СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 3 Дзержинскчаса в неделю (102 часа в год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»






«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №____

от «____»__________2018г.




«Утверждено»

Директор МБОУ

« Ржаксинская СОШ №1

им.Н.М.Фролова»

_____________А.В.Леонов

Приказ №___

от «____»_______________2018г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Литература»

6 класс (филиал в п. Чакино)

















2018 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Литература» для учащихся 7-го класса разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-санитарно-эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);

- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;

- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету;

- примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект - М.: Просвещение, 2013г. и в соответствии с Программой курса «Литература». 5 – 9 классы /авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин - М.: «Русское слово - учебник» 2013. – (ФГОС. Инновационная школа)

- учебник: (ФГОС) Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. – (Инновационная школа)


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ



Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя катего­риями: воспитательной и образовательной.

Формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение литературы в 6 классе отводится 3 учебных часа в неделю, всего 102 урока.


Учебно – методический комплект

  1. учебник: (ФГОС) Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – (Инновационная школа);

  2. Соловьева Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 6 класс. ФГОС. - М.: ООО «Русское слово», 2018;

  3. Соловьева Ф.Е. Литература. 6 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. В 2-х частях. ФГОС. - М.: ООО «Русское слово», 2016;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литература»

6 класс (102 часа).



  1. ВВЕДЕНИЕ (1ч)



О литературе, писателе и читателе. Книга и ее роль в жизни человека. 

Учащийся научится: формулировать собственное отношение к произведениями русской литературы, их оценка.

Учащийся получит возможность: самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.



  1. ИЗ МИФОЛОГИИ (3ч)

Мифы о героях. «Пять веков». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей».



Мифы и легенды древней мордвы. Мифологическое сознание и его этнокультурная перспектива. Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». Концепция традиционного мифа и православного культурного текста. Исторические события и память мифа и легенды. Герои и сюжеты мордовских мифов.

Учащийся научится: анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Учащийся получит возможность: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью; развивать способность понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.



  1. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3ч)

Предания, легенды, сказки и их художественные особенности. Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть». Мифологический пласт тамбовского фольклора. Отражение славянской мифологии в традиционной культуре. Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжеты и герои мифологического пласта тамбовского фольклора. Мир тамбовских легенд. Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Правда и вымысел вустном источнике. Герои и героические события в тамбовских легендах. Нравственная оценка событий в тексте легенды.

Учащийся научится: пониманию ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов, выявлению заложенных в произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Учащийся получит возможность: формировать представления о нравственных ценностях гуманизма, Добре и справедливости, самоотверженности, смелости, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству; развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.



  1. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах». Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Древнерусские памятники письменности о событиях, происходивших в пределах историко-культурных границ Тамбовщины. Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Тамбовская территория в связи с летописными источниками и другими жанрами древнерусской литературы.

Учащийся научится: понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственные ценности и их современное звучание; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать; понимать русское слово в его эстетической функции.

Учащийся получит возможность: воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной речью, монологической контекстной речью.



  1. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА (3ч)

М.В. Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт. Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». О значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий.

Учащийся научится: понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы XIII века; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Учащийся получит возможность: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.



  1. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50ч)

В.А.Жуковский.



Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве. «Светлана». Творческая история баллады. Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе.

А.С. Пушкин.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Пушкин и Державин. Тема «барства дикого» в стихотворении «Деревня». Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда». Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер». Стихотворные размеры (метры). Двусложные размеры. Стихотворный ритм. А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. Ссора Дубровского с Троекуровым. Отец и сын Дубровские. Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. Дубровский и Маша Троекурова.



М.Ю.Лермонтов.



Личность и судьба поэта. Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…».



Н.В. Гоголь.



Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. «Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Гоголя. Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.



И.С. Тургенев.



«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».



Н.А.Некрасов.



Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»). Трехсложные размеры стиха.



Л.Н.Толстой.



Л.Н. Толстой в 30-50 гг. XIX в. Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство».XIX в. Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый». Анализ глав повести: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».



В.Г.Короленко.

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын. Дружба Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Мастерская творческого письма.



А.П. Чехов.



Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и

Юмористические рассказы. «Шуточка». «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.



Учащийся научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Учащийся получит возможность:

  • осуществлять расширенный поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, библиотеках и Интернет ресурсах;

  • основам реализации проектно - исследовательской деятельности;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственные связи;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную мысль текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построение на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

  • уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;

  • различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • выражать положительное отношение к процессу познания;

  • понимать значение литературы в процессе получения школьного образования

  • понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей;

  • оценивать свои и чужие поступки.



7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26ч)

И.А. Бунин.



Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»). «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.



И.А. Куприн.

Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе «Белый пудель». «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.



С.А. Есенин.



Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения. В мире художественного слова С.А.Есенина.



М.М. Пришвин.



Слово о писателе-натуралисте М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра. Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были. В мастерской художника.



Н.М.Рубцов.



Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей». Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении «Тихая моя родина».



А.А. Ахматова.





Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»



Из поэзии о Великой Отечественной войне.



М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной», К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Д.С. Самойлов «Сороковые», Р.Г.Гамзатов «Журавли».



В.П.Астафьев.



Краткие сведения о писателе. Повесть «Последний поклон». «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев.

Учащийся научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Учащийся получит возможность:

  • осуществлять расширенный поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, библиотеках и Интернет ресурсах;

  • основам реализации проектно - исследовательской деятельности;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственные связи;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную мысль текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построение на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

  • уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;

  • различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • выражать положительное отношение к процессу познания;

  • понимать значение литературы в процессе получения школьного образования

  • понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей;

  • оценивать свои и чужие поступки.



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12ч)



Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. Краткие сведения

о братьях Гримм. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического. Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия.



Учащийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • удерживать цель деятельности до получения её результата;

  • анализу достижения цели;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.



Учащийся получит возможность:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстовое высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.











Тематический план

Литература.

(3 часа в неделю, всего - 102 часа)







Тема, раздел

Основное содержание программы

Кол-во

часов

1.

Введение.

О литературе, писателе и читателе. Книга и ее роль в жизни человека. 

1

2.

Из мифологии

Мифы о героях. «Пять веков». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей».

Мифы и легенды древней мордвы. Мифологическое сознание и его этнокультурная перспектива. Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». Концепция традиционного мифа и православного культурного текста. Исторические события и память мифа и легенды. Герои и сюжеты мордовских мифов.


3

3.

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки и их художественные особенности. Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть». Мифологический пласт тамбовского фольклора. Отражение славянской мифологии в традиционной культуре. Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжеты и герои мифологического пласта тамбовского фольклора. Мир тамбовских легенд. Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Правда и вымысел вустном источнике. Герои и героические события в тамбовских легендах. Нравственная оценка событий в тексте легенды.


3

4.

Из древнерусской литературы

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах». Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Древнерусские памятники письменности о событиях, происходивших в пределах историко-культурных границ Тамбовщины. Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Тамбовская территория в связи с летописными источниками и другими жанрами древнерусской литературы.


4

5.

Из русской литературы XVIII века

М.В. Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт. Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». О значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий.


3

6.

Из русской литературы

XIX века

49

В.А.Жуковский.

Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве. «Светлана». Творческая история баллады. Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе.

3

А.С. Пушкин.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Пушкин и Державин. Тема «барства дикого» в стихотворении «Деревня». Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда». Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер». Стихотворные размеры (метры). Двусложные размеры. Стихотворный ритм. А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. Ссора Дубровского с Троекуровым. Отец и сын Дубровские. Владимир

Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. Дубровский и Маша Троекурова.

Мастерская творческого письма. Продолжение романа. Анализ письменных работ.

12

М.Ю.Лермонтов.

Личность и судьба поэта. Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…».

5

Н.В. Гоголь.

Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. «Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Гоголя. Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

Классное сочинение по повести «Тарас Бульба».

7

И.С. Тургенев.

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

4

Н.А.Некрасов.

Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»). Трехсложные размеры стиха.

2

Л.Н.Толстой.

Л.Н. Толстой в 30-50 гг. XIX в. Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство».XIX в. Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство». Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

6

В.Г.Короленко.

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын. Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Классное сочинение «Мой друг Вася (от имени Валека)».

4

А.П. Чехов.



Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и

Юмористические рассказы . «Шуточка». «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

6

7.

Из русской литературы

XX века

26

И.А. Бунин.

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»). «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

3

И.А. Куприн.

Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе «Белый пудель». «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

5

С.А. Есенин.

Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения. В мире художественного слова С.А.Есенина.

3

М.М. Пришвин.

Слово о писателе-натуралисте М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра. Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были. В мастерской художника.

6



Н.М.Рубцов.

Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей». Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении «Тихая моя родина».


2

А.А. Ахматова.

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

1

Из поэзии о Великой Отечественной войне.

М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной», К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Д.С. Самойлов «Сороковые», Р.Г.Гамзатов «Журавли».

1

В.П.Астафьев.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Последний поклон». «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев.

5

8.

Из зарубежной литературы

Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. Краткие сведения

о братьях Гримм. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического. Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия.

Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения.

12


Итого:


102



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 6 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!