СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 48








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА











Наименование учебного предмета: литература

Уровень общего образования: основное общее образование 6 а класс

Учитель: Парфенова Светлана Анатольевна

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных организаций по литературе и авторской программы п/р Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Москва «Вентана-Граф», 2020г.

УМК:

Литература 6 класс, в двух частях. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Москва «Вентана-Граф», 2020г.














г. Калининград 2021 год









Аннотация к рабочей программе





Предмет

литература

Класс

6

Стандарт

ФГОС ООО

Количество часов в неделю

3

Количество часов за год

105

Уровень

базовый

Срок реализации

1 год

Краткое содержание

Раздел №1 Истоки литературы. Фольклор (14 ч.)

Раздел №2 Развитие фольклорных жанров в литературе (19 ч.)

Раздел №3 Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив (14 ч.)

Раздел №4 Наедине с поэтом (9 ч.)

Раздел №5 Раздел №6 Страницы классики (21 ч.)

Раздел №6 Среди ровесников (26 ч.)


Учебник

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература 6 класс, в двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2020г.



























Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Литература»

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• формирование ответственного отношения к учению, готовност и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русской и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• умение пересказывать прозаическое произведение или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений: классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

личностные:

Обучающиеся 6 класса научатся:

– интерпретировать текст;

– высказывать своѐ отношение к прочитанному с аргументацией; – анализировать характер и поступки героев;

– соотносить прочитанное с собственной жизненной позицией;

– самостоятельно работать со словарями, справочным аппаратом книги.

Получат возможность научиться:

– формулировать концептуальную информацию текста

метапредметные:

Обучающиеся 6 класса научатся:

- ставить цели, задачи на каждом уроке; - извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

- искать и собирать дополнительную информацию (в частности, при работе с биографиями писателей).

Получат возможность научиться:

- анализировать текст через диалог с автором, который предусматривает: нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; прогнозирование ответов; самопроверку по тексту.

предметные:

Обучающиеся 6 класса научатся:

- извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовую информацию (фактуальную, подтекстовую и концептуальную);

- самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

– выполнять задания к авторским текстам, включающим школьников в диалог (полилог), дающий возможность высказать и отстоять свою точку зрения.

Получат возможность научиться:

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.





Содержание программы


Истоки литературы. Фольклор

Героический эпос. Былина.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Героическое сказание.

Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)

Рыцарская героическая поэма.

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Русские народные песни.

Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачеве и других народных героях).

Развитие фольклорных жанров в литературе

Баллада

В.А. Жуковский. «Лесной царь»

Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гете.

Модуль: «Повесть временных лет о древних славянах-язычниках»

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

А.Н. Островский. «Снегурочка»

Модуль: «Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году»

В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps»

В.А. Каверин. «Легкие шаги»

Т.Г. Габбе. «Город мастеров». Прошлое и настоящее. Образ жителей города.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты)

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения

Литературная песня.

А.В. Кольцов. «

Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Р обинзона Крузо»

Д. Лондон. «Смок и Малыш»

А.С. Грин. «Алые паруса»

Э.А. По. «Золотой жук»

Наедине с поэтом

А.С. Пушкин.

С.А. Есенин.

Б.Л. Пастернак.

Д.С. Самойлов.

Е.А. Евтушенко.

Б.Ш. Окуджава.

Стихотворения русских поэтов о творчестве

В.В. Маяковский.

М.B. Цветаева.

В.Ф. Ходасевич.

Страницы классики

А.С. Пушкин. «Повести Белкина»

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

И.С. Тургенев. «Муму»

Среди ровесников

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

Л.Н. Толстой. «Детство»

М. Горький. «Детство»

В. Богомолов. «Иван»

А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете»

В.К. Железников. «Чучело»

Ю.Я. Яковлев. «Багульник»

Ю.П. Мориц. «Всадник Алеша»





Тематическое планирование




№ урока

Тема урока

Кол. час.

Электронные ресурсы


Истоки литературы. Фольклор. (14 ч.)



1

Р.р. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Модуль «В начале было слово»

1


2

Р.р. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1


3


Р.р. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Модуль: Книга книг (роль Библии в русской словесности)

1


4

Р.р. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1


5

Песнь о Бадыноко» Наизусть

1


6

Вводная контрольная работа

1


7

Р.р. «Песнь о Роланде».

Модуль: На каком языке говорит библия.

1


8

Р.р. «Песнь о Роланде».

1


9

Понятие о конфликте в произведении

Модуль: Евангельское слово.

1


10

Народная песня. Ее истоки

1


11

Р.р. Народные песни: исторические.

Модуль: Святые Кирилл и Мефодий.

1


12

Р.р. Народные песни: исторические.

1


13

Р.р. Народные песни: лирические. Наизусть

Модуль: «Аз буки веди».

1


14

Итоговый урок по фольклору. Наизусть

1



Развитие фольклорных жанров в литературе

(19 ч.)



15

Жанр баллады, его особенности.

1


16

В.А. Жуковский «Лесной царь» Наизусть. Модуль: Книжный свет. О роли книги в Древней Руси.

1


17

В.А. Жуковский «Лесной царь»

1


18

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Наизусть.

1


19

Образ кудесника. Кудесник и Олег. Смысл финала Модуль: «Молнии слов светозарных».

1


20

Сопоставительный анализ баллад Жуковского и Пушкина.

1


21

В. ч. А.Н. Островский «Снегурочка». Понятие о пьесе. Фольклорная основа произведения.

Модуль: Летопись земли Русской и первый летописец-преподобный Нестор.

1


22

В. ч. А.Н. Островский «Снегурочка». Понятие о пьесе. Фольклорная основа произведения.

1


23

Вн. ч. Поэтичность главной героини. Нравственно-философская проблематика пьесы.

1


24

В.М. Гаршин «Attalea princeps». Модуль: Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр1 Модуль: ПВЛ о создании Киево-Печерского монастыря.

1


25

В.М. Гаршин «Attalea princeps». Модуль: Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр 1

1


26

Нетрадиционность финала сказки В.М. Гаршина

1


27

В.А. Каверин «Лёгкие шаги»

1


28

Приемы создания сказочных ситуаций Поступки героев и их характеры. Модуль: Тема татаро-монгольского нашествия и образ земли Русской.

1


29

Р. р. Кл соч. №1. Две Снегурочки. Сопоставление образов.

1


30

Р. р. Кл соч. №1. Две Снегурочки. Сопоставление образов.

1


31

Вн. чт.Т.Г. Габбе «Город мастеров»

Модуль: Образ Евпатия Коловрата.

1


32

Вн. чт. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1


33

Вн. чт. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»



34

А.В. Кольцов. Песни.

1


35

Р.р. Итоговый урок по теме. Наизусть.

1



Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив (14 ч.)



36

Д. Дефо «Робинзон Крузо». Робинзон на острове.

1


37

Композиция романа Д.Дефо

1


38

Д.Дефо «Робинзон Крузо». Робинзон и Пятница

Модуль: Образ Александра Невского.

1


39

Д.Дефо «Робинзон Крузо». Схватка с пиратами.

1


40

Д.Дефо «Робинзон Крузо». Робинзонада в мировой литературе

1


41

Вн. чт. Д. Лондон «Смок и Малыш»

1


42

А. Грин «Алые паруса».

1


43

А. Грин «Алые паруса».

1


44

А. Грин «Алые паруса».

1


45

Ассоль и Лонгрен. Встреча с «волшебником»

Модуль: Образ Куликова поля в русской словесности.

1


46

Э. По «Золотой жук»

1


47

Э. По «Золотой жук»



48

Вн. Чт. Детективные рассказы писателей мира

1


49

Итоговый урок по разделу «Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив»

1



Наедине с поэтом (9 ч.)



50

Лирика А.С. Пушкина

Модуль: Преподобный Сергий Радонежский.

1


51

Лирика А.С. Пушкина

1


52

Лирика А.С. Пушкина

1


53

Лирика С.А. Есенина. Наизусть.

1


54

Лирика С.А. Есенина

1


55

Лирика С.А. Есенина

1


56

Стихотворения русских поэтов о природе. Наизусть. Модуль: В.А.Никофоров-Волгин «Серебряная метель»

1


57

Стихотворения русских поэтов о творчестве. Наизусть.

1


58

Р.р. Чтение и анализ стихотворений

1



Страницы классики (21 ч.)



59

А.С. Пушкин. Из биографии. «Выстрел»

1


60

История создания цикла «Повести Белкина»

1


61

А.С.Пушкин «Метель»

1


62

А.С.Пушкин «Метель»

1


63

Роль рассказчика в повестях «Метель» и «Выстрел». Отношение автора к героям

Модуль: А.И.Куприн «Чудесный доктор»

1


64

Р.Р. Кл.соч. №2 по «Повестям Белкина»

1


65

Р.Р. Кл.соч. №2 по «Повестям Белкина»

1


66

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1


67

Героическое и патриотическое в стихотворении «Бородино».

1


68

Р.р. Чтение и анализ стихотворения. Наизусть

1


69

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

1


70

Фольклорные мотивы в повести «Ночь перед Рождеством» Модуль: Л.Чарская. Творчество.

1


71

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Наизусть.

1


72

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1


73

И.С. Тургенев «Муму» История создания повести. Образ Герасима

1


74

И.С. Тургенев «Муму». Герасим и Татьяна. Картины крепостного быта.

1


75

И.С. Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Трагическая развязка.

1


76

И.С.Тургенев «Муму».

1


77

Р.р. Кл. соч. №3 Составление характеристики литературного героя.

1


78

Р.р. Кл. соч. №3 Составление характеристики литературного героя.

1


79

Итоговый урок по разделу «Страницы классики»




Среди ровесников (26.ч)



80

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Модуль: Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» часть 1

1


81

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1


82

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1


83

Л.Н. Толстой «Детство».

1


84

Л.Н. Толстой «Детство».

1


85

Р.р. Подготовка к дом. соч.№1 Характеристика героя.

1


86

М. Горький «Детство» Модуль: Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» часть 2

1


87

Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла.

1


88

Вн.чт. В. Богомолов «Иван».

1


89

А.А. Алексин «Мой брат играет на кларнете» Модуль: Сказки Лидии Чарской.

1


90

А.А.Алексин «Мой брат играет на кларнете». Ребенок в мире взрослых. Конфликт между поколениями

1


91

А.А.Алексин «Мой брат играет на кларнете». М.: Литературная викторина по творчеству Лидии Чарской

1


92

В.К. Железников «Чучело». Человек в коллективе.



93

В.К.Железников «Чучело». Конфликт личности с толпой. Взрослые и дети. Тема равнодушия. М.: Творчество В.И.Даля

1


94

В.К.Железников «Чучело».

1


95

В.К.Железников «Чучело». М.: Сказка В.И. Даля «Живут у нас на земле Правда и Кривда»

1


96

В.К.Железников «Чучело».

1


97

В.К.Железников «Чучело». М.: Н.С. Лесков «Неразменный рубль»

1


98

Ю. Я. Яковлев «Багульник». М.: Творчество Н.Г. Гарина-Михайловского



99

Тема человека и природы в рассказе «Багульник». М.: Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодец»

1


100

Ю. Мориц «Всадник Алёша». М.: Н.Г. Гарин-Михайловский «Первое испытание»

1


101

Ю.Мориц «Всадник Алеша». Нравственный выбор как основа сюжета. М.: Рассказ В.А. Солоухина «Мститель»

1


102

Промежуточная аттестация (итоговая контрольная работа)

1


103

Завершая раздел «Мои ровесники». М.: Рассказ В.А.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»

1


104

Дискуссия «Мой читательский выбор». М.: Рассказ В.А.Солоухина «Закон набата»

1


105

Итоговые уроки. Защита проектов.

1





Тематическое планирование внутрипредметного модуля «Живое слово»


№ урока

Темы уроков

Кол-во часов

На каком уроке использу ется

1

Вводный урок «В начале было Слово…»

1

1

2

Книга книг (роль Библии в русской словесности).

1

3

3

На каком языке говорит Библия.

1

7

4

Евангельское слово.

1

9

5

Славян просветители. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

1

11

6

«Аз буки веди». О красоте и смысле славянской азбуки.

1

13

7

Книжный свет. О роли книги в Древней Руси.

1

16

8

«Молнии слов светозарных». О красоте церковнославянского языка.

1

19

9

Летопись земли Русской и первый ее летописец – преподобный Нестор.

1

21

10

ПВЛ о создании Киево-Печерского монастыря.

1

24

11

Тема татаро-монгольского нашествия и образ земли Русской.

1

28

12

Образ Евпатия Коловрата.

1

31

13

Образ Александра Невского.

1

38

14

Образ Куликова поля в русской словесности.

1

45

15

Преподобный Сергий Радонежский.

1

50

16

В. А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель».

1

56

17

А. И. Куприн «Чудесный доктор».

1

63

18

Л. Чарская. Творчество.

1

70

19

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Часть 1.

1

80

20

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Часть 11.

1

86

21

Сказки Лидии Чарской.

1

89

22

Литературная викторина по творчеству Лидии Чарской

1

91

23

Творчество В.И.Даля

1

93

24

Сказка В.И.Даля «Живут у нас на земле Правда и Кривда»

1

95

25

Н.С.Лесков «Неразменный рубль»

1

97

26

Творчество Н.Г.Гарина-Михайловского

1

98

27

Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодец»

1

99

28

Н.Г.Гарин-Михайловский «Первое испытание»

1

100

29

Рассказ В.А.Солоухина «Мститель»

1

101

30

Рассказ В.А.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»

1

103

31

Рассказ В.А.Солоухина «Закон набата»

1

104











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!