СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМИРЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА



Согласовано

Заместитель директора по УВР

МОУ Тимирязевской СШ

_______________ /Мурзина Е.Н../

« 28» 08 2023 года

Утверждаю

Директор МОУ Тимирязевской СШ

________________/В. Б. Селиванова/

Приказ №400от 28.08. 2023года

Протокол №1





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета (курса): литература

Класс (параллель): 7

Уровень общего образования: основное общее

ФИО учителя: Шепталова Валентина Михайловна

Срок реализации: 2023-2024 учебный год

Количество часов по учебному плану: 70

Планирование составлено на основе:

Программы: Литература. 5-9 классы: рабочая программа к УМК «Предметная линия» учебников под редакцией В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2021

УМК: Литература в 2х частях. 7 класс: учебник/: Литература в 2х частях. 7 класс: учебник/ В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой.- М.: Просвещение, 2020





Рабочую программу составила

учитель русского языка и литературы__________ /В.М. Шепталова/










Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;

  2. Основной образовательной программы НОО,ООО,СОО МОУ Тимирязевской СШ (приказ № 254 от 30.05.2023).

С учётом примерной программы по литературе для 5–9 классов и на основе авторской программы В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2021

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Литературав 2х частях. 7класс: учебник/ В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой.- М.: Просвещение, 2020

Цели изучения предмета:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;.

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Для достижения поставленных целей изучения литературы в 7 классе необходимо решение следующих задач:

  • Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о

выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

  • умением выявлять в них конкретное историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На изучение предмета «Литература» в 7 классе в учебном плане МОУ Тимирязевской СШ на 2023-2024 учебный год отводится 2 часа (70 часов в год)

.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

1.1.Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

  1. понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

  2. понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

  3. проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:

анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и другие); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа); выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка; сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

  1. выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

  2. пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

  3. участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;

  4. создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;

  5. самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и

эстетического анализа;

  1. понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;

  2. планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

  3. участвовать в коллективной и индивидуальной учебноисследовательской и проектной деятельности и публично представлять полученные результаты;

  4. развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме, самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.



Содержание учебного предмета, курса

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная про- блема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художе- ственном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к не совершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и погово- рок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литератур ы. Устная народная проза. Предания (на- чальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных качеств русского народа, прославление мирного тру- да. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, фи- зическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэ- тичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображе- ние жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как пред- ставители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)

- «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый ге- роический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обоб- щённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литератур ы. Предание (развитие представлений). Ги- пербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (развитие представлений). Героический эпос (развитие представ- лений). Общечеловеческое и национальное в искусстве (развитие представлений).

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литератур ы. Героический эпос, афористические жан- ры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литератур ы. Поучение (начальные представления).

Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок из «Похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литератур ы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого». Прославление Петра Великого и его деяний, воздание ему благодарной памяти.

Теория литературы. Надпись как малый жанр высокой торжественной поэзии, посвящённый важным историческим событиям русской истории — рождению или именинам особ царствующего дома, открытию памятников прославленным деятелям России, победам русского оружия, государственным праздникам, спуску кораблей и т. д. По своему содержанию надпись можно назвать краткой, свёрнутой одой (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необ- ходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…». Михайловский период в жизни Пушкина. «Зимний вечер». Настроения грусти и одиночества, размышления о собственной судьбе. «Во глубине сибир- ских руд…» как поэтическое послание. Стремление поэта поддержать ссыльных декабристов.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).

«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Ма- стерство в изображении исторического прошлого. Летописный источник«Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литератур ы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель лето- писного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышлен- ного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к ге- роям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

«Барышня-крестьянка». (Для самостоятельного чтения.) Теория литератур ы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Ру- си. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание бла- женства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую- щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литератур ы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей- запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопостав- ление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотиче- ский пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литератур ы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

«Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литератур ы. Стихотворения в прозе. Лирическая ми-

ниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуж- дёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности историче- ских поэм Некрасова.

«Вчерашний день, часу в шестом…». Печальное, трагическое в судьбе крестьянства как тема поэзии Некрасова.

«Несжатая полоса». Увядание страдающей природы и близкая смерть подневольного крестьянина от непосильного труда — тема стихотворения, решённая в форме баллады с необычным до Некрасо- ва содержанием.

Теория литератур ы. Жанр баллады (развитие представлений).

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу на- рода. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литератур ы. Поэма (развитие понятия). Трёхслож- ные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как раз- новидность лиро-эпического жанра (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

«Шёпот, робкое дыханье…» острое переживание высокого чувства, выражение его в «безглагольной» форме.

«Как беден наш язык! Хочу и не могу…» — размышление о возможностях языка и речи для выражения глубоко затаённых чувств.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего само- властию.

Теория литератур ы. Историческая баллада (развитие пред- ставлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писа- теле.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «По- вести...».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

Теория литератур ы. Гротеск (начальные представления).

Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Maman», «Классы», «Наталья Са- вишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литератур ы. Автобиографическое художественное про- изведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угод- ничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как сред- ство юмористической характеристики.

«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория литератур ы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…».

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторско- го настроения, миросозерцания.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение

«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, твор- ческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для вне- классного чтения.) Теория литератур ы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяков- ского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безраз- личие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лири- ческого героя стихотворения.

Теория литератур ы. Лирический герой (начальные представ- ления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосло- жение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окру- жающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружаю- щих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Непо- вторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». (Внеклассное чтение.) Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты,

взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Пла- тонова.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преоб- ражённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литератур ы. Сравнение. Метафора (развитие пред- ставлений).

Час мужества

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости гроз- ных лет войны в стихотворениях поэтов участников войны: К. Си- монова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и об- разы военной лирики.

Теория литератур ы. Публицистика. Интервью как жанр пу- блицистики (начальные представления).

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...»,

«На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи челове- ка и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литератур ы. Лирический герой (развитие понятия).

Евгений Александрович Евтушенко. Краткий рассказ о поэте.

«Хотят ли русские войны?» — лирико-публицистическое стихо- творение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности компо- зиции стихотворения: развёрнутый ответ на вопрос, заданный в пер- вом стихе.

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологиче- ские проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литератур ы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духов- ной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовы- ручка. Особенности характера героев — сельского и городского маль- чиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость пере- живания собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги).

Духовное напутствие молодёжи.

Теория литератур ы. Публицистика (развитие представлений).

Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются

Григорий Израилевич Горин.

«Почему повязка на ноге?». Иронико-юмористический рассказ- шутка о не очень умном человеке.

«Тихая моя родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприя- тии окружающего. В. Брюсов. «Первый снег», Ф. Сологуб. «Забе- лелся туман за рекой…», С. Есенин. «Топи да болота…», Н. За- болоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н. Рубцов. «Тихая моя родина». Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и инди- видуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуд- жава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литератур ы. Песня как синтетический жанр искус- ства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю... » (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление собственного возраста, зрелости общества, дружескогорасположения к людям раз- ных национальностей. Особенности художественной образности авар- ского поэта.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости

и честности. Народно-поэтический характер произведения.

«Уж не встаю я на заре…». Размышления об отдыхающей при- роде и о невольном отдыхе селянина.

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!..». Жизнь, отданная за свободу и счастье народа, не исчезает: герой остаётся жить в сердцах людей и слава его не меркнет. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерастор- жимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая кар- тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литератур ы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвен- ность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литератур ы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Теория литератур ы. Фантастика в художественной литерату- ре (развитие представлений).

Детективная литература

Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул» — торжество справед- ливости, неотвратимость наказания и заслуженн заслуженного возмездия за со-вершённое преступление как признаки детективного жанра.





Тематическое планирование


№ п\п

Название раздела

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Практические и др.

1.

Введение

1



2.

Устное народное творчество

7


1 Р/р


3.

Из древнерусской литературы.

2



5.

Из русской литературы XVIII века.

2



6..

Из русской литературы XIX в.

23

Вх. к/р1



7 Р/р

2 ВЧ

7..

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в

3


1Р/р

2ВЧ

8.

Из русской литературы XX в

19

2

1Р/р

1.Вн.чт.

9.

Из литературы народов России.

6



10.

Из зарубежной литературы


6


3 Р/р

2 ВЧ

11.

Итоговые уроки

3

2

2

12.

Общее количество часов:

70

5

11 Р/р

7 ВЧ




ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература» , 7 класс


п/п


Номер раздела и темы урока

Тема урока


Количество часов

Дата

Примечание

Причина корректировки

по плану

по факту


1

Введение- 1ч.





1

1.1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.


1


01.09





2

Устное народное творчество-6ч.





2

2.1

Предания..

1

05.09



3

2.3

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1

08.09



4

2.4

Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чтения 1).

1

15.09



5

3

«Калевала» — карело – финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2).

1

19.09



6


3.1

3.2

«Песнь о Роланде» (фрагменты).Французский средневековый героический эпос

1

22.09




7

4

Р/р. Пословицы и поговорки

1

26.09



8

4.1

Входной контроль. Входная контрольная работа(тест) за курс 6 класса

1





4.1

Из древнерусской литературы- 2ч.





9

4.2

Русские летописи.

«Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»).

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

1

29.09



10

4.3

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Гимн любви и верности.

1

27.09




4.4

Из русской литературы XVIII века. 2 ч.





11

4.5

М. В. Ломоносов.

«К статуе Петра Великого».

1

03.10



12


Г. Р. Державин.

«Признание».

1

04.10

05.10





4.9

Из русской литературы XIX века. 29 ч.+ 7ч.Р/р.


17.10

18.10



13


А. С. Пушкин.

«Полтава» (отрывок).

1

19.10

24.10



14

4.12

А. С. Пушкин.

«Песнь о вещем Олеге».

1

25.10



15

16

4.13

4.14

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

2

26.10

31.10



17

18

4.15

4.16

Пушкин в Михайловском «Зимний вечер», «Воглубине Сибирских руд»… (урок внеклассного чтения 3).

2

01.11

02.11



19

4.17

А. С. Пушкин.

«Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1

07.11



20

4.18

Р/р. А. С. Пушкин.

«Станционный смотритель»: автор и герои

1

08.11



21

4.19

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).

1

09.11



22

4.20

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1

14.11



23


Р/р. М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика (урок развития речи 3).

1

15.11.16.11



24

4.23

М. Ю. Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва».

1

28.11.



25

4.24

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

1

29.11



26

4.25

Р/р. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий (урок развития речи 4).

1

30.11



27

4.26

Контрольная работа. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок контроля 1). Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

1

05.12



28

4.27

И. С. Тургенев.

«Бирюк»: автор и герои рассказа.

1

06.12



29

4.28

Р/р. И. С. Тургенев.

«Бирюк»: поэтика рассказа (урок развития речи 5)

1

07.12



30

4.29

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе

«Русский язык», «Два богача».

1

12.12



31

4.30

Н. А. Некрасов.

«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

1

13.12



32

4.31

Вн.чт. Н. А. Некрасов.

«Размышления у парадного подъезда» и др. стихотворения

1

14.12



33

4.32

А. А. Фет. «Шёпот, робкое дыханье…»,

«Как беден наш язык! — Хочу и не могу…».

1

19.12



34

4.33

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

1

20.12



35

4.34

М. Е. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

21.12



36

4.35

Вн.чт.М. Е. Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 5).

1

26.12



37

4.36

Контрольная работа за первое полу-годие. Литературный ринг (урок контроля 2). Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». Тестирование по произвдениям этих писателей.

1

27.12



38

39

4.37

4.38

Л. Н. Толстой.

«Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

2

28.12

09.01



40-41

4.39

4.40

Л. Н. Толстой.

«Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир (урок развития речи 6).

2

10.01.11.01



42

4.41

А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рас- сказа.

1

16.01



43

44

4.42

4.43

А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа (урок развития речи 7).

2

17.01

18.01



45

4.44

А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Раз- мазня» (урок внеклассного чтения 6).

1

23.01



46

4.45

Р/р.«Край ты мой, родимый край!..» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Роди- на». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..», «Бла- говест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (урок развития речи 8).

1

24.01



47

4.46

Произведения русских писателей XX века.

1

25.01



48


5

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни.

1




49

5.1

Р/р. М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни (урок развития речи 9).

1

30.01



50

5.2

Вн.чт. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко») (урок внеклассного чтения 7).

1

31.01



51

5.3

В. В. Маяковский.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

01.02



52

6

В. В. Маяковский.

«Хорошее отношение к лошадям».





53

6.1

А. П. Платонов.

«Юшка»: незаметный герой с большим сердцем.

1

06.02



54

6.2

Р/р. А. П. Платонов.

«Юшка»: нравственные про блемы рассказа (урок развития речи 10).

1

07.02



55

6.3

Вн.чт.А. П. Платонов.

«В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 8

1

08.02



50


Классное контрольное сочинение (урок контроля 3).


1

13.02



51

6.4

Б. Л. Пастернак.

«Июль», «Никого не будет в доме...»

1

14.02



52

6.5

6.6

Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Сур- кова, А. Т. Твардовского и др. (урок внеклассного чтения 9)

2

15.02



53

6.7

А. Т. Твардовский.

«Снега потемнеют синие...»,

«Июль — макушка лета...»,

«На дне моей жизни...».

1

27.02



54

6.8

Е. А. Евтушенко.

«Хотят ли русские войны?..».

1

28.02



55

6.9

Ф. А. Абрамов.

«О чём плачут лошади».

1

01.03



56

6.10

Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»).

1

06.03



57

6.11

6.12

Р/р Е. И. Носов. «Живое пламя», «Радуга» (урок развития речи 11).

2

07.03

13.03



58

6.13

Ю. П. Казаков «Тихое утро».

1

14..03



59

6.14

Д. С. Лихачёв.«Земля родная»

1

15.03



60

6.16

Писатели улыбаются.

Г. И. Горин. «Почему повязка на ноге?»

1

21.03



61

6.17

Р\р «Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. (урок развития речи 12).

1

22.03



62

6.18

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Н. Вертинский «Доченьки». И. А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге...».

1

27.03



63

6.19

Итоговая контрольная работа (урок контроля 4).

1

28.03



64

6.20

Расул Гамзатов.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне».

1

29.03



65


Р. Бёрнс. «Честная бедность», «Уж не встаю я на заре…» и другие

2

03.04

04.04



66

7

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге рой!..», «Душа моя мрачна»- Японские хокку (трёхстишия).





67


О. Генри. «Дары волхвов»





68

8

Р. Д. Брэдбери.

«Каникулы».





69


Артур Конан Дойл.

«Голубой карбункул».





70


Итоговый урок (урок контроля 5).






Итого:

Р/р-11,к.р.- 10; Вн.чт.: 11

70













ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист корректировки календарно-тематического планирования

на 2022-2023 учебный год по литературе, 6класс.

Класс: 6

Предмет: литература

Учитель: Шепталова В.М.


урока

Тема урока

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

План

Факт


























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!