СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 6-9 класс (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения литературе и реализует основные идеи и установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 6-9 класс (ФГОС)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

  1. ОБЩЕЕ

  2. ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРА

    1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ (цели, задачи, УУД)

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.

Целью изучения предмета «Литература» является: создание в школе условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  2. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма

  3. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  4. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  5. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  6. использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Формирование УУД

6 -7 КЛАСС

8-9 КЛАСС

Личностные

– чувство прекрасного

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к России, ее языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

– чувство прекрасного

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к России, ее языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Регулятивные

- самостоятельно или совместно с учителем формулировать проблему и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно или совместно с учителем анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных

признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной

задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по

самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

коммуникативные

-устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

-аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы;

-осуществлять контроль;

-составлять план текста.

-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

-оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы


    1. СОДЕРЖАНИЕ

6 класс


6.1


Введение.

6.1.1

Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты.


6.2


Устное народное творчество.

6.2.1

Понятие о фольклоре. Малые жанры фольклора.

6.2.2

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

6.2.3

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

6.2.4

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»: герои сказки в оценке автора.

6.2.5

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости в сказках о животных.

6.2.6

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости в сказках о животных.


6.3


Древнерусская литература.

6.3.1

Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

6.3.2

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.


6.4


Русская литература XVIII века

6.4.1

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

6.4.2

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

6.5

Русская литература XIX века

6.5.1

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев).

6.5.2

И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»

6.5.3

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях «Волк на псарне».

6.5.4

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

6.5.5

В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

6.5.6

А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны.

6.5.7

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

6.5.8

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Противостояние добрых и злых сил.

6.5.9

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

6.5.10

В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

6.5.11

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

6.5.12

«Два великана». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

6.5.13

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

6.5.14

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Сказочный характер фантастики в повести.

6.5.15

«Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни.

6.5.16

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины.

6.5.17

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

6.5.18

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.

6.5.19

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

6.5.20

А.А. Фет. Лирика. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

6.5.21

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристике героев.

6.5.22

А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.


6.6


Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

6.6.1

Ф.И. Тютчев. Образ родины в пейзажной лирике поэта.

6.6.2

Русские поэты о Родине и о родной природе.


6.7


Русская литература XX века

6.7.1

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

6.7.2

В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Жизнь семьи Тыбурция.

6.7.3

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтизация картин малой родины.

6.7.4

П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе.

6.7.5

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Реальное и фантастическое в сказке.

6.7.6

«Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского.

6.7.7

С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки. Положительные и отрицательные герои.

6.7.8

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя. Особенность мировосприятия главного героя.

6.7.9

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Становление характера главного героя.


6.8


Поэты о Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.)

6.8.1

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война.

6.8.2

К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война.


6.9


Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

6.9.1

Д. Кедрин «Алёнушка». Образ родины в стихотворении.

6.9.2

А. Прокофьев «Алёнушка». Образ родины в стихотворении.

6.9.3

Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе.


6.10


Писатели улыбаются

6.10.1

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе.

6.10.2

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе.

6.10.3

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.


6.11


Зарубежная литература

6.11.1

Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Развитие понятия о балладе.

6.11.2

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

6.11.3

Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Противопоставление красоты внутренней и внешней.

6.11.4

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев.

6.11.5

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.


7 класс


7.1


Писатели – создатели, хранители и любители книги.

7.1.1

Художественное произведение. Содержание и форма.


7.2


Устное народное творчество

7.2.1

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

7.2.2

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

7.2.3

Загадки.

7.3

Древнерусская литература

7.3.1

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».


7.4


Произведения русских писателей XVIII века

7.4.1

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

7.4.2

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».


7.5


Произведения русских писателей XIX века

7.5.1

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

7.5.2

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

7.5.3

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

7.5.4

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

7.5.5

Дубровский -старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский». Бунт крестьян в повести. Защита чести, независимости личности в повести. Осуждение пороков общества в повести.

7.5.6

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи».

7.5.7

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

7.5.8

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

7.5.9

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков в рассказе. 

7.5.10

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

7.5.11

Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».  

7.5.12

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф. И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

7.5.13

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

7.5.14

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении.

7.5.15

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

7.5.16

Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша». Особенности языка повести. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе.


7.6


Писатели улыбаются

7.6.1

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.  

7.6.2

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия в рассказе.

7.7

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

7.7.1

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».

7.7.2

 Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

7.7.3

 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».


7.8


Произведения русских писателей XIX века

7.8.1

 А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н. И. Пирогов.

7.8.2

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса» Душевная чистота главных героев в повести.

7.8.3

А. П. Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок».


7.9


Поэты о Великой Отечественной войне

7.9.1

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

7.9.2

Д.С. Самойлов «Сороковые».

7.9.3

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев рассказа.

7.9.4

Отражение трудностей военного времени в повести В. Г. Распутина «Уроки французского» Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».


7.10


Писатели улыбаются

7.10.1

В.М. Шукшин. Рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников

7.10.2

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой-повествователь в рассказе. Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе.


7.11


Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

7.11.1

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

7.11.2

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

7.11.3

А.А. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

7.11.4

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей».


7.12


Литература народов России

7.12.1

Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу. Книга в жизни человека – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

7.12.2

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Поэтический образ родины. Тема бессмертия народа. Народ и его язык. Поэт – вечный должник своего народа.


7.13


Зарубежная литература

7.13.1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

7.13.2

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

7.13.3

Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

7.13.4

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

7.13.5

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

7.13.6

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

7.13.7

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

7.13.8

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.


8 класс

8.1

Введение. Читайте не торопясь

8.1.1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


8.2


Устное народное творчество

8.2.1

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа.

8.2.2

Предания «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

8.2.3

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора.

8.2.4

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

8.2.5

Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины, Поэтичность. Своеобразие былинного стиха. 

8.2.6

Карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

8.2.7

Французский мифологический эпос. Песнь о Роланде.

8.7.8

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).


8.3


Древнерусская литература

8.3.1

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». («О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

8.3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.


8.4


Русская литература XVIII века

8.4.1

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

8.4.2

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


8.5


Русская литература XIX века

8.5.1

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок), «Медный всадник». Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы

8.5.2

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

8.5.3

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

8.5.4

Цикл «Повести Белкина».» Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

8.5.5

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.

8.5.6

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства.

8.5.7

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

8.5.8

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести. Патриотический пафос повести.

8.5.9

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк».

8.5.10

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

8.5.11

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

8.5.12

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа.

8.5.13

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

8.5.14

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

8.5.15

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

8.5.16

«Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова.

8.5.17

Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».


8.6


«Край ты мой, родимый край…»

8.6.1

В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


8.7


Произведения русских писателей XX века

8.7.1

Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры». Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

8.7.2

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти».

8.7.3

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

8.7.4

Романтический рассказы М. Горького. «Старуха Изергиль» (легенда о Данко). Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

8.7.5

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака». Гуманистический пафос рассказа.

8.7.6

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

8.7.7

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

8.7.8

Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

8.7.9

А.П. Платонов«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни, идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. 

8.7.10

Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака.

8.7.11

А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

8.7.12

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова.

8.7.13

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

8.7.14

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»).

8.7.15

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя».

8.7.16

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро».

8.7.17

Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная».


8.8


Писатели улыбаются

8.8.1

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда».


8.9


«Тихая моя Родина»

8.9.1

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.


8.10


Песни на стихи русских поэтов XX века

8.10.1

И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н. Вертинский «Доченьки». Лирические размышления о жизни. Светлая грусть переживаний.


8.11


Литература народов России

8.11.1

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни.


8.12


Зарубежная литература

8.12.1

Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» Роберта Бернса.

8.12.2

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона.

8.12.3

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

8.12.4

Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».

8.12.5

Фантастические рассказы Р.Д. Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы».


9 класс


9.1


Русская литература и история.

9.1.1

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


9.2


Устное народное творчество

9.2.1

В мире русской народной песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки.

9.2.2

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского. Особенности содержания и формы народных преданий.


9.3


Древнерусская литература

9.3.1

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов.

9.3.2

Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд».


9.4


Русская литература XVIII века

9.4.1

Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.


9.5


Русская литература XIX века

9.5.1

Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов.

9.5.2

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз».

9.5.3

Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева.

9.5.4

Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Тучи».

9.5.5

Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К****» и «19 октября».

9.5.6

История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева»)

9.5.7

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.

9.5.8

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

9.5.9

Н.В. Гоголь «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.

9.5.10

Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.

9.5.11

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения. Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок).

9.5.12

Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений».

9.5.13

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого.

9.5.14

Л.Н. Толстой «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


9.6


Поэзия родной природы

9.6.1

А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

9.6.2

А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

9.6.3

История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».

9.6.4

Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви».


9.10


Русская литература XX века


9.10.1

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

9.10.2

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна).

9.10.3

Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «На поле Куликовом», ее современное звучание и смысл. Стихотворение «Россия»

9.10.4

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» - поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

9.10.5

И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем».

9.10.6

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».


9.11


Писатели улыбаются


9.11.1

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

9.11.2

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

9.11.3

М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе.


9.11.4

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении

А.Т. Твардовского «Василий Теркин».


9.12


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов


9.12.1

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют».

9.12.2

А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне.

9.12.3

Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства в рассказе.



9.13


Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

9.13.1


И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».


9.14


«Мне трудно без России»

Писатели русского зарубежья о Родине

9.14.1

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России…»; З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине.


9.15


Зарубежная литература


9.15.1

Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Ромео и Джульетта – символ любви и верности. Тема жертвенности. Сонеты.

9.15.2

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

9.15.3

Вальтер Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


    1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (СТРАТЕГИЯ УЧИТЕЛЯ, ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА).

В государственном образовательном стандарте определяется общая цель литературного образования — приобщение учащихся к богатству отечественной и мировой художественной литературы, развитие способности детей эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способностей детей.

Понятие «стратегия обучения» литературы указывает на зависимость педагогической структуры от социокультурных условий среды, подчинённость методической системы обучения русскому языку образовательной политике. Стратегическая цель обучения – это предусматриваемый, планируемый результат коллективных педагогических усилий и действий, который приводит к качественным изменениям в образовательном процессе, способствует дальнейшему успешному саморазвитию и самовоспитанию обучающихся.

Прежде всего это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно- ориентированного подхода, как-то: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение. В связи с этим можно обозначить основные инновационные образовательные «стратегии» преподавания литературы.

1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.

2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы.

4) Стратегия «интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объёма, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения».

5) Стратегия диалогового обучения и воспитания выводит учащихся на более углубленный уровень понимания учебного материала, и это становится более эффективным при интеграции со стратегиями проблемного и рефлексивного обучения и воспитания.

6) Стратегия дифференцированного обучения

7) Стратегия эффективного общения

8) Стратегия рефлексивного общения

9) Информационные стратегии, которые удачно дополняют и усиливают вышеназванные.

Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных стратегий, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями.

    1. ТСО (технические средства обучения)

Главная задача современной школы — воспитать высоконравственную, творчески мыслящую личность, формирование и развитие которой происходит в процессе усвоения основных закономерностей познавательной и практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способны к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Использование ТСО на уроках литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала, использовать разнообразить иллюстративно-информационный материал.

Набор технических средств для обучения на уроках русского языка:

  • персональный компьютер, подключенный к сети Интернет;

  • лазерный принтер;

  • интерактивная доска с программным обеспечением;

  • универсальный мультимедиапроектор.


    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии и нормативы оценки сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  2. полнота раскрытия темы;

  3. правильность фактического материала;

  4. последовательность и логичность изложения;

  5. правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений.

Устный пересказ

Высокий уровень (отметка «5») ставится, если

1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Повышенный уровень (отметка «4») ставится, если

1) содержание работы в основном соответствует теме и заданию (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (отметка «3») ставится, если

1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень (отметка «2») ставится, если

1) работа не соответствует теме и заданию;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

Выразительное чтение наизусть

Критерии выразительного чтения: правильная постановка логического ударения, соблюдение пауз, правильный выбор темпа, соблюдение нужной интонации, безошибочное чтение.

Отметка «5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

Отметка «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

Отметка «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

Отметка «2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Тестирование

Высокий уровень (отметка «5»). Выполнено 90-100% заданий теста.

Повышенный уровень (отметка «4»). Выполнено 70-89% заданий теста.

Базовый уровень (отметка «3»). Выполнено 50-69% заданий теста.

Низкий уровень (отметка «2»). Выполнено менее 50% заданий теста.


Контрольная работа

Контрольная работа состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)

Высокий уровень (отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.

Повышенный уровень (отметка «4») ставится за правильное выполнение 90% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.

Низкий уровень (отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.

Итоговая оценка

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!