27.11 | |
23. | Р/Р Сочинение- размышление по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня..» | 1 | 28.11 | |
24. | Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель» | 1 | 4.12 | |
25. | Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | 1 | 5.12 | |
26. | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч» | 1 | 11.12 | |
27. | Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий» | 1 | 12.12 | |
28. | Контрольная работа №1 по теме: « Фрагмент биографии писателя» | 1 | 18.12 | |
29. | Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога». | 1 | 19.12 | |
30. | Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | 1 | 25.12 | |
31. | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая») | 1 | 26.12 | |
32. | Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская» | 1 | 15.01 | |
33. | Своеобразие сюжета и проблематика сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как Один мужик двух генералов прокормил». Приёмы создания образов-персонажей | 1 | 16.01 | |
34. | Обучение аналитическому пересказу сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | 22.01 | |
35. | Контрольная работа №2 по теме: «Нужна ли сатира сегодня?» | 1 | 23.01 | |
36. | Л.Н.Толстой -участник обороны Севастополя. Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце» | 1 | 29.01 | |
37. | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой». | 1 | 30.01 | |
38. | Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» | 1 | 5.02 | |
39. | Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | 1 | 6.02 | |
40. | Р/Р Сочинение по творчеству писателей и поэтов 19 века. | 1 | 12.02 | |
Тема 6. Стихи о России поэтов 19-20 веков |
41. | Своеобразие раскрытия темы России в стихотворениях А.К. Толстого, Я.П.Полонского, А.А.Ахматовой, В.Хлебникова, И.Северянина. | 1 | 13.02 | |
42. | Обучение анализу любимого стихотворения о России. Выразительное чтение наизусть. | 1 | 19.02 | |
Тема 7. Из литературы 20 века. |
43. | Идейно-художественное своеобразие повести М.Горького «Детство». | 1 | 20.02 | |
44. | Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького ( из рассказа «Старуха Изергиль») | 1 | 26.02 | |
45. | Темы и мотивы в лирическом произведении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…» | 1 | 27.02 | |
46. | Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка» | 1 | 5.03 | |
47. | Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» | 1 | 6.03 | |
48. | Проблематика и художественное своеобразие стихотворения В,В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | 12.03 | |
49. | Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» | 1 | 13.03 | |
50. | Вн. чтение.Человек и природа в произведениях донских авторов. | 1 | 19.03 | |
51. | Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва» Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | 1 | 20.03 | |
52. | Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река» | 1 | 2.04 | |
53. | Человек и природа в произведении К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Леса»,»Луга», «Бескорыстие»). Образ рассказчика в произведении. | 1 | 3.04 | |
54. | В художественном мире стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» | 1 | 9.04 | |
55. | Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин» | 1 | 10.04 | |
56. | Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…» | 1 | 16.04 | |
57. | Р/Р Сочинение- рассуждение по финальной фразе рассказа Б. Васильева «Экспонат №…» | 1 | 17.04 | |
58. | Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | 1 | 23.04 | |
59. | Любовь к малой родине в стихотворениях Н.М.Рубцова «Детство», «Далёкое», «Родная деревня». | 1 | 24.04 | |
60. | В.И.Белов о современном состоянии русского языка в статье «Душа жива в слове» | 1 | 30.04 | |
Тема 8. Лирика поэтов – участников В.О. войны |
61. | В художественном мире стихотворений о войне. | 1 | 7.05 | |
62 | Итоговая контрольная работа №3 за курс 7 класса. | 1 | 8.05 | |
Тема 9. Из зарубежной литературы. |
63. | В. Шекспир. Сонеты. Их художественное своеобразие. | 1 | 14.05 | |
64. | Р.Бёрнс. Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно» | 1 | 15.05 | |
65. | Р.Л.Стивенсон. Сведения об авторе. Чувство долга, любовь к родине в балладе «Вересковый мёд». | 1 | 21.05 | |
66. | Р.Л.Стивенсон. Приёмы создания образов в романе «Остров сокровищ». | 1 | 22.05 | |
67. | А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе». Событийная канва. | 1 | 28.05 | |
68. | Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери « Маленький принц». | 1 | 29.05 | |