СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 2»



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

_______/Боденова Е.М./

Протокол № 1

от 27.08.2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР:

___________/Лайпанова В.Л./

от «27» 08. 2020 г.



Утверждаю

Директор школы:

____________/Остапенко Е.А./

Приказ № 203 от «28» 08.2020 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Литература»



5 класс



Базовый уровень

2020-2021 учебный год










Составитель: Боденова Е.М.

учитель русского языка и литературы











г. Городовиковск, 2020 г.



Пояснительная записка

  1. Статус документа

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • ст.12 ФЗ от29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • приказ МО и НРК «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана на 2020-2021 учебный год

  • приказ УО ГРМО РК «О региональном (примерном) учебном плане для ОО, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год»

  • учебный план МКОУ «ГСОШ №2» на 2020-2021 учебный год

  • примерная программа по литературе и авторская программа для общеобразовательных учреждений по литературе (5-11 классы) МО РФ/ Составитель: Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2009


Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики данного учебного предмета, даётся общая характеристика учебного предмета, описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания; структура и краткое содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование изучения учебного предмета в виде таблицы с характеристикой основных видов деятельности учащихся; программное и учебно-методическое оснащение учебного плана; планируемые результаты изучения учебного предмета.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Содержание учебного предмета

Русский фольклор

Малые жанры фольклора.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Литература XIX в.

Русская классическая литература XIX века

И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Осёл и Мужик». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «И вижу я себя ребенком….». Тема природы в лирике поэта.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Тема родины в русской поэзии

А. К. Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край…». М.Ю. Лермонтов «Сашка» (отрывок из поэмы), стихотворение «Кто видел Кремль в час утра золотой…». И.С. Никитин. Стихотворение «Русь». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…». Природные образы и средства их создания.

А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

Героическое прошлое России

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Л.Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Петя Ростов»). Образ защитника родины во фрагменте из романа-эпопеи. М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Литература XX в.

Век XIX и век XX

И.А.Бунин. Стихотворение «26-е мая». А.А. Ахматова. Стихотворение «В Царском Селе». В.А. Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину», К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Пушкин». Развитие классических традиций в литературе XX века. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Память о Пушкине в литературе XX века.

Литературные сказки XIXXX веков

Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Дж. Родари. «Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес.». Дж.Р.Р. Толкиен. Повесть «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Проза русских писателей XX века

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Двойное название рассказа.

Е.И. Замятин. «Огненное ̒ ̒А ̓ ̓ » - рассказ о мечте подростков начала XX века

А. И. Куприн. Рассказ «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои.

Поэтический образ Родины

А. А. Блок. Стихотворения «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин. Стихотворения «Сказка», «Канарейка», «Листопад» (фрагмент «Лес точно терем расписной…»). К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»), С.А. Есенин. Стихотворения «Пороша», «Ночь», «Черемуха». Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Оттепель». Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Скинуло кафтан зеленый лето…», Н.М Рубцов. Стихотворения «В горнице», «Звезда полей», «Листья осенние».

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

М. М. Пришвин. Повесть «Кладовая солнца». Поэзия природы в творчестве Пришвина. Тема детства в русской литературе. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Мир наших «братьев меньших»

С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке». В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание ко всему живому. Олицетворение как основной художественный приём.

Русские писатели о животных. Ю. П. Казаков. Рассказ «Арктур — гончий пёс». Нравственные проблемы в рассказе

Героическое прошлое России

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Я убит подо Ржевом…», «Рассказ танкиста», А.А. Ахматова. Стихотворение «Мужество». А.И. Фатьянов. Стихотворение «Соловьи». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы русских солдат.

Литература народов России. Р.Г. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Журавли». Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта.

Современная литература

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Т. Янссон. Сказка «Последний в мире драконе». Юмористический характер и гуманистический пафос сказки.

Путешествия и приключения на страницах книг.

Покорение пространства и времени

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста» (фрагменты). Детективный сюжет и композиция повести.

Новая жизнь знакомых героев

Н.С. Гумилев. Стихотворение «Орел Синдбада». Б. Лесьмян. Сказка «Новые приключения Синдбада-морехода». Образы знакомых сказок в произведениях XX века.

Сведения по теории и истории литературы

Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог.

Авторская позиция. Заглавие произведения. Финал произведения.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Юмор.

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, аллегория). Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.

Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, повесть). Лирические жанры (стихотворение, послание). Лироэпические жанры (басня, поэма).

Русская литература XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Основные темы и образы русской поэзии XIX в. (человек и природа, родина).

Русская литература XX в. Словотворчество. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям.

Ведущие формы и методы обучения:

- выразительное чтение

- чтение наизусть

-составление устного портрета

- работа с репродукцией

- пересказ эпизода

- работа со статьёй учебника

- беседа по вопросам

- комментированное чтение

- составление плана

- использование репродуктивного, частично-поискового методов обучения

- проблемное обучение

  • игровые технологии


Планируемые предметные результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:


1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов в литературных произведениях.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

2. Литература. 5 кл. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт. – сост. Т. Ф. Курдюмова. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2009.

3. Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.


Экранно-звуковые пособия

  • мультимедийный компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • локальная сеть;

Комплекты:

  • портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

  • программные иллюстрации.


Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

  • http://www.bibliogid.ru

  • http://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

  • http://www.drevne.ru

Образовательный портал «Древнерусская литература».

  • http://www.gramma.ru

  • http://www.encyclopedia.ru

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

  • http://www.krugosvet.ru

Наукомания

  • http://naukomania.ru/literatura (видео телеканала «Бибигон»)

Театр:

  • http://www.theatre.ru

Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.


Музеи:

  • http://www.borodino.ru

Государственный Бородинский военно-исторический музей.

  • http://www.kreml.ru

Музей-заповедник «Московский Кремль».

  • http://www.hermitage.ru

Государственный Эрмитаж.

  • http://www.museum.ru/gmii/

  • http://www.tretyakovgallery.ru



Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59%.















































Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс 5

Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа

Плановых контрольных уроков - 2 ч;

практических работ по развитию речи - 13 ч (сочинений – 4);

уроков внеклассного чтения - 15

Планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по литературе (5-11 классы) МО РФ/ Составитель: Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2009, Соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 г.



Структура курса


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Мифы

3

3

Фольклор

15

4

Литература XIX века

Русская классическая литература XIX века

Тема родины в русской поэзии

Героическое прошлое России


22

6

4

5

Литература XX века

Век XIX и век XX

Литературные сказки XIX – XX веков

Проза русских писателей XX века

Поэтический образ Родины

Мир наших «братьев меньших»

Героическое прошлое России


2

16

4

4

2

2

6

Современная литература

4

7

Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени

9


8

Новая жизнь старых героев

5

9

Итоги

3


Итого

102

















Календарно-тематическое планирование по литературе 5 кл


Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Примечание

1

Впечатления от прочитанного летом.

1



2

Мифы народов мира. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира.

1

Составление плана «Что такое миф?»


3

Мифы Древней Греции. «Золотые яблоки Гесперид».

1

Заполнение таблицы


4

Мифы Древней Греции.

1

Развернутый и сжатый пересказ


5

Фольклор. Былины – русский народный эпос.

1



6

Художественные особенности былины «Три поездки Ильи Муромца».

1

Выразительное чтение, анализ текстов


7

Проверка грамотного и осмысленного чтения.

1



8

В мире русских былин.

1



9

Русские народные сказки. Волшебная сказка. Сюжет, герои, события сказки «Царевна-лягушка».

1

Вопросы и задания

«Обогащайте свою речь»


10

Художественный пересказ эпизода сказки.

1

Выборочный пересказ


11

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок.

1

Выборочный пересказ


12-13

Приключения Синдбада и его стремление познать тайны окружающего мира.

2

Составление плана сказки


14

Моя любимая сказка. Р.Р. Мастерская слова. Пишем сказку.

1



15-16

Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность пословиц, поговорок, загадок.

2

Игра по малым жанрам фольклора


17-18

Малые жанры фольклора. Анекдоты. Песни. Частушки.

2

Исполнение частушек


19

Народная драма. Насыщенность пьесы «Озорник Петрушка» малыми жанрами фольклора.

1

Инсценирование


20

Расцвет русской басни в начале 19 века. Обличение воинствующего невежества в баснях И. А. Крылова « Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Мужик».

1

Выразительное чтение,

чтение наизусть


21-24

Фантастические события сюжета поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

4

Выразительное чтение, выборочный пересказ


25

Классное сочинение. Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

1



26-27

Поэтические картины зимы в лирике А. С. Пушкина («Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»).

2

Чтение наизусть


28

Авторская сказка. Поучительная сказка Т. Александровой «Светофорчик».

1

Выразительное чтение, анализ текстов


29

Воспоминания о детстве в лирике М.Ю.Лермонтова («И вижу я себя ребёнком…»)

1



30

Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гёте»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

1

Чтение наизусть


31

Отработка выразительного чтения.

1



32

Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота».

1

Выразительное чтение, анализ текстов


33

Язык повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота».

1



34

Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

1

Выборочный пересказ, вопросы


35

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» (начало беседы о главном герое).

1

Выразительное чтение, анализ текстов


36

Герасим и его окружение.

1

Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев


37

Герасим и Муму.

1

Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5


38

Классное сочинение. Сочинение по рассказу

И. С. Тургенева «Муму».

1



39

Рассказы о животных.

1



40

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин. «Русь».

М.Ю. Лермонтов. «Сашка», «Кто видел Кремль…»

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!»

1

Выучить наизусть одно из стихотворений. Вопросы и задания


41

Поэтический образ Родины.

Н.А. Некрасов. «Соловьи». Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Листья».

1

Вопросы и задания


42

Поэтический образ Родины.

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них – у дуба, у берёзы».

1

Выучить наизусть одно из стихотворений. Вопросы и задания


43

Обучение анализу стихотворения.

1

Анализ текстов


44

Час любимого стихотворения.

1



45

Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Композиция и герои произведения «Бородино».

1

Выборочный пересказ, составление вопросов


46

Изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года.

1

Выразительное чтение, анализ текстов


47

Защитники Родины в изображении

М. Ю. Лермонтова.

1



48

Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Партизанская война и её герои.

1

Пересказ эпизодов по плану.


49

Петя Ростов в партизанском отряде.

1



50

Первый бой и гибель Пети.

1



51

М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок). Особенности драматического произведения.

1

Выборочный пересказ, составление вопросов


52

Итоговый урок по литературе 19 века.

1

Тестовая работа


53

Д. Давыдов. «1812 год».

Ф. Глинка. «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

1



54-55

Связь веков в поэзии 20 века. И. А. Бунин. «26-е мая».

А. А. Ахматова. «В Царском Селе».

В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину».

2

Выразительное чтение, анализ текстов


56

Литературные сказки 20 века. К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».

1

Составление вопросов


57

Мастерство Х. К. Андерсена в построении сюжета и создании характеров сказки «Снежная королева». Кай и Герда.

1

Викторина, описание иллюстраций


58

Приключения Герды.

1

Выборочный пересказ, вопросы


59

Могущество любви, дружбы, верности.

1



60

Изложение эпизода из сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева».

1

Пересказ отдельных эпизодов


61-62

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью.

2

Пересказ отдельных эпизодов


63

Классное сочинение. Сочинение по сказке А. П. Платонова «Золотое кольцо».

1



64

Доброта, справедливость, сострадание, любовь в сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

1

Выборочный пересказ, вопросы


65

Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону» Джанни Родари.

1

Пересказ отдельных эпизодов


66

Дж. Родари. Смысл «Старых пословиц».

1



67

В. В. Набоков. «Аня в стране чудес». Любознательность героини.

1

Выборочный пересказ, вопросы


68

Чудо и парадокс в в сказке

В. В. Набокова «Аня в стране чудес».

1

Викторина, описание иллюстраций


69

Дж. Р. Р. Толкиен. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно».

1

Пересказ, вопросы и задания, словесное рисование


70

«Огонь» и «полымя» в жизни героев повести

Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».

1

Выборочный пересказ, составление вопросов


71

В чём истинная красота человека? Нравственная проблематика сказки

О. Уайльда «Мальчик-звезда».

1

Выборочный пересказ, вопросы


72

Проза русских писателей 20 столетия. И. С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым». «За карасями». Знакомство юных рыболовов с Чеховым.

1

Выразительное чтение, составление плана рассказа


73

Е. И. Замятин. «Огненное А». Мечта подростков 20 века о связи с Космосом.

1

словесное рисование


74

Отвага и решительность героев очерка А. И. Куприна «Мой полёт».

1

Выборочный пересказ, вопросы


75

Тема милосердия в рассказе

А. И. Куприна «Чудесный доктор».

1

Выборочный пересказ, вопросы


76

Отражение красоты природы в стихах А.А. Блока(«На лугу», «Ворона»), И.А. Бунина(«Сказка»),

К.Д. Бальмонта(«Снежинка», «У чудищ», «Осень»).

1

Выразительное чтение, анализ текстов


77

Чувство привязанности к окружающему человека миру природы в стихах

С.А. Есенина («Пороша», «Черёмуха»),

Н.А. Заболоцкого («Оттепель»), Д.Б. Кедрина («Скинуло кафтан зелёный лето»), Н.М. Рубцова («В горнице»)

1

Выразительное чтение


78

Отработка выразительного чтения.

1



79

Картины природы в лирической прозе

М. М. Пришвина «Времена года».

1

Анализ текста


80

Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим в «Песни о собаке» С. А. Есенина.

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов


81

Гуманное отношение человека к животным в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

Выразительное чтение


82

Героическое прошлое России в стихах о ВОв А.И.Фатьянова («Соловьи»), А.Т.Твардовского («Я убит подо Ржевом…»), А.А.Ахматовой («Мужество»), Р. Гамзатова («Журавли»).

1

Выразительное чтение, анализ текстов


83

Стихотворения о войне.

1

Выразительное чтение


84

Современная литература. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»- автобиографическое произведение о детстве.

1

Выразительное комментированное чтение


85

Характер Васютки, его сопротивление обстоятельствам.

1

Выборочное чтение, анализ эпизодов произведения


86

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Подготовка к написанию дом. сочинения.

1



87

Рассказы о дружбе.

1



88

Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы.

1

Выборочный пересказ, составление вопросов


89-90

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм главного героя романа.

2

Выборочное чтение, анализ эпизодов романа


91

Обучение сжатому аналитическому пересказу текста.

1



92

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Двойственный характер главного героя.

1

Характеристика героя


93

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы по выбору).

1

Выборочное чтение, анализ эпизодов романа


94

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» -автобиографическая повесть.

1



95

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуёмная фантазия (главы по выбору).

1

Выразительное чтение, инсценирование эпизодов


96

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя.

1

Выразительное чтение, характеристика героя


97

Н. С. Гумилёв. «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века.

1



98

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении.

1

Характеристика героев, вопросы и задания


99

Великий сыщик Шерлок Холмс.

1



100

Проверка грамотного и осмысленного чтения.

1

Тестирование, ответы на вопросы


101

Мой любимый литературный герой. М.И.Цветаева. «Книги в красном переплёте».

1

Выборочный пересказ, составление вопросов


102

Итоги года. Рекомендательный список литературы для самостоятельного летнего чтения.

1










Лист корректировки

Предмет __________

Класс ______

Учитель___________

2020-2021 учебный год


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!