Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бекетово муниципального района Кармаскалинский район РБ
Рассмотрено на заседании ШМО Вьюгова Е. А.___________ | | Согласовано Зам. директора по УВР | | Утверждаю Директор |
Протокол № 1 | | ________ А.В.Матвеева | | ___________ Е.В.Маркелова |
от «____» _________ 2018 г. | | «_____» _________ 2018 г. | | «____» _________ 2018 г. |
Рабочая программа по литературе
на 2018 -2019 учебный год
Учитель Матвеева Альбина Владимировна, учитель русского языка и литературы,
первая категория
Класс 5
Количество часов в год 105 в неделю 3 часа
Учебник Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс:
учебник- хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2017 г.
Программа «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание,
М. Просвещение, 2008.
Уровень базовый
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 года № 1897;
-Приказ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО»
-Федерального перечня учебников, утверждённого Министерством образования РФ от 31 марта 2014 года № 253;
-Приказ МО и науки РФ № 629 от 5.07.2017 г. « О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
- Образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Бекетово;
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2017 г.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Приложение № 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п | Название разделов | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество | 5 |
3. | Древнерусская литература. | 1 |
4. | Из русской литературы 18 века | 1 |
5. | Из русской литературы 19 века | 9 |
6. | Русская литературная сказка | 36 |
7 | Русские поэты 19 века о Родине | 2 |
8. | Русская литература 20 века | 25 |
9 | Поэты о ВОв (1941 - 1945) | 3 |
10 | Поэты и художники о Родине | 3 |
11. | Писатели улыбаются | 2 |
12. | Зарубежная литература | 9 |
13 | Повторение изученного | 9 |
Приложение № 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | Прим. |
| Введение (1 ч) | | |
1. | Знакомство с учебником. | План 3.09 | факт | |
| Устное народное творчество (5 ч) | | | |
2. | Устное народное творчество. | 5.09 | | Башкирский фольклор |
3. | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» | 6.09 | | Башкирские колыбельные песни |
4. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | 10.09 | | Башкирские народные сказки. |
5. | Сказки о животных «Журавль и цапля». | 12.09 | | |
6. | Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 13.09 | | |
| Древнерусская литература (1 ч) | | | |
7. | Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 17.09 | | |
| Из русской литературы 18 века (1 ч) | | | |
8. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 19.09 | | |
| Из русской литературы 18 века (9 ч) | | | |
9. | Русские басни. И.А.Крылов «Волк на псарне» | 20.09 | | |
10. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 24.09 | | |
11. | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. | 26.09 | | Башкирские сказки о животных |
12. | В.А.Жуковский «Спящая царевна» | 27.09 | | |
13. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | 1.10 | | |
14. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | 3.10 | | |
15. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 4.10 | | Башкирские басни. |
16. | Ритм, рифма, строфа. | 8.10 | | |
17. | Народная мораль, нравственность. | 10.10 | | |
| Русская литературная сказка (36 ч ) | | | |
18. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» | 15.10 | | Повествование и мораль в башкирских баснях |
19. | Описание Петербурга в сказке. А.Погорельский «Подземные жители» | 17.10 | | |
20. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | 18.10 | | |
21. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 22.10 | | |
22. | В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | 24.10 | | |
23. | Вн.чт. П.П.Ершов «Конёк – Горбунок». Народный юмор, красочность и яркость языка. | 25.10 | | |
24. | В.М. Гаршин Героическое и обыденное в сказке «AttaleaPrinseps». | | | |
25. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 7.11 | | |
26. | Теория литературы: метафора, сравнение, эпитет. | 8.11 | | Чтение стихотворений башкирских поэтов |
27. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 12.11 | | |
28. | Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Патриотический пафос стихотворения. | 14.11 | | |
29. | Вн.чт. М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашиб – Кериб». | 15.11 | | |
30. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» | 19.11 | | |
31. | Реальное и фантастическое в сюжете повести | 21.11 | | |
32. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 22.11 | | |
33. | Герои повести. Изображение конфликта темных и светлых сил. | 26.11 | | Участие башкирских воинов в войне 1812 года |
34. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века | 28.11 | | |
35. | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. | 29.11 | | |
36. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | 3.12 | | |
37. | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 5.12 | | |
38. | Вн.чт. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 6.12 | | Писатель М.Гафури и его произведения. |
39. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 10.12 | | Мир детства в произведениях башкирских писателей |
40. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | 12.12 | | |
41. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 13.12 | | |
42. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. | 17.12 | | |
43. | Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. | 19.12 | | |
44. | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками | 20.12 | | |
45. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 24.12 | | |
46. | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 26.12 | | |
47. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 27.12 | | |
48. | Странная дружба Жилина и Дины. | 14.01 | | |
49. | Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | 16.01 | | |
50. | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 17.01 | | |
51. | Р/р Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 21.01 | | |
52. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 23.01 | | |
53. | В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | 24.01 | | |
| Русские поэты 19 века о Родине (2 ч) | | | |
54. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 28.01 | | Образы природы в башкирской поэзии |
55. | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | 30.01 | | |
| Русская литература 20 века (25 ч) | | | |
56. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | 31.01 | | |
57 | Внеклассное чтение. А.И.Бунин «Косцы». | 4.02 | | |
58. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 6.02 | | |
59. | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 7.02 | | |
60. | Путь Васи к правде и добру | 11.02 | | |
61. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 13.02 | | |
62. | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 14.02 | | |
63. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 18.02 | | |
64. | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 20.02 | | |
65. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | 21.02 | | Образы природы Урала в произведения П.П.Бажова. |
66. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 25.02 | | |
67. | В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | 27.02 | | Уральские горы в сказках Бажова. |
68. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | 28.02 | | |
69. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 4.03 | | |
70. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 6.03 | | |
71. | Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | 7.03 | | |
72. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | 11.03 | | |
73. | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | 13.03 | | |
74. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | 14.03 | | Башкирские пьесы-сказки. |
75. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 18.03 | | |
76. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 20.03 | | |
77. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | 21.03 | | |
78. | Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро» | 1.04 | | Человек и природа в произведениях башкирских писателей. |
79. | Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 3.04 | | |
| Поэты о ВОв (1941 – 1945) (3 ч) | | | |
80. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» | 4.04 | | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны в произведениях башкирских писателей |
81 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 8.04 | | |
82. | Р/р h Великая Отечественная война в жизни моей семьи | 10.04 | | |
| Поэты и художники о Родине (3 ч) | | | |
83. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 11.04 | | |
84. | Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | 15.04 | | |
85. | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина-до. «Города и годы» | 17.04 | | Моя родная деревня |
| Писатели улыбаются (2 ч) | | | |
86. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 18.04 | | |
87. | В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 22.04 | | |
| Зарубежная литература (9 ч) | | | |
88 89 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 24.04 25.04 | | |
90. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 29.04 | | |
91. | Два мира сказки «Снежная королева» | 2.05 | | |
92. | В/ч Писатели-сказочники и их герои | 6.05 | | Башкирские писатели-сказочники |
93. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | 8.05 | | |
94. 95. | Том Сойер и его друзья Джек Лондон: трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). | 13.05 15.05 | | |
96 | «Сказание о Кише» | 16.05 | | |
| Повторение изученного (9 ч) | | | |
97. | Обобщение изученного материала «Литература 20 века». | 20.05 | | |
98. | Контрольная работа по курсу литературы 20 века | 22.05 | | |
99 | Мои любимые русские народные сказки. | 23.05 | | |
100 | Басня как литературный жанр. | 27.05 | | |
101 102 | Рассказы Антоши Чехонте. Повторение «Устное народное творчество». Повторение по теме «Русская литература 19-20 веков». | 29.05 30.05 | | |
2