СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Программы курса «Литература»  5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

ст. Советской Советского района Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

____________ Т.Н.Емельяненко

Приказ № 125 от 30.08.2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2021 – 2022 учебный год

по литературе



Уровень образования (класс) основное общее, 7 класс__

Общее количество часов ___70____

Количество часов в неделю ___2____


Учитель русского языка и литературы Скорикова Наталья Ивановна__________________________

Квалификационная категория _______высшая______


Программа разработана на основе Программы курса «Литература» 5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г



2021 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Литература» является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями);

- Учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;

-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Литература»;

- Программы курса «Литература» 5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г.

- УМК:

1. Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Ю.В. Малкова, Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Л.В. Гораш, И.Н. Сухих.; под ред. И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2016г.

2. Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 7 класса: методическое пособие: основное общее образование / Рыжкова Т.В – М.: Издательский центр «Академия», 2015г.


Цели изучения учебного предмета:

- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

- воспитать духовно развитую личность;

- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- понимать авторские позиции;

- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- развивать устную и письменную речь обучающихся;

- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи обучения:

• формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

• обогащать духовный мир обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

• развивать и совершенствовать устную и письменную речи обучающихся.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у обучающихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции;

- формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации, человечества; воспитание речевой культуры обучающихся;

-развить устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры обучающихся;

- расширить кругозор обучающихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

- через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах познакомить с лучшими произведениями литературы.

Задача по формированию теоретико- литературного понятия «герой» тесно связана с пониманием образа человека в курсе литературы 6 класса, но если в 6 классе изучение образа героя в большей степени опирается на эмоциональное восприятие, то в 7-м доминирует аналитический подход Внимание обучающихся сосредоточивается на основных способах создания характеров эпического и драматического героев, а также на особенностях образа лирического героя. Закреплению представлений учеников об авторской точке зрения способствует систематизация средств выражения авторского отношения к герою и авторской позиции. Ученики получают представление о взаимосвязи типа героя и жанровой формы произведения, готовясь к понятийному освоению системы литературных родов и жанров в 8 классе. С учетом потребности в формировании идеала у подростка понятие «героическое» в курсе 7 класса осмысляется как этическая и эстетическая категории (возвышенное, исключительное). Герой в этом смысле выступает как носитель общественного и нравственного идеала. Такое понимание героя демонстрируют произведения гомеровского эпоса и древнерусской литературы, которыми открывается курс.

На изучение программы отводится 70 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Работа по учебно-методическому комплекту на основе примерной программы основного общего образования И.Н.Сухих с учётом требований ФГОСООО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.

Ожидается, что обучающиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении литературы

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,  языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,  традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной  жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных  проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

Планируемые результаты изучения литературы в основной школе в соответствии с авторской концепцией выбранного УМК объединены в следующие блоки:

  • читательская деятельность: эмпатия и воображение, читательские и аналитические умения, формируемые в ходе работы с художественным текстом; умения, связанные с формированием основ смыслового чтения в ходе работы с научно-популярными текстами

  • литературно-творческая деятельность: умения, связанные с творческой переработкой, интерпретацией исходного текста: творческий пересказ, редактирование, сочинения в разных жанрах, стилизация, художественная интерпретация, сообщение, дискуссия;

  • учебно-исследовательская и проектная деятельность


Читательская деятельность

Чтение и анализ художественного текста

Обучающийся научится:

- воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;

- различать стихи и прозу;

- выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть и по ролям, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту; отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста;

- самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;

- сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;

- планировать свой круг чтения художественной литературы;

- участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения, участвовать в диспуте;

- иметь представление о фантастическом, об автобиографическом произведении, о психологизме повествования, о реализме как художественном методе;

- сопоставлять историческое (или биографическое) протособытие и его художественное воплощение в литературном произведении;

- иметь представление о стилизации, о пародии;

- различать жанры эпопеи, поучения, жития, древнерусской повести, поэмы, стихотворения в прозе, трагедии; характеризовать повесть, рассказ, новеллу, роман, рыцарский роман как эпические жанры;

- различать социальные, нравственные, психологические, философские проблемы произведения, определять проблематику произведения;

- самостоятельно определять тему, проблему, идею;

- находить в тексте художественные детали, определять их функцию в произведении;

- характеризовать портрет (развёрнутый и краткий), интерьер (объективный и субъективный), пейзаж;

- иметь представление об аллюзиях и реминисценциях, находить аллюзии и реминисценции в художественном произведении;

- самостоятельно анализировать эпизод и объяснять его место и роль в художественном произведении;

- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по самостоятельно выработанным критериям

- иметь представление о литературном характере; характеризовать главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев;

- характеризовать персонажа в эпическом и драматическом произведении, используя основные способы характеристики;

- иметь представление о романтическом герое, о лирическом герое стихотворения, о сатирическом герое и способах создания сатирического типа;

- иметь представление о внутреннем монологе как средстве характеристики героя;
- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по самостоятельно выработанным критериям;

- иметь представление о романтическом пейзаже;

- иметь представление о символе как разновидности тропа;

- иметь представление о силлабо-тоническом и тоническом стихосложении;

- сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции самостоятельно;

- сопоставлять переводы одного произведения самостоятельно;

- самостоятельно объяснять роль использованного автором приёма антитезы в художественном произведении;

- различать виды комического: юмор, иронию, сатиру и способы создания комического;

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять авторскую позицию в художественном произведении и способы её выражения;

- различать понятия «автор», «повествователь», «рассказчик», объяснять особенности повествовательной организации художественного произведения;

- характеризовать элементы композиции: отклонение от фабулы, внесюжетные элементы, ретроспективу как композиционный приём;

- понимать особенности сатиры, гротеска, сарказма, находить разные виды комического в произведении, объяснять их роль в тексте.

- составлять продуктивные вопросы, в том числе проблемные, для анализа текста (текстов), организации дискуссии, дебатов.




Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:

Обучающийся научится:

- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в содержании научно-популярного текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания…), заданную в явном виде и скрытой форме;

- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- готовить сообщения по заданной теме и материалам;

- составлять конспект учебного текста, небольшой критической статьи;

- писать реферат по 1-2 источникам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- проводить небольшое исследование, представлять результаты исследования в классе;

- перерабатывать исходный текст в текст иного жанра (аннотации, рецензии, заметка);

- составлять текст интервью с писателем на основе научно-популярного текста.

Литературно-творческая деятельность

Обучающийся научится:

- выразительно читать текст художественного произведения;

- инсценировать эпизоды произведения;

- готовить пересказ с элементами комментария, с творческим заданием;

- писать сочинение-сравнительную характеристику героев по алгоритму, предложенному в учебнике;

- описывать портрет художника;

- писать сочинение-сопоставление фрагментов рассказа и одноимённого кинофильма;

- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;

- составлять аннотацию к прочитанному произведению по образцу;

- анализировать иллюстрации разных художников к одному произведению, сопоставлять их;

- создавать обложку к произведению, оформлять программу, декорации к предполагаемой театральной постановке по художественному произведению;

- писать отзыв о театральной постановке или киноверсии драматического произведения по предложенному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

- писать автобиографические сочинения «Что за человек мой отец, дед, дядя», сочинение-эссе, сочинение «Путешествие в Москву Ивана Грозного»;

- сочинять поучение современникам, монолог «Размышления осторожного человека» (легенда о Данко), сочинять стихотворения в прозе на философскую тему, стилизованные или пародийные тексты, смешной рассказ о себе и своих сверстниках;

- подбирать музыкальные произведения к стихотворным текстам;

- подбирать цветовые и музыкальные лейтмотивы к главам произведения.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе

Обучающийся научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- под руководством учителя формулировать цель и задачи исследования;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

- работать по составленному плану;

- использовать в работе дополнительные источники информации;

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;

- подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- давать оценку результатам проектной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно формулировать проблему проекта или исследования, цель и задачи;

- самостоятельно отбирать источники информации, анализировать их, отбирать необходимый материал;

- давать оценку результатам исследовательской деятельности.

Содержание учебного предмета «Литература»


№ п/п

Раздел предмета

Количество часов

на раздел

Формы контроля

Героизм и патриотизм

Герои и героическое.

«Героический» герой и литературный герой. Эволюция понятия «герой» в истории культуры. Типы героев (первопредки и культурные герои; победители чудовищ, герои- воины, герои-«мудрецы»). Герои мифологические и герои исторические.

Раздел 1. Героический эпос в мировой литературе .

Эпос. Эпопея. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. Эпический герой у разных народов.

1. Гомер. «Илиада» (в переводе Н. И. Гнедича), «Одиссея» (в переводе В. А. Жуковского) — обзорное изучение Гомер и его поэмы. «Гомеровский вопрос». Переводы Гомера. Сюжет и композиция «Илиады». Троянская война и ее изображение в эпосе. Боги и герои, участвовавшие в войне. Образы героев- воинов — Ахилла и Гектора (анализ эпизода «Умерщвление Гектора»). Бесстрашие и доблесть Ахилла, патриотизм и благородство Гектора. Война и вечные ценности (анализ эпизодов «Свидание Гектора с Андромахой», «Выкуп Гектора»). Эпический герой Гомера. Стилистика гомеровского «живописания».

«Одиссея» — поэма об испытаниях и странствиях героя. Новый тип эпического героя в «Одиссее». Трансформация образа героя: от «быстроногого» Ахилла — к «хитроумному» Одиссею. Тема верности родине. Образ Одиссея: любознательность, смекалка, отвага, чувство товарищества (анализ эпизодов «Одиссей у циклопов», «Сирены; Скилла и Харибда»).

Теоретико- литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Сюжет как путешествие. Гекзаметр, составные эпитеты. Психологизм. Роль детали в развертывании сюжета. Образ героя в эпосе.

2. Национальный карело- финский эпос. «Калевала» — обзорное изучение

Карело-финский мифологический эпос. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, трудовых будней. Космогонический миф (анализ эпизода «Сотворение Вселенной»). Тип культурного героя в «Калевале». Царство мертвых — страна Похъёла. Чудо- мельница как модель мира (анализ эпизода «Ильмаринен выковывает Сампо»). Образы богатырей Ильмаринена и Вяйнямёйнена в их сопоставлении с героями Гомера.

Теоретико- литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе.


Раздел 2. Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси.

Героические образы князей и святых в древнерусской литературе как пример служения государству, Богу, народу. Патриотизм древнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха Личность князя Владимира Мономаха. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». Композиция «Поучения». Нравственный смысл произведения. Основы христианской морали в «Поучении». Психологический портрет русского князя.

Теоретико- литературные знания. Жанр поучения. Автор и его образ в древнерусской литературе. Канон и устойчивые фигуры речи.


Раздел 3. Героический характер и подвиг в русской литературе.

1. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Героико-патриотический пафос произведения. Прославление товарищества, осуждение предательства. Историческая основа повести. Мир и обычаи Запорожской Сечи. Композиция произведения. Остап и Андрий: единый портрет героев в начале повести. Сходство и различия в характерах братьев. Принцип контраста в изображении героев. Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести.

Теоретико- литературные знания. Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя. Сравнительно- сопоставительная характеристика двух героев. Антитеза. Конфликт. Роль пейзажа в художественном произведении.

2. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»

Образ некрасовской Музы. Героический женский характер. Фольклорные традиции в поэме. Особенности композиции поэмы, смысл названия ее частей. Крестьянский быт и народный характер. Образ русской женщины. Художественные средства создания образа Дарьи. Авторское отношение к героине. Представления крестьян о счастье и долге. Образы природы и Мороза, их роль в поэме. Значение образа дороги. Трагическое и лирическое звучание произведения. Авторская позиция и средства ее воплощения в поэме.

Теоретико- литературные знания. Поэма как лиро- эпический жанр. Особенности создания образа в произведениях лиро- эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения: лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, символические образы, эпиграф, ритм, звукопись.

3. М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» Романтические герои и художественные средства их изображения. Легенда о Ларре и ее идея в рассказе «Старуха Изергиль». Образ героя- индивидуалиста. Способы создания образа Ларры. Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей.

«Песня о Соколе». Сущность спора Ужа и Сокола. Сокол как романтический герой. Значение понятия «безумство храбрых». Роль образов природы в рассказах Горького. Смысл горьковских афоризмов.

Теоретико-литературные знания. Углубление представления о романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтический герой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза. Афоризм.

15











































Диагностическая работа

Мир литературных героев

Раздел 1. «Маленький человек» в русской литературе

Понятие «маленький человек» в реалистической литературе.

1. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Болдинская осень в биографии Пушкина и в переносном значении. «Повести Белкина» как цикл. Образ повествователя Белкина. Смысл и художественная роль эпиграфа к повести «Станционный смотритель». Сюжет и композиция повести. Жизнь станционного смотрителя. Образ Самсона Вырина — героя

войны 1812 года и «маленького человека». Любовь к дочери как источник жизненных сил героя. Образ Дуни и причина ее бегства из родительского дома. Образ Минского. Идейный смысл притчи о блудном сыне в контексте повести. Причины, побуждающие Вырина вернуть дочь; его неудачи на этом пути. Несовпадение представлений героев о счастье. Смысл финала. Авторское отно-

шение к Дуне, Минскому и Вырину. Выразительность и лаконизм

пушкинской прозы.

Теоретико- литературные знания. Типы литературных героев. Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рассказчик. Тема, проблема и идея в художественном произведении. Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа.

2. Н. В. Гоголь. «Шинель»

«Шинель» как одна из «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя. Темы человеческого одиночества, мечты и действительности. Образ Акакия Акакиевича: замкнутость его мира, как в скорлупе. История шинели и изменения, происходящие с Акакием Акакиевичем, — разрушение скорлупы и беззащитность героя. Отношение чиновников к Акакию Акакиевичу и причины их внимания к нему. Образ Петербурга как холодного, равнодушного к страданиям людей города. Шинель как центр мироздания и смысл жизни героя. Комическое и трагическое и их переплетение. Образ «значительного лица» и его роль в повести. «Сердечная остуда» людей как причина смерти Акакия Акакиевича. Авторское отношение к герою и его смерти. Роль детали в повести Гоголя. Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести — «я брат твой». Образ «маленького человека» в повести Пушкина и повести Гоголя.

Теоретико-литературные знания. Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Ассоциации. Образ Петербурга в русской литературе.

3. А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска»

«Маленький человек» в изображении А. П. Чехова. Полемическое осмысление этой темы по сравнению с Гоголем и Пушкиным.

Комическое в рассказе «Смерть чиновника» и средства его создания. Авторское отношение к герою и средства его выражения. Трагическое и сатирическое осмысление темы.

Рассказ «Тоска». Смысл эпиграфа и его художественная роль. Описания в рассказе, лаконизм Чехова и выразительность его стилистических деталей. Композиция рассказа. Средства создания художественной атмосферы и раскрытия переживаний Ионы. Одиночество человека в суетном мире. Образы движения, суеты и статики, покоя. Контраст внутреннего и внешнего в рассказе.

Авторское отношение к персонажам.

Теоретико- литературные знания. Повесть, рассказ, новелла как эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказа и новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идея произведения. Авторское отношение к персонажам. Художественная деталь у Чехова.


Раздел 2. Герой в лирике.

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи»

Лермонтов — поэт- романтик. Романтический конфликт и противоречивость романтической души. История создания стихотворения «Парус». Образ паруса как символ. Авторское настроение в стихотворении. Композиция стихотворения. Изобразительно-выразительные средства создания образов и чувств. Лирический герой в стихотворении «Тучи». Тучки, отношение к ним лирического героя (автора). Сравнение стихотворений «Тучи» и «Парус». Роль символики.

Теоретико- литературные знания. Лирический герой и автор стихотворения. Лирический герой и лирическое настроение. Байронизм и байронический герой. Романтический конфликт. Символ. Отличие символа от метафоры и аллегории. Пейзажная лирика.

2. В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Лирический герой Маяковского. Ораторская интонация и лирическая тема стихотворения «Послушайте!». Преодоление одиночества, внимание к ближнему как самое необходимое для человека. Символика и философская идея стихотворения. Художественные средства создания образа

героя. Образ автора и образ лирического героя в стихотворении

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Фантастическое и реальное в произведении. Словотворчество Маяковского. Образы поэта и солнца, их родственность друг другу. Художественная идея стихотворения и символический образ поэта- солнца. Средства создания образа лирического героя. Стилистика стихотворений. Оригинальность тропов Маяковского и их роль.

Теоретико- литературные знания. Лирический герой и автор лирического произведения. Тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмика и строфика. «Лесенка» Маяковского. Особенности рифмовки. Неточная, составная, богатая рифма. Словотворчество. Изобразительно- выразительные средства языка: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.


Раздел 3. Народный характер.

1. И. С. Тургенев. «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)

Книга И. С. Тургенева «Записки охотника»: история создания, проблематика, общественное значение. Сюжет и композиция рассказа «Бирюк». Отношение крестьян и рассказчика к Бирюку. Внешний конфликт между крестьянином- вором и Бирюком и внутренний конфликт в душе Фомы. Образ лесника и способы его создания. Портрет и интерьер в рассказе Тургенева как средства социально- психологической характеристики героя. Роль природы в рассказе. Авторское отношение к народу.

2. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык», «Житейское правило», «Разговор»

Стихотворения в прозе И. С. Тургенева, многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о природе, о величии и красоте русского языка. Теоретико- литературные знания. «Натуральная школа». Внешний и внутренний конфликт. Художественные средства создания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер; объективное и субъективное описание интерьера. Реалистический пейзаж, его функции. Стихотворения в прозе как лирический жанр. Деталь. Антитеза.

3. М. Е. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыков- Щедрин — писатель- сатирик. «Сказки для детей изрядного возраста» как особый жанр. Особенности сюжетов и проблематики сказок. Фольклорные и басенные традиции в сказках Салтыкова- Щедрина. Герои Щедрина как типы.

Теоретико- литературные знания. Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках.

Внеклассное чтение. М. Е . Салтыков- Щедрин. «Коняга»

19


















































































5

Диагностическая работа

Выразительное чтение

Самостоятельная работа

















































Анализ лирического произведения

Выразительное чтение

Тема 3. Герой и нравственный выбор

Раздел 1.Взросление героя. Становление души.

1. Л. Н. Толстой. «Детство»

Автобиографическая основа повести. Нравственный идеал гармонии и добра. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Анализ глав «Учитель Карл Иваныч», «Наталья Савишна»,

«Детство», «Стихи», «Ивины», «Что за человек был мой отец». Художественные средства создания образов персонажей. Образ повествователя (взрослого Иртеньева) и образ рассказчика (мальчика Николеньки). Художественная идея повести.

Теоретико-литературные знания. Автобиография и автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Внутренний монолог. Портрет в литературе.

2. М. Горький. «Детство»

Автобиографическая повесть М. Горького. «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека. Образы Алеши, деда и бабушки. Изображение внутреннего мира подростка. Роль портретов в повести.

Теоретико-литературные знания. Автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Пейзаж и портрет в литературе. Речь персонажа. Тема, проблема, идея.

3. А. Н. Толстой. «Детство Никиты»

Символика названия повести. Жизнь в восприятии ребенка. Взаимосвязь жизни ребенка с жизнью природы. Народный быт в повести.

Теоретико-литературные знания. Своеобразие сюжета в автобиографическом произведении. Фабула. Образ рассказчика. Портрет в литературе.

4. Ф. Искандер. «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика») Отличие автобиографического героя Искандера от героев Толстого и Горького. Способы создания характера Чика. Образ рассказчика, юмористическая подсветка повествования. Восприятие героем пушкинских произведений, уроки, которые он из них извлекает. Гуманистическая идея рассказа, смысл названия.

Теоретико- литературные знания. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие или несоответствие как основа комического. Точка зрения рассказчика и повествователя. Композиция произведения.

Раздел 2. Испытание героев любовью.

1. Ермолай- Еразм. «Повесть о Петре и Февронии»

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви в ее семейно- бытовом проявлении. Образец христианского супружества. Цельность характеров героев. Тема преданности и святости в повести.

Теоретико-литературные знания. Древнерусская повесть и ее разновидности. Житие как жанр.. Фольклорные (сказочные) мотивы.

2. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Личность У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Литературные источники трагедии Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Конфликт, его развитие и трагическая развязка. Образы враждующих домов и причины их вражды. Меркуцио и Тибальт. Образы Ромео и Джульетты. Образы трагедии в мировом искусстве — музыке, живописи, кинематографе, театре, литературе.

Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Драматическое действие. Герой в драме. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Катарсис. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза.

3. А. С. Пушкин. «Барышня- крестьянка»

Сюжет и герои повести. Особенности ее композиции. Истинные и мнимые конфликты в повести и их причины. Образы отцов и причины их ссоры и примирения. Образ Лизы Муромской и художественные средства создания женского характера. Образ Алексея Берестова. Тема любви в повести. Любовь в «Барышне- крестьянке» Пушкина и в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Условия преодоления преград на пути к счастью.

Теоретико-литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа.

4. А. С. Пушкин. «Дубровский»

Приключенческий роман Пушкина и особенности жанра. «Тайна занимательности». Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт. Столкновение Дубровских и Троекурова. Роль документа в контексте романа. Образ «благородного разбойника». Нравственная проблематика произведения — высокое чувство чести и достоинства.

Теоретико- литературные знания. Роман как эпический жанр; жанровые разновидности романа. Роман и повесть. Композиция произведения и авторский замысел. Ретроспектива. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Образ автора, средства выражения авторского

отношения.

Раздел 3. Личность и власть: вечное противостояние.

1. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне про купца Калашникова». Калашников и Кирибеевич, причины их конфликта; сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. Нравственный выбор героев. Народное представление о чести и долге. Авторское отношение к героям и способы его выражения. Художественная идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Эпическая поэма. Система персонажей. Конфликт. Фольклор и литература. Стилизация. Повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты. Портрет.

2. А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Художественная концепция эпохи Ивана Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведения. Анализ глав «Опричники», «Дружина Андреевич и его жена», «Пир», «Оплеуха», «Очная ставка», «Шутовской кафтан», «Казнь», «Посольство Ермака». Образ князя Серебряного, взаимосвязь его характера и поступков. Патриархальная система ценностей и ее разрушение в эпоху Грозного. Образ опричнины и опричников.

Теоретико-литературные знания. Исторический роман. Вымысел и реальность в художественном историческом произведении. Авторская позиция. Способы создания характера. Портрет. Речь. Система персонажей.

Раздел 4. Человек и война.

1. Поэты-фронтовики. Д. С. Самойлов. «Сороковые»; А. Т. Твардовский. «О войне» (глава из поэмы «Василий Теркин»); К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Ю. В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…» Биографии поэтов- фронтовиков, общее в их судьбе. Война и молодость, война и оборванное детство. Собирательный образ поэта- солдата в произведениях Н. П. Майорова («Мы»), Д. С. Самойлова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Ю. В. Друниной. Стихотворение-воспоминание, ретроспективный характер лирического переживания («Мы», «Сороковые», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»). История создания «книги про бойца». Органическая сопричастность героя судьбе своего народа. Народный взгляд на войну («О войне»). Тема родины и ее воплощение. Патриотизм. Тема исторической памяти («Сороковые», «О войне», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»). Жестокая реальность войны. Антивоенный пафос стихотворения «Я только раз видала рукопашный…».

Теоретико-литературные знания. Лирический герой. Точка зрения автора. Композиция стихотворения. Художественная деталь. Олицетворение. Символ. Фигура умолчания. Стиль повествования. Тема и идея произведения.

2. М. А. Шолохов. «Судьба человека»

Сюжет и композиция рассказа. Тема рассказа — человек в экстремальной ситуации, в ситуации выбора — и его художественная идея. Проблема национального достоинства и гордости. Ответственность человека за свой нравственный выбор. Моральное превосходство над врагом как источник внутренней силы русского солдата. Образ Андрея Соколова. Способы создания характера. Испытания героя. Значение встречи с Ваней в судьбе Андрея Соколова. Смысл финала рассказа. Авторское отношение к героям и событиям и авторская позиция. Смысл названия рассказа.

Теоретико- литературные знания. Сюжет и композиция эпического произведения. Рассказ и повесть. Представление о реализме как художественном методе. Реалистический образ. Типический характер. Повествователь и герой- рассказчик. Второстепенные персонажи. Способы создания характера. Портрет. Художественная деталь. Психологизм повествования (прямой и скрытый). Внутренний монолог. Тема и идея произведения. Символика.

3. В. Быков. «Обелиск»

Тема войны в творчестве писателя. Проблематика повести. Антитеза образов времени (прошлое и настоящее) и пространства (город и деревня). Авторская позиция в повести.

Теоретико-литературные знания. Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в произведении. Образ рассказчика. Роль художественной детали. Тема и художественная идея.

26































































































Творческая работа

































Диагностическая работа





























































Диагностическая работа


































Тема 4. «Странный человек» в движении времени.

1. М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — обзорное изучение

Биография Мигеля де Сервантеса (основные вехи). Фабула романа «Дон Кихот». Композиция и основной конфликт. Образ Дон Кихота и средства его создания. Проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность, идеальное и реальное в сознании героя. Понятия рыцарского долга и рыцарского служения Даме. Антитеза «Дон Кихот и Санчо Панса — мечтательность и приземленность». Анализ глав: т. 1, гл. I, IV, VIII. Сцена «спасения» Андреса. Комическое и трагическое звучание образа Дон Кихота. Дон Кихот как вечный образ. Противоречивость образа главного героя: мудрость и безумие. И. С. Тургенев о Дон Кихоте.

Теоретико-литературные знания. Вечные образцы. Роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Повествователь и рассказчик. Второстепенные персонажи. Тема и художественная идея.

2. В. М. Гаршин. «Красный цветок»

В. М. Гаршин как человек «потрясенной совести». Тема страстного сопротивления злу. Образ человека, страдающего за все человечество. Символический образ красного цветка как мирового зла. Нравственный выбор героя. Трагическое звучание его образа. Смысл финала. Художественная идея рассказа.

Теоретико-литературные знания. Рассказ и новелла. Символ и аллегория. Способы создания характера (самохарактеристика, поступки, портрет героя). Тема и художественная идея. Эпизод. План анализа эпизода.

3. А. П. Платонов. «Юшка»

Платоновский «сокровенный человек». Сюжет и композиция рассказа «Юшка». Нравственная проблематика рассказа. Образ главного героя и художественные средства его создания. Художественная идея рассказа — созидательная сила добра. Идеи христианской гуманности. Нагорная проповедь Христа и поведение Юшки. Черты праведника и юродивого в образе Юшки.

Теоретико- литературные знания. Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям. Идея произведения. Анализ эпизода.

4. В. М. Шукшин. «Чудик»

Оценка личности и творчества В. М. Шукшина современниками (В. С. Высоцкий о Шукшине). Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Композиция рассказа «Чудик». Система образов персонажей и их роль в раскрытии характера главного героя. Кинематографический принцип изображения в рассказе. Отношение к герою персонажей, автора и читателя. Смысл финала. Художественная идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Сюжет. Анализ эпизода. Система персонажей; роль второстепенных персонажей. Авторское отношение к герою. Пейзаж. Портрет. Деталь. Идея произведения.

10









































Итоговая диагностическая работа

Календарно-тематическое планирование Литература 7б класс

№ п/п


Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт



Героизм и патриотизм.


15



Герои и героическое.


1

1 четверть 02.09


Гомер и его поэмы.


1

03.09


«Илиада». Гуманизм Гомера.


1

09.09


«Одиссея» - поэма испытаний и странствий героя.


1

10.09


Герои «Калевалы».


1

16.09


Особенности древнерусской литературы.


1

17.09


«Поучение» Владимира Мономаха.


1

23.09


Диагностическая работа «Героизм и патриотизм».


1

24.09


Н.В.Гоголь. Читаем повесть «Тарас Бульба».


1

30.09


Главный герой повести.


1

01.10


Два брата.

1

07.10


Запорожская Сечь.

1

08.10


Вот он настоящий характер!

1

14.10


М.Горький «Старуха Изергиль».


1

15.10


Два героя: Ларра и Данко.

1

21.10




Мир литературных героев.


19



Болдинская осень и «Повести Белкина» А.С.Пушкина.

1

22.10


Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

1

28.10


«Маленький человек» и его дочь.

1

2 четверть 11.11


Идея повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.


1

12.11


«Вечный титулярный советник» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».


1

18.11


Шинель и человек.


1

19.11


Нравственные уроки Н.В.Гоголя в повести «Шинель».


1

25.11


Сюжет рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника».


1

26.11


Система образов рассказа А.П.Чехова «Тоска».

1

02.12


Диагностическая работа по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1

03.12


М.Ю.Лермонтов и его лирический герой. «Парус».

1

09.12


Символ. «Тучи».

1

10.12


РР Анализ лирического произведения.


1

16.12


Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк».


1

17.12


Изображение русского характера в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»


1

23.12


«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева как лирический жанр.


1

24.12


Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

30.12


Жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

3 четверть 13.01


Средства сатиры в сказке.

1

14.01




Герой и нравственный выбор.


26



Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Детство».

1

20.01


Главы из повести. Поведение и чувства героев.

1

21.01


Что важнее для человека – быть или казаться?

1

27.01


Нравственные проблемы в повести.

1

28.01


Ф.Искандер. Песня о детстве: «Чик и Пушкин».

1

03.02


Комическое в рассказе Ф.Искандера «Чик и Пушкин».

1

04.02


Первая повесть о любви в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии».

1

10.02


«Повесть о Петре и Февронии». Нравственный выбор. Жизненные ценности.

1

11.02


История любви в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

1

17.02


Торжество любви в повести «Барышня-крестьянка».

1

18.02


История любви в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

1

24.02


Владимир и Маша.

1

25.02


Из-за чего счастье героев оказалось невозможным?

1

03.03


Диагностическая работа по новелле О.Генри «Дары волхвов»

1

04.03


М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

1

10.03


Герои и героическое в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

1

11.03


Личность и власть в «Песне про купца Калашникова».

1

17.03


Герой исторического романа А.К.Толстого «Князь Серебряный».

1

18.03


Реальные и вымышленные герои произведения.

1

4 четверть 31.03


Иван Грозный в романе.

1

01.04


Поэты-фронтовики.

1

07.04


Поэты-фронтовики.

1

08.04


М.А.Шолохов «Судьба человека».

1

14.04


Жизнь и судьба Андрея Соколова.

1

15.04


Русский характер в изображении М.А. Шолохова.

1

21.04


РР Читаем любимые строки.

1

22.04



«Странный человек» в движении времени.


10



В.М.Гаршин – «человек потрясенной совести».

1

28.04


Красный цветок – символический образ мирового зла.

1

29.05


А.П.Платонов. «Юшка».

1

05.05


«Добродетель всегда гонима».

1

06.05


Шукшин и его «чудик».

1

12.05


Шукшин и его «чудик».

1

13.05


Итоговая диагностическая работа.

1

19.05


РР Читаем любимые строки…

1

20.05


Литературные герои.

1

27.05


Что я буду читать летом?

1

27.05


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 27.08.2021г. 27.08.2021г.________ Старун Е.С.

_______________________________












Лист коррекции (корректировки) календарно-тематического планирования


№ п/п

Предмет

Учитель

Класс

Причина

коррекции

(корректировки)

Способ

коррекции

(корректировки)

Дата, тема урока

Кол-во часов

по плану за год

Кол-во фактических часов с учётом коррекции

(корректировки)





Литература

Скорикова Н.И.



































































40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!