СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на один учебный год в соответствии с ФГОС.  Количество часов в год - 105, в  неделю 3 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бекетово муниципального района Кармаскалинский район РБ


Рассмотрено на заседании ШМО

Вьюгова Е. А.___________


Согласовано

Зам. директора по УВР


Утверждаю

Директор

Протокол № 1


________ А.В.Матвеева


___________ Е.В.Маркелова

от «____» _________ 2018 г.


«_____» _________ 2018 г.


«____» _________ 2018 г.




Рабочая программа по литературе


на 2018 -2019 учебный год




Учитель Матвеева Альбина Владимировна, учитель русского языка и литературы,

первая категория


Класс 5


Количество часов в год 105 в неделю 3 часа




Учебник Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс:

учебник- хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2017 г.





Программа «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание,

М. Просвещение, 2008.



Уровень базовый








2018 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая рабочая программа составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 года № 1897;

-Приказ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО»

-Федерального перечня учебников, утверждённого Министерством образования РФ от 31 марта 2014 года № 253;

-Приказ МО и науки РФ № 629 от 5.07.2017 г. « О внесении изменений в федеральный перечень учебников».

- Образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Бекетово;

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2017 г.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Приложение № 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№п\п

Название разделов

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

5

3.

Древнерусская литература.

1

4.

Из русской литературы 18 века

1

5.

Из русской литературы 19 века

9

6.

Русская литературная сказка

36

7

Русские поэты 19 века о Родине

2

8.

Русская литература 20 века

25

9

Поэты о ВОв (1941 - 1945)

3

10

Поэты и художники о Родине

3

11.

Писатели улыбаются

2

12.

Зарубежная литература

9

13

Повторение изученного

9










Приложение № 2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата

Прим.


Введение (1 ч)



1.

Знакомство с учебником.

План


3.09

факт



Устное народное творчество (5 ч)




2.

Устное народное творчество.

5.09


Башкирский фольклор

3.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»

6.09


Башкирские колыбельные песни

4.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

10.09


Башкирские народные сказки.

5.

Сказки о животных «Журавль и цапля».

12.09



6.

Бытовая сказка «Солдатская шинель».

13.09




Древнерусская литература (1 ч)




7.

Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

17.09




Из русской литературы 18 века (1 ч)




8.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

19.09




Из русской литературы 18 века (9 ч)




9.

Русские басни. И.А.Крылов «Волк на псарне»

20.09



10.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

24.09



11.

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе.

26.09


Башкирские сказки о животных

12.

В.А.Жуковский «Спящая царевна»

27.09



13.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

1.10



14.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

3.10



15.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

4.10


Башкирские басни.

16.

Ритм, рифма, строфа.

8.10



17.

Народная мораль, нравственность.

10.10




Русская литературная сказка (36 ч )




18.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

15.10


Повествование и мораль в башкирских баснях

19.

Описание Петербурга в сказке. А.Погорельский «Подземные жители»

17.10



20.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

18.10



21.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

22.10



22.

В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

24.10



23.



Вн.чт. П.П.Ершов «Конёк – Горбунок». Народный юмор, красочность и яркость языка.

25.10



24.

В.М. Гаршин Героическое и обыденное в сказке «AttaleaPrinseps».




25.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

7.11



26.

Теория литературы: метафора, сравнение, эпитет.

8.11


Чтение стихотворений башкирских поэтов

27.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

12.11



28.

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Патриотический пафос стихотворения.

14.11



29.

Вн.чт. М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашиб – Кериб».

15.11



30.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»

19.11



31.

Реальное и фантастическое в сюжете повести

21.11



32.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

22.11



33.

Герои повести. Изображение конфликта темных и светлых сил.

26.11


Участие башкирских воинов в войне 1812 года

34.

Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века

28.11



35.

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

29.11



36.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

3.12



37.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

5.12



38.

Вн.чт. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

6.12


Писатель М.Гафури и его произведения.

39.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

10.12


Мир детства в произведениях башкирских писателей

40.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

12.12



41.

Герасим и Муму. Счастливый год.

13.12



42.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

17.12



43.

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.

19.12



44.

Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками

20.12



45.

А.А.Фет.

Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

24.12



46.

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

26.12



47.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

27.12



48.

Странная дружба Жилина и Дины.

14.01



49.

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

16.01



50.

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

17.01



51.

Р/р Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»

21.01




52.


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

23.01



53.

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

24.01




Русские поэты 19 века о Родине (2 ч)




54.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

28.01


Образы природы в башкирской поэзии

55.

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

30.01




Русская литература 20 века (25 ч)




56.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

31.01



57

Внеклассное чтение. А.И.Бунин «Косцы».


4.02



58.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

6.02



59.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

7.02



60.

Путь Васи к правде и добру

11.02



61.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

13.02



62.

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

14.02



63.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

18.02



64.

Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

20.02



65.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

21.02


Образы природы Урала в произведения П.П.Бажова.

66.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

25.02



67.

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

27.02


Уральские горы в сказках Бажова.

68.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

28.02



69.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

4.03



70.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

6.03



71.

Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

7.03



72.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

11.03



73.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

13.03



74.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

14.03


Башкирские пьесы-сказки.

75.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

18.03



76.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

20.03



77.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

21.03



78.

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

1.04


Человек и природа в произведениях башкирских писателей.

79.

Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

3.04




Поэты о ВОв (1941 – 1945) (3 ч)





80.


Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

4.04


Поэтическая летопись Великой Отечественной войны в произведениях башкирских писателей

81

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

8.04



82.

Р/р h Великая Отечественная война в жизни моей семьи

10.04




Поэты и художники о Родине (3 ч)




83.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

11.04



84.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

15.04



85.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина-до. «Города и годы»

17.04


Моя родная деревня


Писатели улыбаются (2 ч)




86.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

18.04



87.

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

22.04




Зарубежная литература (9 ч)




88


89

Даниэль Дефо. Слово о писателе.


«Робинзон Крузо»

24.04


25.04



90.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

29.04



91.

Два мира сказки «Снежная королева»

2.05



92.

В/ч Писатели-сказочники и их герои

6.05


Башкирские писатели-сказочники

93.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

8.05



94.


95.

Том Сойер и его друзья


Джек Лондон: трудная, но интересная жизнь (слово о писателе).


13.05


15.05



96

«Сказание о Кише»


16.05




Повторение изученного (9 ч)




97.

Обобщение изученного материала «Литература 20 века».

20.05



98.

Контрольная работа по курсу литературы 20 века

22.05



99

Мои любимые русские народные сказки.

23.05



100

Басня как литературный жанр.

27.05



101

102


Рассказы Антоши Чехонте.

Повторение «Устное народное творчество».

Повторение по теме «Русская литература 19-20 веков».

29.05


30.05


























2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!