Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета (литература). (ФГОС ООО)
Предметные результаты изучения предметной области " Русский язык и литература" должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Обучающийся научится:
определять тему и основную мысль произведения,
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции,
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними,
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
При оценке предметных результатов обучения литературе учитываются уровень сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме; формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выразительно прочтите следующий фрагмент;
определите, где и когда происходят описываемые события;
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (литература)
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные УУД
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
обосновывать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Содержание учебного предмета.
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии. Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: рассказывание сказки, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: Пересказ биографии М.Ломоносова, выразительное чтение.
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Для домашнего чтения
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Для домашнего чтения:Н.С. Лесков. «Человек на часах».
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование рассказов А.Чехова.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть
И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Связь с другими искусствами: рисунки к стихотворениям С.Есенина.
Для заучивания наизусть: С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: выставка рисунков, конкурс рисунков, чтецов.
Урок внеклассного чтения
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
Для заучивания наизусть
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов, выставка рисунков о войне.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из зарубежной литературы Восточные сказки
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Место предмета в учебном плане.
На изучение учебного предмета литература в 6 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа) из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».
Наименование разделов учебной программы
и характеристика основных видов деятельности.
№ п/п | Тема | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Введение | Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий) Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников |
2 | Из греческой мифологии | Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях |
3 | Из устного народного творчества | Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля |
4 | Из древнерусской литературы | Овладение техникой планирования учебной деятельности Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу |
5. | Из русской литературы XVIII века | Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен |
6. | Из русской литературы XIX века | Овладение различными типами пересказа Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников |
7 | Из русской литературы XX века | Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста |
8 | Из зарубежной литературы | Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях |
Контроль знаний.
Период обучения | №урока | Вид контроля | Форма контроля | Тема |
1 четверть | 8 | входной | т/ч | Проверка т/ч |
1 четверть | 12 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа по темам: мифы, УНТ, древнерусская литература. |
1 четверть | 22 | текущий | проект | Защита мини-проектов «В мире пушкинских слов». |
1 четверть | 27 | текущий | Контрольная работа. | Контрольная работа. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» |
2 четверть | 41 | текущий | проект | Защита проектов по творчеству Н.В. Гоголя. |
2 четверть | 48 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа за 2 четверть. |
3четверть | 55 | текущий | проект | Защита проектов по творчеству Л.Н. Толстого |
3четверть | 76 | промежуточный | т/ч | Техника чтения |
4 четверть | 88 | текущий | проект | Защита проектов по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
Проектная деятельность.
Бажовских сказов дивные слова.
Доброе имя лучше всяких сокровищ.
Завтрашний день книги.
Книга вчера, сегодня, завтра.
Литературные места нашего города.
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.
По следам литературных героев.
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Славянская мифология "Домовой".
Славянская мифология "Леший".
Художественно-смысловые взаимоотношения в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Языковой портрет ученика нашей школы.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
| Введение |
1 | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. | 1.09 | |
| Из греческой мифологии |
2 | Мифы о героях: «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени. | 3.09 | |
3 | Мифы о героях: «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме | 4.09 | |
4 | "Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 8.09 | |
| Из устного народного творчества |
5 | Легенды, предания, сказки "Солдат и смерть". Предание и его художественные особенности | 10.09 | |
6 | Предание "Как Бадыноко победил одноглазого великана" | 11.09 | |
7 | «Сказка о молодильных яблоках». Жанровые особенности сказки, художественное восприятие произведения. | 15.09 | |
8 | Входной контроль (проверка техники чтения). | 17.09 | |
| Из древнерусской литературы |
9 | "Сказание о белгородских колодцах" | 18.09 | |
10 | "Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях | 22.09 | |
11 | "Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы . | 24.09 | |
12 | Контрольная работа по темам: мифы, УНТ, древнерусская литература. | 25.09 | |
| Из русской литературы XVIII века |
13 | М.В.Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 29.09 | |
14 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1.10 | |
| Из русской литературы XIX века |
15 | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. | 2.10 | |
16 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада "Светлана": | 6.10 | |
17 | Анализ баллады Жуковского «Светлана». Самостоятельная работа. | 8.10 | |
18 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. | 9.10 | |
19 | Жанр Элегии. "Деревня" | 13.10 | |
20 | А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…» Самостоятельная работа. | 15.10 | |
21 | «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 16.10 | |
22 | Защита мини-проектов «В мире пушкинских слов». | 20.10 | |
23 | А.С.Пушкин "Дубровский". Историческая правда и художественный вымысел в романе. История создания. Прототипы. | 22.10 | |
24 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. Основной конфликт | 23.10 | |
25 | Отец и сын Дубровские. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 3.11 | |
26 | Дубровский и Маша Троекурова. | 5.11 | |
27 | Контрольная работа. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 6.11 | |
28 | М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. | 10.11 | |
29 | "Тучи" Вольнолюбивые мотивы в лирике. | 12.11 | |
30 | Стихотворения "Парус", Тема свободы, воли и независимости. | 13.11 | |
31 | Стихотворение «Листок». Самостоятельная работа. | 17.11 | |
32 | «На севере диком …». Многозначность художественного образа. | 19.11 | |
33 | Творческая мастерская. Чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова | 20.11 | |
34 | Н.В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести. | 24.11 | |
35 | Степь как образ Родины в повести. | 26.11 | |
36- 37 | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. | 27.11 1.12 | |
38 | Н. В. Гоголь "Тарас Бульба". Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Казачество в изображении Гоголя. Подвиг Тараса Бульбы | 3.12 | |
39 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля | 4.12 | |
40 | Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника | 8.12 | |
41 | Защита проектов по творчеству Н.В. Гоголя. | 10.12 | |
42 | И.С. Тургенев. "Записки охотника". Творческая история и особенности композиции. | 11.12 | |
43 | И.С.Тургенев "Бирюк" Проблематика: служебный долг и человеческий долг. | 15.12 | |
44 | И.С. Тургенев «Бирюк». Нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Позиция писателя. | 17.12 | |
45 | Стихотворение «В дороге» | 18.12 | |
46 | Н.А. Некрасов. Темы народного труда и "долюшки женской" в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..." | 22.12 | |
47 | Н.А.Некрасов "Великое чувство! у каждых дверей...". Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. | 24.12 | |
48 | Контрольная работа за 2 четверть. | 25.12 | |
49 | Л.Н. Толстой в 30-50 – е годы 19 века. Повесть "Детство". | 29.12 | |
50- 51 | Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» | 14.01 15.01 | |
52- 53 | Анализ глав повести «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». Рассказ «Бедные люди». | 19.01 21.01 | |
54 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 22.01 | |
55 | Защита проектов по творчеству Л.Н. Толстого | 26.01 | |
56 | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть "В дурном обществе" | 28.01 | |
57 | Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Отец и сын. | 29.01 | |
58 | Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести. | 2.02 | |
59 | Дети и взрослые в повести. | 4.02 | |
60 | Творческая мастерская «Я думаю, что я поступил бы…» | 5.02 | |
61- 62 | А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. "Налим". | 9.02 11.02 | |
63 | А.П.Чехов "Толстый и тонкий". Тема, приемы создания комического эффекта | 12.02 | |
64 | А.П.Чехов "Шуточка". Отношение автора к героям. | 16.02 | |
65 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни (написание рассказа или создание диафильма) | 18.02 | |
| Из русской литературы XX века |
66- 67 | И.А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. "Не видно птиц. Покорно чахнет..." | 19.02 25.02 | |
68 | И.А.Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя | 26.02 | |
69 | Р.Р. Анализ эпизода. | 2.03 | |
70 | А.И. Куприн. Детские годы. Рассказ "Белый пудель". Знакомство с героями. | 4.03 | |
71 | Основные темы и характеристика образов в произведении А.И. Куприна «Белый пудель». | 5.03 | |
72 | А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия. | 9.03 | |
73 | Р.Р. Анализ эпизода. | 11.03 | |
74 | Краткие сведения о С.А. Есенине. Стихотворение "Песнь о собаке". Пафос и тема стихотворения. | 12.03 | |
75 | С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии. | 16.03 | |
76 | Промежуточная аттестация (проверка техники чтения) | 18.03 | |
77 | Р.Р. Урок чтения наизусть произведений С. Есенина. | 19.03 | |
78 | Краткие сведения о М.М. Пришвине. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя. | 1.04 | |
79 | М.М.Пришвин "Кладовая солнца". Сказка-быль, особенности жанра. | 2.04 | |
80 | Настя и Митраша. Выявление свойств характера героев. | 6.04 | |
81 | Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина. | 8.04 | |
82 | Творческая мастерская. Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца». | 9.04 | |
83 | Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". Человек и природа в стихотворении. | 13.04 | |
84 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй стихотворения. | 15.04 | |
| Из поэзии о Великой Отечественной войне |
85 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". Тематика и проблематика рассказа. | 16.04 | |
86 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Чтение и анализ эпизодов. | 20.04 | |
87 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Бабушка и внук. Выявление мотивов поступка. Смысл названия произведения. | 22.04 | |
88 | Защита проектов по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 23.04 | |
89 | А.А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество» и т.д. | 27.04 | |
90- 91 | К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. Чтение и анализ стихотворений. | 29.04 30.04 | |
92 | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые …» | 4.05 | |
| Из зарубежной литературы |
93- 94 | "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". История создания, тематика, проблематика. | 6.05 7.05 | |
95 | Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка "Снегурочка". Тематика, проблематика сказки. | 11.05 | |
96 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказки братьев Гримм и А.С.Пушкина. ("Снегурочка" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"). | 13.05 | |
97- 98 | О.Генри. Краткие сведения. Рассказ "Вождь краснокожих". Тема детства с улыбкой и всерьез. | 14.05 18.05 | |
99 | О.Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. | 20.05 | |
100 | Джек Лондон "Любовь к жизни". Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | 21.05 25.05 | |
101 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Воспитательный смысл произведения | 27.05 | |
102 | Читательская конференция. Рекомендации по летнему чтению. | 28.05 | |
По учебному плану – 102 часа (3 часа в неделю).
По учебно-календарному графику – 103 часа
Праздничные дни – 23.02
Распределение часов: 6 б
1 четверть 24 ч 24 ч
2 четверть 24 ч 25 ч
3 четверть 30 ч 28 ч
4 четверть 24 ч 26 ч
102 ч 103 ч
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:
читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:
Поэмы Гомера «Илиада» (фрагменты), «Одиссея» (фрагменты).
Русские былины. Древний героический эпос народов России и мира.
«Повесть временных лет» (фрагменты).
Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник»); роман «Дубровский».
Стихотворения М.Ю. Лермонтова (в том числе «Парус», «Три пальмы», «Утес», «Листок»).
Песни из творчества А.В. Кольцова, из отечественной и зарубежной поэзии.
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».
Произведения с фантастическим сюжетом отечественной и зарубежной литературы.
Стихотворения Ф.И. Тютчева (в том числе «С поляны коршун поднялся…», «Листья»).
Стихотворения А.А. Фета (в том числе «Учись у них – у дуба, у березы…», «Еще майская ночь»).
Сказ Н.С. Лескова «Левша».
Произведения на тему детства: повесть Л.Н. Толстого «Детство» (избранные главы), повесть М. Горького «Детство», а также произведения отечественной и зарубежной литературы на тему взросления человека.
Сатирические рассказы А.П. Чехова (в том числе «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»).
Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Святочный рассказ из русской и зарубежной литературы.
Стихотворения С.А. Есенина (в том числе «Гой ты Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Песнь о собаке»).
Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Стихотворения о животных из отечественной поэзии ХХ–XXI вв..
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Произведения отечественной и зарубежной литературы с нравственной проблематикой:
определять свои читательские предпочтения;
передавать свои впечатления от прочитанного произведения;
выразительно читать наизусть не менее 7 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в рабочую программу;
определять и формулировать идею прочитанных произведений;
рассуждать о произведениях, использовать изученные теоретико-литературные понятия; различать основные жанры фольклора и художественной литературы (в том числе балладу, драматургическую сказку), выявлять конфликт в произведении; называть отличия прозаических текстов от поэтических; формулировать вопросы, связанные с содержанием прочитанного произведения;
сопоставлять персонажей одного произведения и разных произведений по сходству или контрасту;
характеризовать выраженное в стихотворении настроение;
характеризовать авторское отношение к изображаемому в произведении;
характеризовать особенности строения сюжета;
сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения;
комментировать музыкальные, живописные произведения, связанные с литературой, кинематографические версии художественных произведений;
составлять словарь новых слов, подбирать афоризмы из художественных произведений и т. п.; использовать различные виды цитирования;
владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
составлять сложный план художественного произведения (или фрагмента);
участвовать в беседе о прочитанном, строя развернутое устное высказывание, связанное со знанием и пониманием литературного произведения;
писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 100 слов).