СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе,7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение учебного предмета "Литература " отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе,7 класс»


Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета (литература). (ФГОС ООО)

Предметные результаты изучения предметной области " Русский язык и литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Обучающийся научится:

  • определять тему и основную мысль произведения,

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции,

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними,

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;


Обучающийся получит возможность научиться:
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


При оценке предметных результатов обучения литературе учитываются уровень сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме; формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.



Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (литература)

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



Регулятивные УУД

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;


Познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • обосновывать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.





Содержание учебного предмета.



Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).



Из греческой мифологии. Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.



Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: рассказывание сказки, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.



Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: Пересказ биографии М.Ломоносова, выразительное чтение.



Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Для домашнего чтения

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

Для домашнего чтения:Н.С. Лесков. «Человек на часах».

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование рассказов А.Чехова.





Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Для заучивания наизусть

И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.



А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.



C.A. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Связь с другими искусствами: рисунки к стихотворениям С.Есенина.

Для заучивания наизусть: С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности: выставка рисунков, конкурс рисунков, чтецов.



Урок внеклассного чтения

«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.



Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

Для заучивания наизусть

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов, выставка рисунков о войне.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.



Из зарубежной литературы Восточные сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета литература в 6 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа) из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».

Наименование разделов учебной программы

и характеристика основных видов деятельности.



п/п

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Введение

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

2

Из греческой мифологии

Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях

3

Из устного народного творчества

Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля

4

Из древнерусской литературы

Овладение техникой планирования учебной деятельности

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

5.

Из русской литературы XVIII века

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

6.

Из русской литературы XIX века

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

7

Из русской литературы XX века

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

8

Из зарубежной

литературы

Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях



Контроль знаний.

Период обучения

урока

Вид контроля

Форма контроля

Тема

1 четверть

8

входной

т/ч

Проверка т/ч

1 четверть

12

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по темам: мифы, УНТ, древнерусская литература.

1 четверть

22

текущий

проект

Защита мини-проектов «В мире пушкинских слов».

1 четверть

27

текущий

Контрольная работа.

Контрольная работа. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

2 четверть

41

текущий

проект

Защита проектов по творчеству Н.В. Гоголя.

2 четверть

48

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа за 2 четверть.

3четверть

55

текущий

проект

Защита проектов по творчеству Л.Н. Толстого

3четверть

76

промежуточный

т/ч

Техника чтения

4 четверть

88

текущий

проект

Защита проектов по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».





Проектная деятельность.



Бажовских сказов дивные слова.
Доброе имя лучше всяких сокровищ.
Завтрашний день книги.
Книга вчера, сегодня, завтра.
Литературные места нашего города.
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.
По следам литературных героев.
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Славянская мифология "Домовой".
Славянская мифология "Леший".
Художественно-смысловые взаимоотношения в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Языковой портрет ученика нашей школы.



Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт




Введение

1

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства.

1.09





Из греческой мифологии

2

Мифы о героях:

«Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени.

3.09


3

Мифы о героях: «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме

4.09


4

"Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать свою мечту.

8.09





Из устного народного творчества

5

Легенды, предания, сказки

"Солдат и смерть". Предание и его художественные особенности

10.09


6

Предание "Как Бадыноко победил одноглазого великана"

11.09


7

«Сказка о молодильных яблоках». Жанровые особенности сказки, художественное восприятие произведения.

15.09


8

Входной контроль (проверка техники чтения).

17.09





Из древнерусской литературы

9

"Сказание о белгородских колодцах"

18.09


10

"Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях

22.09


11

"Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы .

24.09


12

Контрольная работа по темам: мифы, УНТ, древнерусская литература.

25.09




Из русской литературы XVIII века

13

М.В.Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

29.09


14

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий.

1.10




Из русской литературы XIX века

15

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.

2.10


16

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада "Светлана":

6.10


17

Анализ баллады Жуковского «Светлана». Самостоятельная работа.

8.10


18

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина.

9.10


19

Жанр Элегии. "Деревня" 

13.10


20

А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…» Самостоятельная работа.

15.10


21

«Зимнее утро», «Зимний вечер»

16.10


22

Защита мини-проектов «В мире пушкинских слов».

20.10


23

А.С.Пушкин "Дубровский". Историческая правда и художественный вымысел в романе. История создания. Прототипы.

22.10


24

Причины ссоры Дубровского и Троекурова. Основной конфликт

23.10


25

Отец и сын Дубровские.

Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

3.11


26

Дубровский и Маша Троекурова.

5.11


27

Контрольная работа. Мастерская творческого

письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

6.11


28

М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ.

10.11


29

"Тучи" Вольнолюбивые мотивы в лирике.

12.11


30

Стихотворения "Парус", Тема свободы, воли и независимости.

13.11


31

Стихотворение «Листок». Самостоятельная работа.

17.11


32

«На севере диком …». Многозначность художественного образа.

19.11


33

Творческая мастерская. Чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова

20.11


34

Н.В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести.

24.11


35

Степь как образ Родины в повести.

26.11


36-

37

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

27.11

1.12


38

Н. В. Гоголь "Тарас Бульба". Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Казачество в изображении Гоголя. Подвиг Тараса Бульбы

3.12


39

Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь).

 Своеобразие стиля

4.12


40


Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника

8.12


41

Защита проектов по творчеству Н.В. Гоголя.

10.12


42

И.С. Тургенев. "Записки охотника". Творческая история и особенности композиции. 

11.12


43

И.С.Тургенев "Бирюк" Проблематика: служебный долг и человеческий долг.

15.12


44

И.С. Тургенев «Бирюк». Нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Позиция писателя.

17.12


45

Стихотворение «В дороге»

18.12


46

Н.А. Некрасов. Темы народного труда и "долюшки женской" в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..."

22.12


47

Н.А.Некрасов "Великое чувство! у каждых дверей...". Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери.

24.12


48

Контрольная работа за 2 четверть.

25.12


49

Л.Н. Толстой в 30-50 – е годы 19 века. Повесть "Детство". 

29.12


50-

51

Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый»

14.01

15.01


52-

53

Анализ глав повести «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

Рассказ «Бедные люди».

19.01

21.01


54

Уроки доброты

Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

22.01


55

Защита проектов по творчеству Л.Н. Толстого

26.01


56

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть "В дурном обществе"

28.01


57

Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Отец и сын.

29.01


58

Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести.

2.02


59

Дети и взрослые в повести.

4.02


60

Творческая мастерская «Я думаю, что я поступил бы…»

5.02


61-

62

А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. "Налим".

9.02

11.02


63

А.П.Чехов "Толстый и тонкий". Тема, приемы создания комического эффекта 

12.02


64

А.П.Чехов "Шуточка". Отношение автора к героям.

16.02


65

Мастерская творческого письма. Смешной

случай из жизни (написание рассказа или создание диафильма)

18.02





Из русской литературы XX века

66-

67

И.А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. "Не видно птиц. Покорно чахнет..."

19.02

25.02


68

И.А.Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя

26.02


69

Р.Р. Анализ эпизода.

2.03


70

А.И. Куприн. Детские годы. Рассказ "Белый пудель". Знакомство с героями.

4.03


71

Основные темы и характеристика образов в произведении А.И. Куприна «Белый пудель».

5.03


72

А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия.

9.03


73

Р.Р. Анализ эпизода.

11.03


74

Краткие сведения о С.А. Есенине. Стихотворение "Песнь о собаке". Пафос и тема стихотворения.

12.03


75

С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии.

16.03


76

Промежуточная аттестация (проверка техники чтения)

18.03


77

Р.Р. Урок чтения наизусть произведений С. Есенина.

19.03


78

Краткие сведения о М.М. Пришвине. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя. 

1.04


79

М.М.Пришвин "Кладовая солнца". Сказка-быль, особенности жанра.

2.04


80

Настя и Митраша. Выявление свойств характера героев.

6.04


81

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина.

8.04


82

Творческая мастерская. Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца».

9.04


83

Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". Человек и природа в стихотворении.

13.04


84

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй стихотворения. 

15.04





Из поэзии о Великой Отечественной войне

85

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". Тематика и проблематика рассказа.

16.04


86

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Чтение и анализ эпизодов.

20.04


87

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Бабушка и внук. Выявление мотивов поступка. Смысл названия произведения.

22.04


88

Защита проектов по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

23.04


89

А.А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество» и т.д.

27.04


90-

91

К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. Чтение и анализ стихотворений.

29.04

30.04


92

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые …»

4.05





Из зарубежной литературы

93-

94

"Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". История создания, тематика, проблематика.

6.05

7.05


95

Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка "Снегурочка". Тематика, проблематика сказки.

11.05


96

Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказки братьев Гримм и А.С.Пушкина. ("Снегурочка" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

13.05


97-

98

О.Генри. Краткие  сведения. Рассказ "Вождь краснокожих". Тема детства с улыбкой и всерьез. 

14.05

18.05


99

О.Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

20.05


100

Джек Лондон "Любовь к жизни". Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

21.05

25.05


101

Дж. Лондон

«Любовь к жизни». Воспитательный смысл произведения

27.05


102

Читательская конференция. Рекомендации по летнему чтению.

28.05




По учебному плану – 102 часа (3 часа в неделю).

По учебно-календарному графику – 103 часа

Праздничные дни – 23.02

Распределение часов: 6 б

1 четверть 24 ч 24 ч

2 четверть 24 ч 25 ч

3 четверть 30 ч 28 ч

4 четверть 24 ч 26 ч

102 ч 103 ч



Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:


 читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

Поэмы Гомера «Илиада» (фрагменты), «Одиссея» (фрагменты).

Русские былины. Древний героический эпос народов России и мира.

«Повесть временных лет» (фрагменты).

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник»); роман «Дубровский».

Стихотворения М.Ю. Лермонтова (в том числе «Парус», «Три пальмы», «Утес», «Листок»).

Песни из творчества А.В. Кольцова, из отечественной и зарубежной поэзии.

Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

Произведения с фантастическим сюжетом отечественной и зарубежной литературы.

Стихотворения Ф.И. Тютчева (в том числе «С поляны коршун поднялся…», «Листья»).

Стихотворения А.А. Фета (в том числе «Учись у них – у дуба, у березы…», «Еще майская ночь»).

Сказ Н.С. Лескова «Левша».

Произведения на тему детства: повесть Л.Н. Толстого «Детство» (избранные главы), повесть М. Горького «Детство», а также произведения отечественной и зарубежной литературы на тему взросления человека.

Сатирические рассказы А.П. Чехова (в том числе «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»).

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Святочный рассказ из русской и зарубежной литературы.

Стихотворения С.А. Есенина (в том числе «Гой ты Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Песнь о собаке»).

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Стихотворения о животных из отечественной поэзии ХХ–XXI вв..

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

Произведения отечественной и зарубежной литературы с нравственной проблематикой:

 определять свои читательские предпочтения;

 передавать свои впечатления от прочитанного произведения;

 выразительно читать наизусть не менее 7 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в рабочую программу;

 определять и формулировать идею прочитанных произведений;

 рассуждать о произведениях, использовать изученные теоретико-литературные понятия; различать основные жанры фольклора и художественной литературы (в том числе балладу, драматургическую сказку), выявлять конфликт в произведении; называть отличия прозаических текстов от поэтических; формулировать вопросы, связанные с содержанием прочитанного произведения;

 сопоставлять персонажей одного произведения и разных произведений по сходству или контрасту;

 характеризовать выраженное в стихотворении настроение;

 характеризовать авторское отношение к изображаемому в произведении;

 характеризовать особенности строения сюжета;

 сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения;

 комментировать музыкальные, живописные произведения, связанные с литературой, кинематографические версии художественных произведений;

 составлять словарь новых слов, подбирать афоризмы из художественных произведений и т. п.; использовать различные виды цитирования;

 владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий);

 составлять сложный план художественного произведения (или фрагмента);

 участвовать в беседе о прочитанном, строя развернутое устное высказывание, связанное со знанием и пониманием литературного произведения;

 писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 100 слов).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!