СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 6 класс и календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература»

6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 6 класса составлена в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс. За основу рабочей программы взята авторская программа Г. С. Меркина, С.А.Зинина «Литература» 5-9 классы (ФГОС Инновационная школа), Москва «Русское слово» 2014, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.

На обучение литературе в 6 классе Федеральным базисным учебным планом отводится 3 часа в неделю. Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 6 классе отводится 3 часа. Согласно календарному графику и расписанию на 2018-2019 уч.г. в 6 классе – 103 часа.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе


Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: требования к личностным, метапредметным, предметным результатам.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентич­ности: патриотизма, любви и уважения к Отече­ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Рос­сии; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гума­нистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности идолга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан­ному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, со­ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающе­го социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценно­стям народов России и народов мира;

  5. готовно­сти и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нем взаимопонимания;

  6. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со­обществах, включая взрослые и социальные со­общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокуль­турных, социальных и экономических особенно­стей;

  7. развитие морального сознания и компетентно­сти в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравствен­ных чувств и нравственного поведения, осознан­ного и ответственного отношения к собствен­ным поступкам;

  8. формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учеб­но-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности;

  9. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. осознание значения семьи в жизни челове­ка и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но­вые задачи в учебе и познавательной деятельно­сти;

  2. умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемы­ми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятель­ности;

  6. умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логи­ческое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверст­никами; работать индивидуально и в группе: на­ходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интере­сов; формулировать, аргументировать и отстаи­вать свое мнение;

  9. умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потреб­ностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной ре­чью, монологической контекстной речью;

  10. формирование и развитие компетентности в об­ласти использования информационно-комму­никационных технологий.

Предметные результаты

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического т.п.,

  7. формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


6 класс:

Ученик научится:

  • Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

  • Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

  • Оценивать свои и чужие поступки.

  • Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

  • Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Регулятивные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

  • Планированию пути достижения цели.

  • Установлению целевых приоритетов.

  • Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

  • Учитывать условия выполнения учебной задачи.

  • Выделять альтернативные способы достижения цели.

  • Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).


Коммуникативные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

  • Аргументировать свою точку зрения.

  • Задавать вопросы.

  • Осуществлять контроль.

  • Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

6 класс

Ученик научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  • пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

Ученик получит возможность научиться:

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

  • сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

6 класс

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


  1. Содержание учебного предмета «Литература » в 6 классе.


6 класс

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии  

Мифы о героях: «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературымифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Из устного народного творчества  

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературыпредание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речисказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературыжитие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речиразличные виды пересказа, простой план.

Из литературы XVIII века.

М.В. ЛОМОНОСОВ  

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературыиносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речивыразительное чтение.

Из литературы XIX века  

В.А. ЖУКОВСКИЙ  

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературыреальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речивыразительное чтение.

А.С. ПУШКИН  

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Зимний вечер», «Зимнее утро».

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературыроман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речивыразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературытрехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речивыразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Н.В.ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературыгероическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речиизложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

И.С. ТУРГЕНЕВ  

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Теория литературысвоеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речисложный план, цитатный план.

Н.А. НЕКРАСОВ  

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературытрехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речиразличные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Л.Н. ТОЛСТОЙ  

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературыавтобиографическая проза.

Развитие речиразличные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

В.Г. КОРОЛЕНКО  

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературыповесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речиразличные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

А.П. ЧЕХОВ  

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературыюмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Из литературы XX века  

И.А. БУНИН  

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речиразличные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде

C.A. ЕСЕНИН  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературыпоэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

М.М. ПРИШВИН  

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературысказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Н.М. РУБЦОВ  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературыхудожественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речивыразительное чтение, чтение наизусть.

А.А.АХМАТОВА Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.

Из поэзии о Великой Отечественной войне.  

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речисоставление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Из  зарубежной  литературы  

Восточные  сказки  «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

БРАТЬЯ ГРИММ  

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Развитие речирассказ от другого лица.

О.ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

ДЖ. ЛОНДОН  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речицитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.


Разделы, темы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности

6 КЛАСС



ВВЕДЕНИЕ

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.)

Работа с учебником; выразительное чтение; устное рассуждение.


ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид» Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.


Выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Легенды, предания, сказки

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Художественный пересказ; сказывание сказки; запись фольклорных произведений


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.)

Выразительное чтение; различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

М.В. ЛОМОНОСОВ


Годы учение. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. М.В. Ломоносов о значении русского языка.

выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

В.А ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.

Лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; прослушивание музыкальных произведений; заполнение таблиц; выявление основных признаков баллады; составление ассоциативных рядов; работа с терминами.


А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.


Лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе и от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных радов; письменное высказывание по предложенному началу; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом; сопоставление чернового и чистового вариантов произведения; работа с таблицами; сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево, Болдино с изображенными в учебнике усадьбами; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба XIX века»; подбор цитат для ответа.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Лексическая работа, выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов.


Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.


Лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями; художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.


Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап» «Что за человек мой отец?», «Детство». Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие, сострадание).

Лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные типы пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему: работа с таблицей.


В.Г.КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.


Лексическая работа; выразительное чтение; работа с учебником; подготовка сообщения; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа; работа с иллюстрациями

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.


лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, различные виды пересказа; подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; работа с терминами; работа с учебником; работа с иллюстрациями; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.


Составление словаря языка персонажа; выразительное чтение, в том числе наизусть; художественный пересказ; работа с учебником; самостоятельная исследовательская работа с текстом; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.


Лексическая работа; различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; подготовка сообщения; экскурсия по выставке репродукций русских художников; работа с учебником; прослушивание музыкальной композиции.

С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина.


Лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа; работа с иллюстрациями; работа с учебником.

М.М ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.


Лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй.

Выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщение; характеристика стихотворения; работа с учебником

А.А. АХМАТОВА

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.

Выразительное чтение; сообщение, беседа, обсуждение

ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов«Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов«Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

Выразительное чтение, чтение наизусть; литературно-музыкальная композиция.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.


Самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беседа; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»

История создания, тематика, проблематика.


Пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником.


Я. и В. ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.


Лексическая работа; выразительное чтение; пересказ разных типов; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.


Лексическая работа; рассказ от другого лица; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; заполнение таблицы; работа с учебником; подготовка выставки.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.


Лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросов для обсуждения; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа; подготовка сообщения; работа с учебником; сопоставление рассказа и картин художника Р.Кента.

Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


Перечень исследовательских проектов

Исследовательских проектов

4

  1. Народные и православные традиции в балладе В.А. Жуковского "Светлана"

  2. Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»).

  3. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").

  4. Нравственные уроки повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".


  1. Тематическое планирование учебного предмета «Литература»

6 класс УМК Меркин Г.С. “Литература” 3 часа в неделю (103 часа)

Дата

Раздел / тема урока

Кол-во часов

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ – 1 час

1

04.09


О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека.

1

ИЗ МИФОЛОГИИ – 3 часа

2

05.09


Мифы о героях. «Пять веков».

1

3

06.09


Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей»

1

4

11.09


Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид».

1

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА – 3 часа

5

12.09


Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть»

1

6

13.09


Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1

7

18.09


Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Р.К. Сказы, легенды, предания Дона

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 часа

8

19.09


Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах»

1

9

20.09


Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

10

25.09


Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 века – 3 часа

11

26.09


М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1

12

27.09


Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

1

13

02.10


М.В. Ломоносов о значении русского языка.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 века – 52 часа

14

03.10


В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1

15

04.10


Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады.

1

16

09.10


Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

1

17

10.10


Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина

1

18

11.10


Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

1

19

16.10


Р.К. В.С. Моложавенко «Заветная шкатулка»


20

17.10


Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

21

18.10


В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

1

22

23.10


Р.р. Конкурс выразительного чтения

1

23

24.10


А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

1

24

25.10


Ссора Дубровского с Троекуровым.

1

25

30.10


Отец и сын Дубровские.

1

26

31.10


Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1

27

01.11


Дубровский и Маша Троекурова.

1

28

13.11


Контрольный тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

29

14.11


Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

1

30

15.11


Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

1

31

20.11


М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1

32

21.11


Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».

1

33

22.11


Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

1

34

27.11


Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

1

35

28.11


Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

1

36

29.11


Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

1

37

04.12


«Бранное, трудное время…». Степь как образ Родины в повести Гоголя.

1

38-39

05.12

06.12


Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

2

40

11.12


Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

1

41

12.12


Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

42

13.12


Р.р. Домашнее сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

43

18.12


И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1

44-45

19.12

20.12


И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. Полугодовая контрольная работа.

2

46

25.12


Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

1

47-48

26.12

27.12


Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.

2

49

10.01


Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в.

1

50-51

15.01

16.01


Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство».

2

52

17.01


Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство».

1

53

22.01


Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1

54

23.01


Р.р. Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

1

55-56

24.01

29.01


В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.

2

57

30.01


Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

58

31.01


Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

59

05.02


Р.р. Подготовка к классному сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

60

06.02


Р.р. Классное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

61-62

07.02

12.02


Особенности раннего творчества А.П. Чехова.

Р.К. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

2

63

13.02


А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

1

64

14.02


Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1

65

19.02


Р.р. Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 века – 26 часов

66

20.02



Мир природы и человека в стихотворениях И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

1

67-68

21.02

26.02


И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

2

69-70

27.02

28.02


А.И.Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

2

71

05.03


Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

1

72

06.03


А.И.Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

1

73-74

07.03

12.03


С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

2

75

13.03


«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

1

76

14.03


М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1

77

19.03


М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

1

78

20.03


М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

1

79

21.03


Смысл названия сказки – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

80

02.04


Р.р. Подготовка к сочинению по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая Солнца».

1

81

03.04


Р.р. Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая Солнца».

1

82

04.04



Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой

1

83

09.04


Р.р. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…».

1

84

10.04


Р.К. А.Серафимович «Маленький шахтёр»

1

85

11.04


Краткие сведения о В.П. Астафьеве.

1

86

16.04


В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

1

87

17.04



Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев

1

88

18.04.


Р.р. Творческая работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

89

23.04


Р.К.П. Яковлев «Первый ученик». Мир глазами ребёнка.

1

90

24.04


Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей»

1

91

25.04


Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М.Рубцова «Тихая моя родина».

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 12 часов

92-93

30.04

07.05


Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

2

94

08.05


Краткие сведения о братьях Гримм.

1

95-96

14.05

15.05


Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

2

97-98

16.05

21.05


Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

2

99

22.05


Годовая контрольная работа.ождь краснокожих"й и всерьёз.

1

100

23.05


Краткие сведения о Дж. Лондоне.

1

101-102

28.05

29.05


Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия.

2

103

30.05


Р.К. М.А. Шолохов «Жеребёнок». Идея доброты, сострадания к братьям нашим меньшим.

1


Согласовано Согласовано

Протокол заседания районного Заместитель директора по УВР

мо учителей русского языка и литературы ____________(Филюшина Ю.А.)

№ от _________________2018 г. __________________ 2018 г.

Руководитель мо __________(Лысенко О.Н.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!