Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14х.Ильинов
Мартыновский район Ростовская область
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14
Приказ от 31.08.202 №_149
___________Т.В.Колесникова
Рабочая программа
по литературе
основного общего образования
для 5 класса
_101__ час
Учитель: Дводненко О.А.
Программа разработана на основе программы курса «Литература». 5 – 9 классы
(автор: Г.С. Меркин, издательство «Русское слово», 2020г)
2021-2022 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 класса на 2021-2022 учебный год создана на основе:
Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287;
Примерные программы по учебным предметам.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.
Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
— формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
— воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
— создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.
Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по литературе, разработано на основе авторской программы Г.С. Меркина, - 9-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2020 г.
Срок реализации программы с 01.09.2021 по 27.05.2022 год.
2. Планируемые результаты освоения курса, предмета, дисциплины.
Личностные результаты обучения:
— формировать понимание важности процесса обучения;
— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
—формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
— развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
— формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
— формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
— формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
—развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
— развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
— формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
— формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
— развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
— совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
— воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
— совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
— способствовать совершенствованию читательского опыта;
— совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
— совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
— развивать интерес к творчеству;
— развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
— развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
— развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
— формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
— формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины.
Введение – 1 ч.
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Из мифологии – 3 ч.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Пять веков», «Олимп», «Яблоки Гесперид» Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Из устного народного творчества – 8 ч.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказки народов России. «Падчерица».
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Из древнерусской литературы – 2 ч.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора);
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Басни народов мира – 2 ч.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня – 7 ч.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Для заучивания наизусть. И.А. Крылов. Басня — на выбор.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни
Из литературы XIX века -32 ч.
А.С. ПУШКИН – 9 ч.
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…».
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; рассказ о герое; словесное рисование.
Для заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Поэзия XIX века о родной природе – 1 ч
А.А. Фет. «Чудная картина…» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..». И.З. Суриков. «В ночном».
Для заучивания наизусть
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 2 ч.
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Для заучивания наизусть. М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, классное сочинение, составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Н.В. ГОГОЛЬ – 5 ч.
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
И.С. ТУРГЕНЕВ – 6 ч.
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Развитие речи. Классное сочинение
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, классное сочинение, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Н.А. НЕКРАСОВ -2 ч.
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка». .
Для заучивания наизусть. Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 5 ч.
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: классное сочинение, различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Из литературы XX века -15 ч. + 1 ч. р/р
И.А. БУНИН – 3 ч.
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Л.Н. АНДРЕЕВ – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов.
А.И. КУПРИН – 1 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК – 2 ч.
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Для заучивания наизусть. А.А. Блок. «Летний вечер».
С.А. ЕСЕНИН – 2 ч.
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима — аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» — по выбору.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, классное сочинение.
Для заучивания наизусть. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
П.П. БАЖОВ – 3 ч.
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.П. ПЛАТОНОВ – 2 ч.
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка, образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Из поэзии о Великой Отечественной войне-2 ч.
Н.И. Рыленков «Сестрица Алёнушка», Ю.В. Друнина «На носилках, около сарая…», С.С. Орлов «Когда это будет, не знаю…», А.И. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
Для заучивания наизусть
Одно из стихотворений о ВОВ.
Н.Н.НОСОВ – 1 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П. АСТАФЬЕВ – 6 ч.
Краткие сведения о писателе. Автобиографическое произведение «Васюткино озеро».
Развитие речи: классное сочинение.
Е.И. НОСОВ – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), инсценированное чтение.
Родная природа в произведениях писателей XX века – 3 ч.
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Для заучивания наизусть. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Из зарубежной литературы – 8 ч.
Д. ДЕФО – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).
Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро12анн воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН – 2ч
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
М. ТВЕН – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ – 3 ч.
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН – 1 ч.
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Итоговый урок- 1 ч. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам…»).
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов по программе | Из них |
Развитие речи | Контрольные работы и тесты |
1 | Введение | 1 ч. | - | - |
2 | Из мифологии | 3 ч. | - | - |
3 | Из устного народного творчества | 8 ч. | 2 | - |
4 | Из древнерусской литературы | 2 ч. | - | - |
5 | Из басен народов мира | 9ч. | - | - |
6 | Из русской литературы 19 века | 9 ч. | 1 | - |
7 | Поэзия 19 века о родной природе | 24 ч. | 5 | - |
8 | Из русской литературы 20 века | 15 ч. | - | - |
9 | Из поэзии о Великой Отечественной войне | 11ч. | 2 | - |
10 | Писатели 20 века о родной природе | 3 ч. | - | 1 |
11 | Из зарубежной литературы | 13 ч. | - | 1 |
12 | Итоговые уроки | 3 ч. | | |
| Всего часов: | 101 | 10 | 2 |
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел программы, тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт (обоснование) | Домашнее задание |
Введение – 1 час |
1. | Книга – твой друг! | 1 | 01.09 | | Стр.7, задание из рубрики «Советуем прочитать» |
Из мифологии – 3 часа |
2. | Античный миф. Происхождение мира и богов. «Пять веков» | 1 | 02.09 | | Стр.9-12, читать и отвечать на вопросы |
3. | «Олимп» | 1 | 07.09 | | Стр.12-16, читать и отвечать на вопросы |
4. | «Яблоки Гесперид» | 1 | 08.09 | | Стр.16-22, читать и отвечать на вопросы |
Из устного народного творчества – 8 часов |
5. | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. | 1 | 09.09 | | Придумать несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни |
6-7. | Пословицы и поговорки. | 2 | 14.09 15.09 | | Стр.30, задание из рубрики «Минуты творчества». Стр.33, задание из рубрики «После уроков» |
8. | Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | 1 | 16.09 | | Стр.37-43, читать и пересказывать |
9. | Иван Царевич, его помощники и противники в сказке «Царевна-лягушка» | 1 | 21.09 | | Стр.44-51, читать, пересказывать и отвечать на вопросы |
10. | Сказки народов мира. «Падчерица» | 1 | 22.09 | | Стр.52-58, читать, пересказывать и отвечать на вопросы. |
11-12. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки. Анализ письменных работ. | 2 | 23.09 28.09 | | Составить план, написать сказку |
Из древнерусской литературы – 2 часа |
13. | Понятие о литературе Древней Руси. | 1 | 29.09 | | Стр.58, задание из рубрики «После уроков» |
14. | Летопись «Повесть временных лет» (отрывки). | 1 | 30.09 | | Стр.59-66, читать и отвечать на вопросы |
Из басен народов мира – 9 часов |
15. | Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Ворон и Лисица», «Лиса и виноград». | 1 | 05.10 | | Стр.67-70, читать и отвечать на вопросы |
16. | Лафонтен «Лисица и виноград». | 1 | 06.10 | | Стр.71-72, читать и отвечать на вопросы |
17. | Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | 07.10 | | Стр.73-76, читать и отвечать на вопросы |
18-19. | И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок». | 2 | 12.10 13.10 | | Выучить наизусть одну из понравившихся басен. |
20-21. | И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравственное в баснях. | 2 | 14.10 19.10 | | Выучить наизусть одну из понравившихся басен. |
22. | С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало» | 1 | 20.10 | | Подготовиться к инсценированию любой басни |
23. | Урок-инсценирование басен. | 1 | 21.10 | | Стр.91, задание из рубрики «После уроков» |
Из русской литературы 19 века – 9 часов |
24. | А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и книги. | 1 | 26.10 | | Стр.92-102, читать и отвечать на вопросы |
25. | Поэт и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няня». | 1 | 27.10 | | Стихотворение выучить наизусть |
26. | Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 1 | 28.10 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов сказки |
27. | Герои и персонажи «Сказки…» | 1 | 09.11 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов сказки |
28. | Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям. | 1 | 10.11 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов сказки |
29. | Р.р. В мире художественного слова А.С. Пушкина. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет. | 1 | 11.11 | | Стр.130, ответить на вопросы |
30. | Литературная сказка и её отличие от фольклорной. | 1 | 16.11 | | Стр.138, задание из рубрики «Советуем прочитать» |
31. | Сказочный характер поэмы «Руслан и Людмила» (отрывок). | 1 | 17.11 | | Выучить отрывок из поэмы наизусть |
32. | Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога». | 1 | 18.11 | | Стихотворение выучить наизусть |
Поэзия 19 века о родной природе – 24 часа |
33-34. | В мире пушкинских стихотворений о природе. «Поэзия XIX века о родной природе» | 2 | 23.11 24.11 | | Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение |
35. | М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | 1 | 25.11 | | Стр.154, задание из рубрики «После уроков» |
36. | «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | 1 | 30.11 | | Стихотворение выучить наизусть |
37. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. | 1 | 01.12 | | Стр.176, ответить на вопросы |
38. | «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. | 1 | 02.12 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
39. | Образы и события повести. | 1 | 07.12 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
40. | Суеверие, злая сила, добро и зло в повести. | 1 | 08.12 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
41. | Р.р. Словесное рисование героев. | 1 | 09.12 | | Стр.236, задание из рубрики «Минуты творчества» |
42. | И.С. Тургенев. Детские годы. История создания рассказа «Муму». | 1 | 14.12 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
43. | Тематика и социальная проблематика рассказа «Муму». | 1 | 15.12 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
44. | Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. | 1 | 16.12 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
45. | Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | 1 | 21.12 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
46-47. | Р.р. Контрольное сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 2 | 22.12 23.12 | | Составить план. Стр.281, задание из рубрики «Минуты творчества» |
48. | Н.А. Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её развития. | 1 | 28.12 | | Выучить наизусть отрывок из стихотворения |
49. | «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения. | 1 | 11.01 | | Стр.293, отвечать на вопросы |
50. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр. | 1 | 12.01 | | Стр.331, задание из рубрики «После уроков» |
51. | Тема и основные проблемы повести: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя. | 1 | 13.01 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
52. | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. | 1 | 18.01 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
53-54. | Р.р. Контрольное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 2 | 19.01 20.01 | | Составить план. Стр.326, ответы на вопросы |
55. | А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. | 1 | 25.01 | | Стр.339, задание из рубрики «Живое слово» |
56. | «Злоумышленник»: тема рассказа. Комизм ситуации. Приёмы создания характера и ситуаций. | 1 | 26.01 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
Из русской литературы 20 века – 15 часов |
57. | И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Художественное богатство стихотворения. | 1 | 27.01 | | Выразительное чтение стихотворения |
58-59. | «В деревне». «Подснежник». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | 2 | 01.02 02.02 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
60. | Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст. | 1 | 03.02 | | Стр.33-45, читать и отвечать на вопросы |
61. | Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала. | 1 | 08.02 | | Стр.45-46, вопрос1-3, письменно |
62. | А.И. Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе. | 1 | 09.02 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
63-64. | А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений. | 2 | 10.02 15.02 | | Выучить наизусть любое стихотворение |
65-66. | С.А. Есенин. Детские годы поэта. «Поёт зима – аукает…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Единство человека и природы. Малая и большая родина. Олицетворение. | 2 | 16.02 17.02 | | Выучить наизусть любое стихотворение. Стр.78, задание из рубрики «После уроков» |
67-68. | П.П. Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок». | 2 | 22.02 24.02 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
69. | Человек труда в сказе П.П. Бажова. Приёмы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки. | 1 | 01.03 | | Стр.112, задание из рубрики «Живое слово» |
70. | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты. | 1 | 02.03 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
71. | «Цветок на земле». Основная мысль произведения. | 1 | 03.03 | | Стр.133, ответы на вопросы |
Из поэзии о Великой Отечественной войне – 11 часов |
72. | Beликая Отечественная война в лирике XX века. Н.И. Рыленков, Ю.В. Друнина, С.С. Орлов | 1 | 09.03 | | Выучить наизусть понравившееся стихотворение |
73. | Beликая Отечественная война в лирике XX века. А.И. Фатьянов, В.С. Высоцкий | 1 | 10.03 | | Стр.141, задание из рубрики «После уроков» |
74. | Н.Н. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел. | 1 | 15.03 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
75-76. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 2 | 16.03 17.03 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
77-78. | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. Характеристика героя. | 2 | 29.03 30.03 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
79-80. | Р.р. Сочинение по рассказу «Васюткино озеро». | 2 | 31.03 05.04 | | Стр.182, ответить на вопросы |
81-82. | Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребёнка. | 2 | 06.04 07.04 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
| Писатели 20 века о родной природе – 3 часа |
83. | Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф. Боков, Е.М. Рубцов, Р.Г. Гамзатов. | 1 | 12.04 | | Выучить наизусть понравившееся стихотворение |
84. | Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.И. Белов. В.Г. Распутин. | 1 | 13.04 | | Подготовиться к контрольной работе |
85. | Контрольная работа по произведениям русских писателей 19 – 20 вв. | 1 | 14.04 | | Стр.210, задание из рубрики «Минуты творчества» |
Из зарубежной литературы –14 часов |
86-87. | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра. | 2 | 19.04 20.04 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения |
88-89. | Х.К. Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приёмы создания сказочной ситуации. | 2 | 21.04 26.04 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения. Стр.245, задание из рубрики «После уроков» |
90-91. | М. Твен. Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Мир детства и мир взрослых в произведении. | 2 | 27.04 28.04 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения. Стр.277, ответить на вопросы |
92-93. | Ж. Рони – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. | 2 | 04.05 05.05 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения. |
94. | Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | 1 | 11.05 | | Стр.296, ответить на вопросы |
95. | Итоговая контрольная работа | 1 | 12.05 | | Стр.297, в.7 письменно |
96-97. | Дж. Лондон. Детские годы писателя. «Сказание о Кише». Обычаи, быт, верование, нравы северных народов. | 2 | 17.05 18.05 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения. Стр.310, ответить на вопросы |
98. | А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор. | 1 | 19.05 | | Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения. Стр.318, задание из рубрики «После уроков» |
99. | Внеклассное чтение | 1 | 24.05 | | |
100. | Литературная викторина | 1 | 25.05 | | |
101. | Итоговый урок | 1 | 26.05 | | |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Электронная библиотека школьника
Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОСhttp://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
Портреты поэтов и писателей
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Образовательный портал «Древнерусская литература».
http://www.gramma.ru
http://www.gumer.info
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
http://www.krugosvet.ru
http://www.Lib.ru
Библиотека Максима Мошкова.
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
Сайт мировых новостей о литературе.
Электронная библиотека современных литературных журналов России.
Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.
Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).
Сайт посвящен современной русской литературе.
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
Русская литература 18-20 вв.
Большая художественная галерея
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 202___ года № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В.Петрова ______________ 202___г. | | |
6. Приложение к рабочей программе.
Контрольная работа по произведениям русских писателей 19-20 века.
1 вариант
1Соотнесите названия произведений и имена авторов.
1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1 Н.А.Некрасов.
2 «Ночь перед Рождеством» 2 А.П.Чехов.
3 «Крестьянские дети» 3 А.С. Пушкин.
4 «Пересолил» 4 Н.В. Гоголь.
2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.
Денис Григорьев, Герасим, следователь, Жилин, Муму, Дина.
3 Узнайте героиню по портрету, назовите автора и произведение.
«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.»
4 Докажите, что «Злоумышленник» А.П. Чехова – рассказ.
5 Какова тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Какими вам представляются его герои? Каково авторское отношение к ним?
6 Какие факты биографии Н.А. Некрасова вам запомнились?
7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?
Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX века»
2 вариант
1Соотнесите названия произведений и имена авторов.
1 «Бородино» 1 Л.Н. Толстой.
2 «Муму» 2 А.П. Чехов.
3 «Кавказский пленник» 3 М.Ю. Лермонтов.
4 «Злоумышленник» 4 И.С. Тургенев.
2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.
Королевич Елисей, Оксана, землемер С мирнов, Вакула, царевна, Клим.
3 Узнайте героя по портрету, назовите автора и произведение.
«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста».
4 Докажите, что «Пересолил» А.П. Чехова – рассказ.
5 Какова тема стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»? Какими вы представляете его героев? Каково авторское отношение к ним?
6 Какие факты биографии А.П. Чехова вам запомнились
7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?
Итоговая контрольная работа по литературе.
I Соотнесите названия произведений и имена авторов.
1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1 Н.А. Некрасов
2 «Бородино» 2 Л.Н. Толстой
3 «Ночь перед Рождеством» 3 А.С. Пушкин
4 «Кавказский пленник» 4 И.С. Тургенев
5 «Крестьянские дети» 5 Н.В. Гоголь
6 «Муму» 6 М.Ю. Лермонтов
7 «Петька на даче» 7 А.П. Платонов
8 «Никита» 8 П.П. Бажов
9 «Как патефон петуха от смерти спас» 9 Л.Н. Андреев
10 «Каменный цветок» 10 Е.Н. Носов
II Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.
Жилин, Герасим, Оксана, королевич Елисей, Данила, Муму, Петька, Дина, царевна, Прокопьич, Вакула, кухарка Надежда.
III Узнайте героя (героиню) по портрету, назовите произведение и автора.
1 «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста»
2 «…глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляха и рубль серебряный».
3 Он «был самым маленьким из всех служащих в заведении. Ему было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался … посетители с брезгливостью смотрели на этого веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой и делающие его похожим на состарившегося карлика»
IV Укажите названия образно-выразительных средств, использованных поэтами в поэтических строчках.
«Полный месяц встал, …молчит» (1 ); «Всё серые, карие, синие глазки ( 2 ) смешались, как в поле цветы» ( 3); «Звучал булат, картечь визжала» ( 4 ); «Французы двинулись, как тучи» ( 5 ); «Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотые косы « ( 6);
«мохнатый лес» ( 7 ); «паутины тонкий волос» ( 8 ).
V Назовите жанр следующих художественных произведений.
1 «Ночь перед Рождеством»
2 «Каменный цветок»
3 «Ворона и Лисица»
4 «Пересолил»
5 «Царевна – лягушка»
6 «Бородино»
7.Информационно-методическое обеспечение:
Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2016. (ФГОС . Инновационная школа)
Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-9-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020.
Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2018.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2017.- (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017. (ФГОС . Инновационная школа)
Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2020.
Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2020 г.
Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2020.
14