Рабочая программа по литературе 12 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программно - методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой, М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2006 г. и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, эстетическому воспитанию. Она содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели и задачи обучения:
Цель программы по литературе в 12 классе состоит в дальнейшей работе по совершенствованию навыка чтения и умений полноценно воспринимать литературное произведение во всей его многогранности и полноте (в единстве содержательной и языковой сторон произведения). Подчиняясь общей цели обучения, такой предмет имеет и свою цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности.
Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально - бытовой ориентированности, затем более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.
-совершенствование техники чтения;
-повышение способности понимать прочитанное;
-формирование интереса к чтению;
-понимание значения навыка чтения;
-развитие, как устной речи, так и письменной речи.
Согласно учебному плану в 12 классе на уроки литературы отведено 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.
Содержание рабочей программы соответствует программно- методическому обеспечению для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой, М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2006 г.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний.
Первый уровень рассчитан на обучающихся способных к усвоению разделов программы.
Второй уровень предназначен для воспитанников со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу к обучающимся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
(1 уровень)
Обучающиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным героям;
-высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
-пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
-объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря;
-читать драматические произведения по ролям;
Обучающиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений, 3 прозаических отрывка.
(2 уровень)
Обучающиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-характеризовать главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений, отчетливо и выразительно читать их перед классом.
Содержание учебного предмета
Структура программы по литературному чтению в 12 классе сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения.
Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Для предотвращения повторов в изучении биографий писателей и поэтов, с которыми учащиеся познакомились в 7—9 классах, уделяется большое внимание изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые имеют непосредственное отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой целью рекомендуется знакомить учащихся с отрывками из мемуарной художественной литературы.
Содержание программы также учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, содержание описание жизненных ситуаций, интересных для 16-19 летних юношей и девушек. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов, газет.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес соотносятся с их личными опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности - самостоятельному чтению.
Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, привлекается личный опыт учащихся, используются средства наглядности.
Большое внимание на уроках уделяется развитию устной речи.
Этому процессу должно способствовать:
обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением;
умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового и фразеологического словаря;
участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;
участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником);
заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков;
использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения, в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.
Учебно-тематический план.
№ | Кол-во часов | Тема | Теория | Практика |
1 | 1 | Введение. Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении | 1 | 1 |
2 | 1 | Устное народное творчество | 1 | 1 |
3 | 1 | Народные сказки | 1 | 1 |
4 | 1 | Литературные сказки | 1 | 1 |
5 | 12 | Из произведений русской литературы XIX века | 14 | 14 |
6 | 7 | Из произведений русской литературы XX века | 7 | 7 |
7 | 2 | Фантастика в литературе | 2 | 2 |
8 | 1 | Детектив: история и законы жанра | 1 | 1 |
9 | 8 | Внеклассное чтение | 8 | 8 |
Хрестоматия по русской литературе XVIII-XIX вв. Автор В.Волина //Ред. А.И.Соколова; худ. А.В. Панкевич. -с. - Пб: издательство « Дидактика Плюс»,1998.-400с.., ил.
Энциклопедия для детей. Т.9.Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / Под редакцией М.Д. Аксёнова.-М.: Аванта+, 2001.-672 с .:ил.
Школьный словарик. Писатели в учебной литературе. Начальная школа. Составитель: Кутявина С.В. , Москва «Вако» 2009 г.
Оборудование:
Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.