СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 5 кл. учебник Коровина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

Раздел I. Пояснительная записка.

 

Рабочая образовательная программа по русскому языку составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897

  • Основной общеобразовательной программой основного общего образования.

  • Примерной программой основного общего образования по литературе (стандарты второго поколения основного общего образования) Москва «Просвещение» 2011год.

  • Учебным планом МОБУ Грибской СОШ на 2014 – 2015 учебный год.

  • Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (авторы-составители В.Я.Коровина, В.И.Коровин). – 3-е издание, переработанное М., «Просвещение», 2012;




УМК по предмету:

- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (авторы-составители В.Я.Коровина, В.И.Коровин). – 3-е издание, переработанное М., «Просвещение», 2012;

- Учебник «Литература 5 класс» в двух частях 2-е издание, Авторы – составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.










Общая характеристика учебного предмета.


Основные цели и задачи преподавания литературы в школе.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирования начальных представлений о специфике литературы в ряду


  • воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место и роль учебного курса

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

       Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

 Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамкахинформационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари. 
     Главной задачей изучения литературы является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников. В соответствии с учебным планом на преподавание литературы в 5 классе отводится 105 часов, что составляет 3 часа в неделю.

 


Планируемые результаты изучения литературы

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание тем учебного курса.


Введение. (1час)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.(6 часов)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.(3 часа)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.(1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века. (40 часов)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.(4 часа)

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.(23 часа)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.(4часа)

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.(23 часа)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.


Список литературы для самостоятельного чтения.


Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру­жат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен­ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.


Система оценки планируемых результатов.

  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,

  • тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • зачётная система по некоторым темам курса.

    • классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

    • устное высказывание на заданную тему;

    • ответ на проблемный вопрос.




Календарно-тематический план


№ п/п

Тема урока

Час

дата

Основные виды деятельности учащихся

оборудование

план

факт


1

Роль книги в жиз-ни человека и обще-ства.

1

1.09.


Знать: о роли кни-ги в жизни челове-ка, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебни-ка-хрестоматии

Уметь: пользовать-ся учебником

Развитие навы-ков ведения дискуссии

Презентация


Устное народное творчество. Метапредметные результаты проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты.

2-3

Что такое фольк-лор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

2

2.09

4.09


Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличитель-ные признаки

Уметь: определять жанр произведения

Раскрыть муд-рость, поучаю-щий смысл и совершенство формы посло-виц и поговорок

Викторина «Русские посиделки»

4

Сказка – вид на-родной прозы. Вол-шебная сказка «Ца-ревна-лягушка». Об-раз невесты-вол-шебницы.

1

8.09


Знать: жанровые особенности сказ-ки, схему построе-ния волшебной сказки

Уметь: пересказы-вать сказку, оха-рактеризовать ге-роев сказки

Развитие во-ображения и ре-чи уч-ся

Презентация «Сказки»

5

Художественный мир сказки «Царев-на-лягушка».

1

9.09


Знать: особеннос-ти волшебной сказки, героев, от-ражение в ней на-родных идеалов

Уметь: мотивиро-вать ответ

Развивать вооб-ражение и речь уч-ся


6-7

«Иван-крестьян-ский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера.

2

11.09

15.09


Знать: жанровые особенности вол-шебной сказки

Уметь: видеть жан-ровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

Развивать на-выки художес-твенного пере-сказа


8


Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

1

16.09


Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной

Уметь: определять вид сказки, опира-ясь на ее жанро-вые особенности











9

Итоговый урок по фольклору

1

18.09



Развивать творческие способ-ности, познава-тельную актив-ность детей

Презентация. Тест №4. Викторина

Из древнерусской литературы

10

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

22.09


Знать: причины появления пись-менности у вос-точных славян и возникновении ДРЛ

Уметь: читать про-изведение ДРЛ

Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси



Из русской литературы 18 века.

11

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

1

23.09


Знать: некоторые факты из биогра-фии: детство, го-ды учения

Уметь: вырази-тельно читать


Презентация

Из русской литературы 19 века. Метапредметные результаты проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


12

Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литера-турной деятельнос-ти.

1

25.09


Знать: роды и жанры литерату-ры, особенности басни как литера-турного жанра, факты биографии Крылова

Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

Уметь: охарак-теризовать эпо-ху Крылова

Презентация

13

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

1

29.09


Знать: историю создания басни, ее содержание

Уметь: вырази-тельно читать по ролям, наизусть

Приобщение уч-ся к истории России

Презентация

14

«Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

1

30.09


Знать: содержа-ние басен Крыло-ва и их моральный аспект

Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

Развивать твор-ческие способ-ности уч-ся


15

Урок сочинения басни

1

2.10.






16

Урок-игра «В гостях у дедушки Крылова»

1

6.10.





Презентация

Тест №10

Проверочная работа №5

17-18

В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».

2

7.10

9.10


Знать: историю создания сказки, отличие литера-турной сказки от народной

Уметь: вырази-тельно читать и составлять план


Презентация

Тест №10

Проверочная работа №5

19

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.

1

13.10


Знать: особеннос-ти жанра балла-ды, содержание баллады

Уметь: кратко пе-ресказать сюжет, давать характерис-тику героям

Уметь созда-вать письмен-ное оригиналь-ное произведе-ние

Тест №12

20

Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворе-ние «Няне».

1

14.10


Знать:факты био-графии Пушкина, стихотворение как поэтизацию обра-за няни Арины Ро-дионовны



Презентация

21

Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная кар-тина сюжетов, образов и событий народных сказок

1

16.10


Знать: поэтичес-кие средства ху-дожественной вы-разительности

Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом


Презентация

22

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

1

20.10


Знать: содержа-ние сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки

Уметь: описывать и характеризовать центральные обра-зы



23

Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна»

1

21.10


Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности

Уметь: проводить сравнительный анализ по задан-ным параметрам

Понимать и на-ходить «бродя-чие» сюжеты сказок, владеть навыком раз-вернутого отве-та на проблем-ный вопрос

Тест №13

Проверочная работа №6

24

«Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».

1

23.10


Знать: содержа-ние изученных произведений


Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, разви-вать творческие способности

Презентация. Викторина

25

Урок сочинения литературной сказки

1

27.10






Русская литературная сказка. Метапредметные результаты проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


26-27

Антоний Погорель-ский «Черная курица, или Подземные жители».

Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».

2

28.10

30.10


Знать: содержание и сюжет сказок

-


Викторина «По дорогам сказок»

28

М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной дея-тельности, интерес к истории России. «Бородино».

1

10.11


Знать: факты био-графии поэта, ус-ловия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии ли-рики Лермонтова

Уметь: определять композицию произведения

Воспитание ува-жения к велико-му прошлому России

Презентация. Документальный фильм

29-30

«Бородино»: ху-дожественный анализ текста.

2

11.11

13.11


Знать: содержа-ние стихотворе-ния, сюжет, геро-ев, их поступки

Уметь: наблюдать за развитием сю-жета и поведением героев

Показывать и понимать патри-отический па-фос стихотво-рения, мастерс-тво Лермонтова в создании ба-тальных сцен

Тест №14

Тест №15.

31

Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литератур-ной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

1

17.11


Знать: своеобра-зие первого сбор-ника Гоголя, геро-ев и сюжет повес-ти

Уметь: охарактери-зовать повество-вательную манеру писателя, приво-дить примеры из текста



Презентация

32-33

Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место»

2

18.11

20.11


Знать: особеннос-ти повести: соче-тание реальности и фантастики, трагического и комического


Видеофрагменты

34

Сочинение по повестям Н. В. Гоголя

1

24.11






35

Н.А.Некрасов: детство и начало литературной дея-тельности. Картины природы и жизни народа в стихотворе-нии «На Волге».

1

25.11


Знать: черты лич-ности поэта, на-шедшие отраже-ние в стихотворе-нии

Уметь: находить эпитеты и сравне-ния

Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»


36

Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».

1

27.11


Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым

Уметь: вырази-тельно читать текст



37

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

1

1.12


Знать: содержа-ние стихотворе-ния

Уметь: определять тему и основную мысль художест-венного текста



38-39

И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями.

1

2.12


Знать: обстоя-тельства, объяс-няющие появле-ние рассказа, ис-торико-культур-ный контекст рас-сказа

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в расска-зе,

охарактеризовать литературного ге-роя,

сопоставлять пос-тупки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письмен-ной форме

Отражение истории России в литературе


40

История отношений Герасима и Татьяны.

1

4.12


Знать: об отноше-нии героя к Татья-не: его доброту, заботу, великоду-шие


Тест №16, 17

41

Герасим и Муму.

1

8.12


Знать: сюжет рассказа


Проверочная работа №7

42-43

Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства.

2

9.12

11.12


Знать: правила написания сочи-нения на основе литературного произведения

Воспитывать

уважение к себе


44

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как про-тест против нацио-нальной вражды.

1

15.12


Знать: о творчес-ком пути писате-ля, истории созда-ния рассказа

Уметь: работать с текстом художест-венного произве-дения

Воспитание толерантности


45

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы

1

16.12


Знать: приемы создания образа

Уметь: отбирать материал для со-поставительного анализа



46-47

Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого.

2

18.12

22.12


Знать: роль пей-зажных зарисовок в рассказе

Уметь: работать с языком художест-венного произведе-ния

Воспитание любви к слову


48

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

1

23.12


Знать: проблема-тику рассказа: ос-меяние глупости и невежества геро-ев

Уметь: читать по ролям


Презентация.

49-50

Юмористические рассказы А.П.Чехова.

2

25.12


Знать: содержа-ние рассказов

Уметь: инсцениро-вать, выразитель-но читать, иллюст-рировать



Русские поэты 19 века о Родине , родной природе и о себе.

51

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

Образы природы в русской поэзии XIX века.

1

12.01


Знать: стихотво-рения поэтов XIX века о природе

Уметь: анализиро-вать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, срав-нивать стихи раз-ных поэтов

Воспитание любви к приро-де, Родине


52

Путешествие по календарю

1

13.01






53

Итоговый урок по литературе XIX века.

1

15.01


Знать: тексты изученных произ-ведений

Уметь: определять автора по отрыв-ку, ориентироваться в опорных тео-ретических поня-тиях




Из русской литературы 20 века. Метапредметные результаты проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


54

И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе

1

19.01


Знать: содержа-ние рассказа, осо-бенности раскры-тия темы

Уметь: отвечать на вопросы

Развитие навы-ков анализа стиля писателя


55

В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1

20.01


Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл на-звания повести «В дурном обществе», определять позицию автора;


дать развернутый ответ на один из вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Ты-бурция…)?

2) Какой эпизод запомнился больше и почему?

3) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?



56-57

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

2

22.01

26.01


Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным

Тест №18, 19

58-59

Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.

2

27.01

29.01



Проверочная работа №9

60

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотво-рениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

2.02


Знать: особенно-сти изображения темы Родины и природы в стихах Есенина

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Обращение к слову, образно-му строю, худо-жественным приемам, ритму


61

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе.

1

3.02


Знать: особенно-сти стиля Бажова

Уметь: пересказы-вать сказы Бажова

Развитие вни-мания к народ-ному слову

Презентация

62

Сказы П. П. Бажова

1

5.02






63-64

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

2

9.02

10.02


Знать: содержа-ние рассказа

Уметь: определять тему произведе-ния, выделять про-блемы

Развивать по-знавательную активность и инициативу


65-66

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

2

12.02

16.02


Знать: содержа-ние рассказа

Уметь: определять тему произведе-ния, выделять про-блемы

Развивать по-знавательную активность и инициативу


67

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.

1

17.02


Знать: особенно-сти драматиче-ской сказки


Уметь: читать дра-матическое произ-ведение


Работать над развитием во-ображения, фантазии детей

Презентация. Викторина

68

Художественные особенности драма-тической сказки Маршака. Юмор в сказке.

1

19.02



Презентация. Викторина

69-70

А.П.Платонов

Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

2

23.02

24.02


Знать: содержа-ние рассказа

Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

Тест №20

71-72

В.П.АстафьевСлово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

2

26.02

2.03


Знать: своеобра-зие творчества Астафьева

Уметь: определять значение картин природы, характе-ризовать героя, объяснять смысл названия рассказа



73-74

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

2

3.03

5.03


Знать: как раскры-вается поведение и характер героя в худож. произведе-нии

Воспитание стойкости и му-жества, умения выстоять в не-обычных жиз-ненных услови-ях

Презентация

Тест №21

75-76

Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодо-вание)?» (По произ-ведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платоно-ва, Астафьева)

2

9.03

10.03



Уметь работать с планом, писать сочинение




Поэты о Великой Отечественной войне (1941 – 1945 г.г.)

77-78

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

2

12.03

16.03


Знать о раскрытии темы войны в поэзии


Развитие патри-отического чув-ства



Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и осебе.

79-80

Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо.

2

17.03

19.03


Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)

Развитие любви к поэзии



Писатели улыбаются.

81-82

Саша Черный. Об-разы детей в расска-зах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

2

30.03

31.03


Знать, что такое юмор




80

Итоговый урок по русской литературе

1




Развитие интереса и любви к литературе



Из зарубежной литературы. Метапредметные результаты проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


83-84

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

2

2.04

6.04


Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения



Презентация

85-90

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.


6

7.04

9.04

13.04

14.04

16.04

20.04


Знать: факты био-графии и творчес-тва,


Уметь: характери-зовать поведение и характер героя, его душевные и нравс-твенные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпи-зоды произведения

Знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада»


Презентация.

91-92

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная короле-ва»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

2

21.04

23.04


Знать: своеобра-зие Андерсена-сказочника, жан-ровые и компози-ционные особен-ности сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характе-ристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»


93-95

Наши любимые сказки Андерсена.

3

27.04

28.04

30.04



96-98

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.

3

4.05

5.05

7.05


Знать, как реали-зуется в худож. произведении тема красоты


Развитие вни-мания, интере-са к литературе, навыков сотруд-ничества

Презентация

99-102

М.Твен. «При-ключения Тома Сой-ера». Образ главно-го героя.

4

11.05

12.05

14.05

18.05


Иметь представ-ление о личности и творческой дея-тельности М.Тве-на

Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев


Презентация

103-104

Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление харак-тера героя.

2

19.05

21.05


Знать: биографию Дж.Лондона, осо-бенность его про-изведений

Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специ-фику жанра «сказа-ние», характери-зовать образ героя

Понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются в рассказе

Презентация

105

Итоговый урок.

1

28.05


Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из прог-раммы, которые помогают анализировать художественное произведение;

Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям




















Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.






















ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.




Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок





VII. Контрольно-измерительные материалы


Итоговый тест по программе 5 класса

Вариант 1

А1. Что такое стих?

  1. то же, что стихотворение

  2. одно четверостишие

  3. одна стихотворная строка

  4. одна стихотворная строфа

А2. Кто является автором фольклорных произ­ведений?

    1. народ

    2. поэт

    3. сказочник

    4. царь

A3. Какое произведение написал И.С. Тургенев?

      1. «Бородино»

      2. «Муму»

      3. «Заколдованное место»

      4. «Кавказский пленник»

А4. Герой какого произведения заблудился в тайге?

        1. «Никита» А.П. Платонова

        2. «Васюткино озеро» В.П. Астафьева

        3. «Игорь-Робинзон» Саши Черного

        4. «Сказание о Кише» Дж. Лондона

ВI. Кто автор романа «Приключения Тома Сой- ера»? Запишите.

В2. Как называется этот литературный прием: ветры буйные, ясны очи, конь ретивый? Запишите.

С1. Назовите свою любимою сказку А.С. Пуш­кина. Напишите, почему она вам нравится.

Вариант 2

А1. Как называется созвучие концов стихотвор­ных строк? 1) ритм

          1. рифма

          2. размер

          3. строфа

А2. Какой жанр не относится к фольклору?

            1. скороговорка

            2. загадка

            3. пословица

            4. повесть

A3. Укажите литературную сказку.

              1. «Царевна-лягушка»

              2. «Черная курица, или Подземные жители»

              3. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

              4. «Журавль и цапля»

А4. Герой какого произведения обидел коня, после чего началась сильная метель и наступил не­бывалый мороз?

                1. «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского

                2. «В дурном обществе» В.Г. Короленко

                3. «Золотое кольцо» А.П. Платонова

                4. «Снежная королева» Х.К. Андерсена

В1. Кто автор романа «Робинзон Крузо»? Запи­шите.

В2. Как называется данная часть сказки? Запи­шите.

Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. С). Напишите, кто ваш любимый литературный герой и почему. Ключ к тесту

Вариант 1: А1 - 3; А2 - 1; A3 - 2; А4 — 2; В1 — М. Твен; В2 — эпитет.

Вариант 2: А1 - 2; А2 - 4; A3 - 2; А4 - 1; В1 - Д. Дефо; В2 - концовка.



Раздел VIII. Перечень учебно-методического обеспечения.


Для учащихся

                  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин б.Я. Ли­тература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

                  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Чи­таем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010.

                  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литера­тура. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2009.

                  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Лите­ратура: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.

                  5. Контрольно-измерительные материалы. Ли­тература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. М.: ВАКО, 2011.

                  6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как писать сочинение?: рабочая тетрадь для 5-8 классов – СПБ.: Просвещение, 2006 г.

                  7. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 кл. – М.: Дрофа, 2007 г.



Для учителя

                    1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Ли­тература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

                    2. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

                    3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разра­ботки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011.

Развёрнутое тематическое планирование по литературе. 5-8 классы сост. Л.П. Макарова. – Волгоград, издательство «Учитель», 2006. – 103 с.

Рабочие программы по литературе 5-9 классы (по программе под редакцией В.Я. Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г.М.Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: Издат. «Глобус», 2009 – 269 с. – (Образовательный стандарт)

Литература. 5-7 кл. Викторины, занимательный материал./ авт.-сост. Духно В.В.,Сухова О.В. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Суркис Е.В. Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс. Тесты, контрольные и проверочные работы, викторины/ Е.В.Суркис. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008 г.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!