СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»



Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Данная программа рассчитана на 68 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений. Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Планируемые результаты освоения предмета «Литература»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

Личностные результаты

- уметь самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

- сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (на выбор: составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал), вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);

- предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам.

- предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов.

- быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

- определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

- работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

- быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

- понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией.

- понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.

Метапредметные результаты

- работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

- усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;

- системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

- общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений.

- усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владеть ораторскими умениями, некоторыми приемами публичного выступления, уметь презентовать проблему, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

- участвовать в полемике, будучи толерантным;

- уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

- решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных.

- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничестве в парах или группах.

- быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

- обретать гуманитарный стиль мышления. Быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;


Предметные результаты

  1. в познавательной сфере:

- совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- понимать актуальность изучаемых произведений, связывая их с эпохой написания, выявляя вневременное значение;

- формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей, обнаружение позиции автора в протзведении);

- понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- читать научно-популярные и художественные тексты;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;

- формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

- интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

- уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения

3) в коммуникативной сфере:

- формировать компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

- формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;

- создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

- создавать творческие работы

- писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос;

4) в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

- формировать эстетический вкус;

- развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;

- понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.


Предметные результаты:

Сформировать ключевые предметные умения:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

- читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера фрагмент текста и др.;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, Выбрав собственный алгоритм для осуществления анализа;

- на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу);

- на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

- писать отзывы на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 150 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. - исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликткомпозицию произведения;

- уметь характеризовать темы (вечные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские и др.).

- на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.

- на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

- Знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили).


Содержание учебного предмета, курса

Введение.

         Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.  Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.  Труд писателя,  его позиция,  отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество.

         Предания.  Поэтическая автобиография народа.  Устный рассказ об исторических событиях.  «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник».

         Былины.  «Вольга и Микула Селянинович».  Воплощение в былине нравственных свойств русского народа,  прославление мирного труда.  Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

         Новгородский цикл былин.  «Садко».  Своеобразие былины.  Поэтичность.  Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.  Своеобразие былинного стиха.  Собирание былин.  Собиратели.

Карело – финский эпос «Калевала» .

«Песнь о Роланде».

         Теория литературы.  Предание (развитие представлений).  Гипербола (развитие представлений).  Былина. Руны.  Мифологический эпос (начальные представления).

         Пословицы и поговорки.  Народная мудрость пословиц и поговорок.  Выражение в них народного языка.  Сборники пословиц.  Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.  Краткость и выразительность.  Прямой и переносный смысл пословиц.  Пословицы народов мира.  Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

         Теория литературы.  Героический эпос, афористические жанры фольклора.  Пословицы, поговорки (развитие представлений).


Из древнерусской литературы.

                «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.  Внимание к личности, гимн любви и верности.

         Теория литературы. Поучение (начальные представления).

Из русской литературы 18 века.

         Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

         «К статуе Петра Великого»..  Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.  Патриотизм.  Призыв к миру.  Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

         Теория литературы. Ода (начальные представления).

         Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «Признание».  Размышления о смысле жизни, о судьбе.  Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы 19 века.

         Александр Сергеевич Пушкин.  Краткий рассказ о писателе.

          «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),  «Песнь о вещем Олеге».  Интерес Пушкина к истории России.  Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.  Выражение чувства любви к Родине.  Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12).  Авторское отношение к героям.  Летописный источник «Песни о вещем Олеге».  Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Смысл сопоставления Олега и волхва.  Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

         Теория литературы.  Баллада (развитие понятия).

«Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд»

         «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).  Образ летописца как образ древнерусского писателя.  Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.  Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

         «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.  Трагическое и гуманистическое в повести.

         Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

         Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

         «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.  Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.  Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.  Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

         Особенности сюжета поэмы.  Авторское отношение к изображаемому.  Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.  Оценка  героев с позиций народа.  Образы гусляров.  Язык и стих поэмы.

         «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва»,  «Ангел».

         Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,  связанное с красотой природы и ее проявлений.  «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

         Теория литературы.  Фольклоризм литературы (развитие представлений).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе.

         «Тарас Бульба».  Прославление боевого товарищества,  осуждение предательства.  Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.  Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.  Патриотический пафос повести.  Особенности изображения людей и природы в повести.

         Теория литературы.  Историческая и фольклорная основа произведения.  Роды литературы: эпос (развитие понятия).  Литературный герой (развитие понятия).

         Иван Сергеевич Тургенев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Бирюк».  Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.  Мастерство в изображении пейзажа.  Художественные особенности рассказа.

         Стихотворения в прозе.  «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.  Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

         Теория литературы. Стихотворения в прозе.

         Николай Алексеевич Некрасов.  Краткий рассказ о писателе.

         «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.  Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.  Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

        «Вчерашний день, в часу шестом», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения).

         Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Афанасий Афанасьевич Фет. Своеобразие поэзии А. Фета.

«Шепот, робкое дыханье..», «Как беден наш язык!»

         Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

         Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.  Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

         «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Нравственные пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.  Осуждение покорности мужика.  Сатира в «Повести...»

         Теория литературы.  Гротеск (начальные представления).

         Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

         «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие.  Взаимоотношения детей и взрослых.  Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

         Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

         Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе.  «Хамелеон». Живая картина нравов.  Осмеяние трусости и угодничества.  Смысл названия рассказа.  «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.  «Злоумышленник»

         Теория литературы.  Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!».

         Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

         В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты  мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, гроза шуметь устала..».  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Произведения русских писателей 20-го века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.  Изображение «свинцовых мерзостей жизни».  Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).  Изображение быта и характеров.  Вера в творческие силы народа.

         «Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»).

         Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).  Портрет как средство характеристики героя.

         Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

         «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.  Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

         «Хорошее отношение к лошадям».  Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

         Теория литературы.  Лирический герой (начальные представления).  Обогащение знаний о ритме и рифме.  Тоническое стихосложение (начальные представления).

          Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.  «Юшка».  Главный герой произведения,  его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.  Любовь и ненависть окружающих героя людей.  Юшка – незаметный герой с большим сердцем.  Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.  Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

 «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.  Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.  Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

         Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.  «Июль», «Никого не будет в доме...».  Картины   природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.  Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Час мужества

         Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.  Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова , А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова  и других.  Ритмы и образы  военной лирики.

         Теория литературы. Публицистика.  Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

         Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

         «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы.  Лирический герой (развитие понятия).

Е. А. Евтушенко. «Хотят ли русские войны?»

         Федор Александрович Абрамов.  Краткий рассказ о писателе.  «О чем плачут лошади».  Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

         Теория литературы.  Литературные традиции.

         Евгений Иванович Носов.  Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».  Сила внутренней, духовной красоты человека.  Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе.  Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.  Взаимосвязь природы и человека.

         Юрий Павлович Казаков.  Краткий рассказ о писателе.  «Тихое утро».  Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.  Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.  Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

         Дмитрий Сергеевич Лихачев.  «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

         Теория литературы.  Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются

       

Г. И. Горин. «Почему повязка на ноге?» Смешное и грустное в рассказах писателя.

Тихая моя родина


         Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).  Человек и природа.  


Песни на стихи русских поэтов 20 века.

         А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».  Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.  Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России.

         Расул Гамзатов.  Краткий рассказ о дагестанском поэте.  «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»). 

         Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей.  Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Зарубежная литература

         Роберт Бернс. Особенности творчества.  «Честная бедность»,   «Уж не встаю я на заре».

Представления народа о справедливости и честности.  Народнопоэтический характер произведения 

       Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

         Японские трехстишия (хокку, хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.  Поэтическая картина, нарисованная одном-двумя штрихами. М. Басё, К. Исса

         Теория литературы.  Особенности жанра хокку (хайку).

         О. Генри. «Дары волхвов».  Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.  Смешное и возвышенное в рассказе.

         Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».  Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.  Мечта о чудесной победе добра.

Детективная литература

Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул». Детектив как литературный жанр, его особенности.



Национально-региональный компонент в программе


  В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание  формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у учащихся национального самосознания, представления о родном языке как форме выражения национальной культуры, как материальной и духовной ценности, национальном достоянии русского народа; осознание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; формирование любви к родному языку, гордости за него.

Национально – региональный компонент включен в раздел «Устное народное творчество», при изучении пословиц и поговорок; «Край ты мой, родимый край», в стихотворениях бурятских поэтов о родной природе; «Песни на стихи русских поэтов 20 века».

Отобранные мною тексты по разделам литературы на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Живое слово земляков и о земляках на уроках литературы воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представления об ее истории и сегодняшнем дне, помогает понять и оценить людей, живущих рядом, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования. Свое родное слово становится необходимой ступенькой в познании всеобщего, помогает ощутить феноменальность национального мышления, ощутить себя частицей великого целого – своего народа.













Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1 час

Устное народное творчество.

7 часов

Из древнерусской литературы.

2 часа

Из русской литературы XVIII века.

2 часа

Из русской литературы XIX века.

27 часов

Из русской литературы XX века.

21 час

Зарубежная литература.

5 часов

Повторение, обобщение, итоговый контроль

3 часа

ИТОГО:

68 часов


























Календарно – тематическое планирование

Тема

(раздел)

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

Дом задание

Дата проведения




предметные

метапредметные

По плану

По факту

1


Читайте не торопясь.


Вводный урок


Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии


Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нём главное.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные:

выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.


Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «Читайте не торопясь»; работа со словами.

Подготовить презентацию своей любимой книги



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2


Предания

«Воцарение Ивана Грозного»

«Петр и плотник»


НРК: Предания бурятского народа


Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: понятие «предание»,

иметь представление о месте этого жанра в произведениях

писателей.

Уметь: анализировать тексты преданий, их идейно-нравственное содержание

Уметь: сопоставлять исторические факты и события,

описанные в предании.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал , качество и уровень усвоения

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: работать индивидуально

Рассказ учителя с элементами лекции и ведением опорных записей, работа с учебником, словарная работа, выразительное чтение.

Стр 9, будьте внимательны к слову -1, 2, 3



3

Былины

«Вольга и Микула Селянинович».


Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: отличие былины от сказки, особенности жанра былин.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: знать определение понятия «былины» 

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, пересказ, аналитическая беседа

Стр.10 -21, читать, подготовить выразительное чтение




4


Былины. «Садко»


Урок чтения и обсуждения произведений


Знания о былинах и их художественных особенностях; своеобразие и поэтичность былин ; тематическое различие киевского и Новгородского цикла былин; иллюстрации к былинам известных художников.

Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста

Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества

Личностные: формирование навыков анализа текста

Беседа , пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения

Стр.23-34, читать

Стр 34, задания 1-4



5

Карело – финский эпос «Калевала»


НРК: Бурятский эпос «Гэсэр»


Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: своеобразие карело-финского мифологического

эпоса.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику

героического эпоса народа.


Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с учебником

Стр 36- 42, читать

Стр 42 задания 6-8



6

Французкий эпос «Песнь о Роланде»


Знать: своеобразие французского

эпоса.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику

героического эпоса народа.


Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий


Стр 44-55

С. 55, задание 3



7

Пословицы и поговорки


НРК: Пословицы и поговорки бурятского народа

Урок «открытия» нового материала


Знать: жанровые признаки

пословиц и поговорок.

Уметь: самостоятельно

делать выводы; строить рас- суждения

Уметь: анализировать

богатство, точность и

выразительность языка этого вида устного народного творчества.



Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

Беседа, индивидуальная и фронтальная работа, работа с книгой, аналитическое чтение, анализ произведения

С.63, творческое задание 2



8

Проект «Сборник пословиц народов мира»

Проектная деятельность

Знать: жанровые признаки

пословиц и поговорок.

Уметь: самостоятельно

делать выводы; строить рас- суждения

Уметь: анализировать

богатство, точность и

выразительность языка этого вида устного народного творчества.



Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

Проектная деятельность

Работа в группе, творческая работа

Стр 64-67, читать



9


Древнерусская

литература. «Повесть

временных лет».

Основы христианской

морали в «Поучении»

Владимира Мономаха.




Урок чтения и изучения произведений



Знать: основные характеристики древнерусской

литературы, особенности летописного жанра.

Уметь: анализировать

содержание летописи, понимать ее значимость.


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Личностные: знать определение понятия «летопись»;

понимать, когда возникла древнерусская литература.

Рассказ, объяснение, беседа, конспектирование, работа с книгой, самостоятельная работа

Стр 67, размышляем о прочитанном -1



10


«Повесть о Петре и

Февронии».



Урок чтения и изучения произведений



Знать: содержание

повести о Петре и Февронии.

Уметь: анализировать

текст повести, понимать

проблематику

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Личностные: знать определение понятия «повести»;

понимать, когда возникла древнерусская литература.

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

Стр 75,задание 6



11

М. В. Ломоносов.

«К статуе Петра

Великого»,


Урок чтения и изучения произведений


Знать: о жизни и деятельности

Ломоносова.

Уметь: анализировать тексты

произведений Ломоносова .

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова.

Выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств

Стр 79, размышляем о прочитанном - 2



12

Г. Р. Державин

«Признание»,



Комбинированный урок

Знать: жизненный и творческий путь поэта, новаторское значение его стихотворной деятельности, навыки анализа поэтического текста

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: работать с учебником

Выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств

Стр 82, творческое задание



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 –ГО ВЕКА

13

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».









Урок чтения и изучения произведений


Знать: летописный источник произведения, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения


Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику главного героя, давать оценку его поступкам.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

Личностные: знать историю рождения сюжета песни.

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

СТР 88-93, читать, подготовить выразительное чтение



14

Стихотворение «Зимний вечер»

Урок чтения и изучения произведений


Знать: особенности жанра стихотворения в прозе.

Уметь: понять смысл стихотворения; выразительно читать.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ.

Регулятивные: овладение умением выразительного чтения.

Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы.

Личностные: интерес к чтению; к ведению диалога с автором.


Выучить стихотворение



15

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

Изучение нового материала

Урок чтения и изучения произведений


Знать: представление о драматических жанрах, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения

Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию, делать выводы.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству Пушкина. 

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся

Стр 98-105, подготовить выразительное чтение



16

Стихотворение «Во глубине сибирских руд»

Тест за 1 четверть

Урок чтения и изучения произведений


Знать: особенности жанра стихотворения в прозе.

Уметь: понять смысл стихотворения; выразительно читать.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ.

Регулятивные: овладение умением выразительного чтения.

Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы.

Личностные: интерес к чтению; к ведению диалога с автором.


Стр 109 -122, читать



17

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: роль автора и рассказчика в повести, значение библейского сюжета, понятие об образе «маленького человека» в литературе, нравственные проблемы повести; определять роль детали в художественном тексте

Познавательные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Личностные: знать, что такое сюжет.

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся

Стр 122, размышляем о прочитанном -5



18

А.С.Пушкин «Медный всадник» (Отрывок)


НРК: Бурятские поэты о Пушкине

Комбинированный

Знать: историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, навыки анализа поэтического текста

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Личностные: знать сведения о поэте.

Беседа, объяснение, лекция, работа с книгой, конспектирование, цитирование

Стр. 122, готовиться к проекту



19

Проект Литературный вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина

Проектная деятельность

Знать: произведения А. С. Пушкина

Уметь: выразительно читать, строить устное монологическое высказывание, участвовать диалоге

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Личностные: знать сведения о поэте.

Выступления учащихся, выразительное чтение

Аналитическое выступление

Стр. 129-149, читать



20

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок чтения и обсуждения произведений


Знания учащихся о биографии поэта, основная идея, особенности конфликта «Песни…»

Познавательные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели.

Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста.

Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине.

Устный опрос, аналитическая беседа, решение проблемных вопросов содержания

Стр 149, размышляем о прочитанном -2



21

Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения


Познавательные: пользоваться разными видами чтения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.

Личностные: интерес к чтению

Навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения


Выучить одно стих-е на выбор



22

Р / Р Подготовка к сочинению «Мой Лермонтов»

Урок развития речи

Знать: навыки письменной монологической речи

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

Аналитическая беседа, составление плана к сочинению, обобщение изученного

Написать домашнее сочинение



23

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

Урок изучения нового материала

Знать: содержание повести;

нравственную проблематику

повести; владеть различными

видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию, делать выводы.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству Гоголя

Конспект статьи. Знакомство с героями повести. Чтение и обсуждение отдельных глав

Стр 159-216, читать



24

Н. В. Гоголь. Товарищество и братство в повести

«Тарас Бульба».

Урок чтения и обсуждения произведений

Знать: содержание понятия «деталь» произведения.

Уметь: самостоятельно

делать выводы, строить рас-

суждения.

Чтение и обсуждение отдельных глав.

Стр 216, размышляем о прочитанном -4



25

Н. В. Гоголь. Художественные особенности повести

«Тарас Бульба».

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: особенности изображения человека и природы в повести

Уметь: анализировать прочитанное; самостоятельно работать с текстом.

Анализ художественных особенностей повести.

Стр 216, размышляем о прочитанном -1




26

Р / Р Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба»

Урок развития речи

Знать: содержание повести

Уметь: письменно излагать свои рассуждения по повести.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

Обсуждение тем сочинений и работа над планами.

Дописать сочинение



27


И. С. Тургенев. «Бирюк»

Урок изучения нового материала

Знать: творческую биографию Тургенева; содержание

понятия «пейзаж».

Уметь: самостоятельно делать выводы, владение монологической речью


Познавательные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели.

Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста.

Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер.

Беседа по статье учебника.


Стр 218-228 прочитать


Стр 228, совершенствуем свою речь -3



28

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: особенности жанра стихотворения в прозе.

Уметь: понять философский смысл стихотворения; выразительно читать.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ.

Регулятивные: овладение умением выразительного чтения.

Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы.

Личностные: интерес к чтению; к ведению диалога с автором.

Выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам.

Выучить «Русский язык»



29

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»


Урок изучения нового материала

Знать: личную и творческую биографию писателя; историческую основу поэмы «Русские женщины».

Уметь: работать со стихотворным текстом.

Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию, делать выводы.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству Некрасова

Работа со статьей учебника.

Чтение исторической комментарии к поэме.


Стр 232-249, читать

Стр249, размышляем о прочитанном -3



30

Стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…»

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: идею произведения

Уметь: определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.


Выразительное чтение и анализ стихотворений.

выучить отрывок стр 256-257



Выразительное чтение и анализ стихотворений.

31

Лирика А. А. Фета

«Шепот, робкое дыханье»,

«Как беден наш язык!»

Урок изучения нового материала

Знать: личную и творческую биографию писателя; своеобразие фетовской лирики

Уметь: работать со стихотворным текстом.

Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию, делать выводы.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству Некрасова

Работа с учебником.

Стр 260, размышляем о прочитанном -3



32

А.К. Толстой

Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».

Тест за 2 четверть

Урок изучения нового материала

Знать: жизнь и творчество писателя; содержание исторической баллады.

Уметь: выразительно читать и анализировать текст; дать развернутый ответ на вопрос.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свои действия.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: чувствовать красоту художественного слова.

Чтение и обсуждение баллады.

Стр270-280, читать



33

М.Е.Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


НРК: бурятские сказки

Урок изучения нового материала

Знать: биографию и творчество Салтыкова – щедрина; особенности жанра сказки в творчестве писателя; сатирический пафос сказок.

Уметь: анализировать прочитанный текст.

Познавательные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели.

Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста.

Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер.


Чтение повести и работа по тексту произведения.

Подготовить пересказ сказки

Стр 280, размышляем о прочитанном - 2



34

Л. Н. Толстой. «Детство» Взаимоотношения детей и взрослых.

Урок изучения нового материала

Знать: содержание повести;

нравственную проблематику

повести;

Уметь: самостоятельно

делать выводы о роли внутреннего монолога в

раскрытии характера. владеть различными

видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному

произведению.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свои действия.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: чувствовать красоту художественного слова.

Чтение и анализ нескольких работ по творчеству Салтыкова – Щедрина. Чтение статьи учебника. Словарная работа. Комментированное чтение повести.

Стр 284-298, читать



35

Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: содержание произведения

Уметь: показать нравственный смысл поступков героев Толстого, пересказывать и анализировать текст

Беседа по главам произведения. Пересказ глав от лица одного из персонажей.

Стр 299, совершенствуем свою речь




36

А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

Урок изучения нового материала

Знать: личную и творческую биографию писателя, сюжет

и образную систему рассказа.

Уметь: самостоятельно

раскрывать сатирический

пафос рассказа

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень освоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной деятельности.

Научиться анализировать текст рассказа.

Чтение статьи учебника. Выразительное чтение рассказа учителем. Беседа по вопросам.

Подготовить пересказ рассказа



37

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»,


Урок чтения и обсуждения произведений


Уметь: читать и анализировать прочитанное.

Чтение и обсуждение.

Стр.16, литература и другие виды искусства, задание 2




38

Вн/чт

Рассказы А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

Урок внеклассного чтения

Уметь: читать и анализировать прочитанное.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень освоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной деятельности.

Научиться анализировать текст рассказа.

Чтение и обсуждение.

Стр.16, читательский отзыв о рассказе «Тоска»



Край ты мой, родимый край

39

«Край ты мой, родимый край!». Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.


НРК: Стихи еравнинских поэтов о природе

Урок изучения нового материала

Знать: о русской пейзажной поэзии.

Уметь: показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, анализировать поэтический текст.

Познавательные: уметь узнавать , называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навык выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Личностные: научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии.

Чтение и обсуждение статьи учебника.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Выучить одно стих-е на выбор



ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 20-ГО ВЕКА

40

М.Горький «Детство»

Урок изучения нового материала

Знать: содержание повести;

нравственную проблематику

повести.

Уметь: владеть различными

видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно

делать выводы .

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: научиться анализировать текст повести.

Чтение художественной биографии. Комментированное чтение и беседа по вопросам.

Стр 22-79, читать

Характеристика семьи деда,

Характеристика деда и бабушки



41

М.Горький «Детство»

Урок изучения нового материала

Знать: содержание повести;

нравственную проблематику

повести.

Уметь: владеть различными

видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно

делать выводы .

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: научиться анализировать текст повести.

Чтение художественной биографии. Комментированное чтение и беседа по вопросам.

Стр 84, совершенствуем свою речь, задание 1



42

М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: содержание легенды

и понимать ее смысл.

Уметь: находить в произведении черты романтизма.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: научиться анализировать текст повести.

Комментированное чтение легенды о Данко. Беседа по вопросам.

Стр 84, литература и другие иды искусства



43

Слово о Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Урок изучения нового материала

Знать: содержание понятия

сатира.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста; самостоятельно

делать выводы; строить

рассуждения о реальном и

фантастическом в сюжете

произведения, о роли рифмы в

творчестве Маяковского;

владение монологической и

диалогической речью.

Выразительно читать

наизусть .

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения учителем. Работа с лексикой. Работа с иллюстрациями.

Стр 85-93, читать, подготовить выразительное чтение





44

Вн / Чт Стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Урок внеклассного чтения

Знать: поэтическое наследие Маяковского.

Уметь: выразительно читать

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Личностные: научиться выявлять особенности повествования Маяковского.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Стр 94-96, читать

Стр 97, обогащаем свою речь, задание 2



45


А.П.Платонов «Юшка»

Урок изучения нового материала

Знать: особенности

мировосприятия Платонова и

Уметь: отличать специфические

черты стиля ; владение

навыками лингвистического анализа ; подчеркнуть богатство их души.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: научиться аргументировать свой ответ.

Чтение статьи учебника. Комментированное чтение рассказа «Юшка».

Стр 98- 106, читать

Стр 107, творческое задание



46

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: особенности жанра рассказа.

Уметь: находить общее в рассказах Платонова, понять их идею, учиться видеть красоту и искренность произведений.

Беседа по рассказу.

Стр 108-121, читать

Стр 122, задание 4




47

Р / Р Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».

Урок развития речи.

Уметь: письменно излагать свою мысль.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

Составление плана сочинения.

Докончить сочинение



48

Б.Л.Пастернак

Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…».


НРК: Творчество С.Цырендоржиева

Урок изучения нового материала

Знать: текст лирического произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать прочитанное лирическое произведение.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: научиться определять роль изобразительных средств при создании картин природы в стихотворениях Пастернака.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стр 123-127, читать

Выучить одно стих-е на выбор



ЧАС МУЖЕСТВА

49

Проект Программа вечера, посвященного произведениям о войне Интервью с участником ВОВойны Ю.Г. Разумовским о военной поэзии

Проектная деятельность

Знать: произведения А. С. Пушкина

Уметь: выразительно читать, строить устное монологическое высказывание, участвовать диалоге

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Личностные: знать сведения о поэте.

Выступления учащихся, выразительное чтение

Аналитическое выступление

Стр 137-142, читать



50

А.Т.Твардовский. Стихотворения « Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни»

Урок изучения нового материала

Знать: образные средства поэтической речи.

Уметь: видеть выразительность

и чистоту языка поэта; выполнять

лингвистический анализ

поэтического текста;

самостоятельно делать выводы,

строить рассуждения .

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: научиться выявлять характерные особенности лирики Твардовского.

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

Выучить «На дне моей жизни…»



51

Е.А. Евтушенко

«Хотят ли русские войны?»

Урок изучения нового материала

Уметь: выразительно читать и дать развернутый ответ на вопрос.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и составлять развернутое сообщение.

Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: научиться выполнять индивидуальное задание.

Чтение и анализ статьи учебника.

Стр 143-144, читать, подготовить выразительное чтение



52

Ф.А.Абрамов

«О чем плачут лошади»

Контрольный срез за 3 четверть

Урок изучения нового материала

Знать: содержание рассказа, его тему и идею.

Уметь: сопоставлять произведения одной тематики

разных авторов.



Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Личностные: научиться характеризовать проблему в рассказе.

Чтение рассказа. Словарная работа. Беседа по рассказу.

Стр 145-151, читать

Стр 151, совершенствуем свою речь, задание 2, 3



53

Е.И.Носов «Кукла»

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: содержание рассказов;

особенности художественного

мира писателя.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

Словарная работа. Чтение рассказа. Пересказ эпизодов рассказа. Беседа по вопросам.

Стр 152-159, читать

Стр 159, творческое задание



54

Е.И.Носов «Живое пламя»

Урок чтения и обсуждения произведений


С 160-162, перечитать

Стр 162, задание 4


55

Ю.П.Казаков

«Тихое утро».

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: содержание рассказа,

понимать его тему и идею.

Уметь: анализировать

текст художественного

произведения.

Чтение и обсуждение рассказа. Пересказ.

Стр 163-176, читать

Стр 176, совершенствуем свою речь



56

Д.С.Лихачев «Земля родная».


НРК: Еравнинские поэты о родном крае

Урок чтения и обсуждения произведений


Знать: содержание статьи;

особенности публицистического жанра.

Уметь: воспринимать и анализировать текст публицистической статьи.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста.

Чтение и обсуждение статьи учебника.

Стр 178-183, читать

Сформулировать основную мысль одной из глав



57

Г. И. Горин

«Почему повязка на ноге?»

Урок изучения нового материала

Знать: содержание рассказа,

понимать его тему и идею.

Уметь: анализировать

текст художественного

произведения.


Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Личностные: научиться определять идейно – эмоциональное содержание рассказа.

Чтение и обсуждение рассказа. Беседа по вопросам.

Стр 188, пересказ эпизода



58

Тихая моя Родина.


НРК: Тема Родины В стихах еравнинских поэтов

Урок изучения нового материала

Знать: содержание поэтических

произведений, своеобразие художественного стиха.

Уметь: выполнять

лингвистический анализ текста.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: научиться определять особенности пейзажной лирики.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Выучить одно стих-е на выбор



59

Песни на стихи русских поэтов 20 века.

Урок изучения нового материала

Знать: содержание поэтических

произведений, своеобразие художественного стиха.

Уметь: выполнять

лингвистический анализ текста.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стр 206, литература и другие виды искусства, задание 1



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

60

Расул Гамзатов. Стихотворения.

Урок изучения нового материала

Знать: текст лирического произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: уметь анализировать текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: научиться определять жанрово – композиционные особенности лирики Гамзатова.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стр 207-209

Выучить «Опять за спиною родная земля…»



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

61

Зарубежная поэзия

(Роберт Бернс «Честная бедность»Дж. Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!»)

Урок изучения и чтения лирического произведения.

Знать: текст лирического произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: научиться выразительно читать и анализировать текст.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стр 210-216,

Выразительное чтение



62

Японские трехстишия.



НРК: Н.Нимбуев

Урок изучения нового материала

Знать: содержание поэтических

произведений, своеобразие художественного стиха.

Уметь: выполнять

лингвистический анализ текста.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и составлять развернутое сообщение.

Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: научиться выполнять индивидуальное задание.

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Выучить стих-я Н.Нимбуева



63

О.Генри «Дары волхвов

»

Урок изучения нового материала

Знать: содержание рассказа;

Уметь: воспринимать и анализировать рассказ.


Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста.

Личностные: научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

Чтение и обсуждение статьи учебника.

Стр 223-230

Подготовить пересказ



64

Р. Д.Брэдбери «Каникулы»

Урок изучения нового материала

Знать: содержание рассказа; понятия «гуманизм», «юмор».

Уметь: понимать идею рассказа;

стремиться быть гуманными


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: научиться систематизировать и обобщать теоретический материал.

Чтение и обсуждение рассказа.

Стр 231-241

Подготовить пересказ



ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

65

Артур Конан Дойл

«Голубой карбункул»

Урок изучения нового материала

Знать: содержание рассказа; понятия «гуманизм», «юмор».

Уметь: понимать идею рассказа;

стремиться быть гуманными


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: научиться систематизировать и обобщать теоретический материал.

Чтение и обсуждение рассказа.

Стр. 245-264




66

Проект «Мое любимое произведение»

Проектная деятельность

Уметь: выступать перед публикой, высказывать собственное суждение, строить логическое высказывание

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: научиться сотрудничать

Выступление




67

Повторение пройденного

Урок повторения

Основные произведения, изученные за курс 7 класса

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: научиться систематизировать и обобщать теоретический материал.





68

Итоговый урок

Урок контроля




Задание на лето

Список произведений












13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!