СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Крюковской СОШ

Приказ от 30.08.2021 № 181-ОД

_______________ Г.А. Молчанова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

____по литературе___

(учебный предмет, курс)






Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 7 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 68 (2 часа в неделю)

Учитель Николаева Светлана Сергеевна

(ФИО)

Программа разработана на основе

Литература. 5—9 классы : рабочая программа / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М. : Дрофа, 2017.

(примерная программа/программы, издательство, год издания)







Ростовская область, Куйбышевский район, х. Крюково

2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литература» 7 класс


Личностными результатами являются:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Предметные результаты изучения литературы предполагают:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи произведения с эпохой его написания;

- владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;

- владение навыками сопоставления произведений;

- освоение техники самостоятельных творческих работ;

- понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

- понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

- овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;

- создание рефератов на литературные и общекультурные темы.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

- использование понятийного аппарата и научных методов познания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речью;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;

- формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

При оценивании деятельности учащихся по предмету «Литература» необходимо учитывать достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом предполагается понимание вопроса или задания, умение давать точный и четко мотивированный ответ, свободное владение собственной речью.

При оценивании по пятибалльной системе:

оценка 5 ставится при верном понимании заданного вопроса и полном и обстоятельном ответе. При этом учитывается умение использовать убедительные доказательства и уместные примеры. Отличный ответ должен демонстрировать свободное владение речью, умение пользоваться цитатами из художественного текста в ходе своих рассуждений, экономно излагать необходимый материал;

оценка 4 предполагает наличие тех же положительных моментов, как и оценка 5, но допускает менее подробное и обстоятельное освещение материала;

оценка 3 ставится при наличии лишь самых необходимых сведений по предложенному вопросу. Допускается наличие стилистических неточностей или погрешностей в тексте ответа.


Общие учебные умения, навыки и виды деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения предмета совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);

3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).




Содержание учебного предмета

«Литература» 7 класс


Роды и жанры литературы. Богатство и разнообразие жанров


Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Т е о р и я. Роды и жанры литературы.

М е т о д и к а. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.


Фольклор


Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Т е о р и я. Жанры современного фольклора.

«Б а р и н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

М е т о д и к а. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.


Античная литература


Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты). Героический эпос древности. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Т е о р и я. Героический эпос.

М е т о д и к а. Использование материалов, изученных на уроках истории.


Литература эпохи Возрождения


Великие имена эпохи и герои их произведений.

У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты (Сонет № 130 — «Ее глаза на небо не похожи...»).

Т е о р и я. Трагедия. Сонет. Сонеты Шекспира.

Из истории сонета. Сонет - как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «С о н е т» («Суровый Дант не презирал сонета...»); К. Д. Бальмонт. «Х в а л а с о н е т у»; Н. С. Гумилев. «С о н е т»; Игорь Северянин. «Б у н и н» и др.

М е т о д и к а. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.


Литература XIX века


Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Т е о р и я. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня XVIII в. В. К. Тредиаковский. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов.

Т е о р и я. Басня и притча.

М е т о д и к а. Возможен конкурс на лучшее исполнение

и комментирование басни.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «С в е т л а н а». Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Баллады Жуковского. Жуковский-переводчик. Знакомство с балладой «Светлана». Народные поверья в балладе, романтический облик героини, органическая связь событий с изображением мира природы.

«П е р ч а т к а». Трагический сюжет баллады. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля.

Т е о р и я. Баллада.

М е т о д и к а. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Жу к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» («Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я». Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирики поэта.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Д у б р о в с к и й». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Т е о р и я. Жанры лирики и эпоса. Портрет героя.

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М е т о д и к а. Сопоставление повести и романа.

М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т , я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»). М а д р и г а л ы. Э п и г р а м м ы. Э п и т а-

ф и я. Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лиро-эпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«М ц ы р и». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.

Т е о р и я. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

М е т о д и к а. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

М е т о д и к а. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.

И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Т е о р и я. Стихотворение в прозе.

Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.

Т е о р и я. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.

Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Т е о р и я. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.

А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.

Т е о р и я. Юмореска.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.


Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в художественных произведениях

различных жанров


Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Т е о р и я. Портрет.


Пейзаж в художественных произведениях

различных жанров

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.

Т е о р и я. Пейзаж.

М е т о д и к а. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.


Литература XX века


Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

М е т о д и к а. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX в. в лирике. В. Я. Брюсов. «Т р у д», «Х в а л а ч е л о в е к у»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у, е с л и д р у г б о г а ч е...»; Р. Киплинг. «Е с л и» (перевод С. Я. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского).

Т е о р и я. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

М е т о д и к а. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.

М. Горький. «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Т е о р и я. Разнообразие жанров в творчестве писателя.

В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.

М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м».

Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Т е о р и я. Драматическая сценка.

М е т о д и к а. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а». Лирическая проза Паустовского. Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».

Т е о р и я. Эссе.

Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчикомавтором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои.

А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

Т е о р и я. Водевиль.


Великая Отечественная война

в художественной литературе


Жанры лирики. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Т е о р и я. Живой отклик искусства на события войны.

В. Г. Распутин. «Ур о к и ф р а н ц у з с к о г о». Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Т е о р и я. Живой отклик искусства на исторические события.


Фантастика и ее жанры


Фантастика и ее жанры в современной литературе.

Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и». Жанр рассказа в научнофантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Т е о р и я. Жанры научной фантастики.


Детективная литература и ее жанры


Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.

Т е о р и я. Новелла.


Итоги


Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

М е т о д и к а. Обзор изученных в 5—7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.




Формы организации учебных занятий

1. Фронтальная (словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми).

2. Групповая (организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).

3. Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации).

4. Коллективная (частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса).

5.Дистанционная (взаимодействие учителя, ученика и родителей дистанционно, в случае необходимости, с помощью мессенджеров, электронных образовательных платформ).


Способы проведения учебных занятий в зависимости от типа урока урок изучения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок практического применения знаний, урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков, урок контроля и проверки знаний, коррекционный урок, комбинированный урок; лекция, дискуссия, расспрос, заочное путешествие, ролевая игра, викторина, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовая работа, практикум, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.


Основные виды учебной деятельности

На уроках литературы организуется работа обучающихся с текстами различных литературных жанров, которая выстраивается по определенному алгоритму:

— этап предварительной дотекстовой работы - актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;

этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);

детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;

"послетекстовый" этап - обобщение прочитанного.


Виды деятельности обучающихся

на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

2. Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.).

3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.

4. Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).

5. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.

6. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения.

7. Выполнение артикуляционных упражнений.

8. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

9. Выполнение информационно-поисковых заданий (сбор, хранение, обработка информации, интеграция знаний).

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе первичного знакомства с текстом:

 1. Чтение текста литературного произведения про себя.

 2. Чтение текста вслух.

 3. Чтение текста вполголоса.

 4. Поочередное чтение текста в парах.

 5. Прослушивание чтения текста учителем.

 6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе детализированной работы с текстом:

 1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

 2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

 3. Чтение текста с комментарием и беседой.

 4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

 5. Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к краткому пересказу.

 6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.

 7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором).

 8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.

 9. Чтение "с прибавлением". Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, самостоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, прочитывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество "прибавленных" слов.

10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица.

11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

13. Чтение текста, пометка непонятных слов.

14. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.

15. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил.

16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям).

17. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

18. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).

21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.

22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги.

23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.

24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения.

26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения.

27. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему.

29. Чтение текста по ролям.

30. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.).

31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д.

32. Выразительное чтение отрывка из текста.

33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора.

34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.

35. "Живая картинка" (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное).

36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно.

37. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе.

39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания.

40. Чтение текста голосом героя.

41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть.

43. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

44. Чтение литературного произведения по готовому плану.

45. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

48. Полный точный пересказ литературного произведения (крайне редко).

49. Краткий пересказ литературного произведения.

50. Подробный пересказ литературного произведения.

51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

52. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика).

53. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению).

54. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию:

 • описание природы перед грозой;

• жилища;

• состояния персонажа.

55. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз).

57. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.

58. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму.

59. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов.

60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

• существительное и прилагательное;

• существительное и глагол;

• местоимение и глагол (либо наоборот).

 61. Чтение и подбор из текста слов-признаков.

62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д.

63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам. Например, с однородными сказуемыми или сложных предложений.

64. Объяснение постановки знаков препинания в предложении.

65. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

66. "Интервью"с полюбившимся персонажем произведения.

67. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения:

 • положительные;

 • отрицательные;

 • нейтральные;

 • герои-помощники.

68. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.

69. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его.

70. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения.

71. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произведения.

72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками.

73. Нахождение в тексте выводов по той или иной теме, проблеме, общей идеи литературного произведения.

74. Установление в процессе чтения литературного произведения причинно-следственных связей.

75. Подбор литературному произведению подходящего названия.

76. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д.

77. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предложении.

78. Чтение литературного произведения и определение его жанра.

79.Чтение литературного произведения и нахождение в нем слов, которые, на взгляд ученика, устарели.

80. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте:

 • эпитетов;

 • сравнений;

 • олицетворений;

 • метафор и т. д.

81. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов.

82. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета.

83. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске.

84. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски.

85. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

86. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, погода: гроза, зима, дождь.

87. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия).

88. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста.

89. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходящих по смыслу слов.

90. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.).

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе обобщения изученного произведения:

1. Конкурсное чтение стихотворений.

2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.

3. Инсценирование (драматизация).

4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

5. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

6. Создание репортажа с места главного события литературного произведения.

7. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.

8. Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом.

9. Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.

 

Основные виды деятельности в период реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: самостоятельное ознакомление с новым материалом, тестирование онлайн, создание текстов (устно и письменно), работа над проектом, работа на специализированных интернет-площадках, просмотр видеолекций (уроков).




Календарно-тематическое планирование


урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

I четверть



Роды и жанры литературы (2 часа)


1-2

03.09.,

07.09.

Роды и жанры литературы. Богатство и разнообразие жанров.

Эпос, лирика и драматургия и их жанры.

2

Фольклор (2 часа)

3-4

10.09.,

14.09.

Фольклор.

Народный театр. «Барин». Пьеса и игра.

2

Античная литература (2 часа)

5-6

17.09.,

21.09.

Античная литература.

Эпос и его жанры. Эпопея. Гомер. «Илиада» и «Одиссея».

2

Литература эпохи Возрождения (3 часа)

7

24.09.

Литература эпохи Возрождения.

У.Ше к с п и р.

1

8

28.09.

У.Ше к с п и р. Трагедия «Ромео и Джульетта».

1

9

01.10.

Сонет. Сонеты Шекспира

1

Литература XIX века (33 часа)

10

05.10.

Литература XIX века.

Басня. Шесть столетий истории басни Эзоп, Ж. де Лафонтен

1

11

08.10.

В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. А. Крылов.

1

12

12.10.

Баллада и ее история В.А.Ж у к о в с к и й

1

13

15.10.

В.А.Ж у к о в с к и й «Светлана», «Перчатка».

1

14

19.10.

Контрольная работа за 1 четверть по темам «Античная литература» и «Литература эпохи Возрождения»

1

15

22.10.

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С. Пушкина.

1

16

26.10.

Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка»

1

17

29.10.,

А.С. Пушкин «Дубровский»

1

II четверть

18

09.11.

А.С. Пушкин «Дубровский»

1

19

12.11.

Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

1

20

16.11.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики

1

21-22

19.11., 23.11.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

2

23

26.11.,

Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

24-28

30.11.,

03.12.,

07.12.,

10.12.,

14.12.

Н . В . Г о г о л ь «Ревизор».

5

29

17.12.

Контрольная работа за 2 четверть по теме «Литература XIX века»

1

30

21.12.

И . С . Т у р г е н е в «Стихотворения в прозе»

1

31-32

24.12.,

28.12.

Н.А. Н е к р а с о в

Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения

«Размышления у парадного подъезда»

2

III четверть

33-34

11.01.,

14.01.

Н . С . Л е с к о в «Левша».

2

35

18.01.

Р/Р Сочинение по сказу Н.С. Лескова «Левша».

«Тема родины в сказе Лескова «Левша»

1

36

21.01.

Сатира

1

37-38

25.01.,

28.01.

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2

39

01.02.

М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

1

40-41

04.02.,

08.02.

А.П.Чехов. Юморески.

«Хирургия», «Жалобная книга».

2

42

11.02.

Из истории пародии

1

Литература ХХ века (26 часов)

43

15.02.

Литература ХХ века.

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20в. Творчество В.Я. Брюсова

1

44

18.02.

Жанры лирики К.Д. Бальмонта. Активность поисков новых жанров в лирике И. Северянина

1

45

22.02.

Переводы стихотворения Р. Киплинга «Если…» и «Заповедь»

1

46

25.02.

Из истории сонета

1

47

01.03.

М. Горький «Старуха Изергиль»

1

48

04.03.

М. Горький «Старый Год»

1

49

11.03.

Р/Р Сочинение по сказке М. Горького «Старый год»

1

50

15.03.

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Литература XIX и XX веков»

1

51

18.03.

В . В . М а я к о в с к и й. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

52

22.03.

В . В . М а я к о в с к и й. «Гимн обеду».

1

53

25.03.

М.А. Б у л г а к о в «Ревизор с вышибанием»

1

IV четверть

54

05.04.

К.Г. Паустовский «Рождение рассказа»

1

55

08.04.

М.А. Шолохов «Они сражались за Родину»

1

56

12.04.

Жанры лирики А.Т. Твардовского

1

57-58

15.04.,

19.04.

Г. Распутин «Уроки французского»

2

59

22.04.

Р.Р. Сочинение по рассказу Г.Распутина «Уроки французского». «Уроки доброты»

1

60

26.04.

Из истории эссэ. К.Г. Паустовский «Радость творчества»

1

61

29.04.

Ф.А. А б р а м о в «О чем плачут лошади»

1

62

06.05.

А.В. Вампилов «Несравненный Наконечников»

1

63

13.05.

Промежуточная аттестационная работа (диагностическая работа)

1

64-65

17.05., 20.05.

Научно-фантастическая литература

Р .Ш е к л и. «Запах мысли».

2

66-67

24.05.,

27.05.

А. К о н а н Д о й л. «Пляшущие человечки».

2

68

31.05.

Итоговый урок: жанры и портрет героя, всех родов литературы в художественных произведениях, а также в нашей устной и письменной речи.

1




«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО

Учителей-предметников

МБОУ Крюковской СОШ

№ 1 26.08.2021

________________ Е.В. Сараева


«Согласовано»

Заместитель директора по УР____________________ Н.В. Литвинова

от 27.08. 2021





24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!