СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе - 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11классов. Базовый уровень (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе - 7 класс»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

7 класс

разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11классов. Базовый уровень (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.





Пояснительная записка

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса ( базовый уровень)

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей

• основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать сочинения разных жанров на литературные темы

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Анализ, сравнение, сопоставление, классификация

  2. Самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  3. Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  4. Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  5. Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  6. Умение воспринимать звучащую речь

  7. Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

  8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.

  9. Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Организация самостоятельной работы учащихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.


Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. Содержание курса

Количество часов: 70

Количество часов в неделю: 2


№ п/п

Содержание

Количество часов

Из них контрольных

развитие речи

Введение.

1



Из устного народного творчества.

4



Из древнерусской литературы.

3


1

Из литературы 18 века.

3



Из литературы 19 века

25

1

2

. Из литературы 20века.

22

1

4

Из литературы народов России.

1



Из зарубежной литературы.

11


1

Итого

70

2

8


3. Тематическое планирование уроков литературы 7 класс


Дата по плану

Дата по факту

Тема урока, раздела

Домашнее задание




1 четверть – 16 часов


1.



Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Прочитать и пересказать вводную статью учебника.




Из устного народного творчества.(4 часа)


2.



Предания как поэтическая автобиография народа.

Вспомнить загадки, пословицы и поговорки.

3.



Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

Выразительное чтение, ответить на вопросы учебникас

4.



Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Составить словарик устаревших слов

5.



Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц.

Стр.60-68




Из древнерусской литературы.(3часа)


6.



Нравственные заветы древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». (Отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы.

Прочитать «Повесть и Петре и Февронии»

7.



. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Стр.73-83. Ответить на вопросы

8.



Р/.р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества».

Дописать работу




Из русской литературы 18 века.(3 часа)


9.



М. Ломоносов Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…». Понятие о жанре оды.

Составить словарь устаревших слов. Выразительное чтение отрывка.

10.



Г. Державин. Жизнь и творчество. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях «Признание», «На птичку»

Прочитать стих «Властителям и судьям», подготовиться к тесту.

11





В.А. Жуковский. Необычность отношений человека с миром, стремление к нравственному совершенству в стихотворении «Лесной Царь».

Выразительное чтение баллады




Из русской литературы 19 века.(25 часов)


12



А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник»

Выучить наизусть отрывок

13



Художественное своеобразие быта и нравов Древней Руси в «Песне о вещем Олеге».

Выучить наизусть отрывок

14



Поэма «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). История России в произведениях А, Пушкина.

Прочитать повесть «Станционный смотритель»

15



Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».

Ответить на вопросы стр. 134

16



Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

Инд. задание: биография Лермонтова




2 четверть – 16 часов



17



М. Ю. Лермонтов. Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Стр.141-159

18



Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Выучить отрывок наизусть, мини - сочинение «Кто является настоящим героем в песне?»

19



Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Наизусть 1 стих., инд. зад.: биография Гоголя

20



РР. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Дописать сочинение

21



Н. В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса и его друзей – запорожцев.

Составить рассказ о Тарасе по 1 главе.

22



Остап и Андрий. Патриотический пафос повести.

Подобрать материал для характеристик героев.

23




Особенности изображения природы и людей в повести

Подготовиться к сочинению

24



Р/.р. Сочинение по повести Н. в. Гоголя «Тарас Бульба».

Дописать сочинение

25



И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».

Записать определение понятия «очерк», пересказ рассказов

26



Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» . Особенности жанра.

Выучить наизусть одно стихотворение в прозе.

27



Слово о Н. А. Некрасове. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русской женщины.

Прочитать отрывок из поэмы

28



Тема народа в стихотворениях Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда…» и «Вчерашний день в часу шестом»

Выучить отрывок, биография Салтыкова - Щедрина

29



Слово о М. Е. Салтыкове - Щедрине. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Читать «Дикий помещик»

30



«Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

Биография Л. Толстого.

31



Слово о Л. Н. Толстом. Автобиографический характер повести «Детство»

Стр. 305-315

32



Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир.

Стр.323, ответить на вопросы




3 четверть-20 часов



33



Слово об А. П. Чехове. «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

Выразительное чтение рассказа.

34



Средства комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире.

Прочитать рассказы

35



Два лица России в рассказе «Злоумышленник».

Мини-сочинение «мой любимый рассказ Чехова»




«Край ты мой, родимый край…»


36



«Край ты мой, родимый край» Стихотворения о родной природе А. Толстого, В. Жуковского, И. Бунина. Анализ лирического произведения.

Выучить наизусть




Произведения русских писателей 20 века ( 22 часа)


37



Слово об И. Бунине. Рассказ «Цифры».

Составить план рассказа.

38



Слово об А. М. Горьком. Автобиографический характер повести «Детство».

Художественный пересказ сцен из повести

39



Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело.

Подготовиться к сочинению

40



Р/.р Анализ эпизода из повести «Детство» М. Горького. Портрет как средство характеристики героя.

Дописать

41



Романтический характер легенд «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Иллюстрации, мини-сочинение «нужно ли было жертвовать собой ради этих людей»

42



Слово о В. В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение…»

Выразительное чтение

43



Два взгляда на мир в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского.

Выучить наизусть,

44



Слово о Л Андрееве. » Гуманистический пафос произведения «Кусака.

Прочитать рассказ А. П. Платонова «Юшка»

45



Слово о А. П Платонове. «Юшка ». Своеобразие языка Платонова.

Составить план рассказа

46



Р/.Р Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века)

Сочинение дописать

47



Слово о Б. Л. Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике поэта. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме».

Сделать анализ одного из стихотворений

48



Слово об А. Т. Твардовском. Стихотворения «Братья», «Июль-макушка лета», «Снега потемнеют синие…».

Сделать анализ одного из стихотворений

49



Интервью как жанр публицистики

Выполнить задания учебника

50



. Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова.

Взять интервью у ветерана ( или подготовить 5-7 вопросов)

51



Краткие сведения о Ю. Абрамове. Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади».

Выразительное чтение рассказа по ролям.

52



Слово о Е. Носове. Нравственные проблемы рассказов «Кукла» и «Живое пламя».

Читать «Тихое утро»




4 четверть - 18 часов


53



Слово о писателе Ю. Казакове. Герои рассказа «Тихое утро» и их поступки.

Прочитать статью о Лихачеве

54



Слово о писателе, гражданине Д. С. Лихачёве. Духовное напутствие молодёжи в очерке «Земля родная». Публицистика, мемуары как жанры литературы.

Прочитать рассказы Зощенко, стр. 213-214

55



Краткие сведения о М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда».

Стр.218-230

56



Единство человека и природы в стихах поэтов 20 века о родине, родной природе. В. Брюсов, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий.

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

57



Единство человека и природы в стихах поэтов 20 века о родине, родной природе. В. Брюсов, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий


58



Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченька», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге».

Стр. 231-237




Из литературы народов России (1 час)


59



. Расул Гамзатов. Размышления поэта об основах жизни в стихотворениях «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей родине».

Стр.238-240




Зарубежная литература ( 9 часов)


60



Р. Бёрнсе. Представления поэта о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность».

Стр. 241-245

61



Д. Байрон. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой…».

Выразительное чтение стихов.

62



Японские хокку. Особенности жанра.

Стр.248-254

63



О. Генри «Дары волхвов» Сюжет

Читать произведение

64



Нравственные проблемы в рассказе

Мини-сочинение «Лучший подарок в моей жизни»

65



Преданность и жертвенность любви в рассказе О. Генри «Дары волхвов»

Прочитать рассказ «Каникулы» Бредбери.

66



Р. Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение.

Стр. 264-277.

67



Мечта о победе добра в рассказе «Каникулы»

План сочинения

68



Р.р. Сочинение «Незабываемые страницы».

Сочинение

69



Детективная литература.

Повторение изученного

70



Итоги и задание на лето.

Чтение художественной литературы


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!