СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная рабочая программа по литературе соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 7 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района РТ

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
_________/Хурматуллина Л.Н./
    
Протокол № 1 от «» августа 2018г.

«Согласовано»

заместитель директора по УР
_________/КаримоваИ.Р./
    
«» августа 2018 г.

«Утверждено»

приказ №
от «01» сентября 2018г.
директор _________ /Тагиров И.Г./
    




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 7 класс
учителя русского языка и литературы

Галкиной Елены Васильевны

на 2018 – 2019 учебный год







Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «» августа 2018 г.













с.Ижевка

2018 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 7 класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Русская литература


сопоставлять текст и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,

художественный фильм); выделять нравственную проблематику текстов;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства;
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать
произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своѐ отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

оценивать интерпрета

цию художествен

ного текста, созданную средствами других
искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы под
руководством учителя

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию;
анализировать условия и пути достижения цели;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки

Познавательные УУД:
адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно; пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и
принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.


Зарубежная литература


определять тему и основную мысль произведения;

владеть различными видами пересказа;

выявлять особенности композиции, основной конфликт;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы под
руководством учителя










Содержание учебного предмета

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в 7 классе.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому). В программе указаны произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учащихся 7 класса в школе обязательно; вариативность касается наполнения этих блоков.


А

В

С

Введение (1 час)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титульный лист, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.



Русская литература (60 часов)

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе. «Песнь о Вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.



Древнерусская литература.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Из русской литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин.

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувств любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла XII). Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об исторической прошлой Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь.

Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев.

Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов.

Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения. I

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генерала прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Сказки «Премудрый пескарь», «Медведь воевода». Сатира и юмор в сказках

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой.

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталь Савишна», «Маmаn» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой - повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Владимир Владимирович Маяковский.

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире».

Александр Трифонович Твардовский.

Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Русский фольклор.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственно достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из русской литературы XIX века.

Алексей Константинович Толстой.

Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Из русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти», «В деревне». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький.

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев.

Краткий рассказ писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Борис Леонидович Пастернак.

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны.

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов.

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов.

Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков.

Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина».

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Песни на слова русских поэтов XX века.

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.


Из литературы народов России. (1 ч.)



Расул Гамзатов.

Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине», «Земля как будто стала шире...».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


Зарубежная литература (8 часов)


Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.


«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Роберт Бернс.

Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Японские хокку (трехстишия).

Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри.

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери.

«Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности и Земле. Мечта о чудесной победе добра.

У. Старк.

Тема милосердия в рассказе «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»











Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе


урока

урока в разделе

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Дата




Основные виды учебной деятельности учащихся

П

Ф

1. Введение (1 ч.)

1

1

Введение. Изображение чело­века как важнейшая идей­но-нравственная проблема ли­тературы.

1

4.09

3.09

Вести дискуссию, делать выводы. Отвечать на вопросы

2. Русская литература (60 ч.)

Русский фольклор (6 ч.)

2

1

Предания как поэтическая ав­тобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Истори­ческие события в преданиях

1

7.09


Сопоставлять исторические события и предания

3

2

Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравст­венные идеалы русского наро­да в образе главного героя.

1

11.09


Выразительно читать. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

4

3

Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

14.09


Анализировать былинный стих. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

5

4

Внеклассное чтение. Новгородский цикл былин. «Садко». «Калева­ла». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников

1

18.09


Анализировать былинный стих. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

6

5

Французский героический эпос. «Песнь о Роланде». Историческая правда и выдумка в поэме.

1

21.09


Анализировать. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

7

6

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

1

25.09


Объяснять смысл. Умение работать со справочной литературой

Древнерусская литература (3 ч.)

8

1

«Поучение» Владимира Моно­маха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси


1

28.09


Составлять свои поучения-советы, стилизируя язык. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

9

2

Русские летописи. «Повесть временных лет». «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге

1

2.10


Составлять свои поучения-советы, стилизируя язык. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

10

3

Р/р. Письменная ра­бота «Значение древнерусской литературы для современного читателя»

1

5.10


Составлять план к одной из тем сочинения. Закрепление навыка написания сочинения-рассуждения.

Литература XVIII века (2 ч.)

11

1

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли ав­тора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды.

1

9.10


Выразительно читать, отвечать на вопросы, умение работать с книгой

12

2

Г. Р. Державин. «Река вре­мён в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе твор­чества

1

12.10


Выразительно читать, анализировать с точки зрения основной мысли

Литература XIX века (29 ч.)

13

1

А. С. П у ш к и н. «Полтава». Петр I и Карл XII. Прославление мужества и отваги русских солдат

1

16.10


Сопоставлять исторические события с художественным вымыслом. Отвечать на вопросы

14

2

А. С. Пушкин. «Медный всад­ник». Про­славление деяний Петра I.

1

19.10


Отвечать на вопросы, выразительно читать. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать

15

3

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе

1

23.10


Сопоставлять летописный источник с произведением Пушкина

16

4

Р/р. А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре

1

26.10


Отвечать на вопросы, составлять план к теме. Выразительное чтение. Умение выделять три части в сочинении-рассуждении

17

5

Контрольная работа по произведениям литературы XVIII-XIX века

1

6.11


Последовательно излагать мысли. Урок контроля

18

6

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького че­ловека», его положения в об­ществе.

1

9.11


Составлять план характеристики героя; определять тему и основную мысль.

19

7

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Дуня и Минский. Анализ эпизо­да «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

13.11


Сопоставлять характеры героев. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

20

8

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч­ника и удалого купца Калашни­кова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характе­ров и идеи поэмы

1

16.11


Отвечать на вопросы, характеризовать героев. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать

21

9

Нравственный поединок Ка­лашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита че­ловеческого ентоинства и нравственных идеалов.

1

20.11


Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать

22

10

М. Ю. Лермонтов. «Когда вол­нуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.

1

23.11


Анализировать лирические стихотворения с т. З. использования изобразительно-выразительных средств

23

11

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Историческая и фольклорная основа повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Принцип контраста в изображении героев.

1

27.11


Отвечать на вопросы, анализировать эпизод, характеризовать героев, сопоставляя их поступки. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой. Составлять план к образам. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой.

24

12

Р/р. Подготовка к сочинению по по­вести Н. В. Гоголя «Тарас Буль­ба».

1

30.11


Составлять план к теме

25

13

И.С. Тургенев. «Бирюк» Отражение существенных черт русского национального характера в рассказе

1

4.12


Отвечать на вопросы, анализировать текст с т. З. мастерства писателя. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

26

14

Р/р. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики.

1

7.12


Писать сочинения-миниатюры на тему нравственности

27

15

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Кня­гиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.

1

11.12


Анализировать эпизод, связывая его с основным содержанием поэмы.

28

16

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Величие духа русской женщины

1

14.12


Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать

29

17

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день в часу шестом…». Боль поэта за судьбу народа

1

18.12


Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

30

18

А..К. Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Цельность характера главного героя. Тема преданности и предательства

1

21.12


Отвечать на вопросы

31

19

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Н. А. Некрасова

1

8.01


Последовательно излагать мысли

32

20

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных по­роков общества.

1

11.01


Отвечать на вопросы. Развивать умение за иносказанием видеть авторскую позицию

33

21

Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Ди­кий помещик». Смысл названия сказки. Тема и идея, сатира и юмор

1

15.01


Определять изобразительно-выразительные средства, используемые автором для создания комического. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

34

22

Проблемы и герои произведений Н. В. Го­голя, И. С. Тургенева, Н. А. Не­красова, М. Е. Салтыкова-Щед­рина

1

18.01


Сопоставлять образы героев. Умение обобщать характеры, поступки, исторические события

35

23

Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир Тема детской открытости миру

1

22.01


Отвечать на вопросы. Умение работать с книгой; выразительно читать

36

24

Л.Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

25.01


Умение обобщать характеры, поступки, исторические события

37

25

А. П. Ч е х о в. «Хамелеон». Живая картина нравов

1

29.01


Анализировать образ главного героя. Сопоставлять образы героев

38

26

А. П. Чехов. Два лица России в рассказе «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска»

1

1.02


Сопоставление образов, характеров, умение обобщать и делать вывод

39

27

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой. «Край ты мой родимый…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…», И.А. Бунин «Родина»

1

5.02


Сопоставлять образы, анализировать образ главного героя. Выразительно читать, отвечать на вопросы


40

28

И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаи­мопонимания детей и взрос­лых. Авторское решение этой проблемы

1

8.02


Сопоставлять образы героев, анализировать образ главного героя

41

29

Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти», «В деревне» Нравст­венный смысл рассказа.

1

12.02


Составлять план к теме

Литература XX века (20 ч.)

42

1

М. Горький. «Детство». Автобио­графический характер повести. Изображение «свинцовых мер­зостей жизни»

1

15.02


Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать

43

2

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя

1

19.02


Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

44

3

М. Горький «Легенда Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Портрет как средство характеристики героя

1

22.02


Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

45

4

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим

1

26.02


Отвечать на вопросы; понятие о гуманизме. Обучение выразительному чтению

46

5

В. В. Маяковский. «Необычайное приклю­чение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Представления поэта о сущности творчества

1

1.03


Отвечать на вопросы, выразительно читать.

47

6

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Лирический герой.

1

5.03


Отвечать на вопросы, выразительно читать.

48

7

А.П. Платонов. «Юшка». Неповторимость и ценность каждой человеческой личности

1

8.03


Понятие о внешней и внутренней красоте. Понятие о нравственности, духовном мире человека

49

8

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова

1

12.03


Различать духовные и материальные ценности. Умение размышлять о непреходящем значении нравственных ценностей

50

9

Р/р. Подготовка к домашнему сочи­нению «Нужны ли в жизни со­чувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

1

15.03


Определять основную мысль сочинения. Отвечать на вопросы; умение делать выводы по прочитанным произведениям

51

10

Контрольная работа произведениям писателей XX века

1

19.03


Последовательно излагать мысли

52

11

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пас­тернака.

Р/р. Образ природы в лирике Б. Пастернака. Особенности изобразительно-выразительных средств

1

22.03


Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать

53

12

Трудности и радо­сти грозных лет войны в стихо­творениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

5.04


Выразительно читать, анализировать

54

13

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют си­ние…», «Июль — макушка ле­та…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы

1

9.04


Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать, анализировать


55

14

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лоша­ди». Эстетические и нравст­ено-экологические проблемы рассказа.

1

12.04


Понятие «философская лирика». Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать, анализировать

56

15

Е. И. Носов. «Кукла». «Живое пламя». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к людям, природе

1

16.04


Отвечать на вопросы

57

16

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаи­мовыручка как мерило нравст­венности человека

1

19.04


Понятие о литературной традиции

58

17

Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

1

23.04


Нравственные проблемы рассказа. Развитие понятия о лирическом герое

59

18

М. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1

26.04


Начальные представления о мемуарах. Отвечать на вопросы; выразительно читать, анализировать

60

19

«Тихая моя Родина». Стихи о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. В.Я. Брюсов «Первый снег», Ф. Сологуб «Забелелся туман…», С.А. Есенин «Топи да болота…», Н.А. Заболоцкий «Я воспитан..», Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина..»

1

30.04


Отвечать на вопросы. Обучение целостному анализу эпического произведения

61

20

Внеклассное чтение. Песни на стихи русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Рус­ское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

1

3.05


Выразительно читать, анализировать. Анализировать авторскую песню. Отвечать на вопросы; выразительно читать, анализировать

3. Литература народов России (1 ч.)

62

1

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», Земля как будто стала шире…» Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

7.05


Особенности художественной образности дагестанского поэта. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой

4. Зарубежная литература (8 ч.)

63

1

Р. Бёрнс. «Че­стная бедность» и другие сти­хотворения. Представления по­эта о справедливости и честности.

1

10.05


Своеобразие лирики Р. Бернса

64

2

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

14.05


Своеобразие лирики Дж. Г. Байрона. Отвечать на вопросы; умение работать с книгой; выразительно читать, анализировать

65

3

Японское хокку (трехстишия)

1

17.05


Определять жанр хокку

66

4

О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

1

21.05


Отвечать на вопросы; умение работать с книгой, делать выводы

67

5

Внеклассное чтение. Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантасти­ческий рассказ-предупрежде­ние. Мечта о победе добра

1

24.05


Нравственные проблемы рассказа

68

6

У. Старк. Тема милосердия в рассказе «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

1

26.05


Отвечать на вопросы; умение работать с книгой, делать выводы

69-70

7-8

Итоговое повторение

2

28.05

31.05


Отвечать на вопросы; умение работать с книгой, делать выводы


УМК: Коровина В.Я. Литература. 7 класс. – М.: Просвещение, 2017.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!