СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе:

-федерального  государственного стандарта общего образования;

-примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.  (Программы ОУ) «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006г.;

-федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на 2019-2020 учебный год;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новомарьясовская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

Руководителем МО учителей Заместителем директора Директором МБОУ

гуманитарного цикла по УВР «Новомарьясовская СОШ-И» Протокол № 1 «____» 08. 2019г Приказ №

____/ Чезыбаева Е.В./ « » августа 2019 г

______/Коконова В.А / ______ / Шандр Т.В./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литература»

для 7класса











Составил учитель

русского языка и литературы

Чезыбаева Елена Васильевна







с. Новомарьясово

2019


1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-федерального государственного стандарта общего образования;

-примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. (Программы ОУ) «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006г.;

-федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на 2019-2020 учебный год;

- учебного плана МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на 2019-2020 учебный год.

Предмет литература входит в образовательную область «Филология». Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы, как части культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы. Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 7 классе:

-Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

- Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

- Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

- Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

- Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 7 классе является изучение богатства и разнообразия жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и метапредметными результатами. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение литературы в 7 классе отводится 2 часа в неделю, что в год составляет 68 часов

УМК: -Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс- М.: Вако, 2007

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс. - М.: Вако,2006

-КИМ .Литература:7класс/Сост.Е.Н.Зубова.М.:ВАКО, 2012

-Литература . 7 класс: поурочные планы по учебнику Т Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. Волгоград: Учитель, 2008

Интернет-ресурсы: http://www.bibliogid.ru; http://www.bibliotekar.ru

Данная рабочая программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся 7 класса. В классе обучается 15 ребят. Трое учеников имеют широкий читательский кругозор. Дети с удовольствием готовят сообщения об авторах произведений. Есть ребята, которые отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную работу, грамотной монологической речью не отличаются, задания творческого характера выполняют только с помощью учителя. Это связано и с низкой техникой чтения, и с недостаточной сформированностью основных мыслительных функций, и плохой памятью. В работе с этими детьми буду применять индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, так и при выборе форм и методов его освоения. Основная масса обучающихся имеет средний уровень способностей и в состоянии освоить программу на базовом уровне.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, больничного листа, уроки согласно рабочей программе, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.

2.Планируемые результаты.

Личностные результаты: знание наизусть художественных текстов в рамках программы; умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы. Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Предметные результаты: адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы; знание изученных текстов; овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

Метапредметные результаты: расширение круга приемов составления разных типов плана; использование различных типов пересказа; расширение круга приемов структурирования материала; умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

3.Содержание учебного предмета

Введение. Основные роды литературы: эпос, лирика и драма. Богатство и разнообразие жанров литературы. Постоянное обновление жанров. Теория: роды и жанры литературы.

Фольклор и его жанры.

Жанры фольклора: самые древние и самые молодые жанры. Художественные особенности драмы «Барин». Судьбы школьного (детского) фольклора. Теория: живые жанры современного фольклора

Литература эпохи Возрождения и её жанры.

Отдельные произведения зарубежной литературы эпохи Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты Шекспира.

Классическая литератураXIX века и её жанры. Популярные жанры. Золотой век русской поэзии. Лирика и поэмы. Классические жанры русской прозы: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров. Теория: жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Теория: басня, притча.

В.А.Жуковский Баллада «Перчатка». Из истории баллады. Теория: романтическая баллада.

А.С.Пушкин«Элегия», «К портрету Жуковского», «Друзьям», «Моя эпитафия», «Туча», «19 октября», «Барышня крестьянка», «Дубровский». Теория: жанры лирики поэта. Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Эпиграммы и мадригалы», «Эпитафия», «Мцыри». Теория: романтический герой, рифма.

Н.В.Гоголь «Ревизор». Теория: афиша комедии, ремарки. Образ героя драматического произведения «Шинель».

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи» и др.). Теория: стихотворение в прозе.

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Теория: стиль.

Н.С.Лесков «Левша». Теория: сказ как жанр эпоса.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Теория: гротеск.

А.П.Чехов «Хирургия», Жалобная книга», «Смерть чиновника». Теория: юмореска.

Литература XX века

Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова. Теория: новые жанры в искусстве.

Лирика начала века. В.Я.Брюсов «Хвала человеку», «Труд». И.А.Бунин «Изгнание», «Уптицы есть гнездо…». К.Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего…». И. Северянини «Не завидуй другу…».

Р.Киплинг «Если», «Заповедь».

Из истории сонета. М Горький «Легенда о Данко», «Старый год». Теория: место эпических жанров в творчестве писателей XX века.

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду», «Хорошее отношение к лошадям». Теория: тонический стих.

М.А.Булгаков «Ревизор с вышиванием».

К. Г. Паустовский «Рождение рассказа»

М. А. Шолохов «Они сражались за Родину». Теория: описание событий войны по их живым следам.

А. Н. Толстой «Русский характер».

А. Т. Твардовский «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…». Теория: тематика лирики.

В.Г. Распутин» Уроки Французского. Теория: война на страницах после военной прозы.

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади». Теория: сюжет и аллегорические герои.

Драма XX века. М. А. Булгаков «Ревизор с вышибанием». А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников». Теория: драматическая сценка, водевиль.

Научно – фантастическая литература.

Р. Шекли «Запах мысли».

А. Конан Дойл «Пляшущие человечки». Теория: жанры научной фантастики.

Итоговые уроки.

Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. Виды учебной деятельности соответствуют программным требованиям









Календарно-тематическое планирование

№ урока Тема урока Дата план Дата факт

1

Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров

3.09


2

Фольклор и его жанры. Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической  драмы «Барин»

5.09


3

Детский фольклор

10.09


4

Литература эпохи Возрождения и ее жанры.

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

12.09


5

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

17.09


6

Сонеты В.Шекспира.

19.09


7

Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни

24.09


8

И. А. Крылов -великий баснописец

26.09


9

Из истории баллады. Баллада В. А. Жуковского «Перчатка»

1.10


10

Баллада В. А. Жуковского «Светлана»

3.10


11-12

А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Лирика: «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец»

8.10

10.10


13-14

Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и композиции

15.10

17.10


15

Роман А. С. Пушкина «Дубровский»:история создания романа,сюжет,композиция.

22.10


16

Главные герои романа «Дубровский». Добро и зло в романе.

24.10


17

Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа.

5.11


18

Р/р.Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

7.11


19

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

12.11


20

М. Ю. Лермонтов. Жизнь,творчество.

14.11


21

Жанры лирики поэта.

19.11


22

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история.

21.11


23

М. Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия

26.11


24

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания.

28.11


25

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Сюжет, герои.

3.12


26

Основное идейное содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

5.12


27

Сочинение по поэме «Мцыри»

10.12


28

Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Переполох в уездном городе. Анализ 1 действия.

12.12


29

Причины ошибки чиновников. Анализ 2 действия.

17.12


30

Особенности характера Хлестакова. Анализ 3 действия

19.12


31

Кульминация и развязка сценического действия Анализ 4 и 5 действий.

24.12


32

Уездный город ,его правители и обитатели.

26.12


33

Р.р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

14.01


34

И.С.Тургенев             « Стихотворения в прозе».

16.01


35

И. С. Тургенев «Стихотворение в прозе». Анализ произведений

21.01


36

Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

23.01


37-38

Творчество Н. С. Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа

28.01

30.01


39

Характеристика героев сказа «Левша»

4.02


40-41

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

6.02

11.02


42

М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

13.02


43

А. П. Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия»

18.02


44

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку»

20.02


45

Лирика К.Д.Бальмонта

25.02


46

Лирика И.Северянина

27.02


47

Два перевода стихотворения     Р.Киплинга «Если», «Заповедь»

3.03


48

Из истории сонета

5.03


49

М. Горький «Старый год»

10.03


50

М. Горький «Старуха Изергиль»

12.03


51

Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького

17.03


52

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

19.03


53

Сатирические стихи В. В. Маяковского «Гимн обеду»

31.03


54

М. А. Булгаков «Ревизор с вышиванием»

2.04


55

К. Г. Паустовский «Рождение рассказа»

7.04


56-57

События и герои Великой Отечественной войны. М. А. Шолохов «Они сражались за Родину»

9.04

14.04


58

Лирика А.Т.Твардовского

16.04


59-60

В. Г. Распутин «Уроки французского»

21.04

23.04



61

Р.Р Сочинение по рассказу «Уроки французского»

28.04


62

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади»

30.04


63

А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль»

5.05


64-65

Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах мысли»

7.05

14.05


66-67

Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»

19.05

21.05


68

Обобщение за курс. Рекомендации на лето.

26.05





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!