СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе, 6 класс. Автор: Коровина В.Я.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 6 класс»


Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 20 х. Сальский Кагальник




«Утверждаю»

Директор МБОУ – ООШ № 20

х. Сальский Кагальник

_________ /Антоненко О.В./

Приказ от«___» 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ


для 6 КЛАССА





Количество часов: 105


Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна
















2019 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • рабочей программы «Программы под редакцией Коровиной В.Я «Литература» для 5-9 классов, издательство М. «Просвещение», 2016 г. Адрес в интернете http://www.prosv.ru/

  • «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х.Сальский Кагальник»;

  • учебника «Литература 6 класс» автор: Коровина В.Я , Москва: «Просвещение», 2018.



Цели и задачи учебного предмета «Литература»:

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения предметного курса:


- сформировать у учащихся представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- помочь освоить теоретические понятия , которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- научить использовать литературу для повышения речевой культуры;

- совершенствовать устную и письменную речь.



В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В. Я. Коровиной.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы 6 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Курс литературы строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов.

Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:


1. Введение.

2. Устное народное творчество.

3. Древнерусская литература.

4. Литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи и часы внеклассного чтения. В рабочей программе существуют сокращения: р/р – это часы развития речи, вн. чт. – это уроки внеклассного чтения.



Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение литературы в 6 классе основной школы отводится 105 часов, из расчета 3 часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение литературы в 6 классе отводится 105 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я. предусматривает

105 часов.

Данная программа будет выполнена за 105 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной В. Я. (105 часов).

Количество учебных часов - 105 , из них:

внеклассное чтение - 11 часов;

развитие речи – 12 часов;

контрольных работ – 3 часа


Проектная деятельность учащихся 6 класса


1. Проект «Малые жанры фольклора».

2. Проект «Мои любимые басни».

3. Проект « Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина.

4. Проект «Проблемы и герои «Повестей Белкина».

5. Проект «Мотив изгнанничества и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

6. Конкурс «Лучшее чтение стихотворений о родной природе».

7. Проект «Родная природа в русской поэзии ХХ века».



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободному владению монологической и диалогической речью в

объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способам свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА"

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.

Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА


Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка 18 столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие понятий).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Туча». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта – изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы».

Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные ( ямб, хорей) и трехсложные ( дактиль, амфибрахий и анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость и любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей ( развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека

и коршуна: свободный полет коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утонченный психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).


Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века


Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.


Произведения о Великой Отечественной войне


К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»;

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятий).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии 20 века


А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»,

С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали..», «Пороша», А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. В стихотворных произведениях поэтов 20 века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием , выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются


Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы « Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.


Из литературы народов России

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине, к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.


Из зарубежной литературы

Мифы народов мира


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла ( в переложении Н. А. Куна ): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе. (начальные представления).


Произведения зарубежных писателей


Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно неродному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса – романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент – Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).





Произведения для заучивания наизусть


  1. Былины: «Вольга и Микула Селянинович». «Садко» (отрывок по выбору учащихся).

  2. Пословицы и поговорки (на выбор).

  3. М.В.Ломоносов « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

  4. А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов» (отрывок по выбору учащихся).

  5. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (фрагмент по выбору). «Молитва». «Когда волнуется желтеющая нива...». «Ангел» (по выбору учащихся).

  6. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (речь о товариществе).

  7. И.С.Тургенев «Русский язык».

  8. Н.А.Некрасов «Русские женщины» (отрывок по выбору учащихся).

  9. В.А.Жуковский «Приход весны».

  10. А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или «Благовест».

  11. И.А.Бунин «Родина» (на выбор).

  12. В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям» (на выбор).

  13. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е.М.Винокуров. «Москвичи»).

  14. С.А.Есенин. «Топи да болота...». Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

  15. А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие...»






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).












Тематическое планирование , 6 класс – 105 часов

урокап\п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося


Формы контроля

Дата

План

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС

1.


Художественное произведение: автор, герои.



Фронтальный опрос

03.09



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА

2.

Обрядовый фольклор.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Выявление разных видов художественных образов. Различные виды пересказа.

Текущий контроль

05.09



3.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Различные виды чтения.

Индивидуальный опрос

06.09



4.

Вн. чт. Загадки как малый жанр фольклора.

Выразительное чтение загадок. Составление лексических комментариев. Устные ответы на вопросы.

Фронтальный опрос

10.09


5.

Р/р Урок-посиделки «Русский фольклор».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение и различные виды пересказа.


Текущий контроль

12.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1 ЧАС

6.


Русская летопись.«Сказание о белгородском киселе».

Выразительное чтение повести.

Пересказ текста.

Фронтальный опрос

13.09



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА – 1 ЧАС

7.

Русские басни. И.И .Дмитриев. «Муха».

Чтение и обсуждение статьи учебника., составление её плана. Объяснение смысловой роли эпитетов, метафор, сравнений.

Выразительное чтение басни.

Индивидуальный опрос

17.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА – 49 ЧАСОВ

8.


И. А. Крылов. «Осел и Соловей».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. Устные ответы на вопросы. Характеристика героя древнерусской литературы. Составление пересказов.

Текущий контроль


19.09


9.

И. А. Крылов. «Листы и корни».


Выразительное чтение басни. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Характеристика героев басни. Составление плана устного и письменного высказывания.

Фронтальный опрос

20.09


10.


И. А. Крылов. «Ларчик».


Выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Истолкование устаревших слов и выражений в баснях Крылова.

Индивидуальный опрос

24.09


11.

Р/р Русские басни.

Чтение и обсуждение статьи. Выразительное чтение басен. Формулирование вопросов по тексту.

Текущий контроль

26.09


12.

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении

«И. И. Пущину».


Составление плана статьи. Обсуждение статьи. в учебнике. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Обсуждение репродукций портретов поэта.

Индивидуальный опрос

27.09


13.


Тема и идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».


Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их лексического значения. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Фронтальный опрос

01.10


14.


А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».




Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Объяснение авторской позиции.

Текущий контроль

03.10


15.


Вн. чт. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина.


Выразительное чтение стихотворения. Устный ответ на вопрос. Составление рассказа. Тема дороги в лирике поэта.

Фронтальный опрос

04.10


16.


Р/р А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Формулирование вопросов по тексту. Устная характеристика двусложных размеров.

Текущий контроль

08.10


17.

А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский –старший и Троекуров.


Различные виды пересказов. Рассказ о героях повести по плану. Различение образов рассказчика и автора-повествователя.


Фронтальный опрос

10.10


18.

«Дубровский»: бунт крестьян.



Усвоение идеи романа Пушкина, его идейно-художественного замысла. Выразительное чтение эпизодов романа. Различные виды пересказа текста.

Тестовые задания

11.10


19.

«Дубровский»: история любви.

Выразительное чтение фрагментов романа.. Характери стика героев. Нравственная оценка их поведения и поступков.

Фронтальный опрос

15.10


20.


«Дубровский»: протест Владимира Дубровского.


Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Индивидуальный опрос

17.10


21.


«Дубровский»: композиция романа.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Формулирование вопросов по тексту. Выделение этапов развития сюжета и композиции.

Фронтальный опрос

18.10


22.


Р/р Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский».


Составление плана сочинения.

Индивидуальная работа

22.10


23.

Р/р Сочинение по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Составление текста сочинения, рецензирование сочинения.

Индивидуальная работа

24.10


24.

А. С. Пушкин «Барышня - крестьянка»: сюжет и герои.

Выразительное чтение фрагментов повести. Характеристика главных героев. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Текущий контроль

25.10


25.

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести.


Выразительное чтение фрагментов повести.. Подготовка различных видов пересказа. Устная сравнительная характеристика героев. Выявление особенностей композиции повести.

Фронтальный опрос

05.11


26.

Вн. чт. «Повести Белкина»: проблемы и герои.


Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение фрагментов повестей. Составление лексических комментариев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Текущий контроль

07.11


27.

М.Ю. Лермонтов «Тучи».




Чтение и обсуждение статей учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Составление плана и устный анализ стихотворения.


Фронтальный опрос

08.11


28.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».


Выразительное чтение стихотворения. Чтение и обсуждение истории его создания. Участие в коллективном диалоге.


Индивидуальный опрос

12.11


29.

М. Ю. Лермонтов. «Листок».


Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических комментариев.

Фронтальный опрос

14.11


30.

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…».

Выразительное чтение стихотворений наизусть Устная и письменная характеристика героев.

Текущий контроль

15.11


31.

Р/р М. Ю. Лермонтов. Лирика.


Выразительное чтение стихотворений наизусть. Работа со словарем терминов. Определение видов рифм и способов рифмовки.

Индивидуальный опрос

19.11


32.

Р/р М. Ю. Лермонтов. Трехсложные размеры стиха.


Определение трехсложных размеров стиха. Выразительное чтение стихотворений.

Фронтальный опрос

21.11


33.

И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образ автора и рассказчика..




Устный рассказ о писателе Различные виды пересказов. Устный ответ на вопрос. Различение образов рассказчика и автора –повествователя. Составление плана характеристики главных героев.

Индивидуальный опрос

22.11


34.

«Бежин луг»: образы крестьянских детей.




Работа со словарем. Поиск цитатных примеров. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям).

Фронтальный опрос

26.11




35.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».


Выразительное чтение рассказа. Устная и письменная характеристика героев, роль картин природы в рассказе.

Текущий контроль

28.11


36.

Вн. чт. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Рассказы из «Записок охотника».


Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа с литературоведческим словарем.

Фронтальный опрос

29.11


37.

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...».

Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Текущий контроль

03.12


38.

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...».


Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального в образе родины в творчестве русских поэтов.

Индивидуальный опрос

05.12


39.

Ф.И. Тютчев. «Листья».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статей. Выразительное чтение стихотворения. Анализ образов.

Фронтальный опрос

06.12


40.

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворения. Выявление авторского отношения к героям. Обсуждение иллюстраций к стихотворениям.

Текущий контроль

10.12


41.

А.А. Фет «Еще майская ночь».


.Выразительное чтение стихотворения ( в том числе наизусть). Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении.

Фронтальный опрос

12.12


42.

А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…».


.Выразительное чтение стихотворения ( в том числе наизусть). Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении.

Индивидуальный опрос

13.12


43.

Р/р Ф.И. Тютчев, А. А. Фет. Лирика.


Составление плана анализа стихотворений. Анализ форм выражения авторской позиции. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств. Языка поэта.\

Фронтальный опрос

17.12


44.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Сообщение о детстве и юности поэта на основе поиска материала. Выразительное чтение ( в том числе наизусть) стихотворений поэта.

Текущий контроль

19.12


45.

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».



Выразительное чтение ( в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Фронтальный опрос

20.12


46.

Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть.


Рассказ о писателе. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем. Поиск цитатных примеров. Различные виды пересказов.

Индивидуальный опрос

24.12


47.

Р/р «Левша». Подготовка к письменному ответу на вопрос.


Выразительное чтение фрагментов рассказа. Составление плана и устная характеристика героя. Подготовка диспута.

Фронтальный опрос

26.12


48.

Н.С. Лесков. «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии.


Различные виды пересказов. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа на вопрос.

Текущий контроль

27.12


49.

Вн. чт. Н. С. Лесков. «Человек на часах».


Различные виды пересказов. Устный и письменный ответы на вопрос. Нравственная оценка поступков героев. Подготовка сопоставительной таблицы.

Фронтальный опрос

09.01


50.

Контрольная работа по произведению Н. С. Лескова «Левша».

Контрольная работа по произведению «Левша».

Тестовая работа

10.01


51.

А.П. Чехов . «Толстый и тонкий»: герои рассказа.


Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

Текущий контроль

14.01


52.

«Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе.


Устное рецензирование выразительного чтения. Различение образов лирического героя и автора. Различные виды пересказов.

Фронтальный опрос

16.01


53.

Вн. чт. А. П. Чехов. Рассказы.


Выразительное чтение рассказов и комментирование их фрагментов. Различные виды пересказов. Выполнение заданий к рассказу.

Индивидуальный опрос

17.01


54.

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статьи. Выразительное чтение стихотворения. Определение родовой принадлежности лирических произведений.

Фронтальный опрос

21.01


55.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».


Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы. Работа над проектом.

Текущий контроль

23.01


56.

Романсы на стихи русских поэтов. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.


Выразительное чтение стихотворений Устный или письменный ответ на вопрос.

Индивидуальный опрос

24.01


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА – 26 ЧАСОВ

57.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»: Герой и прототип.



Чтение и обсуждение статьи учебника. Сопоставительная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Нравственная оценка героев.

Фронтальный опрос

28.01


58.

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.


Выразительное чтение рассказа.. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Текущий контроль

30.01


59.

А. С. Грин «Алые паруса»: мечта и действительность.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о писателе. Выявление элементов сюжета и композиции рассказа. Выразительное чтение фрагментов повести.

Индивидуальный опрос

31.01


60.

А.С. Грин . «Алые паруса»: Ассоль и Грей.



Различные виды пересказа Определение общего и индивидуального в литературном образе. Создание характеристики героев.

Текущий контроль

04.02


61.

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы -символы в сказке.

Выразительное чтение рассказа. Устный рассказ о писателе. Выявление элементов сюжета и композиции рассказа.

Фронтальный опрос

06.02


62.

Вн. чт. А. П. Платонов. Рассказы. «Цветок на земле», «Корова».

Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Ответы на вопросы.

Индивидуальный опрос

07.02


63.

К. М. Симонов . «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть).

Фронтальный опрос



11.02


64.

Д.С. Самойлов. «Сороковые».



Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. Презентация подготовленных страниц устного журнала.

Текущий контроль

13.02


65.

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.


Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения.

Фронтальный опрос

14.02


66.

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа.



Составление тезисов статьи. Различные виды пересказов. Анализ эпизода. Устные ответы на вопросы.

Текущий контроль

18.02


67.

Р/р «Конь с розовой гривой».


Выразительное чтение рассказа. Инсценирование фрагмента рассказа. Составление планов речевых характеристик героев.

Фронтальный опрос

20.02


68.

В.Г. Распутин. «Уроки французского».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Составление характеристики главного героя. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Текущий контроль

21.02


69.

В.Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.


Различные виды пересказов. Ответы на вопросы. Составление характеристики героини..


Фронтальный опрос

25.02


70.

«Уроки французского»: стойкость главного героя.


Выразительное чтение по ролям или инсценирование фрагментов рассказа. Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Текущий контроль

27.02



71.

В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение рассказа. Выявление этапов развития сюжета.

Индивидуальный опрос

28.02


72.

Вн. чт. В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал».


Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Фронтальный опрос

03.03


73.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Сообщение о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Составление плана характеристики учителя и рассказчика и их устная характеристика.

Текущий контроль

05.03


74.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.

Различные виды пересказов. Ответы на вопросы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе.

Фронтальный опрос

06.03


75.

Контрольная работа по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Усвоение рассказа «Уроки французского», авторской позиции.

Тестовая работа

10.03


76.

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»



Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений. Составление плана и анализ лирики.

Текущий контроль

12.03


77.

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».


Краткое сообщение о поэте. Выразительное чтение стихотворений, включая ранее изученные. Прослушивание и обсуждение песен на стихи Есенина. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Фронтальный опрос

13.03


78.

А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».


Краткое сообщение об Ахматовой. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы. Различение образов лирической героини и автора.

Индивидуальный опрос

17.03


79.

Н. М. Рубцов «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная.


Краткое сообщение о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы. Различение образов лирического героя и автора.

Фронтальный опрос

19.03


80.

Вн. чт. Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа.


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различение образов лирического героя и автора.

Текущий контроль

20.03


81.

Р/р Урок-праздник. Родная природа в лирике поэтов ХIХ и ХХ веков.

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Устные сообщения о поэтах. Ответы на вопросы викторины.

Фронтальный опрос

31.03


82.

Р/р Классное сочинение по лирике русских поэтов ХIХ и ХХ веков.

Интерпретация стихотворений о родине и родной природе в стихотворениях русских поэтов.


Индивидуальная работа

02.04


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ЧАСА

83.

Г. Тукай.

«Родная деревня», «Книга».

Чтение и обсуждение статьи учебника. Сообщение о детстве и начале литературной деятельности поэта. Выразительное чтение стихотворений.

Текущий контроль

03.04


84.

К. Кулиев . «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был…».

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений. Нахождение в тексте незнакомых слов. Участие в коллективном диалоге.

Фронтальный опрос

07.04


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 18 ЧАСОВ

85.

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение мифов. Различные виды пересказов. Подготовка устного рассказа о мифах.

Индивидуальный опрос

09.04


86.

Подвиги Геракла: воля богов - ум и отвага героев.


Выразительное чтение мифов. Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказов. Устная характеристика героев мифов. Обсуждение иллюстраций к мифам.

Текущий контроль

10.04


87.

Вн. чт. Древнегреческие мифы.


Выразительное чтение и пересказы мифов. Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказов. Сопоставление пересказов мифов разными авторами.

Фронтальный опрос

14.04


88.

Геродот. «Легенда об Арионе».


Работа со словарём литературоведческих терминов.

Различные виды пересказа.

Индивидуальный опрос

16.04


89.

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

Сообщение о Гомере и Троянской войне. Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение фрагмента поэмы. Нравственная оценка поступков героев поэмы.

Текущий контроль

17.04


90.

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

Выразительное чтение фрагмента поэмы. Устная характеристика Одиссея. Устные ответы на вопросы. Анализ различных форм выражения авторского отношения к героям.

Фронтальный опрос

21.04


91

Вн. чт. Гомер «Одиссея».


Выразительное чтение и обсуждение фрагментов поэмы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Индивидуальный опрос

23.04


92.

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Инсценирование эпизода. Составление плана характеристики Дон Кихота.


Текущий контроль

24.04


93.

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.


Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Работа со словарем. Участие в коллективном диалоге.

Фронтальный опрос

28.04


94.

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа.

Выразительное чтение фрагментов романа. Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказов.


30.04


95.

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве.


Анализ различных форм выражения позиции автора.

Текущий контроль

07.05


96.

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблема благородства и чести.

Чтение и обсуждение статьи учебника и составление её плана. Выразительное чтение баллады. Работа со словарем. Сопоставление переводов баллады.

Индивидуальный опрос

08.05


97.

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.

Чтение и обсуждение статьи учебника и составление её плана. Выразительное чтение новеллы. Устные ответы на вопросы. Составление лексических комментариев.

Фронтальный опрос

12.05


98.

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: отец и сын, проблема чести и предательства.

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Нравственная оценка героев новеллы. Участие в учебном диспуте.

Текущий контроль

14.05


99.

Итоговая контрольная работа.


Усвоение художественных произведений русской литературы 19 и 20 веков.

Тестовая работа

15.05


100.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: дети и взрослые.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Сообщение о писателе. Выразительное чтение фрагментов сказки. Составление устного

Фронтальный опрос

19.05


101.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: философская сказка-притча.

Выразительное чтение фрагментов сказки. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика Маленького принца.

Текущий контроль

21.05


102.

Вн. чт. «Маленький принц»: вечные истины в сказке.


Выразительное чтение фрагментов сказки. Нравственная оценка героев сказки. Подбор цитат из сказки на заданную тему.

Индивидуальный опрос

22.05


ПОВТОРЕНИЕ – 3 ЧАСА


103.

Урок –праздник «Путешествие по стране Литературии».

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Устный монологический ответ. Устный и письменный пересказы. Ответы на вопросы заключительной викторины.


Текущий контроль

26.05


104.

Повторение по теме «Из русской литературы 20 века».

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Устный монологический ответ. Устный и письменный пересказы. Составление плана собственного высказывания.


Фронтальный опрос

28.05


105.

Повторение по теме «Из зарубежной литературы».

Выполнение тестовых заданий. Выразительное чтение и пересказы отрывков из произведений. Анализ текстов.

Индивидуальный опрос

29.05


Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е. В. /

______________2019 г. ______________ 2019 г.




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!