РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11классов. Базовый уровень (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Пояснительная записка
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса ( базовый уровень)
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей
• основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать сочинения разных жанров на литературные темы
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Анализ, сравнение, сопоставление, классификация
Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
Умение воспринимать звучащую речь
Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Организация самостоятельной работы учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2. Содержание курса
Количество часов: 70
Количество часов в неделю: 2
№ п/п | Содержание | Количество часов | Из них контрольных | развитие речи |
-
| Введение. | 1 | | |
-
| Из устного народного творчества. | 4 | | |
-
| Из древнерусской литературы. | 3 | | 1 |
-
| Из литературы 18 века. | 3 | | |
-
| Из литературы 19 века | 25 | 1 | 2 |
-
| . Из литературы 20века. | 22 | 1 | 4 |
-
| Из литературы народов России. | 1 | | |
-
| Из зарубежной литературы. | 11 | | 1 |
-
| Итого | 70 | 2 | 8 |
3. Тематическое планирование уроков литературы 7 класс
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока, раздела | Домашнее задание |
| | | 1 четверть – 16 часов | |
1. | | | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Прочитать и пересказать вводную статью учебника. |
| | | Из устного народного творчества.(4 часа) | |
2. | | | Предания как поэтическая автобиография народа. | Вспомнить загадки, пословицы и поговорки. |
3. | | | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | Выразительное чтение, ответить на вопросы учебникас |
4. | | | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | Составить словарик устаревших слов |
5. | | | Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. | Стр.60-68 |
| | | Из древнерусской литературы.(3часа) | |
6. | | | Нравственные заветы древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». (Отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. | Прочитать «Повесть и Петре и Февронии» |
7. | | | . Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских». | Стр.73-83. Ответить на вопросы |
8. | | | Р/.р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества». | Дописать работу |
| | | Из русской литературы 18 века.(3 часа) | |
9. | | | М. Ломоносов Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…». Понятие о жанре оды. | Составить словарь устаревших слов. Выразительное чтение отрывка. |
10. | | | Г. Державин. Жизнь и творчество. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях «Признание», «На птичку» | Прочитать стих «Властителям и судьям», подготовиться к тесту. |
11 | | | В.А. Жуковский. Необычность отношений человека с миром, стремление к нравственному совершенству в стихотворении «Лесной Царь». | Выразительное чтение баллады |
| | | Из русской литературы 19 века.(25 часов) | |
12 | | | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник» | Выучить наизусть отрывок |
13 | | | Художественное своеобразие быта и нравов Древней Руси в «Песне о вещем Олеге». | Выучить наизусть отрывок |
14 | | | Поэма «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). История России в произведениях А, Пушкина. | Прочитать повесть «Станционный смотритель» |
15 | | | Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель». | Ответить на вопросы стр. 134 |
16 | | | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | Инд. задание: биография Лермонтова |
| | | 2 четверть – 16 часов | |
17 | | | М. Ю. Лермонтов. Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» | Стр.141-159 |
18 | | | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | Выучить отрывок наизусть, мини - сочинение «Кто является настоящим героем в песне?» |
19 | | | Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». | Наизусть 1 стих., инд. зад.: биография Гоголя |
20 | | | РР. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова | Дописать сочинение |
21 | | | Н. В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса и его друзей – запорожцев. | Составить рассказ о Тарасе по 1 главе. |
22 | | | Остап и Андрий. Патриотический пафос повести. | Подобрать материал для характеристик героев. |
23 | | | Особенности изображения природы и людей в повести | Подготовиться к сочинению |
24 | | | Р/.р. Сочинение по повести Н. в. Гоголя «Тарас Бульба». | Дописать сочинение |
25 | | | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». | Записать определение понятия «очерк», пересказ рассказов |
26 | | | Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» . Особенности жанра. | Выучить наизусть одно стихотворение в прозе. |
27 | | | Слово о Н. А. Некрасове. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русской женщины. | Прочитать отрывок из поэмы |
28 | | | Тема народа в стихотворениях Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда…» и «Вчерашний день в часу шестом» | Выучить отрывок, биография Салтыкова - Щедрина |
29 | | | Слово о М. Е. Салтыкове - Щедрине. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Читать «Дикий помещик» |
30 | | | «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. | Биография Л. Толстого. |
31 | | | Слово о Л. Н. Толстом. Автобиографический характер повести «Детство» | Стр. 305-315 |
32 | | | Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир. | Стр.323, ответить на вопросы |
| | | 3 четверть-20 часов | |
33 | | | Слово об А. П. Чехове. «Хамелеон». Смысл названия рассказа. | Выразительное чтение рассказа. |
34 | | | Средства комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире. | Прочитать рассказы |
35 | | | Два лица России в рассказе «Злоумышленник». | Мини-сочинение «мой любимый рассказ Чехова» |
| | | «Край ты мой, родимый край…» | |
36 | | | «Край ты мой, родимый край» Стихотворения о родной природе А. Толстого, В. Жуковского, И. Бунина. Анализ лирического произведения. | Выучить наизусть |
| | | Произведения русских писателей 20 века ( 22 часа) | |
37 | | | Слово об И. Бунине. Рассказ «Цифры». | Составить план рассказа. |
38 | | | Слово об А. М. Горьком. Автобиографический характер повести «Детство». | Художественный пересказ сцен из повести |
39 | | | Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело. | Подготовиться к сочинению |
40 | | | Р/.р Анализ эпизода из повести «Детство» М. Горького. Портрет как средство характеристики героя. | Дописать |
41 | | | Романтический характер легенд «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | Иллюстрации, мини-сочинение «нужно ли было жертвовать собой ради этих людей» |
42 | | | Слово о В. В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение…» | Выразительное чтение |
43 | | | Два взгляда на мир в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского. | Выучить наизусть, |
44 | | | Слово о Л Андрееве. » Гуманистический пафос произведения «Кусака. | Прочитать рассказ А. П. Платонова «Юшка» |
45 | | | Слово о А. П Платонове. «Юшка ». Своеобразие языка Платонова. | Составить план рассказа |
46 | | | Р/.Р Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века) | Сочинение дописать |
47 | | | Слово о Б. Л. Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике поэта. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». | Сделать анализ одного из стихотворений |
48 | | | Слово об А. Т. Твардовском. Стихотворения «Братья», «Июль-макушка лета», «Снега потемнеют синие…». | Сделать анализ одного из стихотворений |
49 | | | Интервью как жанр публицистики | Выполнить задания учебника |
50 | | | . Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова. | Взять интервью у ветерана ( или подготовить 5-7 вопросов) |
51 | | | Краткие сведения о Ю. Абрамове. Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади». | Выразительное чтение рассказа по ролям. |
52 | | | Слово о Е. Носове. Нравственные проблемы рассказов «Кукла» и «Живое пламя». | Читать «Тихое утро» |
| | | 4 четверть - 18 часов | |
53 | | | Слово о писателе Ю. Казакове. Герои рассказа «Тихое утро» и их поступки. | Прочитать статью о Лихачеве |
54 | | | Слово о писателе, гражданине Д. С. Лихачёве. Духовное напутствие молодёжи в очерке «Земля родная». Публицистика, мемуары как жанры литературы. | Прочитать рассказы Зощенко, стр. 213-214 |
55 | | | Краткие сведения о М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда». | Стр.218-230 |
56 | | | Единство человека и природы в стихах поэтов 20 века о родине, родной природе. В. Брюсов, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений. |
57 | | | Единство человека и природы в стихах поэтов 20 века о родине, родной природе. В. Брюсов, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий | |
58 | | | Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченька», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге». | Стр. 231-237 |
| | | Из литературы народов России (1 час) | |
59 | | | . Расул Гамзатов. Размышления поэта об основах жизни в стихотворениях «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей родине». | Стр.238-240 |
| | | Зарубежная литература ( 9 часов) | |
60 | | | Р. Бёрнсе. Представления поэта о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность». | Стр. 241-245 |
61 | | | Д. Байрон. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой…». | Выразительное чтение стихов. |
62 | | | Японские хокку. Особенности жанра. | Стр.248-254 |
63 | | | О. Генри «Дары волхвов» Сюжет | Читать произведение |
64 | | | Нравственные проблемы в рассказе | Мини-сочинение «Лучший подарок в моей жизни» |
65 | | | Преданность и жертвенность любви в рассказе О. Генри «Дары волхвов» | Прочитать рассказ «Каникулы» Бредбери. |
66 | | | Р. Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. | Стр. 264-277. |
67 | | | Мечта о победе добра в рассказе «Каникулы» | План сочинения |
68 | | | Р.р. Сочинение «Незабываемые страницы». | Сочинение |
69 | | | Детективная литература. | Повторение изученного |
70 | | | Итоги и задание на лето. | Чтение художественной литературы |
11