Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература»
6 класс
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 6 класса составлена в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс. За основу рабочей программы взята авторская программа Г. С. Меркина, С.А.Зинина «Литература» 5-9 классы (ФГОС Инновационная школа), Москва «Русское слово» 2014, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.
На обучение литературе в 6 классе Федеральным базисным учебным планом отводится 3 часа в неделю. Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 6 классе отводится 3 часа. Согласно календарному графику и расписанию на 2018-2019 уч.г. в 6 классе – 103 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: требования к личностным, метапредметным, предметным результатам.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности идолга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
6 класс:
Ученик научится:
Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
Оценивать свои и чужие поступки.
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
6 класс
Ученик научится:
Планированию пути достижения цели.
Установлению целевых приоритетов.
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
Учитывать условия выполнения учебной задачи.
Выделять альтернативные способы достижения цели.
Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
6 класс
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
6 класс
Ученик научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Устное народное творчество
6 класс
Ученик научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
Ученик получит возможность научиться:
рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
6 класс
Ученик научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Литература » в 6 классе.
6 класс
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Зимний вечер», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Н.В.ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде
C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
А.А.АХМАТОВА Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.
Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из зарубежной литературы
Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
О.ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Разделы, темы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности |
6 КЛАСС | | |
ВВЕДЕНИЕ | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.) | Работа с учебником; выразительное чтение; устное рассуждение. |
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ | Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид» Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения. |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА | Легенды, предания, сказки «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | Художественный пересказ; сказывание сказки; запись фольклорных произведений |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.) | Выразительное чтение; различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
М.В. ЛОМОНОСОВ | Годы учение. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. М.В. Ломоносов о значении русского языка. | выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
В.А ЖУКОВСКИЙ | Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения. | Лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; прослушивание музыкальных произведений; заполнение таблиц; выявление основных признаков баллады; составление ассоциативных рядов; работа с терминами. |
А.С. ПУШКИН | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. | Лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе и от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных радов; письменное высказывание по предложенному началу; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом; сопоставление чернового и чистового вариантов произведения; работа с таблицами; сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево, Болдино с изображенными в учебнике усадьбами; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба XIX века»; подбор цитат для ответа. |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ | Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа. | Лексическая работа, выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов. |
Н.В. ГОГОЛЬ | Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля. | Лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом. |
И.С. ТУРГЕНЕВ | «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания. | Лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями; художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции. |
Н.А. НЕКРАСОВ | Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. | Различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов. |
Л.Н. ТОЛСТОЙ | Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап» «Что за человек мой отец?», «Детство». Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие, сострадание). | Лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные типы пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему: работа с таблицей. |
В.Г.КОРОЛЕНКО | Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. | Лексическая работа; выразительное чтение; работа с учебником; подготовка сообщения; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа; работа с иллюстрациями |
А.П. ЧЕХОВ | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта. | лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, различные виды пересказа; подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; работа с терминами; работа с учебником; работа с иллюстрациями; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
И.А. БУНИН | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | Составление словаря языка персонажа; выразительное чтение, в том числе наизусть; художественный пересказ; работа с учебником; самостоятельная исследовательская работа с текстом; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде. |
А.И. КУПРИН | Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | Лексическая работа; различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; подготовка сообщения; экскурсия по выставке репродукций русских художников; работа с учебником; прослушивание музыкальной композиции. |
С.А. ЕСЕНИН | Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина. | Лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа; работа с иллюстрациями; работа с учебником. |
М.М ПРИШВИН | Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | Лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом. |
Н.М. РУБЦОВ | Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй. | Выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщение; характеристика стихотворения; работа с учебником |
А.А. АХМАТОВА | Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка. | Выразительное чтение; сообщение, беседа, обсуждение |
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов«Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов«Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые». | Выразительное чтение, чтение наизусть; литературно-музыкальная композиция. |
В.П. АСТАФЬЕВ | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | Самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беседа; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению. |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» | История создания, тематика, проблематика. | Пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником. |
Я. и В. ГРИММ | Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. | Лексическая работа; выразительное чтение; пересказ разных типов; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг. |
О. ГЕНРИ | Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. | Лексическая работа; рассказ от другого лица; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; заполнение таблицы; работа с учебником; подготовка выставки. |
ДЖ. ЛОНДОН | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. | Лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросов для обсуждения; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа; подготовка сообщения; работа с учебником; сопоставление рассказа и картин художника Р.Кента. |
Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Перечень исследовательских проектов
Исследовательских проектов | 4 | Народные и православные традиции в балладе В.А. Жуковского "Светлана" Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»). Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба"). Нравственные уроки повести В. Г. Короленко "В дурном обществе". |
Тематическое планирование учебного предмета «Литература»
6 класс УМК Меркин Г.С. “Литература” 3 часа в неделю (103 часа)
№ | Дата | Раздел / тема урока | Кол-во часов |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ – 1 час |
1 | 04.09 | | О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | 1 |
ИЗ МИФОЛОГИИ – 3 часа |
2 | 05.09 | | Мифы о героях. «Пять веков». | 1 |
3 | 06.09 | | Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей» | 1 |
4 | 11.09 | | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | 1 |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА – 3 часа |
5 | 12.09 | | Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть» | 1 |
6 | 13.09 | | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 |
7 | 18.09 | | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Р.К. Сказы, легенды, предания Дона | 1 |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 часа |
8 | 19.09 | | Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах» | 1 |
9 | 20.09 | | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 |
10 | 25.09 | | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 века – 3 часа |
11 | 26.09 | | М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1 |
12 | 27.09 | | Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 1 |
13 | 02.10 | | М.В. Ломоносов о значении русского языка. | 1 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 века – 52 часа |
14 | 03.10 | | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 1 |
15 | 04.10 | | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. | 1 |
16 | 09.10 | | Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана». | 1 |
17 | 10.10 | | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина | 1 |
18 | 11.10 | | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 1 |
19 | 16.10 | | Р.К. В.С. Моложавенко «Заветная шкатулка» | |
20 | 17.10 | | Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 |
21 | 18.10 | | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» | 1 |
22 | 23.10 | | Р.р. Конкурс выразительного чтения | 1 |
23 | 24.10 | | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | 1 |
24 | 25.10 | | Ссора Дубровского с Троекуровым. | 1 |
25 | 30.10 | | Отец и сын Дубровские. | 1 |
26 | 31.10 | | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 |
27 | 01.11 | | Дубровский и Маша Троекурова. | 1 |
28 | 13.11 | | Контрольный тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 |
29 | 14.11 | | Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 |
30 | 15.11 | | Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 |
31 | 20.11 | | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 1 |
32 | 21.11 | | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». | 1 |
33 | 22.11 | | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | 1 |
34 | 27.11 | | Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». | 1 |
35 | 28.11 | | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» | 1 |
36 | 29.11 | | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 1 |
37 | 04.12 | | «Бранное, трудное время…». Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1 |
38-39 | 05.12 06.12 | | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 2 |
40 | 11.12 | | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1 |
41 | 12.12 | | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 |
42 | 13.12 | | Р.р. Домашнее сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 |
43 | 18.12 | | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1 |
44-45 | 19.12 20.12 | | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. Полугодовая контрольная работа. | 2 |
46 | 25.12 | | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | 1 |
47-48 | 26.12 27.12 | | Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. | 2 |
49 | 10.01 | | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. | 1 |
50-51 | 15.01 16.01 | | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». | 2 |
52 | 17.01 | | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1 |
53 | 22.01 | | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1 |
54 | 23.01 | | Р.р. Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?» | 1 |
55-56 | 24.01 29.01 | | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. | 2 |
57 | 30.01 | | Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 |
58 | 31.01 | | Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 |
59 | 05.02 | | Р.р. Подготовка к классному сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 |
60 | 06.02 | | Р.р. Классное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 |
61-62 | 07.02 12.02 | | Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Р.К. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 2 |
63 | 13.02 | | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 |
64 | 14.02 | | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 1 |
65 | 19.02 | | Р.р. Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 века – 26 часов |
66 | 20.02 | | Мир природы и человека в стихотворениях И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…» | 1 |
67-68 | 21.02 26.02 | | И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 2 |
69-70 | 27.02 28.02 | | А.И.Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 2 |
71 | 05.03 | | Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель». | 1 |
72 | 06.03 | | А.И.Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | 1 |
73-74 | 07.03 12.03 | | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 2 |
75 | 13.03 | | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | 1 |
76 | 14.03 | | М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | 1 |
77 | 19.03 | | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра. | 1 |
78 | 20.03 | | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 1 |
79 | 21.03 | | Смысл названия сказки – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 |
80 | 02.04 | | Р.р. Подготовка к сочинению по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая Солнца». | 1 |
81 | 03.04 | | Р.р. Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая Солнца». | 1 |
82 | 04.04 | | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой | 1 |
83 | 09.04 | | Р.р. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | 1 |
84 | 10.04 | | Р.К. А.Серафимович «Маленький шахтёр» | 1 |
85 | 11.04 | | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. | 1 |
86 | 16.04 | | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | 1 |
87 | 17.04 | | Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев | 1 |
88 | 18.04. | | Р.р. Творческая работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 |
89 | 23.04 | | Р.К.П. Яковлев «Первый ученик». Мир глазами ребёнка. | 1 |
90 | 24.04 | | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | 1 |
91 | 25.04 | | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М.Рубцова «Тихая моя родина». | 1 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 12 часов |
92-93 | 30.04 07.05 | | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | 2 |
94 | 08.05 | | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1 |
95-96 | 14.05 15.05 | | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | 2 |
97-98 | 16.05 21.05 | | Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | 2 |
99 | 22.05 | | Годовая контрольная работа.ождь краснокожих"й и всерьёз. | 1 |
100 | 23.05 | | Краткие сведения о Дж. Лондоне. | 1 |
101-102 | 28.05 29.05 | | Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия. | 2 |
103 | 30.05 | | Р.К. М.А. Шолохов «Жеребёнок». Идея доброты, сострадания к братьям нашим меньшим. | 1 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания районного Заместитель директора по УВР
мо учителей русского языка и литературы ____________(Филюшина Ю.А.)
№ от _________________2018 г. __________________ 2018 г.
Руководитель мо __________(Лысенко О.Н.)